Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г. Казани
Рассмотрено МО учителей ЕМЦ Сабирова Г.Р ._____ Протокол № 12 от «17» августа 2018 г. | Согласовано Заместитель директора по учебной работе Салихова А.М. _______ «17» августа 2018 г. | Утверждаю Директор лицея Вафина Ф.Г. ________ «17 » августа 2018 г Педсовет № ___ «17» августа 2018 г Приказ № 163-18 «18» августа 2018 г |
Рабочая программа
по предмету «Химия» 10б класс
(среднее (полное) общее образование)
| Составитель: Гисматулова Л.Р. учитель химии и биологии первой квалификационной категории |
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ.
Рабочая программа по химии для 10б класса на 2018-2019 учебный год составлена на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ "Об образовании";
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);
Образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения»;
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008);
Учебный план МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г.Казани на 2018-2019 учебный год от 17 августа 2018 г.;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г. Казани;
Рабочая программа ориентирована на учебник: О.С.Габриелян, Химия 10 класс. Базовый уровень.: учеб. для ОУ - М.: Дрофа, 2010.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачами учебного предмета являются:
формирование у учащихся знаний основ химической науки- важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, химического языка, раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера;
развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни;
формирование специальных умений обращаться с веществами, выполнять несложные опыты, соблюдая правила безопасной работы в химической лаборатории;
раскрытие гуманистической направленности химической науки, её возрастающей роли в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством, раскрытие перед учащимися вклада химии в научную картину мира;
воспитание элементов экологической культуры.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
Демонстрации
Анализ и синтез химических веществ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Современные представления о строении атома.
Атом. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы). Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение.
Химическая связь
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов. Водородная связь, ее роль в формировании структур биополимеров. Единая природа химических связей.
Вещество
Качественный и количественный состав вещества. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Сильные и слабые электролиты.
Химические реакции
Классификация химических реакций в органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз органических соединений. Тепловой эффект химической реакции.
Окислительно-восстановительные реакции
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
Демонстрации
Модели молекул изомеров и гомологов.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.
Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия.
Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.
Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.
Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
Демонстрации
Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт).
Получение этилена и ацетилена.
Качественные реакции на кратные связи.
Лабораторные опыты Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков (работа с коллекциями).
Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки (работа с коллекциями).
Знакомство с образцами пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
Изготовление моделей молекул органических соединений.
Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле.
Качественные реакции на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и белки.
Практические занятия
Идентификация органических соединений.
Распознавание пластмасс и волокон.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Демонстрации
Образцы лекарственных препаратов и витаминов.
Образцы средств гигиены и косметики.
Лабораторные опыты Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА.
Литература для учителя:
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия. 10 класс. Настольная книга учителя, - М.: Дрофа, 2009.
В.Г.Денисова. Химия. 10 класс. Поурочные планы по учебнику О.С.Габриелян, Волгоград: Учитель, 2008
Ким Е.П. Химия. 10-11 классы. Практические работы. – Саратов: Лицей, 2009
Габриелян О.С., Якушева А.В.. Химия 10 кл. Рабочая тетрадь. 10 класс. К учебнику О.С Габриеляна.«Химия. 10 класс базовый уровень»- М.: Дрофа, 2010.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа
Габриелян О.С., Якушева А.В.. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Методические рекомендации.
СD « Органическая химия» и др.
Дидактические материалы:
Габриелян О.С. и др. Химия.10 кл.: контрольные и проверочные работы – М.: Дрофа, 2010.
Химия 10 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2005.
Радецкий А.М., Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя / -М.: Прсвещение. 2004
Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 10-й кл.: к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия. 10 класс» / - М.: Экзамен, 2006
Некрасова Л.И., Химия. 10 класс. Карточки заданий.- Саратов: Лицей, 2008.
Денисов В.Г. Материалы для подготовки к ЕГЭ по химии .- Волгоград: «Учитель»
Ширшина Н.В. Тестовые задания по химии.- Волгоград: «Учитель»
Литература для обучающегося:
Бабков А.Б., Попков В.А.- Общая и неорганическая химия: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.Просвещение, 2004 – 384 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы.. – М.: Дрофа, 2001. – 324 с.
ЕГЭ 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015: Химия: реальные задания: / авт.-сост. Корощенко А.С., Снастина М.Г.- М.: АСТ:Астрель, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 – (Федеральный институт педагогических измерений).
Электронные образовательные ресурсы
Alhimik www.alhimik.ru
Конспекты по химии для школьников www.chemistry.r2.ru, www.khimia.h1.ru
Химия для всех www.informika.ru
Химия для Вас www.chem4you.boom.ru
Химия. Образовательный сайт для школьников www.hemi.wallst.ru
Уроки химии Кирилла и Мефодия
http://www.zavuch.info
http://pedsovet.su
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.zavuch.info
http://pedsovet.su
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. http://katalog.iot.ru/
Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru/
Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов.http://window.edu.ru/ , http://shkola.edu.ru/. http://www.km-school.ru/ .
банк тестовых материаловfipi.ru
school-collection.edu.ru
alleng.ru
Кирилл и Мефодий» - http://vip.km.ru/vschool/
Образовательный портал -reshuege.ru
http://www.ХUMUK.RU: Сайт о химии для химиков.
АЛХИМИК: образовательный проект для учителей, школьников, абитуриентов и студентов.
Chemnet-Химические наука и образование в России.
