СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс УМК Школа России к учебнику Коротеевой Е.И. под редакцией Б.М. Неменского.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по изобразительному искусству для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы» Неменского Б.М. (учебно-методический комплект «Школа России»).

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в об­щеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духов­ной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколения­ми. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивили­зации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзыв­чивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- расширение художественно-эстетического кругозора;

- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

- постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями;

- развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний;

- воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений;

- приобщение к достижениям мировой художественной культуры;

- освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;

- создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;

- освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.


2. Общая характеристика предмета


Программа создана на основе развития традиций россий­ского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является ре­зультатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность програм­мы обеспечивает целостность учебного процесса и преемствен­ность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматри­вается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художествен­ное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребен­ка. Цели художественного образования состоят в развитии эмо­ционально-нравственного потенциала ребенка, его души сред­ствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание про­граммы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит в вос­питании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в ко­ей мере не ограничивает связи с культурой разных стран ми­ра, напротив, в основу программы положен принцип «от род­ного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом от­крывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в по­вседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декора­тивно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и эк­ранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех ос­новных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности – изобразительный, декоративный и конструктивный – в на­чальной школе выступают для детей в качестве хорошо им по­нятных, интересных и доступных видов художественной дея­тельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельнос­ти позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функции: изображение - это художественное познание мира, выра­жение своего к нему отношения, эстетического переживания его; Конструктивная деятельность – это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность – это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функ­ции в жизни общества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и пони­мать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубо­ко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимает­ся год за годом, урок за уроком по ступенькам познания лич­ных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет предполагает сотвор­чество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставлен­ных задач и вариативность их решения; освоение традиций ху­дожественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности – практическая ху­дожественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по вос­приятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваи­вая опыт художественной культуры) имеют творческий харак­тер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пласти­лин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные мате­риалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач – постоянная смена художественных ма­териалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес уче­ников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает разви­тие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практичес­кой работы происходит формирование образного художествен­ного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего от­ношения к действительности должно служить источником раз­вития образного мышления.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдатель­ности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдатель­ности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так­же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освое­ния детьми материала курса. Конечная цель – формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, раз­мышления о нем, выражения своего отношения на основе ос­воения опыта художественной культуры.

Тема 2 класса – «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в ис­кусстве чувств человека, на художественных средствах эмоцио­нальной оценки: доброе – злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.

Восприятие произведений искусства и практические твор­ческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и со­здавать заданный образ.

Программа предусматривает че­редование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Со­вместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий по­ложительный результат дает стимул для дальнейшего творчест­ва и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках нахо­дит разнообразные формы выражения: изображение на плос­кости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); де­коративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивиду­альной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; про­слушивание музыкальных и литературных произведений (на­родных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основ­ным средством приобщения к художественной культуре. Сред­ства художественной выразительности – форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция – осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помо­гает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, по­иску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного ис­кусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художествен­ной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание де­тей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возмож­ность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут приме­няться в оформлении школы.


3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


На изучение предмета во 2 классе отводится 1ч в неделю, всего 34 ч.


4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА


Приоритетная цель художественного образования в шко­ле – духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формиро­вание у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в вос­приятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ре­бенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являют­ся базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение ис­кусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми про­граммного материала. Стремление к выражению своего отно­шения к действительности должно служить источником разви­тия образного мышления.

Одна из главных задач курса – развитие у ребенка интере­са к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это являет­ся залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возмож­но лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только тогда знания и умения по искусству ста­новятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Эмоционально-ценностный, чувствен­ный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только че­рез собственное переживание – проживание художественно­го образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмо­циональному уподоблению – основа эстетической отзывчивос­ти. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержа­ние должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.


