
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для учащихся 1 класса «А» МБОУ «СОШ № 8 г.Горно-Алтайска»
Нормативными основаниями для составления рабочей программы являются следующие документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»(в ред.Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ п.7 ст.12.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 ( Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009г., регистрационный № 15785).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010г № 1241.г. Москва « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. №373» ( Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011г. Регистрационный № 19707).
- Приказ Минобрнауки России №1578 от 31.12.2015г. « О внесении изменений в ФГОС НОО».
- Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189г. Москва « Об утвержнении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011г. Регистрационный №19993).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. №81 « О внесении изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10»
- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. №986
(зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2011г. Регистрационный № 19682) « Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Положение о рабочей программе учителя начальных классов МБОУ «СОШ №8 г.Горно-Алтайска», работающего по ФГОС №182-Д от 16.08.2016г.
-Учебный план МБОУ «СОШ №8 г.Горно-Алтайска» №239 от 01.08.2018г.
Особенность по отношению к ФГОС НОО
Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом второго поколения для основной школы.
Концепция программы
Программой учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности определяются:
Обеспечением многообразия организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);
Созданием комфортных условий для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращение игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;
Формированием учебной деятельности младших школьников (организацией постановки учебных целей, созданием условий для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждением и поддержкой детских инициатив, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей; организацией усвоения знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществлением функции контроля и оценки);
Созданием условий для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместная с учениками постановка творческих задач и способствование возникновению у детей их собственных замыслов);
Поддержкой детских инициатив и помощью в их осуществлении; обеспечением презентации и социальной оценки результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи:
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Срок реализации программы- 1 год (2018-2019 учебный год)
В соответствии с базисным учебным планом для начального общего образования на изучение «Изобразительного искусства» в 1 классе отводится 1 час в неделю. Общее число часов в году— 33 часа.
Рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебнику
Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона.
В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
В конце 1 класса учащиеся должны знать:
•три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную.
•названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
•правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
•элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый;
•синий + жёлтый = зелёный) и т. д.
•простейшие приёмы лепки.
В конце 1 класса учащиеся должны уметь:
•верно держать лист бумаги, карандаш;
•правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
•выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
•передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
•применять элементы декоративного рисования кистью;
•применять простейшие приёмы лепки.
Содержание учебного предмета
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (13 ч)
Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем. Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами.
Мастер Изображения помогает увидеть, учит рассматривать
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Изображать можно пятном
Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)
Изображать можно в объеме
Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).
Изображать можно линией
Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе»— рисунок или последовательность рисунков.
Наши краски
Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выражаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.
Художники и зрители (обобщение темы)
Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.
Ты украшаешь — знакомство с Мастером Украшения (7 ч)
Мир природы полон украшений
Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе.
Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.
Красоту надо уметь замечать
Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечатлений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Как, когда, для чего украшает себя человек
Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений.
Мастер Украшения помогает сделать праздник
Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка».
Ты строишь — знакомство с Мастером Постройки (7 ч)
Дом для себя
«Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения.
Какие можно придумать дома
Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.
Мастер Постройки помогает придумать город
«Сказочный город» — создание на бумаге образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.
Все, что мы видим, имеет конструкцию
Сделать образы разных зверей — зоопарк-конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм, заранее заготовленных.
Все предметы можно построить
Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек.
Дом снаружи и внутри
Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?
Город, где мы живем
Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии.
Обобщение темы
Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно «Наш город» или «Москва».
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Цель темы — показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться.
Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе
Обобщением здесь является первый урок.
Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисовать его
Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке.
Уроки любования. Умение видеть
Наблюдение живой природы. Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.
