СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов разработана на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» М.: «Просвещение»2011г., с учётом следующих документов:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010года №1897;

- примерной программы по русскому языку «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1.» - М.: «Просвещение», 2011;

- основной образовательной программы МКОУ «СОШ»;

- методические рекомендации об организации образовательной деятельности во 2классае в 2020 – 2021 учебном году.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Каршинская средняя общеобразовательная школа»
МО «Акушинский район»





«УТВЕРЖДАЮ»

«СОГЛАСОВАНО»


Директор школы

Зам. директора по УВР


А.А.Гамзалаалиева

З.З.Багандалиева


« » г.


« » г.


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ



Учителя начальных классов
Алиевой Габсат Магомедовны

Изобразительное искусство 2 класс

За 2020-2021 уч.год


















2020

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, на основе образовательной программы начального общего образования ОУ, с учётом авторской программы С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев («Изобразительное искусство. 1-4 класс. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. -М.: Дрофа, 2012. УМК В.С. Кузина, Э.И Кубышкиной).

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;

  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);

  • Конституция Российской Федерации (ст. 43);

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785);

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373);

  • Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);

  • Письмо Департамента образования Ярославской области от 14 мая 2014 года № 1172/01-10 «Об использовании учебников»;

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования. В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»»

  • Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987);

  • Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 66 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»;

  • Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа (Стандарты второго поколения) под редакцией А.М. Кондакова и Л.П. Кезина.- М.: Просвещение, 2011 и авторская программа по обучению грамоте по «Букварю» Т.М. Андрианова, «Литературное чтение», автор Э.Э. Кац. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373». (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936);

  • Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы. Стандарты второго поколения. – http://standart.edu.ru.

  • Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки..

Целями курса изобразительного искусства в начальной школе являются:

  • Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

  • Приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

  • Реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности;

  • Развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;

  • Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

  • Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.

Задачи обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни ( музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.



Место предмета в учебном плане

На изучение изобразительного искусства во 2 классе 34 часа (1 час в неделю).



Учебно-методическое обеспечение учебного предмета

Методические пособия для обучающихся:

  • Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник – М.:Дрофа, 2014

  • Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 2 класс: рабочая тетрадь – М.:Дрофа, 2014

Методические пособия для учителя:

  • Кузин В.С. и др. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2009

  • Кузин В.С. Изобразительное искусство. 2 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2013

  • Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. – 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2011.

  • Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 2 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2012.

  • О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www. ed.gov.ru.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представленийо нравственных нормах;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями ее реализации

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

  • формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.



Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;

  • формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;

  • развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.



Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы и реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культура народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическим характере народной культуры (украшение сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты)

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, толстое и тонкое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие и толстые, волнистые и прямые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линий эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст предметов и форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, порывистый, замедленный, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русскогои зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно­прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно­творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.



Содержание курса

2 класс (34 ч)

Рисование с натуры (7 ч)

Рисование с натуры несложных по строению и изящных по очертаниям предметов. Развитие навы­ков конструктивного построения предметов. Ис­пользование элементарных навыков перспективного изображения предметов. Использование сложного цвета при воспроизведении поверхностей различ­ных предметов.

Работа живописными материалами в технике алла прима и работа по сырому акварелью.

Выполнение в цвете осенних листьев, цветов, ово­щей, фруктов, натюрмортов, чучел птиц и зверей, игрушечных машинок.

Рисование на темы, по памяти и представлению(14 ч)

Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непо­средственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее простран­ственное расположение, цвета изображаемых пред­метов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

Правила рисования те­матической композиции. Общее понятие об иллюст­рациях. Иллюстрирование сказок. Размещение изображения на листе бумаги в соответствии с замыс­лом. Передана смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в темати­ческом рисунке пространства, пропорций и основно­го цвета изображаемых объектов.

Декоративная работа (7 ч)

Знакомство с видами народного декоративно-при­кладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан) и по глине (Филимоново, Дымково). Ознакомление с русской глиняной иг­рушкой. Использование в декоративной работе ли­нии симметрии, ритма, элементарных приемов кис­тевой росписи.

Выполнение эскизов орнаментов и предметов с использованием традиционных народных приемов декорирования.

Лепка (5 ч)

Развитие приемов работы с пластилином или гли­ной. Лепка фруктов, овощей, народных игрушек, архангельских пряников.

Использование шаблонов. Лепка по представле­нию сказочных животных. Использование художест­венно-выразительных средств — объема и пластики.

Беседы (1ч)

Тема беседы «Главные художественные музеи страны». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.



Тематическое планирование уроков изобразительного искусства

2 класс (34 часа)


Виды занятий

Количество часов

по программе

в рабочей программе

1.