5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПРЕДМЕТА


Личностные результаты отражаются в индивидуальных ка­чественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе:

• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

• уважительное отношение к культуре и искусству других на­родов нашей страны и мира в целом;

• понимание особой роли культуры и искусства в жизни об­щества и каждого отдельного человека;

• сформированность эстетических чувств, художественно-­творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

• сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творчес­ком отношении к окружающему миру, потребностей всамо­стоятельной практической творческой деятельности), ценнос­тей и чувств;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцио­нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережи­вания чувствам других людей;

• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим за­мыслом;

• умение обсуждать и анализировать собственную художест­венную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сфор­мированности универсальных способностей учащихся, прояв­ляющихся в познавательной и практической творческой дея­тельности:

•освоение способов решения проблем творческого и поиско­вого характера;

• овладение умением творческого видения с позиций худож­ника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно дейст­вовать даже в ситуациях неуспеха;

• освоение начальных форм познавательной и личностной реф­лексии;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам;

• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

• использование средств информационных технологий для ре­шения различных учебно-творческих задач в процессе поис­ка дополнительного изобразительного материала, выполне­ние творческих проектов, отдельных упражнений по живо­писи, графике, моделированию и т.д.;

• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приоб­ретается и закрепляется в процессе освоения учебного пред­мета:

• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в ду­ховно-нравственном развитии человека;

• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в об­щении с искусством;

• овладение практическими умениями и навыками в восприя­тии, анализе и оценке произведений искусства;

• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструи­ровании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;

• знание видов художественной деятельности: изобразитель­ной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (ди­зайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

• знание основных видов и жанров пространственно-визуаль­ных искусств;

• понимание образной природы искусства;

• эстетическая оценка явлений природы, событий окружаю­щего мира;

• применение художественных умений, знаний и представле­ний в процессе выполнения художественно-творческих работ;

• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоцио­нально оценивать несколько великих произведений русско­го и мирового искусства;

• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

•усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

• умение видеть проявления визуально-пространственных ис­кусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

• способность использовать в художественно-творческой дея­тельности различные художественные материалы и худо­жественные техники;

• способность передавать в художественно-творческой дея­тельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

• умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду­манный художественный образ;

• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообра­зие и красоту природы различных регионов нашей страны;

• умение рассуждать о многообразии представлений о красо­те у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художест­венную культуру;

• изображение в творческих работах особенностей художест­венной культуры разных народов, пе­редача особенностей понимания ими красоты природы, че­ловека, народных традиций;

• способность эстетически, эмоционально воспринимать кра­соту городов, сохранивших исторический облик, – свидете­лей нашей истории;

• умение приводить примеры произведений искусства, выра­жающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, кра­соту внутреннего мира человека.


6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


ИСКУССТВО И ТЫ

Как и чем работает художник (8 ч.)

Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти. Пять красок – всё богатство цвета. Изображение небесных объектов и стихий. Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего леса по памяти. Выразительные возможности аппликации. Аппликация коврика. Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса. Выразительность материалов для работы в объёме. Объёмное изображение животных. Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки. Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного города.

Любой материал может стать выразительным (обобщение)

Реальность и фантазия (7 ч.)

Изображение и реальность. Изображение диких (домашних) животных. Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника. Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города Конструирование из бумаги подводного мира. Братья-Мастера всегда работают вместе (обобщение). Ёлочные игрушки

О чем говорит искусство (8 ч.)

Выражение характера животных. Изображение животных с характером. Выражение характера человека. Изображение сказочного мужского образа. Выражение характера человека. Изображение сказочного женского образа. Выражение характера человека. Создание в объёме сказочных персонажей. Изображение природы в разных состояниях (контрастных). Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия. Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация). Выражение чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении, постройке Создание композиций, передающих мир сказочных героев.

Как говорит искусство (8 ч.)

Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев.

Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером. Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц.

Пропорции выражают характер. Лепка людей, животных с разными пропорциями. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение).

Обобщающий урок года. Выставка лучших работ. Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли.

Резерв 3 (ч.)

7. Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результа­ты освоения материала

Универсальные учебные действия

1 четверть

Чем и как работают художники (8 часов)

1


«Цветочная поля­на». Три основные краски, строящие многоцветье мира.

