СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 10 класса (О.С.Габриелян) - 2 часа.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии  для 10 класса на 2018-2019 учебный год  - 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 10 класса (О.С.Габриелян) - 2 часа.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г. Казани

Рассмотрено

МО учителей ЕМЦ

Сабирова Г.Р ._____

Протокол № 12 от

«17» августа 2018 г.

Согласовано

Заместитель директора

по учебной работе

Салихова А.М. _______

«17» августа 2018 г.

Утверждаю

Директор лицея

Вафина Ф.Г. ________ «17 » августа 2018 г Педсовет № ___

«17» августа 2018 г Приказ № 163-18

«18» августа 2018 г






Рабочая программа

по предмету «Химия» 10б класс

(среднее (полное) общее образование)










Составитель: Гисматулова Л.Р.

учитель химии и биологии

первой квалификационной категории







2018-2019 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ.

Рабочая программа по химии для 10б класса на 2018-2019 учебный год составлена на основе:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ "Об образовании";

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);

  • Образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения»;

  • Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008);

  • Учебный план МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г.Казани на 2018-2019 учебный год от 17 августа 2018 г.;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;

  • Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г. Казани;

Рабочая программа ориентирована на учебник: О.С.Габриелян, Химия 10 класс. Базовый уровень.: учеб. для ОУ - М.: Дрофа, 2010.  

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА.


Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачами учебного предмета являются:

  • формирование у учащихся знаний основ химической науки- важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, химического языка, раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера;

  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни;

  • формирование специальных умений обращаться с веществами, выполнять несложные опыты, соблюдая правила безопасной работы в химической лаборатории;

  • раскрытие гуманистической направленности химической науки, её возрастающей роли в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством, раскрытие перед учащимися вклада химии в научную картину мира;

  • воспитание элементов экологической культуры.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

Демонстрации

Анализ и синтез химических веществ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Современные представления о строении атома.

Атом. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы). Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение.

Химическая связь

Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов. Водородная связь, ее роль в формировании структур биополимеров. Единая природа химических связей.

Вещество

Качественный и количественный состав вещества. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.

Сильные и слабые электролиты.

Химические реакции

Классификация химических реакций в органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.

Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз органических соединений. Тепловой эффект химической реакции.

Окислительно-восстановительные реакции

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы.

Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

Демонстрации

Модели молекул изомеров и гомологов.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.

Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия.

Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.

Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.

Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.

Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.

Демонстрации

Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт).

Получение этилена и ацетилена.

Качественные реакции на кратные связи.

Лабораторные опыты Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков (работа с коллекциями).

Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки (работа с коллекциями).

Знакомство с образцами пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.

Изготовление моделей молекул органических соединений.

Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле.

Качественные реакции на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и белки.

Практические занятия

Идентификация органических соединений.

Распознавание пластмасс и волокон.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.


Демонстрации

Образцы лекарственных препаратов и витаминов.

Образцы средств гигиены и косметики.

Лабораторные опыты Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать / понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА.

Литература для учителя:

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия. 10 класс. Настольная книга учителя, - М.: Дрофа, 2009.

  2. В.Г.Денисова. Химия. 10 класс. Поурочные планы по учебнику О.С.Габриелян, Волгоград: Учитель, 2008

  3. Ким Е.П. Химия. 10-11 классы. Практические работы. – Саратов: Лицей, 2009

  4. Габриелян О.С., Якушева А.В.. Химия 10 кл. Рабочая тетрадь. 10 класс. К учебнику О.С Габриеляна.«Химия. 10 класс базовый уровень»- М.: Дрофа, 2010.

  5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа

  6. Габриелян О.С., Якушева А.В.. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Методические рекомендации.

  7. СD « Органическая химия» и др.

Дидактические материалы:

  1. Габриелян О.С. и др. Химия.10 кл.: контрольные и проверочные работы – М.: Дрофа, 2010.

  2. Химия 10 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2005.

  3. Радецкий А.М., Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя / -М.: Прсвещение. 2004

  4. Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 10-й кл.: к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия. 10 класс» / - М.: Экзамен, 2006

  5. Некрасова Л.И., Химия. 10 класс. Карточки заданий.- Саратов: Лицей, 2008.

  6. Денисов В.Г. Материалы для подготовки к ЕГЭ по химии .- Волгоград: «Учитель»

  7. Ширшина Н.В. Тестовые задания по химии.- Волгоград: «Учитель»

Литература для обучающегося:

  1. Бабков А.Б., Попков В.А.- Общая и неорганическая химия: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.Просвещение, 2004 – 384 с.

  2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы.. – М.: Дрофа, 2001. – 324 с.

  3. ЕГЭ 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015: Химия: реальные задания: / авт.-сост. Корощенко А.С., Снастина М.Г.- М.: АСТ:Астрель, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 – (Федеральный институт педагогических измерений).

Электронные образовательные ресурсы

  • Alhimik   www.alhimik.ru

  • Конспекты по химии для школьников  www.chemistry.r2.ru, www.khimia.h1.ru

  • Химия для всех  www.informika.ru

  • Химия для Вас  www.chem4you.boom.ru

  • Химия. Образовательный сайт для школьников  www.hemi.wallst.ru

  • Уроки химии Кирилла и Мефодия

  • http://www.zavuch.info

  • http://pedsovet.su

  • http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  • http://www.zavuch.info

  • http://pedsovet.su

  • http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/

  • Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. http://katalog.iot.ru/

  • Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru/

  • Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов.http://window.edu.ru/ , http://shkola.edu.ru/. http://www.km-school.ru/ .