Рисование с натуры

7

7

2.

Рисование на темы, по памяти и представлению

14

14

3.

Декоративная работа

7

2

4.

Лепка

5

5

5.

Беседы

1

1

6.

Художественное конструирование и дизайн

-

5


Всего

34

34



На основании рекомендаций, полученных из методических писем ГОАУ ЯО ИРО в рабочую программу 2 класса были внесены следующие изменения: спланированы уроки в разделе «Художественное конструирование и дизайн» за счет 5 часов из раздела «Декоративная работа».



Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства

2 класс (34 часа)

п/п

Тема урока

Дата

Содержание темы, термины и понятия

Виды деятельности, их характеристика

«Мы рисуем осень» (9 ч)

1.

Рисование на тему: «Моё лето».



Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачамиВосприятие произведений искусства. Цвета спектра. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета в живописи. Композиция.Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание. Формат.

Художественный анализ произведений изобразительного искусства с опорой на учебник (с.4-7) и мультимедийную презентацию. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.

2.

Рисование с натуры букета цветов. «И снова осень к нам пришла».



Художественно-выразительные средства в живописи: цвет, мазок. Цветовой контраст.Смешение цветов. Икебана – искусство составления букетов.

Художественный анализ произведений изобразительного искусства с опорой на учебник (с.8-9) и мультимедийную презентацию. «Осенний букет». Самостоятельная работа (изображение живописными средствами букета цветов)

3.

Рисование с натуры грибов. «Осень – грибная пора».



Восприятие произведений искусства. Грибы съедобные и ядовитые. Грибы в живописи и в графике. Конструктивное построение грибов.

Анализ произведений изобразительного искусства с опорой на учебник (с.10-11)и мультимедийную презентация. Индивидуальная работа (изображение грибов с натуры)

4.

Рисование с натуры осеннего листа. «Сыплются с дерева листья поблёкшие»



Эмоционально-эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства. Тёплые и холодные цвета, вливание цвета в цвет. Правила рисования осеннего листочка. Линия симметрии. Форма и цвет листьев.Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Анализ произведений изобразительного искусства (с.38-39). Индивидуальное выполнение рисунка осеннего листочка с построением линии симметрии.

5.

Рисование на тему: «Музыка дождя». «Осень».


Восприятие произведений искусства. Художественно-выразительные средства живописи. Этапы создания картины: замысел, эскизы, этюды, рисунки, наброски.

Художественный анализ произведений изобразительного искусства о дожде (с.14-19), мультимедийная презентация.

Индивидуальная работа по созданию рисунка (передача с помощью цвета эмоционального состояния природы).

6.

Художественное конструирование и дизайн. Красота обычных вещей. Цилиндр. Изготовление декоративной вазы.


Конструкция предметов. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Геометрическое тело – цилиндр. Конструктивное построение цилиндра. Линия симметрии. Декор и декорирование.

Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.20-21), мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (изготовление вазы для цветов с использованием пластилина и природного материала).

7.

Лепка овощей. Осенние подарки природы.



Материалы для скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Изображения на плоскости и в объёме. Способы передачи объёма.

Художественный анализ произведений изобразительного искусства с опорой на учебник (с.22-25) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (Создание объёмных изображений из пластилина – лепка овощей)

8.

Рисование на тему: «Осенний натюрморт».


Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Свет, собственная тень и тень падающая, блик, рефлекс. Цвет в натюрморте. Способы нанесения мазков.

Мультимедийная презентация и эвристическая беседа с опорой на учебник (с.26-31). Индивидуальная работа (изображение натюрморта).

9.

Декоративная работа. Мы рисуем сказочную веточку.


Русское народное декоративно-прикладное творчество.Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека.Искусство мастеров Полхов-Майдана. Приёмы рисования кистью элементов растительного орнамента.


Видеофильм, групповой анализ произведений мастеров с опорой на учебник (с.32-33). Индивидуальная работа (изображение веточки с использованием форм растительного мира).

«Мы рисуем сказку» (7 ч)

10.

Лепка филимоновской игрушки. Весёлые узоры.



Игрушечных дел мастера. Игрушки разных художественных промыслов. Филимоновские игрушки, особенности их пластической формы.

Эвристическая беседа о филимоновской игрушке с опорой на учебник (с.36-37). Мультимедийная презентация «Тарарушки, тарарушки – это русские игрушки» Практическая работа ( создание скульптуры из пластилина с использованием пластического способа лепки).

11.

Рисование по памяти. «Сказка про осень».Написание пейзажа.


