СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа разработана на основе УМК Неменского и рассчитана на 0,5 часа в неделю
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Мастюгинская основная общеобразовательная школа
Острогожского района Воронежской области
Рассмотрено на заседании МО естественно-математического цикла
Руководитель МО: _____________Швадченко А. А.
Протокол № 1 от « 31» августа 2017 г.
| «Утверждено»
Приказ № ___ от « 31 » августа 2017 г.
И.о. директора школы _____________Весельева В.В.. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Искусство (ИЗО)»
7 класс, базовый уровень
Разработана: Швадченко Аллой Александровной учителем биологии, химии, географии, обществознания, изобразительного искусства I квалификационной категории
2017 год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, примерной программы основного общего образования по предметам (Изобразительное искусство и художественный труд 5–9 классы. М.: Просвещение, 2012), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Учебным планом МКОУ Мастюгинская ООШ.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
- государственной программой РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 1426-р.);
- Приказа Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
-СанПин 2.4.2.2821-10 от 3 марта 2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
-Приказа Министерства Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
-Рекомендациям по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от24.11.2011 № МД-1552/03),
-Письма Министерства Образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении ФГОС ООО»,
-Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 56 от 01.02.2012 г.,
-Плану мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Воронежской области (приложение №1 к приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 01.02.2012 г. № 56).
-Фундаментального ядра содержания общего образования
-Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения
- Примерных программ по учебным предметам. Изобразительное искусство и художественный труд 5-9 классы под ред. Б. М. Неменского: - М.: Просвещение, 2014. - (Стандарты второго поколения).
В соответствии с ООП ООО каждый школьный предмет, в том числе и изобразительное искусство, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
II. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Общая годовая тема программы 7 класса «Дизайн и архитектура в жизни человека»
Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
III. Место учебного предмета «Изобразительное искусство 7 класс» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение обществознания в 7 классе отводится 17 часов, из часов федерального компонента, из расчета 0,5 часа в неделю.
IV. Ценностные ориентиры содержания предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка —главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своей) отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это но (можно лишь и деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
V. Планируемые результаты освоения курса «Изобразительное искусство 7 класс»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе изучения изобразительного искусства:
• в ценностно-ориентационной сфере:
— воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
— принятие мультикультурной картины современного мира;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
— осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
• в трудовой сфере:
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:
— формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
— умение познавать мир через образы и формы декоративно-прикладного искусства.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение воспринимать, оценивать и анализировать произведения искусства как основы формирования коммуникативных навыков.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета и дает возможность научиться:
• в познавательной сфере:
познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
определять истоки и специфику образного языка изобразительного искусства;
распознавать основные жанры изобразительного искусства;
различать по стилистическим особенностям изобразительное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVI-XVII веков);
выявлять в произведениях изобразительного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов;
осваивать основы изобразительной грамоты и образно-выразительный язык изобразительного искусства (на доступном для данного возраста уровне);
• в ценностно-ориентационной сфере:
— развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать декоративно-прикладные искусства во всем многообразии их видов, осваивать мультикультурную картину современного мира;
— понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
— уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
• в эстетической сфере:
— реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;
— развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале изобразительного искусства;
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
• в трудовой сфере:
создавать художественные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (выставки рисунков);
владеть практическими навыками и приемами выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале художественных композиций.
VI. Содержание учебного предмета, курса
1. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры – 4 часа
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек. Конструктивные искусства – архитектура и дизайн. Основа архитектуры и дизайна. Семья пространственных искусств.
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Введение в искусство архитектуры. Основные понятия: конструктивное искусство, дизайн.
Представление об элементах композиционного творчества в архитектуре и дизайне. Архитектура и ее функции в жизни людей. Основные типы композиций: симметричная и асиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст.
Прямые линии и организация пространства. Ритм и движение. Разреженность, сгущенность. Прямые линии – соединение элементов композиции или членение плоскости.
Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы; линии и пятна. Функциональное значение цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, доминанта.
Буква - строка – текст. Искусство шрифта. Общее и разное в образно- языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видов искусств.