Урок введения в новую тему

Беседовать о красоте осен­ней природы, о многообразии её цветовой гаммы. Наблю­дать и делать выводы о зна­чении трёх красок. Работать с кистью.

Знание правил работы с ки­стью, смешивания красок. Умение строить свою работу с разной последовательно­стью, делать выводы на ос­нове личного опыта и наблю­дений.

Наблюдать природу и при­родные явления. Овладеть на практике основами цве- товедения. Осуществлять самоконтроль и корректи­ровку хода работы и конеч­ного результата.

2


«Радуга на грозовом небе». Пять красок - всё богатство цвета и тона.

Комбиниро­ванный урок.

Беседовать о красоте осен­ней природы, о многообразии её цветовой гаммы. Знаком­ство с полотнами известных художников, наблюдение за природой,изображённой мастерами. Работа в группах без предварительного рисунка.

Знание художников, изобра­жающих природу. Умение изображать настроение при­роды, природных стихий, ра­ботать с инструментами и материалами художника. По­нимать разницу в изображе­нии природы.

Осуществлять поиск ин­формации, используя мате­риалы представленных кар­тин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполне­нии учебных практических работ и реализации не­сложных проектов.

3


«Осенний лес». Пастель, цветные мелки, акварель; их выразительные воз­можности.

Урок-сказка.

Познакомиться с другими ма­териалами для изображения: мелки, пастель. Узнать о ва­риантах построения компози­ции, о законе «ближе­дальше», «больше-меньше».

Знание понятия «компози­ция». Умение наблюдать за природой, различать её ха­рактер и эмоциональное со­стояние. Умение пользовать­ся мелками и пастелью и реализовывать с их помощью свой замысел.

Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя такие ма­териалы, как мелки или пастель. Использовать пра­вила для передачи про­странства на плоскости в изображениях природы.

4


«Осенний листопад». Выразительные возможности аппли­кации.

Урок-проект.

Познакомиться с новым ви­дом выразительности изо­бражения. Соотнести личные наблюдения со стихотворе­ниями Тютчева и музыкой

Знание видов выразительно­сти, правил техники безопас­ности при работе с ножница­ми. Умение передавать на­строение композиции цветом,

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реа­лизации несложных проек-





Чайковского. Определять ма­териалы и инструменты, не­обходимые для изготовления изделий.

работать в группе, распреде­лять обязанности, планиро­вать свою работу.

тов. Осуществлять само­контроль и корректировку хода работы и конечного результата.

5


«Графика зимнего леса». Выразитель­ные возможности графических материалов.

Урок-

удивление.

Познакомиться с другими ма­териалами выразительно­стями: тушь и уголь. Наблю­дать за природой зимнего леса. Учиться изображать линии разной выразительно­сти. Овладение приёмами работы с тушью и углём.

Знание о выразительных воз­можностях линии, точки, тём­ного и белого пятен. Умение пользоваться новыми мате­риалами для выразительно­сти изображения, пользо­ваться правилами работы с графическими материалами.

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств художествен­ных произведений. Овладе­вать основами языка гра­фики. Осуществлять само­контроль и корректировку хода работы и конечного результата.

6


«Звери в лесу». Вы­разительность мате­риалов для работы в объёме.

Урок-сказка.

Сопоставить изображение на плоскости и объёмное. На­блюдение за скульптурой, её объём. Закрепить навыки ра­боты с пластилином. Само­стоятельно составить план работы по изготовлению ра­боты.

Знание понятия «скульпту­ра», правил работы с пла­стичными материалами. Уме­ние различать произведения искусства на плоскости и в пространстве, подбирать ма­териалы для изображения животного в пространстве.

Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректи­ровать свою работу. Оце­нивать по заданным крите­риям. Проектировать изде­лие: создавать образ в со­ответствии с замыслом и реализовывать его.

7


«Птицы в лесу». Выразительные воз­можности бумаги.

Комбиниро­ванный урок.

Освоить работу с бумагой: сгибание, разрезание, пере­вод плоскости листа в разно­образные объёмные формы - цилиндр, конус, лесенки, гар­мошки. Конструировать из бумаги различные соору­жения.