Пейзаж в живописи. Художник-пейзажист – Ф.Васильев и его картины. КомпозицияЛиния горизонта. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Приём загораживания. Контрастные, тёплые и холодные цвета. Колорит картины.

Анализ картины Ф Васильева Болото в лесу» (с.38-39). Мультимедийная презентация. Индивидуальная работа (написание осеннего пейзажа по замыслу).

12.

Рисование по памяти. «Мы готовимся к рисованию сказки». Наброски зверей и птиц.


Анималистический жанр. Изображение деревьев, птиц, животных, общие и характерные черты. Художники анималисты. Материалы, которыми работают художники. Рисование тушью и пером. Художественно-выразительные средства: линия, штрих.

Анализ творчества В. Ватагина с опорой на учебник (с.42-43) и презентацию. Индивидуальная работа (выполнение наброска уточки и лисицы простым карандашом).

13.

Рисование на тему: «Мы рисуем сказку».



Искусство иллюстрации и основное содержание литературного произведения. Замысел и художественно-выразительные средства. Книжная графика.

Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.48-49) и презентацию. Индивидуальная работа над иллюстрацией к любимой сказке.

14.

Декоративная работа. Мы рисуем сказочную птицу.


Символ птицы в устном народном творчестве. Образ птицы в русском декоративно-прикладном творчестве. Контрастные или дополнительные цвета. Тёплые и холодные цвета.

Эвристическая беседа с опорой на учебник и презентацию.

Индивидуальная работа над образом сказочной птицы.

15.

Лепка Архангельского рождественского пряника.


Рождество и народные традиции. Архангельский пряник-рождественский - козуля. Разнообразие пряников (печатные, вырубные, свадебные, рождественские). Узор, ритм, симметрия.

Эвристическая беседа с опорой на учебник и презентацию «Русское народное творчество» Практическая работа (создание архангельского пряника из пластилина или солёного теста).

16.

Художественное конструирование и дизайн. Новогодняя сказка.Конструирование карнавальной маски.


Народные традиции встречи Рождества и Нового года. Карнавальные маски из бумаги и других материалов.

Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.54-55) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (создание карнавальной маски из бумаги, картона и других материалов).

«Мои друзья» (10 ч)

17.

Рисование на тему: «Зимние развлечения с друзьями».


Восприятие произведений искусства. Выбор композиции, в зависимости от замысла. Пропорции и перспектива. Главное и второстепенное в композиции.

Анализ произведений изобразительного искусства с опорой на учебник (с.58-63) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (рисование фигурок детей в композиции зимнего пейзажа).

18.

Лепка богородской игрушки.


Игрушечных дел мастера. Особенности деревянных игрушек разных художественных промыслов. Белогодские и городецкие игрушки.

Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.66-67) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (создание игрушки из целого куска пластилина).

19.

Рисование по памяти. «Наши друзья – животные».


Е. Чарушин – художник-анималист. Штрихи, линии, пятна – художественно-выразительные средства.

Анализ творчества Чарушина с опорой на учебник (с.68-69) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (изображение медвежонка восковыми мелками).

20.

Красота животных, выраженная средствами скульптуры «Наши друзья животные».


Многообразие подводного мира. Рыбки в скульптуре и изобразительном искусстве. Последовательность рисования рыбки. Линия симметрии.

Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.70-71) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (написание композиции «Рыбки в аквариуме» с использованием смешанной техники – акварель и восковые мелки),

21.

Рисование на тему: «Любимые сказки моих друзей». Рисунки животных по воображению.


Силуэт в графике, живописи и декоративно-прикладном искусстве. История рождения силуэта. Контрасты. Теневой театр.

Сравнительный анализ произведений, выполненных в силуэтной технике с использованием учебника (с.72-75) и мультимедийной презентации. Индивидуальная работа (создание рисунка любимого животного по воображению с использованием туши).

22.

Художественное конструирование и дизайн. Красота обычных вещей Куб. Параллелепипед.

Конструируем теневой театр.


Геометрические тела – куб и параллелепипед. Способы передачи объёма на плоскости.Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Правила выполнения штрихов.

Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.76-77) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (создание теневого театра).

23.

Рисование на тему:«Защитники земли русской»


Образ защитника Отечества.Богатырская тема в творчестве русских художников. Картина В. Васнецова «Богатыри». Выразительные средства: цвет, перспектива. Композиция. Пространственные отношения: ближе, дальше. Роль пейзажа в картине.

Художественный анализ произведений искусства Васнецова с опорой на учебник (с.78-83) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа по созданию образа русского богатыря.


24.

Художественное конструирование и дизайн. Красота обычных вещей. Конус. Конструирование игрушек из конусов.