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Общее и разное в образно- языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видов искусств. Синтез слова и изображения в искусстве плаката. Монтажность их соединения, образно-информационная цельность.
Многообразие форм графического дизайна. Многообразие форм графического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология. «Мелочи», которые участвуют в ритмичес кой организации композиции: номера страниц, цветовые плашки фона, цвет шрифта в заголовках, стрелки у подписей к иллюстрациям и т. д
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- организовывать пространство, создавая уравновешенную композицию; гармонично сбалансировать композиции из трех прямоугольников;
- передавать в работе (выражать) свое настроение (ощущение) и состояние от происходящего в природе, картинах жизни; выполнять коллаж на заданную тему;
- применять локальный цвет при создании композиции;
- применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту; определять средства художественной выразительности;
- создавать творческую работу в материале;
- понимать информационную цельность синтеза слова и изображения; применять правила дизайнерской грамотности;
- выбирать и использовать разные способы компоновки книжного и журнального разворота;
- создавать практическую творческую работу в материале.
2. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий – 4 часа
От плоскостного изображения – к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание – объем в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация – важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция – каркас дома и корпус вещи. Отражение времени и вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при взгляде сверху. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов (точка – вертикаль, круг – цилиндр…). Ознакомление с понятиями: ландшафтная архитектура, скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф. Место расположения памятника и его значение.
Архитектура – композиционная организация пространства. Условность и метафоричность выразительных средств, участвующих в сочинении пространства макета.
Рельеф. Разновысокие, горизонтальные и вертикальные плоскости как элементы композиционного творчества. Гармония и разнообразие в ритмической организации пространства. Композиция макетов : ориентированная на центр или разомкнутая, построенная по принципу сгущенности и разреженности масс. Ритм вертикалей. Использование в макете цвета и фактуры.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Прочтение по рисунку простых геометрических тел.Конструирование их в объёме. Вспомогательные соединительные элементыв пространственной композиции.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Важнейшие архитектурные элементы здания. Модуль как основа цельности постройки.
Важнейшие архитектурные элементы здания. Единство художественного и функционального. Рассмотрение различных видов зданий. , выявление горизонтальных, вертикальных , наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания. (стены, окна, крыши, арки, купола, своды, колонны). Краеведческий материал. Особенности архитектуры храма.
Вещь как сочетание объемов и образ времени. Вещь. Красота и целесообразность. Многообразие мира вещей. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и функционального. Красота – наиболее полное выявление функции вещи.
Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени.
Сочетание образного и рационального.
Роль цвета в формотворчестве. Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет изготовлена. Роль материала в определении формы.
Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета. Влияние цвета на восприятие формы. Отличие роли цвета в живописи от его роли в конструктивных искусствах. Преобладание локального цвета в архитектуре и дизайне.
Психологическое воздействие цвета. Фактура цветового покрытия.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- прочитать плоскостные композиции;
- подобрать материал, образно выражающий природную среду;
- конструировать объемно-пространственные композиции;
- моделировать в своих творческих работах архитектурно-дизайнерские объекты, основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать по памяти, с натуры и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды;
- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композиции;
- использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения;
- создавать творческие проекты новых функций для старых вещей;
- использовать разнообразные материалы.
3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека - 5 часов.
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства – основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Приоритет функционализма. Проблемы урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства.
Вещь в городе. Городской дизайн. Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест ( театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.)
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления.
Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- отражать в эскизном проекте дизайна интерьера образно-архитектурного композиционного замысла;
- создавать композиционный макет пространства;
- создавать архитектурные образы графическими материалами;
- различать архитектурный «остов» интерьера; создавать интерьер общественных мест по воображению;
- различать архитектурный «остов» интерьера; создавать интерьер общественных мест по воображению
4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование – 4 часа.
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
Мой дом – мой образ жизни. Мечты и представления о своём будущем жилище, реализующиеся в архитектурно-дизайнерских проектах.
Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, детей и т. д.