  • банк тестовых материаловfipi.ru

  • school-collection.edu.ru 

  • alleng.ru

  • Кирилл и Мефодий» - http://vip.km.ru/vschool/

  • Образовательный портал -reshuege.ru

  • http://www.ХUMUK.RU: Сайт о химии для химиков.

  • АЛХИМИК: образовательный проект для учителей, школьников, абитуриентов и студентов.

  • Chemnet-Химические наука и образование в России.

  • Органическая химия: мультимедиа учебник



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Дата проведения


По плану

Фактическая


Введение

5



1

Предмет органической химии. Инструктаж по правилам техники безопасности в кабинете химии.

1

03.09.

03.09.

2

Теория строения органических соединений.

1

06.09.

06.09.

3

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.

1

10.09.

10.09.

4

Классификация и номенклатура органических соединений.

1

13.09.

13.09.

5

Химические свойства основных классов органических соединений. Классификация химических реакций в органической химии.

1

17.09.

17.09.


Глава 1. Углеводороды и их природные источники

17



1 (6)

Природные источники углеводородов:природный газ. Природный газ. Алканы. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений.

1

20.09

20.09

2(7)

Углеводороды: алканы- получения и свойства. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.

1

24.09

24.09

3(8)

Циклоалканы.

1

27.09

27.09

4(9)

Алкены. Этилен. Строение. Номенклатура. Получение.

1

01.10

01.10

5(10)

Алкены и их свойства.

1

04.10

04.10

6(11)

Решение задач по теме: «Алкены и алканы».

1



7(12)

Алкадиены (диены). Каучуки. Строение. Номенклатура. Получение.

1



8(13)

Алкадиены и их свойства.

1



9(14)

Алкины. Ацетилен. Строение. Номенклатура. Получение.

1



10(15)

Алкины и их свойства.

1



11(16)

Арены. Бензол. Строение. Номенклатура. Получение.

1



12(17)

Арены и их свойства.

1



13(18)

Решение задач по теме: «Алкины и арены»

1



14(19)

Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.

1



15(20)

Нефть и способы ее переработки,

1



16(21)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды»

1



17(22)

Контрольная работа №1 «Углеводороды».

1




Глава 2. Кислород- и азотсодержащие органические соединения и их природные источники

30



1(23)

Единство организации живых организмов на Земле. Спирты. Анализ контрольной работы №2 «Углеводороды».

1



2(24)

Спирты - получение и свойства.

1



3(25)

Многоатомные спирты.

1



4(26)

Решение задач по теме: «Спирты»

1



5(27)

Фенолы. Строение. Номенклатура. Получение.

1



6(28)

Фенолы и их свойства.

1



7(29)

Альдегиды Строение. Номенклатура. Получение.

1



8(30)

Альдегиды и их свойства.

1



9

Кетоны получение и свойства.

1



10

Решение задач по теме: «Альдегиды и кетоны».

1



11

Одноосновные карбоновые кислоты.

1



12

Карбоновые кислоты – получение и свойства.

1



13

Решение задач по теме: «Карбоновые кислоты».

1



14

Сложные эфиры, строение и свойства.

1



15

Жиры, строение и свойства.

1



16

Углеводы. Моносахариды.

1



17

Дисахариды. Полисахариды

1



18

Решение задач по теме: «Углеводы»

1



19

Обобщение и систематизация знаний

1



20

Контрольная работа №2 «Кислородсодержащие органические соединения»

1



21

Аминокислоты. Строение. Номенклатура. Получение.Анализ контрольной работы №3 «Кислородсодержащие органические соединения». Бытовая химическая грамотность.

1



22

Аминокислоты и их свойства.

1



23

Белки, строение и свойства.

1



24

Функции белков.

1



25

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

1



26

Нуклеиновые кислоты

1



27

Решение задач по теме: «Нуклеиновые кислоты и белки»

1



28

Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений»

1



29

Обобщение и систематизация знаний по теме «азотсодержащие орг. соединения»

1



30

Контрольная работа №3 «Азотсодержащие органические соединения»

1




Глава 3.Биологически активные вещества

4



1

Ферменты. Анализ контрольной работы №4«Азотсодержащие органические соединения»

1



2

Витамины.

1



3

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды.

1



4

Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

1




Глава 4. Искусственные и синтетические полимеры

5



1

Искусственные и синтетические полимеры. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна

1



2

Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна .

1



3

Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон».

1



4

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

1



5

Обобщение и систематизация знаний по теме: Биологически активные вещества. Искусственные и синтетические полимеры.

1




Глава 5. Повторение и обобщение курса органической химии.

9



1

Решение задач на вывод формулы углеводорода

1



2

Решение задач на вывод формулы органического вещества

1



3

Решение генетических задач по органической химии (углеводороды).

1



4

Решение генетических задач по органической химии (кислородосодержащие органические вещества).

1



5

Решение качественных задач по органической химии (углеводороды).

1



6

Решение качественных задач по органической химии (кислородосодержащие органические вещества).

1



7

Решение задач на определение массовой доли вещества.

1



8

Решение задач на определение массы практической по отношению к теоретической.

1



9

Решение задач на избыток и недостаток

1