Знание понятия «макет», эта­пов постройки сооружений. Умение применять правила работы с бумагой, планиро­вать свои действия в соот­ветствии с замыслом, рабо­тать в группе.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реа­лизации несложных проек­тов; моделировать.

8


«Композиции из су­хих трав и цветов». Для художника лю­бой материал может стать выразитель­ным.

Урок обобще­ния и система­тизации зна­ний. Урок- выставка.

Сделать вывод о способах выразительности в художест­венных произведениях. Оп­ределять материалы и инст­рументы, необходимые для изготовления изделий.

Знание способов вырази­тельности в художественных произведениях. Умение ис­пользовать различные приё­мы и способы выразительно­сти в изображении природы и животных.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректи­ровать свою работу. Оце­нивать по заданным крите­риям.

2 четверть




Реальность и фантазия (7 часов)


9


«Наши друзья - пти­цы». Изображение и реальность.

Урок-игра.

Рассказывать о красоте при­роды, о животных. Наблю­дать за изображениями жи­вотных: изгиб тела,строй­ность лап, шеи, пластика пе­реходов одной части тела в другую. Выделять особенно­сти животных. Наблюдать за пропорциями частей тела животных.

Знание понятия «пропорция». Умение соблюдать пропорции при изображении животного, передавать характерные чер­ты изображаемого объекта. Умение пользоваться прави­лами художника (начинать изображение с общего абриса).

Осуществлять анализ объ­ектов с выделением суще­ственных и несуществен­ных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объ­екте, его строении. Использовать правила про­порции при изображении животного.

10


«Сказочная птица». Изображение и фантазия.

Урок-сказка.

Осознать связь фантазии с реальной жизнью. Наблюде­ние за фантастическими об­разами. Выводы о связи ре­альных и фантастических объектов. Правила изобра­жения фантастических обра­зов. Использовать в индиви­дуальной деятельности гуашь.

Знание правил рисования с натуры. Умение выражать свои чувства, настроение с помощью света, насыщенно­сти оттенков, изображать форму, пропорции,соединять воедино образы животных и птиц.

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств художествен­ных произведений. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объ­екте, его строении. Учиты­вать правила в планирова­нии и контроле способа ре­шения.

11


«Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность.

Комбиниро­ванный урок.

Наблюдать за разнообразием объектов природы. Осознать красоту и неповторимость этих объектов. Высказывать­ся и приводить примеры из личного опыты. Изображать при помощи линий.

Знание правил рисования с натуры. Умение рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности - форму, вели­чину, расположение игл; пра­вильно разводить гуашевые краски.

Учитывать выделенные учителем ориентиры дейст­вия в новом учебном мате­риале в сотрудничестве с учителем; формулировать собственное мнение и по­зицию.

12


«Кокошник». Укра­шение и фантазия.

Урок совмест­ного творчест­ва.

Наблюдение за конструктив­ными особенностями орна­ментов и их связью с приро­дой. Анализировать орна­менты различных школ на­родно-прикладного творчест­ва. Создать собственный ор­намент кокошника.

Знание понятия «орнамент»; приёма выполнения узора на предметах декоративно­прикладного искусства; из­вестных центров народных художественных промыслов. Умение выполнять кистью простейшие элементы расти­тельного узора для украше­ния кокошника.

Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректи­ровать свою работу. Оце­нивать по заданным крите­риям. Проектировать изде­лие: создавать образ в со­ответствии с замыслом и реализовывать его.

13


«Подводный мир». Постройка и реаль­ность.

Комбиниро­ванный урок.

Наблюдение за постройками в природе. Определять фор­му, материал. Учиться само­стоятельно, по своим пред­ставлениям, конструировать из бумаги, используя основ­ные приёмы работы с этим материалом. Работать в группах.

Знание основных приёмов работы с бумагой. Умение выполнять моделирование форм подводного мира, пла­нировать свою работу и сле­довать инструкциям.