Органическая химия: мультимедиа учебник
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Дата проведения |
| По плану | Фактическая |
| Введение | 5 | | |
1 | Предмет органической химии. Инструктаж по правилам техники безопасности в кабинете химии. | 1 | 03.09. | 03.09. |
2 | Теория строения органических соединений. | 1 | 06.09. | 06.09. |
3 | Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. | 1 | 10.09. | 10.09. |
4 | Классификация и номенклатура органических соединений. | 1 | 13.09. | 13.09. |
5 | Химические свойства основных классов органических соединений. Классификация химических реакций в органической химии. | 1 | 17.09. | 17.09. |
| Глава 1. Углеводороды и их природные источники | 17 | | |
1 (6) | Природные источники углеводородов:природный газ. Природный газ. Алканы. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений. | 1 | 20.09 | 20.09 |
2(7) | Углеводороды: алканы- получения и свойства. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. | 1 | 24.09 | 24.09 |
3(8) | Циклоалканы. | 1 | 27.09 | 27.09 |
4(9) | Алкены. Этилен. Строение. Номенклатура. Получение. | 1 | 01.10 | 01.10 |
5(10) | Алкены и их свойства. | 1 | 04.10 | 04.10 |
6(11) | Решение задач по теме: «Алкены и алканы». | 1 | | |
7(12) | Алкадиены (диены). Каучуки. Строение. Номенклатура. Получение. | 1 | | |
8(13) | Алкадиены и их свойства. | 1 | | |
9(14) | Алкины. Ацетилен. Строение. Номенклатура. Получение. | 1 | | |
10(15) | Алкины и их свойства. | 1 | | |
11(16) | Арены. Бензол. Строение. Номенклатура. Получение. | 1 | | |
12(17) | Арены и их свойства. | 1 | | |
13(18) | Решение задач по теме: «Алкины и арены» | 1 | | |
14(19) | Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. | 1 | | |
15(20) | Нефть и способы ее переработки, | 1 | | |
16(21) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды» | 1 | | |
17(22) | Контрольная работа №1 «Углеводороды». | 1 | | |
| Глава 2. Кислород- и азотсодержащие органические соединения и их природные источники | 30 | | |
1(23) | Единство организации живых организмов на Земле. Спирты. Анализ контрольной работы №2 «Углеводороды». | 1 | | |
2(24) | Спирты - получение и свойства. | 1 | | |
3(25) | Многоатомные спирты. | 1 | | |
4(26) | Решение задач по теме: «Спирты» | 1 | | |
5(27) | Фенолы. Строение. Номенклатура. Получение. | 1 | | |
6(28) | Фенолы и их свойства. | 1 | | |
7(29) | Альдегиды Строение. Номенклатура. Получение. | 1 | | |
8(30) | Альдегиды и их свойства. | 1 | | |
9 | Кетоны получение и свойства. | 1 | | |
10 | Решение задач по теме: «Альдегиды и кетоны». | 1 | | |
11 | Одноосновные карбоновые кислоты. | 1 | | |
12 | Карбоновые кислоты – получение и свойства. | 1 | | |
13 | Решение задач по теме: «Карбоновые кислоты». | 1 | | |
14 | Сложные эфиры, строение и свойства. | 1 | | |
15 | Жиры, строение и свойства. | 1 | | |
16 | Углеводы. Моносахариды. | 1 | | |
17 | Дисахариды. Полисахариды | 1 | | |
18 | Решение задач по теме: «Углеводы» | 1 | | |
19 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | | |
20 | Контрольная работа №2 «Кислородсодержащие органические соединения» | 1 | | |
21 | Аминокислоты. Строение. Номенклатура. Получение.Анализ контрольной работы №3 «Кислородсодержащие органические соединения». Бытовая химическая грамотность. | 1 | | |
22 | Аминокислоты и их свойства. | 1 | | |
23 | Белки, строение и свойства. | 1 | | |
24 | Функции белков. | 1 | | |
25 | Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. | 1 | | |
26 | Нуклеиновые кислоты | 1 | | |
27 | Решение задач по теме: «Нуклеиновые кислоты и белки» | 1 | | |
28 | Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений» | 1 | | |
29 | Обобщение и систематизация знаний по теме «азотсодержащие орг. соединения» | 1 | | |
30 | Контрольная работа №3 «Азотсодержащие органические соединения» | 1 | | |
| Глава 3.Биологически активные вещества | 4 | | |
1 | Ферменты. Анализ контрольной работы №4«Азотсодержащие органические соединения» | 1 | | |
2 | Витамины. | 1 | | |
3 | Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. | 1 | | |
4 | Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. | 1 | | |
| Глава 4. Искусственные и синтетические полимеры | 5 | | |
1 | Искусственные и синтетические полимеры. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна | 1 | | |
2 | Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна . | 1 | | |
3 | Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон». | 1 | | |
4 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | 1 | | |
5 | Обобщение и систематизация знаний по теме: Биологически активные вещества. Искусственные и синтетические полимеры. | 1 | | |
| Глава 5. Повторение и обобщение курса органической химии. | 9 | | |
1 | Решение задач на вывод формулы углеводорода | 1 | | |
2 | Решение задач на вывод формулы органического вещества | 1 | | |
3 | Решение генетических задач по органической химии (углеводороды). | 1 | | |
4 | Решение генетических задач по органической химии (кислородосодержащие органические вещества). | 1 | | |
5 | Решение качественных задач по органической химии (углеводороды). | 1 | | |
6 | Решение качественных задач по органической химии (кислородосодержащие органические вещества). | 1 | | |
7 | Решение задач на определение массовой доли вещества. | 1 | | |
8 | Решение задач на определение массы практической по отношению к теоретической. | 1 | | |
9 | Решение задач на избыток и недостаток | 1 | | |