Геометрические тела. Конструктивное построение конуса. Плоскость и объём. Линия симметрии. Декор и декорирование.

Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.84-85) и мультимедийную презентацию. Практическая работа (создание игрушек из конусов).

25.

Рисование на тему: «Моя семья – забота и любовь. Написание портрета.»


Портрет как жанр изобразительного искусства. Виды портретов. Цвет в портрете. Значение фона.

Анализ произведений изобразительного искусства З. Серебряковой с опорой на учебник (с.86-89) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (написание портрета).

26.

Рисование с натуры. Мои друзья – птицы.


Последовательность рисования птицы. Форма, объём и цвет птицы. Особенности рисования с натуры.

Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.90-91) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (рисование птицы с натуры).

«С чего начинается Родина»(8 ч)

27.

Беседа: «Главные художественные музеи страны»


Музеи: Третьяковская галерея, Русский музей, Музей им. А.С. Пушкина.

Беседа «Прекрасное в жизни и произведениях искусства» Художественный анализ произведений с опорой на учебник (с.94-97)

28.

Рисование на тему:«Весенний солнечный день. Рисование городского пейзажа».


Жанр пейзажа. Пейзажи разные географических широт.Композиция, виды композиций. Композиционный цент. Линия горизонта. Воздушная и линейная перспектива. Творчество художника К. Юона.

Эвристическая беседа с опорой, на учебник (с.98-103), мультимедийную презентацию «Архитектурный пейзаж». Индивидуальная работа по созданию композиции пейзажа с храмом.

29.

Рисование с натуры. Мы готовимся к рисованию сказки. Наброски птиц.


Тема сказки в живописи. Художник- сказочник – В. Васнецов. Сюжет. Иллюстрация к сказке. Наброски.

Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.104-111), мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (выполнение набросков гусей, лебедей).

30.

Рисование на тему:«Мы рисуем русскую народную сказку».


Сюжет иллюстрации. Пейзаж как фон для сказочного действия.

Индивидуальная работа (иллюстрирование сказки «Гуси лебеди»

31.

Рисование с натуры. Красота окружающего мира. Насекомые. Рисование бабочки.


Многообразие природного мира. Последовательность рисования бабочки. Линия симметрии. Красота узора на крыльях бабочки.

Восприятие произведений изобразительного искусства с опорой на учебник (с.112-115) и мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (рисование бабочки).

32.

Рисование с натуры. Цветы нашей Родины (натюрморт).


Натюрморт в изобразительном искусстве. Колорит. Цвет и настроение в натюрморте.

Художественный анализ произведений с опорой на учебник (с.116-117), мультимедийную презентацию. Индивидуальная работа (написание натюрморта с натуры).

33.

Художественное конструирование и дизайн. Проект детской площадки.


Кто такие архитекторы. Что такое проект. Проектирование зданий. Форма здания, размер. Материалы для строительства.

Устное рисование детской площадки. Индивидуальная работа (проектирование детской площадки).

34.

Рисование на тему:«С чего начинается Родина?».



Пейзажи родной природы.Картины родной природы в разные времена года. Роль цвета в пейзажной живописи. Тоновый контраст.

Восприятие пейзажей с опорой на учебник (с.122-123). Индивидуальная работа (рисование картины «Лето красное»).

Планируемые результаты по предмету «Изобразительное искусство»

Личностные результаты

Обучающиеся научатся:

  • положительно относится к урокам изобразительного искусства.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • познавательной мотивации к изобразительному искусству;

  • чувства уважения к народным художественным традициям России;

  • внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

  • эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Метапредметныерезультаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет обучающимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

  • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

  • выполнять работу по заданной инструкции;

  • использовать изученные приёмы работы красками;

  • осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

  • вносить коррективы в свою работу;

  • понимать цель выполняемых действий,

  • адекватно оценивать правильность выполнения задания;

  • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

  • решать творческую задачу, используя известные средства;

  • включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

  • «читать» условные знаки, данные в учебнике;

  • находить нужную информацию в словарях учебника;

  • вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

  • различать цвета и их оттенки,

  • соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

  • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

  • характеризовать персонажей произведения искусства;

  • группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

  • конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

  • комментировать последовательность действий;

  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении;

  • выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы;

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Обучающиеся получат возможность научится:

  • выражать отношение к произведению;

  • чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;

  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;

  • изображать форму, строение, цвет предметов;

  • соблюдать последовательное выполнение рисунка;

  • определять холодные и тёплые цвета;

  • выполнять эскизы декоративных узоров;

  • использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

  • применять приёмы народной росписи;

  • расписывать готовые изделия по эскизу;

  • применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек.