МКОУ «Бодеевская СОШ»
принято на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол №________ от «____»________________2017 г. Руководитель МО________________ | согласовано Заместитель директора по учебно – воспитательной работе ______________________________ «____»__________________2017 г. | утверждаю Директор ________________________________ И. Н. Воронина Приказ №_______ от «____»________________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ________________химии___________________
учебный предмет
______________2017 – 2018 уч. год______________
учебный год
____________8 класс (2 часа в неделю)_____________
класс, количество часов в неделю
Составил:
Учитель_химии
Зайчиков В.В.
с. Бодеевка- 2017
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химиив 8 классе составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального Государственного стандарта.
Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень)
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (общего) образования (Приказ Минобр России № 1019 от 5 марта 2004г
Федерального закона об образовании № 273 от 29.12.2012 года
Особенность программы состоит в том, что она позволяет сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычисления укрупнённой дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следования строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы, и освобождения её от избытка конкретного материала. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.
Наряду с этим такое построение программы даёт возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), закономерностях протекания реакций и их классификации
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели и задачи учебного курса химии
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,
химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде
СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ
VIII КЛАСС (70ч, 2 ч в неделю)
Введение (6 часов)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи.
1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.
2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле
Атомы химических элементов (11 часов)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации.
Модели атомов химических элементов.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Практическая работа
Правила ТБ при работе в химкабинете. Приемы обращения с химическим оборудованием.
Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов»
Простые вещества (7 часов)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».
Контрольная работа № 2 «Простые вещества»
Соединения химических элементов (13 часов)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи.
1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.
2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.
3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Практическая работа № 2
Очистка загрязненной поваренной соли
Практическая работа № 3
Приготовление раствора с заданной массовой долей
Контрольная работа № 3 « Соединения химических элементов»
Изменения, происходящие с веществами (15 часов)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды.
Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода;
Контрольная работа № 4 «Изменения, происходящие с веществами»
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 часов)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Практическая работа № 4
Решение экспериментальных задач
Практическая работа № 5
Получение, собирание и распознавание кислорода
Практическая работа № 6
Получение, собирание и распознавание углекислого газа
Практическая работа № 7
Решение экспериментальных задач
Итоговая контрольная работа № 5
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения химии ученик должен знать/понимать
· химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
· важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и не электролит электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
уметь
· называть: химические элементы, соединения изученных классов;
· объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
· характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
· определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
· составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
· обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
· распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
· вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· безопасного обращения с веществами и материалами;
· экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека;
· критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
· приготовления растворов заданной концентрации.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ,
имеющих важное практическое значение
Тематический план курса
№ | основные разделы | количество часов |
Практические работы | Контрольная работа |
1 | Введение | 6 | | |
2 | Атомы химических элементов | 10 | 1 | 1 |
3 | Простые вещества | 7 | 1 | 1 |
4 | Соединения химических элементов | 14 | 1 | 1 |
5 | Изменения, происходящие с веществами | 11 | | 1 |
6 | Растворение, растворы, реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. | 18 | 4 | 1 |
| Резерв | | | |
Итого: | 70 | 7 | 5 |
1 полугодие | 30 | 1 | 2 |
2 полугодие | 40 | 6 | 3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Курс «Неорганическая химия» 8 класс (базовый уровень)
№ п/п | Дата | Тема |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | | | Вводный инструктаж по ТБ. Химия -наука о веществах и свойствах |
2 | | | Практическая работа № 1.Знакомство с лабораторным оборудованием. |
3 | | | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека |
4 | | | Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов |
5 | | | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса |
6 | | | Массовая доля элемента в соединении |
7 | | | Основные сведения о строении атомов |
8 | | | Изотопы как разновидности атомов |
9 | | | Периодическая система химических элементов и строение атомов |
10 | | | Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов |
11 | | | Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне |
12 | | | Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой. |
13 | | | Ковалентная полярная химическая связь |
14 | | | Металлическая химическая связь |
15 | | | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Атомы химических элементов» |
16 | | | Контрольная работа № 1. «Атомы химических элементов» |
17 | | | Анализ контрольной работы |
18 | | | Простые вещества – металлы и неметаллы |
19 | | | Количество вещества. |
20 | | | Молярный объем газообразных веществ |
21 | | | Решение задач по теме: «количества вещества» |
22 | | | Подготовка к контрольной работе по теме «Простые вещества» |
23 | | | Контрольная работа № 2.«Простые вещества» |
24 | | | Работа над ошибками |
25 | | | Степень окисления. |
26 | | | Оксиды. Летучие водородные соединения |
27 | | | Основания |
28 | | | Кислоты |
29 | | | Соли |
30 | | | Основные классы неорганических веществ |
31 | | | Кристаллические вещества. |
32 | | | Контр. Работа за первое полугод |
33 | | | Повтор Инстр. По ТБ. Чистые вещества и смеси Разделение смесей. Очистка веществ. |
34 | | | Практическая работа № 2 «Очистка загрязнённой поваренной соли» |
35 | | | Массовая и объемная доли компонентов в смеси. |
36 | | | Практическая работа № 3 Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе |
37 | | | Контрольная работа № 3. Соединения химических элементов |
38 | | | Физические явления в химии |
39 | | | Химические реакции |
40 | | | Химические уравнения |
41 | | | Расчеты по химическим уравнениям |
42 | | | Реакции разложения |
43 | | | Реакции соединения |
44 | | | Реакции замещения |
45 | | | Реакции обмена |
46 | | | Типы химических реакций на примере свойств воды |
47 | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы веществ. Изменения, происходящие с веществами» |
48 | | | Контрольная работа № 4. «Изменения, происходящие с веществами» |
49 | | | Растворение. Растворимость веществ в воде. |
50 | | | Электролитическая диссоциация |
51 | | | Основные положения теории электролитической диссоциации |
52 | | | Ионные уравнения |
53-54 | | | Кислоты, их классификация, свойства |
55-56 | | | Основания, в свете ТЭД их классификация, свойства |
57 | | | Оксиды, их классифи кация, свойства |
58 | | | Соли, их свойства |
59 | | | Генетическая связь между классами неорганических веществ |
60 | | | Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» |
61 | | | Практическая работа № 5. Получение, собирание и распознавание кислорода |
62 | | | Практическая работа № 6.Получение, собирание и распознавание углекислого газа |
63 | | | Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач «Теория электролитической диссоциации |
64 | | | Окислительно-восстановительные реакции |
65 | | | Упражнения в составлении окислительно- восстановительных реакций |
66 | | | Свойства простых веществ- металлов и неметаллов, кислот, солей в свете ОВР |
67 | | | Контрольная работа № 5. «Окислительно – восстановительные реакции» |
68 | | | Обобщение и систематизация знаний по классам неорганических веществ |
69 | | | Итоговая контрольная работа № 6 |
70 | | | Повтор. Решение задач комбинированного типа |