Приложение №
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
с. Монастырище Черниговского района Приморского края
Программа рассмотрена Согласованно Утвержденно
на заседании МО учителей
биологии, химии, физики, географии «___»__________2018 г. Директор______Журихина Н.Е.
МБОУ СОШ № 4с.Монастырище Зам. директора по УВР
Протокол №_______ МБОУСОШ №4 с.Монастырище м.п.
от «____»______2018 г. ___________________________
Рук. МО_________________
Рабочая программа
по химии
Класс 8
Программу составила
Хмелева Наталья Юрьевна
учитель химии
с. Монастырище
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 8 класса разработана в соответствии со следующими документами:
1. Ст. 1213 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010 г., № 1897
3. Основная общеобразовательная программа Основного общего образования МБОУ СОШ № 4 с. Монастырище Черниговского района Приморского края на 2015-2020 гг.
4. Авторская программа по химии Габриелян О.С. «Программа основного общего образования по химии для 8-9 класса», М: Дрофа, 2016 г.
Цели программы:
- формирование представления о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток), закономерностях протекания реакций и их классификации.
Задачи программы:
- систематизировать сведения при изучении следующих разделов химии: вещество, химическая реакция, элементарные основы неорганической химии, экспериментальные основы химии, химия и жизнь;
- познакомить учащихся с правилами работы в химической лаборатории, лабораторной посудой и оборудованием, методами синтеза и анализа неорганически х веществ;
- развивать у учащихся умения мыслить, анализировать, выделять проблему, прогнозировать результат, делать выводы на основании проведенных экспериментов;
- формировать навыки и умения работы с химическими реактивами, лабораторной посудой и оборудованием; навыки и умения решения расчетных и экспериментальных задач различных типов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи учебного предмета «химия» с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Учебный предмет «Химия», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет не только формировать у учащихся целостную картину мира, но и пробуждать у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу.
В основе курса химии 8 класса лежат сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях, о строении вещества (типы химических связей и виды кристаллических решеток), закономерностях протекания реакций и их классификации.
Описание места учебного предмета, курса
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена из расчета часов, указанных в учебном плане МБОУ СОШ № 4 с. Монастырище Черниговского района Приморского края. Согласно учебному плану обучение химии в 8 классе осуществляется в объёме 68 часов (2 часа в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения географии
Деятельность МБОУСОШ № 4 в обучении химии направлена на достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные УУД
Понимание необходимости образования, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Определение личной позиции, личного мнения по теме обсуждения, по решению задачи, по информационному материалу.
Умение идти на компромисс, уступки в разных ситуациях.
Оценивание важности образования и познания нового.
Уважительное и доброжелательное отношение к людям.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Проявление инициативности, находчивости в решении поставленных задач.
Умение контролировать и корректировать образовательный процесс и результаты деятельности.
Формирование способности эмоционального восприятия учебной задачи, ситуации, решений, обсуждений.
Развитие учебно-познавательной мотивации - самостоятельные действия по поиску разных способов решения, вопросы к учителю о сравнении разных способов решения, о сравнении разных способов работы.
Объединение учебных действий в целостный акт учебной деятельности, устойчивость познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Система учебной деятельности, обобщенность, устойчивость и избирательность познавательных интересов, доминирование познавательных интересов в иерархии мотивационной системы, принятие познавательным мотивом функций побуждения и смыслообразования.
Формирование навыков самообразования - обращение к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в вопросах о дополнительных источниках информации – самообразование.
Регулятивные УУД
целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
овладеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Получит возможность научиться:
при поддержке учителя самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный при поддержке учителя;
овладеть основами осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
овладению основами саморегуляции эмоциональных состояний;
Коммуникативные УУД
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Получит возможность научиться:
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные УУД
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять поиск и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• самостоятельно или в паре осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• в паре или индивидуально самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• в паре или самостоятельно делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте;
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических
процессов и их различиях;
– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;
- объяснять мир с точки зрения химии:
– перечислять отличительные свойства химических веществ;
– различать основные химические процессы;
- определять основные классы неорганических веществ;
- понимать смысл химических терминов;
- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
- оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
– различать опасные и безопасные вещества.
Содержание учебного предмета, курса
Первоначальные химические понятия - 6 часов
Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи:
Практическая работа
1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение веществ. Химическая связь - 9 часов
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 120 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации: Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Основные классы неорганических соединений – 18 часов
1.1. Простые вещества. Водород. Кислород - 6 часов
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи:
Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам;
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации: Ознакомление с коллекцией металлов. Ознакомление с коллекцией неметаллов.