Резервный урок ( 1 час)
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела в программе | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата проведения |
План. | Факт. |
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения – (13 часов) | Изображения всюду вокруг нас | 1 | Cоставлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. | | |
2 | | Мастер Изображения учит видеть, наблюдать за природой. В гостях у Золотой осени. | 1 | Находить различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария. Рисование деревьев разной формы. | | |
3 | | Мастер Изображения учит видеть, наблюдать за природой. Дорисуй дерево. | 1 | Находить различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария. Рисование деревьев разной формы. | | |
4 | | Пропорции. « В сказочной стране» Рисование животных в пропорции. Слон. | 1 | Определять основные пропорции, характерные формы деревьев, животных, жилых построек; обобщать наблюдения. | | |
5 | | Пропорции. « В сказочной стране» Рисование животных в пропорции. Жираф. | 1 | Определять основные пропорции, характерные формы деревьев, животных, жилых построек; обобщать наблюдения. | | |
6 | | Ты учишься изображать. Линия. Линия горизонта. Рисование природы линией. Лес | 1 | Определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; наблюдать за объектами живой и неживой природы. | | |
7 | | Ты учишься изображать. Линия. Линия горизонта. Рисование природы линией. Море. | 1 | Определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; наблюдать за объектами живой и неживой природы. | | |
8 | | Разноцветные краски Художник и зрители. Фантазия и наблюдательность. «Забавные кошки» | 1 | Превращать произвольно сделанное краской и кистью в изображении зверей. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. | | |
9 | | Разноцветные краски Художник и зрители. Фантазия и наблюдательность. «Четвероногие друзья» | 1 | Превращать произвольно сделанное краской и кистью в изображении зверей. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа. | | |
10 | | Изображать можно в объеме «Веселые человечки». | 1 | Превращать комок пластилина в человека способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). | | |
11 | | Изображать можно в объеме «Наши друзья - животные». | 1 | Превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). | | |
12 | | Разноцветные краски Художник и зрители. Разноцветные краски. «Мы такие разные» | 1 | Превращение произвольно сделанное краской и кистью в изображении лиц людей. Проба красок. Радость общения с красками. | | |
13 | | Разноцветные краски Художник и зрители. Разноцветные краски. «Мои друзья» | 1 | Превращение произвольно сделанное краской и кистью в изображении людей. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? | | |
14 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (7 часов) | Мир полон украшений. Узор на крыльях бабочки. | 1 | Украшение крыльев бабочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе. | | |
15 | | Украшения для новогоднего праздника. Корона. Гирлянда - весёлый хоровод. | 1 | Праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки, для себя. | | |
16 | | Красоту надо уметь замечать. Красивые рыбы | 1 | Видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии. | | |
17 | | Узоры, которые создали люди. Дымковская глиняная игрушка. «Барыня» | 1 | Придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги. | | |
18 | | Узоры, которые создали люди. Дымковская глиняная игрушка. «Индюк» | 1 | Придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги. | | |
19 | | Узоры, которые создали люди. Городецкая роспись. Украшение птиц. | 1 | Рассматривание птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядную птицу в технике объемной аппликации, коллажа. | | |
20 | | Узоры, которые создали люди. Городецкая роспись. Украшение коня. | 1 | Рассматривание коней, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядного коня в технике объемной аппликации, коллажа. | | |
21 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (7 часов) | Постройки в нашей жизни | 1 | Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения. | | |
22 | | Домики, которые построила природа | 1 | Видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики в форме различных предметов | | |
23 | | Дом снаружи и внутри | 1 | Изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри | | |
24 | | «Сказочный город». | 1 | Создание на бумаге образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов. | | |
25 | | Все имеет свое строение | 1 | Создавать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации | | |
26 | | Постройка предметов. Формы вещей и машин. | 1 | Создавать из простых форм машину и украшать её, производя правильных порядок учебных действий. | | |
27 | | Город, в котором мы живем | 1 | Создавать работу по впечатлению после экскурсии; описывать архитектурные впечатления | | |
28 | Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу (5 часов) | Совместная работа трех Братьев-Мастеров. «Сказочный зоопарк». | 1 | Смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя в них работу каждого из Мастеров. | | |
29 | Сказочная зима | 1 | Создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы. | | |
30-31 | Сказочная страна «У лукоморья» | 2 | Создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением | | |
32 | | Весенний день. | 1 | Выявлять изменения в природе с приходом весны; изображать пейзаж на заданную тему - наблюдать за живой природой с точки зрения трех Братьев-Мастеров. | | |
33 | Резервный урок (1 час) | Здравствуй, лето! | 1 | Самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства; -выполнять работу, используя краски теплых оттенков; определять изобразительную и декоративную деятельность; | | |