
Пояснительная записка
Статус документа
Программа разработана на основе программы начального общего образования МБОУ СОШ №11 Гиагинского района в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы Б.М.Неменского, УМК «Школа России», планируемых результатов начального общего образования.
Общая характеристика курса
Цель:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи:
1.совершенствование эмоционально произведений искусства и окружающего мира;
2.развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
3.формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы уроки изобразительного искусства в 3 классе рассчитаны на 1 час в неделю. Следовательно общее количество часов составило – 34ч., из них РОСО – 5 часов .
Тематический план
Название темы | Содержание учебной темы | Количество часов |
Искусство в твоём доме | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ. Его условность, передача общего через единичное. Красота предметов в реальной повседневной жизни. Связь декора посуды, платка с назначением. Эмоциональная среда дома, создаваемая обоями: их цветом, рисунком, ритмом, величиной изображений. Книга как произведение искусства, многообразие форм и видов книг. Открытка как предмет искусства, разновидности тиражной графики. Причастность художника к созданию всего предметного мира, окружающего человека в его доме. | 8 ч |
Искусство на улицах твоего города | Архитектурные памятники как хранители памяти о своём времени, о тех, кто строил и украшал города и сёла. Роль природных аналогов (паутина, крылышки бабочек, стрекоз, жучков, ажурно-сетчатые конструкции листа дерева и др.) в создании инженерных конструкций с тончайшими ажурными сцеплениями металлических элементов. Художественное оформление витрин, отвечающее назначению магазина и вместе с тем являющееся рекламой и праздничным украшением магазина и улицы. Разнообразие форм и образное решение транспорта. | 7 ч |
Художник и зрелище | Художник в цирке. Художник в театре. Искусство рекламы, его роль в жизни (афиша и плакат). Работа Мастеров Изображения, Постройки, Украшения на улицах города для создания праздника в городе. Роль художника при изготовлении декораций, костюмов, карнавальных масок. Роль художника в праздничном украшении города, улицы. | 10 ч |
Художник и музей | Музеи, шедевры изобразительного искусства, хранящиеся в художественных музеях крупных городов России, памятники культуры родного края. Картина – особый мир. Картина – пейзаж (жанр пейзажа). Картина – портрет (жанр портрета). Картина – натюрморт (жанр натюрморта). Исторические картины и картины бытового жанра. Скульптура в музее и на улице. | 8 ч |
Содержание программы
Курс изобразительного искусства имеет направленность на развитие эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству. В перечень нормативных документов, прилагаемых к стандарту, входят рекомендации к материально-техническому оснащению кабинетов изобразительного искусства всеми необходимыми материалами. Учебный материал в примерной программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно – нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно творческой ческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально- ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно- творческий опыт. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты :
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой р
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается обще эстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна
Требование к уровню подготовки обучающихся:
Ученик получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна и художественного конструирования собственной художественно-творческой деятельности;
- выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства живописи;
- активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, пейзаж, натюрморт и др.), передавая своё эмоциональное состояние;
- участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству;
- выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
- использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
Материально-техническое обеспечение:
Учебник: «Изобразительное искусство» 3 класс под редакцией Б.М.Неменского – М.:Просвещение 2013
Календарно – тематическое планирование
по изобразительному искусству 3 класс
№ п/п | Тема урока | К-во часов | д/з | Дата по плану | Дата по факту |
Искусство в твоем доме(8 часов) |
1/1 | Твои игрушки(создание _ формы, роспись) | 1 | Нарисовать свою любимую игрушку | | |
2/2 | Посуда у тебя дома. | 1 | Наблюдение за окружающей действительностью | | |
3/3 | Обои и шторы у тебя дома. | 1 | Подготовить эскиз обоев для детской | | |
4/4 РОСО | Адыгский народный орнамент в оформлении отделочных строительных материалов. | 1 | Творческая работа | | |
5/5 | Мамин платок. | 1 | Придумать эскиз праздничного платка | | |
6/6 | Твои книжки. | 1 | Иллюстрирование любимой сказки | | |
7/7 | Поздравительная открытка. | 1 | Просмотреть открытки, 39 | | |
8/8 | Труд художника для твоего дома. | 1 | С. 43, вопросы | | |
Искусство на улицах твоего города (7 часов) |
9/1 | Памятники архитектуры. | 1 | Сообщение «Профессия-архитектор» | | |
10/2 | Парки, скверы, бульвары. | 1 | Нарисовать рисунок «Парк осенью» | | |
11/3 РОСО | Утренняя заря в горах Кавказа. Изображение в цвете красоты утреннего горного пейзажа. | 1 | Творческая работа | | |
12/4 | Ажурные ограды. Волшебные фонари. | 1 | Р.т. с. 22 | | |
13/5 | Витрины магазинов. | 1 | С. 67, вопрос 2 | | |
14/6 | Удивительный транспорт. | 1 | Придумать машину будущего | | |
15/7 | Труд художника на улицах твоего города. | 1 | Наблюдение за окружающей действительностью | | |
Художник и зрелище(10 часов) |
16/1 | Художник в цирке. | 1 | Подобрать картинки по теме урока | | |
17/2 | Художник в театре. | 1 | Подбор материала для работы с.83 | | |
18/3 | Театр на столе. | 1 | Творческая работа | | |
19/4 | Театр кукол. | 1 | С. 88-91 | | |
20/5 | Мы- художники кукольного театра. | 1 | | | |
21/6 РОСО | Искусство золотого шитья Адыгеи. Ознакомление с учащихся с традициями золотошвейного ремесла Адыгеи. | 1 | Творческая работа | | |
22/7 | Театр кукол. Театральные маски .Голова куклы ,театральный костюм. | 1 | Подобрать материал для карнавальной маски | | |
23/8 | Афиша, плакат. | 1 | Придумать эскиз афиши или плаката | | |
24/9 РОСО | Выполнение эскиза художественного оформления плаката-афиши. | 1 | Подобрать картинки по теме | | |
25/10 | Праздник в городе. Школьный карнавал. | 1 | Рисунок для украшения праздничного города. | | |
Художник и музей. (9часов) |
26/1 | Музей в жизни города. | 1 | Подготовить сообщение «из истории музеев». | | |
27/2 | Картины - особый мир. | 1 | С 110, вопрос 3 | | |
28/3 | Музеи искусства. | 1 | Просмотр видеофильма о музеях | | |
29/4 РОСО | Беседа об искусстве. Знакомство с произведениями пейзажного жанра художников Адыгеи. | 1 | Нарисовать два разных по настроению пейзажа | | |
30/5 | Картина – портрет. Картина-пейзаж. | 1 | Изобразить по памяти портрет подруги(друга) | | |
31/6 | Картина – натюрморт. | 1 | Нарисовать натюрморт с выражением радостного настроения | | |
32/7 | Картины исторические и бытовые. | 1 | Сюжетный рисунок в тетради с. 46-47 | | |
33/8 | Скульптура в музее и на улице. | 1 | Наблюдение за окружающей действительностью | | |
34/9 | Художественная выставка. Каждый человек – художник! Обобщающий урок. | 1 | | | |