Видеть и понимать много­образие видов и форм в природе;конструировать различные формы; давать эстетическую оценку вы­полненных работ, находить их недостатки и корректи­ровать их.

14


«Фантастический замок». Постройка и фантазия.

Урок-

фантазия.

Сопоставлять современные постройки и сказочные. Ис­пользовать для выразитель­ности композиции сходство и контраст форм.

Знание основных приёмов работы с бумагой. Умение выполнять моделирование фантастических зданий, пе­редавать настроение в твор­ческой работе.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректи­ровать свою работу. Оце­нивать по заданным крите­риям.

15


Братья-мастера. Изображения, укра­шения и постройки всегда работают вместе.

Урок-

обобщение.

Наблюдать за разнообразием форм новогодних украшений, конструировать новогодние игрушки в виде зверей, рас­тений, человека. Работать в группах.

Знание правил выполнения коллективной работы. Умение различать основные и со­ставные, тёплые и холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразитель­ного искусства; использовать художественные материалы.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректи­ровать свою работу. Оце­нивать по заданным крите­риям. Формулировать соб­ственное мнение и позицию.

3 четверть

0 чём говорит искусство (8 часов)

16


«Четвероногий ге­рой». Выражение характера изобра­жаемых животных.

Урок введения в новую тему.

Познакомиться с иллюстра­циями. Наблюдать за на­строением животных. Выби­рать и применять вырази­тельные средства для реали­зации замысла в рисунке. Рассказывать о своих до­машних питомцах: поведе­ние, игры, внешний вид.

Знание понятия «художник- анималист»; творчества ху­дожников В. Серова,

И. Ефимова, Т. Мавриной,

М. Кукунова, В. Ватагина. Умение рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тема­тических рисунках простран­ственные отношения; пра­вильно разводить и смеши­вать гуашевые краски.

Выражать своё отношение к произведению изобрази­тельного искусства в выска­зывании, рассказе. Участ­вовать в обсуждении со­держания и выразительных средств. Изображать жи­вотное на основе своих на­блюдений. Давать оценку своей работе по заданным критериям.

17


«Сказочный мужской образ». Выражение характера человека: изображение добро­го и злого сказочного мужского образа.

Комбиниро­ванный урок.

Анализировать картины из­вестных художников: образ героя картины. Наблюдение за изображением доброго лица и злого. Познакомиться с понятием «внутренняя кра­сота». Работать в группах вариативно.

Знание понятия «внутренняя красота». Умение изображать мужской образ; выполнять творческую работу; переда­вать в рисунках пространст­венные отношения, реализо­вать свой замысел.

Понимать взаимосвязь изо­бразительного искусства с литературой и музыкой. На­ходить общие черты в ха­рактере произведений раз­ных видов искусства. Да­вать оценку своей работе по заданным критериям.

18


Женский образ рус­ских сказок. Выра­жение характера че­ловека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Бабариха).

Комбиниро­ванный урок.

Анализировать картины из­вестных художников: образ героя картины. Наблюдение за изображением доброго лица и злого. Закрепить по­нятие «внутренняя красота». Работать в группах вариа­тивно.

Знание понятия «внутренняя красота». Умение изображать женский образ; выполнять творческую работу; переда­вать в рисунках пространст­венные отношения, реализо­вать свой замысел.

Понимать взаимосвязь изо­бразительного искусства с литературой. Находить об­щие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям.

19


Образ сказочного героя, выраженный в объёме.

Урок-проект.

Анализировать скульптуры. Наблюдать за средствами выразительности в изобра­жении добрых и злых героев. Выполнить работу из пласти­лина или глины. Вспомнить правила работы с пластич­ными материалами. Работать в группах вариативно.

Знание основных жанров и видов произведений изобра­зительного искусства. Умение передавать образ человека и его характер, используя объ­ём; выполнять коллективную творческую работу; самостоя­тельно выбирать материалы для творчества; передавать в рисунках пространственные отношения.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реа­лизации несложных проек­тов. Моделировать.

Давать оценку своей работе по заданным критериям.

20


«Море». Изображе­ние природы в раз­ных состояниях.