1.2. Соединения химических элементов - 12 часов
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи:
Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ;
Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя;
Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации: Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Кислотно-щелочные индикаторы, изменение их окраски в различных средах. Универсальный индикатор и изменение его окраски в различных средах. Шкала pH.
Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами аммиака. Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды. Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов. Ознакомление с коллекцией солей. Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей кристаллических решеток. Ознакомление с образцом горной породы.
Практические работы:
2. Очистка загрязненной поваренной соли.
3. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.
Химические реакции – 35 часов
1.1. Изменения, происходящие с веществами - 13 часов
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, - физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи:
Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции;
Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей;
Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации: Примеры физических явлений: плавление парафина; возгонка иода или бензойной кислоты; растворение перманганата калия; диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: горение магния, фосфора; взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; получение гидроксида меди (II); растворение полученного гидроксида в кислотах; взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; разложение перманганата калия; взаимодействие разбавленных кислот с металлами; разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты.. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Практическая работа
4. Признаки химических реакций.
1.2. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции - 22 часа
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации: Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с металлами. Взаимодействие кислот с солями. Взаимодействие щелочей с кислотами. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. Взаимодействие щелочей с солями. Получение и свойства нерастворимых оснований. Взаимодействие осно́вных оксидов с кислотами. Взаимодействие осно́вных оксидов с водой. Взаимодействие кислотных оксидов со щелочами.
Лабораторные опыты: Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
Практическая работа 5. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Первоначальные химические понятия (6) |
Химия – наука о веществах. Химическая символика. Относительные атомная и молекулярная массы. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | Демонстрирует владение таким важнейшими понятиями как, простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. Различает понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент». Знаки первых 20 химических элементов. Записывает химические формулы веществ. Соблюдает правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Вычисляет массовую долю химического элемента по формуле соединения. |
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение веществ. Химическая связь (9) |
Атомы как форма существования химических элементов. Состав атомных ядер. Электроны. Периодическая система химических элементов и строение атома. Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне. Ионная химическая связь. Взаимодействие атомов неметаллов между собой – образование двухатомных молекул. Ковалентная полярная связь Обобщение и систематизация знаний об атомах металлов и неметаллов, видах химической связи. | Демонстрирует владение понятиями «химический элемент», «химическая связь», «ион», «ионная связь», «металлическая связь». Объясняет физический смысл атомного номера химического элемента, физический смысл номера группы и периода. Составляет схемы строения атома первых 20 элементов. Характеризует химический элемент на основе его положения в ПСХЭ. Объясняет закономерность изменения свойств элементов. Определяет тип химической связи в соединениях. |
Основные классы неорганических соединений (18) |
Простые вещества. Кислород. Водород (6 ) |
Положение металлов и неметаллов в периодической системе. Важнейшие простые вещества – металлы. Важнейшие простые вещества – неметаллы. Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. | Демонстрирует владение понятиями «моль», «молярная масса", «молярного объёма газов». Характеризует связь между составом, строением и свойствами металлов и неметаллов, физические свойства неметаллов, вычисляет молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи), объём газа по количеству, массу определённого объёма или числа молекул газа (и обратные задачи). |
Соединения химических элементов (12 ) |
Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов. Основания, их состав и названия. Кислоты, их состав и названия. Соли как производные кислот и оснований. Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток. Чистые вещества и смеси. Расчеты, связанные с понятием «доля». | Демонстрирует владение понятиями степень окисления, электроотрицательность, оксиды, основания, кислоты и соли, кристаллические решётки, смеси, массовая или объёмная доли растворённого вещества. Вычисляет степени окисления элементов в бинарных соединениях, составляет формулы соединений по степени окисления, называет бинарные соединения. Определяет принадлежность веществ к классам оксидов, оснований, кислот и солей, называть их, составляет формулы. |
Химические реакции (35) |
Изменения, происходящие с веществами (13) |
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществом. Физические явления. Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена Расчеты по химическим уравнениям. | Соблюдает правила обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью очистки загрязнённой воды. Демонстрирует владение понятиями «химическая реакция», «признаки химической реакции», «условия химической реакции». Вычисляет по химическим уравнениям массу, объём или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определённую долю примесей. Различает типы реакций: разложения, соединения, замещения и обмена, составляет уравнения реакций данных типов. |
Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции (22 ) |
Растворение как физико-химический процесс. Понятие об электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Кислоты, их классификация и свойства. Основания, их классификация и свойства. Соли, их диссоциация и свойства в свете ТЭД. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. Свойства простых веществ, кислот и солей в свете ОВР. | Демонстрирует владение понятиями «растворы», условия растворения веществ в воде, «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит». Знает основные положения теории электролитической диссоциации. Классифицирует и знает химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете ТЭД. Демонстрирует владение понятиями «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Пользуется таблицей растворимости. Составляет уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Определяет возможности протекания реакций ионного обмена. Определяет окислитель и восстановитель, отличает окислительно – восстановительных реакций от других типов реакций, расставляет коэффициенты в окислительно – восстановительных реакциях методом электронного баланса. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
УМК по химии. Габриелян О.С. Химия 8 класс: - М.: Дрофа – 2018 г.
