СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса»





Пояснительная записка


Рабочая программа разработана для учащихся 1 класса «А» МБОУ «СОШ № 8 г.Горно-Алтайска»

Нормативными основаниями для составления рабочей программы являются следующие документы:

- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»(в ред.Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ п.7 ст.12.)

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 ( Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009г., регистрационный № 15785).

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010г № 1241.г. Москва « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. №373» ( Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011г. Регистрационный № 19707).

- Приказ Минобрнауки России №1578 от 31.12.2015г. « О внесении изменений в ФГОС НОО».

- Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189г. Москва « Об утвержнении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011г. Регистрационный №19993).

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. №81 « О внесении изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10»

- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. №986

(зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2011г. Регистрационный № 19682) « Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

- Положение о рабочей программе учителя начальных классов МБОУ «СОШ №8 г.Горно-Алтайска», работающего по ФГОС №182-Д от 16.08.2016г.

-Учебный план МБОУ «СОШ №8 г.Горно-Алтайска» №239 от 01.08.2018г.

Особенность по отношению к ФГОС НОО

Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она  детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом второго поколения для основной школы.


Концепция программы

Программой учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности определяются:

  • Обеспечением многообразия организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);

  • Созданием комфортных условий для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращение игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;

  • Формированием учебной деятельности младших школьников (организацией постановки учебных целей, созданием условий для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждением и поддержкой детских инициатив, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей; организацией усвоения знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществлением функции контроля и оценки);

  • Созданием условий для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместная с учениками постановка творческих задач и способствование возникновению у детей их собственных замыслов);

  • Поддержкой детских инициатив и помощью в их осуществлении; обеспечением презентации и социальной оценки результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.


Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.

Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.

Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи:

Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.

Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).

Формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Срок реализации программы- 1 год (2018-2019 учебный год)

В соответствии с базисным учебным планом для начального общего образования на изучение «Изобразительного искусства» в 1 классе отводится 1 час в неделю. Общее число часов в году— 33 часа.


Рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебнику

Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);

– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона.

В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.

В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.

В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

В конце 1 класса учащиеся должны знать:

•три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную.

•названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);

•правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;

•элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый;

•синий + жёлтый = зелёный) и т. д.

•простейшие приёмы лепки.

В конце 1 класса учащиеся должны уметь:

•верно держать лист бумаги, карандаш;

•правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;

•выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;

•передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

•применять элементы декоративного рисования кистью;

•применять простейшие приёмы лепки.

Содержание учебного предмета

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (13 ч)

Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем. Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами.

Мастер Изображения помогает увидеть, учит рассмат­ривать

Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фраг­менты природы, животные: чем они похожи и чем отли­чаются друг от друга.
Изображать можно пятном

Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и поста­раться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)

Изображать можно в объеме

Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. По­смотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).

Изображать можно линией

Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о се­бе»— рисунок или последовательность рисунков.

Наши краски

Проба красок. Радость общения с красками. Овладе­ние навыками организации рабочего места и пользова­ния красками. Названия цветов. Что в жизни напомина­ет каждый цвет? Игровое изображение красочного мно­гоцветного коврика.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выра­жаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.

Художники и зрители (обобщение темы)

Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.

Ты украшаешь — знакомство с Мастером Украшения (7 ч)

Мир природы полон украшений

Развитие наблюдательности, приобретение детьми опы­та эстетических впечатлений. Украшение крыльев ба­бочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заго­товки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в при­роде.

Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.

Красоту надо уметь замечать

Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рас­сматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства факту­ры. Накопление опыта зрительных поэтических впечат­лений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

Как, когда, для чего украшает себя человек

Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматрива­ем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений.

Мастер Украшения помогает сделать праздник

Украшение комнаты. Изготовление праздничных но­вогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка».

Ты строишь — знакомство с Мастером Постройки (7 ч)

Дом для себя

«Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персо­нажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Раз­ные дома для разных дел. Развитие воображения.

Какие можно придумать дома

Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадрат­ный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длин­ный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.

Мастер Постройки помогает придумать город

«Сказочный город» — создание на бумаге образа го­рода для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.

Все, что мы видим, имеет конструкцию

Сделать образы разных зверей — зоопарк-конструк­цию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на апплика­цию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геомет­рических форм, заранее заготовленных.

Все предметы можно построить

Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цве­тов и игрушек.

Дом снаружи и внутри

Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображе­ние дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?

Город, где мы живем

Задание на тему «Я рисую любимый город». Изобра­жение по впечатлению после экскурсии.

Обобщение темы

Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учат­ся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в ху­дожников и зрителей. Можно сделать обобщающее пан­но «Наш город» или «Москва».

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

Цель темы — показать детям, что на самом деле на­ши три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с ребята­ми, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться.

Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе

Обобщением здесь является первый урок.

Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисо­вать его

Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке.

Уроки любования. Умение видеть

Наблюдение живой природы. Создание коллективной компо­зиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.

Резервный урок ( 1 час)

Календарно-тематическое планирование


Наименование раздела в программе

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Дата проведения

План.

Факт.

1

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения –

(13 часов)

Изображения всюду вокруг нас

1

Cоставлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.



2


Мастер Изображения учит видеть, наблюдать за природой.

В гостях у Золотой осени.

1

Находить различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария. Рисование деревьев разной формы.



3


Мастер Изображения учит видеть, наблюдать за природой. Дорисуй дерево.

1

Находить различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария. Рисование деревьев разной формы.



4


Пропорции. « В сказочной стране» Рисование животных в пропорции. Слон.

1

Определять основные пропорции, характерные формы деревьев, животных, жилых построек; обобщать наблюдения.



5


Пропорции. « В сказочной стране» Рисование животных в пропорции. Жираф.

1

Определять основные пропорции, характерные формы деревьев, животных, жилых построек; обобщать наблюдения.



6


Ты учишься изображать. Линия. Линия горизонта. Рисование природы линией. Лес

1

Определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; наблюдать за объектами живой и неживой природы.





7


Ты учишься изображать. Линия. Линия горизонта. Рисование природы линией. Море.

1

Определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; наблюдать за объектами живой и неживой природы.



8


Разноцветные краски Художник и зрители. Фантазия и наблюдательность. «Забавные кошки»

1

Превращать произвольно сделанное краской и кистью в изображении зверей. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура.




9


Разноцветные краски Художник и зрители. Фантазия и наблюдательность. «Четвероногие друзья»

1

Превращать произвольно сделанное краской и кистью в изображении зверей. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.



10


Изображать можно в объеме

«Веселые человечки».

1

Превращать комок пластилина в человека способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).



11


Изображать можно в объеме

«Наши друзья - животные».

1

Превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа
с пластилином).






12


Разноцветные краски Художник и зрители. Разноцветные краски. «Мы такие разные»

1

Превращение произвольно сделанное краской и кистью в изображении лиц людей. Проба красок. Радость общения с красками.





13


Разноцветные краски Художник и зрители. Разноцветные краски. «Мои друзья»

1

Превращение произвольно сделанное краской и кистью в изображении людей. Овладе­ние навыками организации рабочего места и пользова­ния красками. Названия цветов. Что в жизни напомина­ет каждый цвет?





14

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

(7 часов)

Мир полон украшений. Узор на крыльях бабочки.

1

Украшение крыльев ба­бочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заго­товки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в при­роде.



15


Украшения для новогоднего праздника. Корона. Гирлянда - весёлый хоровод.

1

Праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки, для себя.



16


Красоту надо уметь замечать. Красивые рыбы

1

Видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии.



17


Узоры, которые создали люди.

Дымковская глиняная игрушка. «Барыня»

1

Придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги.



18


Узоры, которые создали люди.

Дымковская глиняная игрушка. «Индюк»

1

Придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги.



19


Узоры, которые создали люди.

Городецкая роспись. Украшение птиц.

1

Рассматривание птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядную птицу в технике объемной аппликации, коллажа.



20


Узоры, которые создали люди.

Городецкая роспись. Украшение коня.

1

Рассматривание коней, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядного коня в технике объемной аппликации, коллажа.



21

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

(7 часов)

Постройки в нашей жизни

1

Разные дома у разных сказочных персо­нажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Раз­ные дома для разных дел. Развитие воображения.



22


Домики, которые построила природа

1

Видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики в форме различных предметов



23


Дом снаружи и внутри

1

Изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри



24


«Сказочный город».

1

Создание на бумаге образа го­рода для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.



25


Все имеет свое строение

1

Создавать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации



26


Постройка предметов. Формы вещей и машин.


1

Создавать из простых форм машину
и украшать её, производя правильных порядок учебных действий.



27


Город, в котором мы живем

1

Создавать работу по впечатлению после экскурсии; описывать архитектурные впечатления



28

Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу

(5 часов)

Совместная работа трех Братьев-Мастеров. «Сказочный зоопарк».

1

Смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя в них работу каждого из Мастеров.



29

Сказочная зима

1

Создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы.



30-31

Сказочная страна «У лукоморья»

2

Создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением



32


Весенний день.

1

Выявлять изменения в природе с приходом весны; изображать пейзаж на заданную тему

- наблюдать за живой природой с точки зрения трех Братьев-Мастеров.



33

Резервный урок (1 час)

Здравствуй, лето!

1

Самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства;

-выполнять работу, используя краски теплых оттенков; определять изобразительную и декоративную деятельность;