МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ УСТЬ-БЫСТРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.Я. ОРЕХОВА
«Утверждаю»
Директор МБОУ УБСОШ
им.Героя СССР С.Я. Орехова
__________/Бирюкова Л.В./
Приказ от 31.08.2020г. №122
Рабочая программа
по изобразительному искусству для 6 класса
Количество часов: 35
Учитель: Петренко Наталья Викторовна;
учитель I квалификационной категории.
2020-2021 учебный год
1.Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.07.2015г);
- ФГОС ООО от 17.12.2010г №1897 (изменения от 31.12.2015г №1577);
- основная образовательная программа ООО для 5-9 классов (Приказ от 31.08.2020г № 122);
- учебный план на 2020-2021 учебный год (Приказ от 02.07.2020г № 90);
- календарный учебный график на 2020-2021 учебный год (Приказ от 31.08.2020г №120);
- примерная программа «Изобразительное искусство», под редакцией Б.М. Неменского для 5-9 классов: М.: «Просвещение», 2014г.
Общие цели: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.
Задачи:
воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;
раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр);
углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;
знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов;
показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;
развивать умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции;
развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства;
развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• формирование основ художественной культуры обучающихся как
части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира: развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
• развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;
• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов,
жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ;
• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
3. Содержание учебного предмета
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка – 9 ч.
Основы представлений о языке ИЗО. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным смыслом выражения содержания.
Формы организации учебных занятий: урок формирования первичных навыков - беседа, рассказ, применение ЗУН – практическая и самостоятельная работа, комбинированный урок - анализ проблемных ситуаций.
Основные виды учебной деятельности: Различать предложенные репродукции картин по видам искусства и материалу выполнения. Различать понятия «вид» и «жанр» в искусстве. Использовать линию в собственной творческой работе. Использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности. Выполнять цветовые растяжки по заданному цвету, владеть навыками механического смешения цветов.
Овладеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи. Определять понятие «анималистический жанр». Использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе.
Р/к. Художники Донского края. Р/к Известные скульпторы Донского края.
При изучении данного раздела учащиеся познакомятся с творчеством известных художников и скульпторов Донского края , с их произведениями искусства.
Митрофан Борисович Греков (1882- 1934 гг.) Картина «Волы в степи» 1914 г. Картина «Луга» 1911 г. Картина «Степь» 1915 г. Картина «Вид из окна» 1924 г.
Ибалаков Пётр Андреевич (1940-2007 гг.) Монумент «Стачка 1902 г.» г. Ростов-на-Дону Монумент «Тачанка» г. Ростов-на-Дону Мемориал «Прорыв» ст. Тацинская Памятный знак «110-й Калмыцкой дивизии» ст. Багаевская
Николай Никанорович Дубовской (1859-1918 гг.) Картина «Зима» 1883 г. Картина «Родина» 1901 г. Картина Картина «Ураган в степи» «Ураган в степи» 1895 г. Картина «Родина» 1903 г.
Мир наших вещей. Натюрморт – 8 ч.
История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.
Формы организации учебных занятий: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий, урок применения ЗУН, урок овладения новыми знаниями или формирование первичных навыков.
Основные виды учебной деятельности: Определять значение изобразительного искусства в жизни человека и общества, взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в произведениях искусства. Определять понятие «натюрморт». Иметь представление о выдающихся художниках и их произведениях в жанре натюрморта. Активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция). Иметь представление о многообразии и выразительности форм. Разделять сложную форму предмета на простые геометрические фигуры. Конструировать из бумаги простую геометрическую форму (конус, цилиндр, куб, призма). Применять правила: 1)объемного изображения геометрических тел с натуры,2) композиции на плоскости. Применять полученные знания в практической работе с натуры. Применять основы изобразительной грамоты: светотень. Использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры.
онимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Называть выдающихся художников-графиков. Составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики. Определять жанр натюрморт, называть выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, И. Машков, П. Сезанн). Анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра. Представлять доклад перед аудиторией.
Вглядываясь в человека. Портрет – 9 ч.
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешне и внутренне. Художественно – выразительные средства портрета.
Формы организации учебных занятий: урок овладения новыми знаниями или формирование первичных навыков, применение ЗУН, комбинированный урок, практическая работа.
Основные виды учебной деятельности: Распознавать жанры изобразительного искусства, портреты, выполненные выдающимися художниками-портретистами русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Активно воспринимать произведения портретного жанра. Определять пропорции в изображении головы, лица человека. Применять полученные знания в практической работе. Выполнить автопортрет. Определять пропорции в конструкции головы человека. Определять материалы и выразительные возможности скульптуры. Передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека.