Интерьер который мы создаем. Дизайн интерьера. Роль материалов, фактуры и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла. Способы зонирования помещения.
Пугало вогороде… Под шёпот фонтанных струй. Виды организации садов: английский, французский, восточный, русская усадьба. Планировка сада, огорода, зонирование территории.
Мода культура и ты. Искусство дизайна одежды. Соответствие материала и формы одежды. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Фасон, линия, силуэт.
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде.
Встречают по одежке. О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Стереотип и китч.
Автопортрет на каждый день. Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности. Человек – мера вещного мира. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу».
Итоговый урок.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- работать графическими материалами при моделировании архитектурного объекта;
- отражать в проекте дизайна интерьера образно-архитектурный замысел и композиционно-стилевое начало помещения;
- использовать разнообразные материалы в макетировании;
- работать над эскизом костюма;
- применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон).
VII. Основные требования к уровню подготовки учащихся:
К концу обучения в седьмом классе ученик должен
знать/понимать:
как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно- дизайнерские объекты (в графике и объеме);
моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и
др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, и др.)
VIII. Критерии и нормы оценок в основной школе по изобразительному искусству
Практические задания (индивидуальное задание):
Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
Оценка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности;
Оценка «2» — ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном стандарте.
Устный ответ:
Оценка «5» — учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» — учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «3» — учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «2» — учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Оценка за теоретические знания (тест, термины, понятия, даты.)
5 — «отлично» — ученик ответил на вопросы, что составило 100% - 80%;
4 — «хорошо» — ученик ответил на вопросы, что составило 79% - 51%;
3 — «удовлетворительно» — ученик ответил на вопросы, что составило 50% - 30%;
2 — «неудовлетворительно» ученик ответил на вопросы, что составило менее 30%.
Общие нормы оценки творческого проекта
Оценка «5» -выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало. Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны. Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или на других уроках.
Оценка «4» -выставляется, если пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения.
Оценка «3» выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике.
Оценка «2» выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике. Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению. Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.
IX. Перечень контрольных, проверочных, практических и др. работ по изобразительному искусству в 7 классе
№ п/п | Вид контроля | Количество |
1. | Выставка работ | 2 |
X. Материально техническое обеспечение учебного предмета
Электронные ресурсы
1. Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
2. Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
3. Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
4. Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5
5. Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
6. www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
7. http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
8. http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал
9. http://festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков
10. http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира
11. http://festival.1september.ru/ - Викторины
12. http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал
13. http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников
14. http://art.festival.1september.ru/ - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"
15. http://.draw.demiart.ru - Уроки рисования
Технические средства обучения
1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедиа проектор.
3. Экран (на штативе или навесной).
4. Принтер.
5. Выход в интернет.
Учебно – методический комплекс для учащихся
1. Питерских А. С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс. учеб. для общеобразоват. организаций / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 175 с.
2. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2016. – 55 с.
Учебно-методические средства обучения:
№. п/п | Класс | Автор и название пособия | Издательство и год выпуска |
1. | 7 | Гуров Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7- 8 классы. Метод. пособие. / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских ; под ред. Б. М. Неменского. | М.: Просвещение 2010. |
2. | 5-8 | Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б. М. Неменского / авт.-сост. Л. В. Шампарова. | Волгоград: Учитель, 2012. |
3. | 1-8 | Изобразительное искусство. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Б. М. Неменского / авт.-сост. О. Я. Воробьева, Е. А. Плещук. | Волгоград: Учитель, 2010. |
Программа составлена на основе Примерных программ Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы разработанной под редакцией Б. М Неменского. - М.: Просвещение, 2010; и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Питерских А. С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс. учеб. для общеобразоват. организаций / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 175 с.
2. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2016. – 55 с.