Перечень учебного оборудования и технических средств обучения по химии:
1. Технические средства обучения: экран, проектор, компьютер, системный блок, монитор, клавиатура, колонки, компьютерная мышь, сетевой фильтр; оборудование, приспособления, инструменты: Видео, DVD, CD - материалы;
2. Учебные пособия на печатной основе:
- Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
- Таблица растворимости кислот, оснований солей;
- Электрохимический ряд напряжений металлов;
3. Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:
- приборы для работы с газами;
- аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;
- измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;
- стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.
6.Таблицы по химии;
7. Химические реактивы и материалы:
Наиболее часто используемые:
- простые вещества: медь, натрий ,кальций, магний, железо, цинк;
- оксиды: меди(||),кальция, железа(|||),магния;
- кислоты: серная, соляная, азотная;
- основания - гидроксиды: натрия,кальция,25%-ный водный раствор аммиака;
- соли: хлориды натрия, меди(||),алюминия, железа(|||);нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(||),железа(||),железа(|||),аммония; иодид калия, бромид натрия;
- органические соединения: этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.
8. Раздаточный материал (карточки, тесты, опорные схемы)
9. Мультимедийные презентации
10.Уроки химии 8 класс; «Кирилл и Мефодий».
7. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Обучающийся научится:
• раскрывать смысл понятий: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
• знать основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
• соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов
• раскрывать смысл основных понятий: атом, изотопы, химическая связь, электроотрицательность;
• объяснять физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева;
• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
• классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
• вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества;
• определять степень окисления элемента в соединениях;
• определять принадлежность веществ к определенному классу неорганических веществ;
• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;
• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
• составлять формулы неорганических соединений по степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
• приводить примеры химических процессов в природе;
• изображать сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
• объяснять различные способы классификации химических реакций;
• проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
• раскрывать смысл основных понятий: растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация; окислитель и восстановитель, окисление и восстановление
• объяснять сущность реакций ионного обмена;
• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;
• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций и определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ.
Получит возможность научиться:
• называть: химические элементы, соединения изученных классов;
• объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
• определять роль различных веществ в природе и технике;
• характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
• определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
• составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
• распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
• вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
• приготовления растворов заданной концентрации.
Система оценки
Предметные результаты оцениваются с помощью:
- текущего контроля (тестирование, тематические диктанты, практические работы, устный опрос, итоговая работа),
- промежуточной аттестации по результатам четвертных оценок.
Итоговая работа проводится в конце учебного года для оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету.
Ученик осваивает предмет на базовом уровне, если выполняет не менее 50% заданий базового уровня.
На повышенном уровне ученик, кроме выполненных заданий базового уровня (не менее 50%), должен дополнительно выполнить хотя бы 50% заданий повышенного уровня. Чем ближе число баллов, полученных учащимся за выполнение заданий повышенного уровня, к максимальному значению, тем более у него развита способность применять знания для решения задачи в измененной ситуации.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, которые проводятся преимущественно в процессе изложения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Исходя из этого, оформление отчета по выполнению практической работы осуществляется в рабочих тетрадях. Практические работы проводятся по географии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по географии. Практические работы проводятся как индивидуально, так и в паре или в составе группы учащихся.
При проведении практических работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе определенных ниже критериев.
Практических работ, которые оцениваются - 5:
1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
2. Очистка загрязненной поваренной соли.
3. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.
4. Признаки химических реакций.
5. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Критерии оценивания практической работы
При оценивании практической работы учитель должен учитывать:
правильность определения цели работы
правильность проведения работ
умение выделять существенные признаки у наблюдаемых объектов
логичность и научная грамотность в оформлении результатов работы и в выводах.
Отметка «5» выставляется при условии, что:
сформулирована цель работы;
правильно проведена работа;
выделены существенные признаки;
логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
Отметка «4» выставляется при условии, что:
цель сформулирована с помощью наводящих вопросов учителя;
правильно проведена работа;
при выделении существенных признаков названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Отметка «3» выставляется при условии, что:
цель сформулировано с помощью учителя;
допущены неточности и 1-2 ошибки при проведении работы;
при выделении существенных признаков объекта выделены лишь некоторые;
допущены ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Отметка «2» выставляется при условии, что:
18