Определять пропорции головы и лица человека. Называть выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры ( набросок друга или одноклассника), анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами. Выполнить рисунок дружеского шаржа. Применять в практической работе (аппликация головы с различным освещением)знания по основам изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра.
Р/к. Художники-портретисты Донского края.
Учащиеся познакомятся с творчеством и биографией Герасимова Юрия Тимофеевича (родился 1937г.) Картина «Григорий и Аксинья» Портрет В.А. Закруткина Картина «Казацкая семья» Портрет М.А. Шолохова
Скопцов Семён Сергеевич (1917-1998 гг.) Картина «Донская герань» 1958 г. Картина «Станица Мелиховская» 1952 г. Картина «Шолохов среди земляков» 1958 г.
Чарская Ирина Алексеевна (1923-2015 гг.) Иллюстрации к роману «Тихий Дон» Картина «Бабы» 1970 г. Картина «Станица Раздорская» 1998 г.
Человек и пространство. Пейзаж – 9ч.
Жанры в ИЗО. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра и его основные вехи в развитии. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников – пейзажистов.
Формы организации учебных занятий: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий, урок применения ЗУН, урок овладения новыми знаниями или формирование первичных навыков.
Основные виды учебной деятельности: Различать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Активно воспринимать произведения изобразительного искусства. Определять особенности и способы изображения пространства в различные эпохи. Композиция, цвет, светотень, перспектива в работах художников.
Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов. Понимать, что такое « точка зрения», «линия горизонта», «картинная плоскость», «точка схода», «высота линии горизонта». Применять правила линейной и воздушной перспективы, изменения тона и цвета предметов по мере удаления. Анализировать роль колорита в пейзаже – настроении. Работать гуашью, используя основные средства художественной выразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и представлению. Анализировать особенности понимания красоты природы в творчестве русских художников. Осваивать навыки создания пейзажных зарисовок и наблюдательной перспективы при изображении пейзажа. Определять основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года.
Анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов по разделу, теме | Дата проведения |
1 | Виды изобразительного искусства и основы образного языка. | 9 | 04.09-06.11 |
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. | 1 | 04.09 |
2 | Художественные материалы. | 1 | 11.09 |
3 | Рисунок – основа изобразительного творчества. | 1 | 18.09 |
4 | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. | 1 | 25.09 |
5 | Пятно, как средство выражения. Ритм пятен. | 1 | 02.10 |
6 | Цвет, основы цветоведения. | 1 | 09.10 |
7 | Цвет в произведениях живописи. Р/к. Художники Донского края. | 1 | 16.10 |
8 | Объемные изображения в скульптуре. Р/к Известные скульпторы Донского края. | 1 | 23.10 |
9 | Основы языка изображения. | 1 | 06.11 |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт. | 8 | 13.11-15.01 |
10 | Реальность и фантазия в творчестве художника. | 1 | 13.11 |
11 | Изображение предметного мира – натюрморт. | 1 | 20.11 |
12 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 | 27.11 |
13 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. | 1 | 04.12 |
14 | Освещение. Свет и тень. | 1 | 11.12 |
15 | Натюрморт в графике. | 1 | 18.12 |
16 | Цвет в натюрморте. | 1 | 25.12 |
17 | Выразительные возможности натюрморта. | 1 | 15.01 |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет. | 9 | 22.01-19.03 |
18 | Образ человека - главная тема искусства. | 1 | 22.01 |
19 | Конструкция головы человека и ее основные пропорции. | 1 | 29.01 |
20 | Изображение головы человека в пространстве. | 1 | 05.04 |
21 | Портрет в графике. | 1 | 12.02 |
22 | Графический портретный рисунок. | 1 | 19.02 |
23 | Сатирические образы человека. | 1 | 26.02 |
24 | Образные возможности освещения в портрете. | 1 | 05.03 |
25 | Роль цвета в портрете. | 1 | 12.03 |
26 | Великие портретисты. Портрет в изобразительном искусстве 20 века. Р/к. Художники-портретисты Донского края. | 1 | 19.03 |
4 | Человек и пространство. Пейзаж. | 9 | 02.04-28.05 |
27 | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | 02.04 |
28 | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Изображение пространства. | 1 | 09.04 |
29 | Пейзаж - большой мир. | 1 | 16.04 |
30 | Пейзаж - настроение. | 1 | 23.04 |
31 | Пейзаж в графике. | 1 | 30.04 |
32-33 | Пейзаж в русской живописи. | 2 | 07.05 14.05 |
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. | 1 | 21.05 |
35 | Язык и смысл. | 1 | 28.05 |
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» Протокол заседания МО Заместитель директора по УР
учителей гуманитарного цикла _________/ Петренко Н.В./ МБОУ УБСОШ им. Героя 28.08.2020г
СССР С.Я. Орехова
от 27.08.2020 № 1 .
Руководитель МО
__________/Доронова Н.В./