Комбиниро­ванный урок.

Рассказывать по своим на­блюдениям о различных со­стояниях природы. Анализи­ровать на основе сказки А.С. Пушкина «Сказка о ры­баке и рыбке» разные со­стояния моря. Рассмотреть картины художников- маринистов. Предлагать свои варианты изображения моря в разных состояниях.

Знание понятия «художник- маринист». Умение изобра­жать природу в разных со­стояниях; выполнять коллек­тивную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой ра­боты, передавать в рисунках пространственные отноше­ния, реализовать свой замы­сел; правильно разводить и смешивать гуашевые краски.

Выражать своё отношение к произведению изобрази­тельного искусства в выска­зывании, рассказе. Участ­вовать в обсуждении со­держания и выразительных средств. Изображать море на основе своих наблюде­ний. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.

21


«Человек и его ук­рашения» (сумочка, сарафан, воротни­чок, щит - по выбо­ру, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшение.

Комбиниро­ванный урок.

Рассмотреть предметы с элементами декора. Опреде­лить причину желания людей украшать свои вещи. Изу­чить, какими средствами вы­разительности пользуются народные умельцы. Выяс­нить причины различия ук­рашений одних и тех же предметов. Приводить при­меры, используя свои на­блюдения. Освоить основы изобразительного языка ху­дожников.

Знание правил выражения характера человека через украшение. Умение сравни­вать виды и жанры изобрази­тельного искусства (графика, живопись, декоративно­прикладное искусство); узна­вать отдельные произведе­ния выдающихся отечествен­ных и зарубежных художни­ков, называть их авторов.

Анализировать и сопостав­лять произведения разных видов искусства. Образно воспринимать искусство и окружающую действитель­ность. Различать произве­дения ведущих центров на­родных художественных ремёсел России. Понимать ценность искусства в соот­ветствии гармонии челове­ка с окружающим миром.

22


«Морской бой Сал- тана и пиратов», коллективное панно двух противополож­ных по намерениям сказочных флотов. Выражение намере­ний человека через украшение.

Урок-игра.

Учиться выражать намерения через украшения. Выяснить, какими средствами пользу­ются художники для выраже­ния своих намерений. Закре­пить знания по составлению орнамента. Делать выводы.

Знание правил составления орнаментов; тёплые и холод­ные цвета. Умение опреде­лять форму, размер, после­довательность выполнения работы; соблюдать правила составления коллективной работы, оценивать результат.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реа­лизации несложных проек­тов. Моделировать коллек­тивное панно и давать оценку итоговой работе.

23


«В мире сказочных героев».В изобра­жении, украшении и постройке человек выражает свои чув­ства, мысли, своё отношение к миру.

Урок обобще­ния и система­тизации знаний.

Наблюдать за конструкциями зданий. Осознать, что внеш­ний вид здания соответствует жильцу по характеру. Делать выводы о взаимосвязи Мас­теров - Постройки, Изобра­жения и Украшения. Проек­тировать сказочный город, учитывая материалы. Рабо­тать в группе.

Знание понятия «украше­ние». Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы; выбирать и применять выра­зительные средства для реализации замысла в рабо­те. Умение планировать свою работу в группе и реа­лизовывать замысел.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реа­лизации несложных проек­тов. Моделировать сказоч­ный город из выбранных самостоятельно материа­лов и давать оценку итого­вой работе.

4 четверть




Как говорит искусство (8 часов)


24


«Замок Снежной ко­ролевы». Цвет как средство выраже­ния: тёплые и хо­лодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

Урок введения в новую тему.

Наблюдать за цветом в кар­тинах художников. Понимать, с помощью каких художест­венных средств художник до­бивается того, чтобы нам стало понятно, что и зачем он изображает. Делать выводы о том, что цвет придает до­полнительную эмоциональ­ную выразительность произ­ведению.

Знание средств художествен­ной выразительности, поня­тия «цвет»; тёплые и холод­ные цвета. Умение высказы­вать простейшие суждения о картинах; передавать свои наблюдения и переживания в рисунках; передавать в тема­тических рисунках простран­ственные отношения; пра­вильно разводить гуашевые краски.