Календарно – тематическое планирование изобразительное искусство 7 класс
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Формирование УУД | Вид контроля | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры – 4 часа | ||||||
1. | Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. | Мир, который создает человек. Конструктивные искусства – архитектура и дизайн. Основа архитектуры и дизайна. Семья пространственных искусств. Введение в искусство архитектуры. Основные понятия: конструктивное искусство, дизайн. Представление об элементах композиционного творчества в архитектуре и дизайне. Архитектура и ее функции в жизни людей. Основные типы композиций: симметричная и асиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст. | Знать: о месте конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общее начало и специфику; особённости образного языка конструктивных видов искусства. единство функционального и художественного начал; основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства. Определение композиции и ее закономерности; типы композиций; центр внимания в композиции: доминанта; как анализировать произведения архитектуры и дизайна. Уметь: организовывать пространство, создавая уравновешенную композицию; гармонично сбалансировать композиции из трех прямоугольников. | Устный опрос. Практическая работа. |
|
|
2. | Прямые линии и организация пространства. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы; линии и пятна. | Ритм и движение. Разреженность, сгущенность. Прямые линии – соединение элементов композиции или членение плоскости. Функциональное значение цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, доминанта. | Знать: образно-художественную осмысленность простейших плоскостных композиций; функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. при создании композиции; применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту; определять средства художественной выразительности. Уметь: применять локальный цвет; передавать в работе (выражать) свое настроение (ощущение) и состояние от происходящего в природе, картинах жизни; выполнять коллаж на заданную тему. | Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. |
|
|
3. | Буква - строка – текст. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. | Общее и разное в образно- языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видов искусств. Общее и разное в образно- языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видов искусств. Синтез слова и изображения в искусстве плаката. Монтажность их соединения, образно-информационная цельность. | Знать: определение шрифта: буквы объединенные одним стилем графического начертания; искусство композиции лежит в основе графического дизайна; отличия изобразительного языка плаката от языка. реалистической картины. Уметь: различать «архитектуры шрифта и особенности шрифтовых гарнитур; использовать шрифты в композиции; Применять печатное слово, типографическую строчку в качестве элементов графической композиции. Создавать творческую работу в материале; понимать информационную цельность синтеза слова и изображения; применять правила дизайнерской грамотности. | Устный опрос. Практическая работа. |
|
|
4. | Многообразие форм графического дизайна. | Многообразие форм графического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология. «Мелочи», которые участвуют в ритмичес кой организации композиции: номера страниц, цветовые плашки фона, цвет шрифта в заголовках, стрелки у подписей к иллюстрациям и т. д. | Знать: историю полиграфии; изобразительный стиль книги или журнала; элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Уметь: выбирать и использовать разные способы компоновки книжного и журнального разворота; создавать практическую творческую работу в материале. | Устный опрос. Практическая работа. |
|
|
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий – 4 часа | ||||||
5. | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Архитектура – композиционная организация пространства. | Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при взгляде сверху. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов (точка – вертикаль, круг – цилиндр…). Ознакомление с понятиями: ландшафтная архитектура, скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф. Место расположения памятника и его значение. Условность и метафоричность выразительных средств, участвующих в сочинении пространства макета. Рельеф. Разновысокие, горизонтальные и вертикальные плоскости как элементы композиционного творчества. Гармония и разнообразие в ритмической организации пространства. Композиция макетов : ориентированная на центр или разомкнутая, построенная по принципу сгущенности и разреженности масс. Ритм вертикалей. Использование в макете цвета и фактуры. | Знать: исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств; вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Уметь: прочитать плоскостные композиции; подобрать материал, образно выражающий природную среду. | Устный опрос. Практическая работа. |
|
|
6. | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. | Прочтение по рисунку простых геометрических тел.Конструирование их в объёме. Вспомогательные соединительные элементыв пространственной композиции. Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Важнейшие архитектурные элементы здания. Модуль как основа цельности постройки. Единство художественного и функционального. Рассмотрение различных видов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания. (стены, окна, крыши, арки, купола, своды, колонны). Краеведческий материал. Особенности архитектуры храма. | Знать: способы достижения пластической выразительности здания (за счет большого композиционного разнообразия и гармонии форм); главные архитектурные элементы здания. Уметь: конструировать объемно-пространственные композиции; моделировать в своих творческих работах архитектурно-дизайнерские объекты, основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах; работать по памяти, с натуры и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды; конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композиции. Моделировать из бумаги; использовать элементы здания в макете проектируемого объекта. | Текущий контроль. |
|
|
7. | Вещь как сочетание объемов и образ времени. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. | Вещь. Красота и целесообразность. Многообразие мира вещей. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и функционального. Красота – наиболее полное выявление функции вещи. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального.