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств. Понимать ценность искусства в соот­ветствии гармонии челове­ка с окружающим миром. Изображать замок Снежной королевы, используя тёп­лые и холодные цвета. Да­вать оценку своей работе и работе товарища по задан­ным критериям.

25


«Весна идет». Цвет как средство выра­жения: тихие (глу­хие) и звонкие цвета.

Комбиниро­ванный урок.

Беседовать о возможностях цвета в создании настроения. Подобрать цвета для изо­бражения грусти, печали, тревоги, нежности. Провести параллель с музыкой. Выяс­нить, какой отрывок соответ­ствует образу нежному и светлому, а какой - тревож­ный и тяжёлый. Уяснить воз­можности цветов: чёрного, белого, серого. Создать шка­лу оттенков серого цвета.

Знание средств художествен­ной выразительности, поня­тия «цвет»; тёплые и холод­ные, звонкие и глухие цвета. Умение высказывать про­стейшие суждения о карти­нах; передавать свои наблю­дения и переживания в ри­сунках; передавать в темати­ческих рисунках пространст­венные отношения; правиль­но разводить гуашевые краски.

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств. Понимать ценность искусства в соот­ветствии гармонии челове­ка с окружающим миром. Изображать весеннюю зем­лю, используя звонкие и глухие цвета. Давать оценку своей работе и работе то­варища по заданным крите­риям.

26


«Весенний ручеёк». Линия как средство выражения: ритм линий.

Комбиниро­ванный урок.

Сравнивать фотографии с видами весны в разные ме­сяцы. Определять понятие ритма в природе. Делиться своими наблюдениями. Со­отнести свои представления с музыкальным произведени­ем, с отрывками описания весны в рассказе Пришвина. Изобразить ручьи на рисунке с предыдущего урока.

Знание понятий: «пейзаж», «ритм»; творчества художни- ков-пейзажистов. Умение са­мостоятельно компоновать сюжетный рисунок; переда­вать в тематических рисунках пространственные отноше­ния; правильно разводить гуашевые краски; последова­тельно вести линейный рису­нок на заданную тему.

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств. Понимать ценность искусства в соот­ветствии гармонии челове­ка с окружающим миром. Изображать весенний пей­заж. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.

27


«Ветка». Линия как средство выраже­ния: характер линий.

Комбиниро­ванный урок.

Рассмотреть и сравнить предложенные ветки, сде­лать выводы: у берёзы ветки нежные, гибкие, а у дуба - мощные, похожие на лапы дракона. Учиться выражать характер работы с помощью линий.

Умение различать основные и составные цвета; сравни­вать различные виды и жан­ры изобразительного искус­ства; использовать художест­венные материалы, исполь­зовать линии для изображе­ния характера работы.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректи­ровать свою работу. Оце­нивать по заданным крите­риям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.

28


«Птички» (коллек­тивное панно). Ритм пятен как средство выражения.

Комбиниро­ванный урок.

Рассмотреть и сравнить кар­тины известных художников; выявить, какими вырази­тельными средствами они пользовались; познакомить­ся с ещё одним выразитель­ным средством - это ритм и движения пятна. Выполнить задание в технике апплика­ции.

Знание понятий: «ритм и дви­жения пятна», «аппликация»; техники выполнения апплика­ции. Умение делать выводы на основе рассуждений; состав­лять композицию, последова­тельно её выполнять; состав­лять последовательность и придерживаться ритма.

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств. Понимать ценность искусства в соот­ветствии гармонии челове­ка с окружающим миром. Моделировать коллектив­ное панно и давать оценку итоговой работе.

29


«Смешные человеч­ки». Пропорции вы­ражают характер.

Комбиниро­ванный урок.

Наблюдать за пропорциями - тела, массы, длины рук и ног. Соотносить части тела по раз­меру. Выполнить изделие из пластичных материалов. Закре­пить основные приёмы обработ­ки пластичных материалов.