| Знать: определение красоты как наиболее полного выявления функции вещи; понятие инсталляция. Уметь: использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения. | Беседа по теме урока. |
|
|
8. | Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
| Эмоциональное и формообразующее значение цвета. Влияние цвета на восприятие формы. Отличие роли цвета в живописи от его роли в конструктивных искусствах. Преобладание локального цвета в архитектуре и дизайне. Психологическое воздействие цвета. Фактура цветового покрытия. Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет изготовлена. Роль материала в определении формы. | Знать: отличие цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства; особенности влияния развития технологии на изменение формы вещи; взаимосвязь формы и материала. Уметь: работать по воображению; создавать творческие проекты новых функций для старых вещей; использовать разнообразные материалы. | Устный опрос. Практическая работа. |
|
|
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека - 5 часов | ||||||
9. | Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. | Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Приоритет функционализма. Проблемы урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. | Знать: Основные стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм; памятники архитектуры. Основные школы: Баухауз, ВХУТЕМАС; имена архитекторов Уметь: отражать в эскизном проекте дизайна интерьера образно-архитектурного композиционного замысла.начала ХХ века. | Беседа по теме урока. |
|
|
10. | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе. Городской дизайн. | Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. | Знать: различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др.; принципы создания информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, диваны и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т.д. Понимать: Роль цветовой среды. Уметь: создавать композиционный макет пространства; создавать архитектурные образы графическими материалами. | Текущий контроль. |
|
|
11. | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. | Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест ( театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.) | Знать: особенности организации интерьеров общественных, жилых и производственных зданий; историчность и социальность интерьера. Уметь: различать архитектурный «остов» интерьера; создавать интерьер общественных мест по воображению. | Текущий контроль. |
|
|
12. | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. | Овладение технологиями макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и тд.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и тд.) Знать: термин ландшафтная архитектура. Уметь: создавать архитектурные образы используя различные материалы. | Беседа по теме урока. |
|
|
13. | Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики. | Знать: природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Уметь: использовать разнообразные материалы при создании макетов архитектурных объектов на предметной плоскости. | Фронтальный контроль. |
|
|
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование – 4 часа | ||||||
14. | Мой дом – мой образ жизни. Интерьер который мы создаем. | Мечты и представления о своём будущем жилище, реализующиеся в архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, детей и т. д. Дизайн интерьера. Роль материалов, фактуры и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла. Способы зонирования помещения. | Знать: принципы организации пространства квартиры. Уметь: работать графическими материалами при моделировании архитектурного объекта; отражать в проекте дизайна интерьера образно-архитектурный замысел и композиционно-стилевое начало помещения. | Устный опрос. Практическая работа. |
|
|
15. | Мода культура и ты. Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. | Искусство дизайна одежды. Соответствие материала и формы одежды. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Фасон, линия, силуэт. О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде. | Знать: законы композиции в одежде; два композиционных принципа конструкции костюма; демократичность в моде; принцип функциональности. Уметь: работать над эскизом костюма; применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон). | Устный опрос. Практическая работа. |
|
|
16. | Встречают по одежке. Автопортрет на каждый день. | О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Стереотип и китч. Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности. Человек – мера вещного мира. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». | Знать: демократичность в моде; принцип функциональности. Уметь: трансформировать одежду. Понимать: роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, место этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств. | Творческое задание. |
|
|
17. | Итоговый урок. | Выставка творческих работ. | Участие в выставке творческих работ, электронных презентаций. Коллективное обсуждение работ. | Формирование умения вступать и вести диалог. |
|
|