Знание понятия «пропорция»; приёмов обработки пластич­ных материалов. Умение вы­бирать материл для работы; выражать характер изделия через отношение между ве­личинами (пропорцию).

Анализировать образец, оп­ределять материалы, кон­тролировать и корректиро­вать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Формулировать собственное мнение и позицию.

30


«Весна. Шум птиц». Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства вырази­тельности.

Урок обобще­ния изученного материала.

Обобщить свои знания о средствах выразительности. Планировать свои действия и следовать плану. Использо­вать свои знания в выраже­нии своих замыслов. Начать создание коллективного пан­но и дать оценку совместной деятельности.

Знание средств выразитель­ности. Умение применять средства выразительности; работать в группе, использо­вать художественные мате­риалы, использовать средст­ва выразительности для изо­бражения характера работы.

Участвовать в обсуждении содержания и средств вы­разительности. Понимать ценность искусства в соот­ветствии гармонии челове­ка с окружающим миром. Изображать весенний пей­заж. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.

31


Обобщающий урок за год.

Урок-выставка.

Обобщить свои знания по теме года «Искусство и ты». Назвать ведущие идеи каж­дой четверти. Использовать свои знания в выражении своих ответов. Закончить создание коллективного пан­но и дать оценку совместной деятельности.

Знание основных жанров и видов произведений изобра­зительного искусства; веду­щих художественные музеев России; художников.

Умение высказывать про­стейшие суждения о картинах и предметах декоративно­прикладного искусства.

Участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств. Понимать ценность искусства в соот­ветствии гармонии челове­ка с окружающим миром. Моделировать коллектив­ное панно и давать оценку итоговой работе.

32-34


Резерв.






8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Литература:

  1. Неменский Б.М. Изобразительное искусство: Рабочие программы. Начальная школа.2 класс. УМК «Школа России», Москва, Планета, 2015

  2. Коротеева Е.И. Под редакцией Б.М.Неменского. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы, Москва, Просвещение, 2017

Перечень основных поисковых систем сети Интернет

1. https://www.google.ru/

2. www.rambler.ru

3. https://www.yandex.ru

4. www.nigma.ru

Коллекции электронных образовательных ресурсов

1. Учебно-методический комплекс «Школа России» – http://school-russia.prosv.ru

2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru.

Образовательные Интернет-порталы

1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru

2. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

3. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru

4. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики http://www.math.ru

5. Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык» http://www.rus.1september.ru

6. Портал «Музеи России» http://www.museum.ru

7. Учительская газета www.ug.ru

8. Журнал «Начальная школа» » http://n-shkola.ru

9. Сайт «Начальная школа» – http://1-4.prosv.ru

10. Газета «1 сентября» www.1september.ru

11. Сеть творческих учителей www.it-n.ru

12. Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru

13. Сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» www.sch2000.ru

14. Сайт образовательной системы «Школа 2100» www.school2100.ru

15. Официальный сайт МО и науки РФ http://mon.gov.ru/

16. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

17. ФГОС http://standart.edu.ru/

18. ЕГЭ 2016 Официальный информационный портал http://www.ege.edu.ru/

19. Публичная библиотека http://www.twirpx.com/library/

Технические средства обучения

Персональный компьютер с принтером.

Ксерокс (по возможности).

Проектор для демонстрации слайдов.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по изобразительному искусству.

Учебно-практическое оборудование:

  • Краски акварельные, гуашевые;

  • Тушь, ручки с перьями;

  • Бумага: А4 , А3, А1;

  • Бумага цветная;

  • Фломастеры, маркеры;

  • Восковые мелки, цветные карандаши;

  • Кисти: беличьи, из пони, из щетины;

  • Ёмкости для воды;

  • Клей;

  • Ножницы.

Модели и натурный фонд:

  • Муляжи фруктов и овощей;

  • Гербарии;

  • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

  • Гипсовые геометрические тела;

  • Предметы быта; драпировки.






Принято на заседании педагогического совета МАОУ «Школа №187»

протокол №___ от _________________