СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Представлена рабочая программа по химии для специальности "Защита в ЧС"- профильный уровень
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Красногорский колледж»
(ГБПОУ МО «Красногорский колледж»)
| УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по инновационно-образовательной работе
_______________ (Т.П.Дубровская) подпись «____»____________ 20_____ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ХИМИЯ
0УД.09
для специальности
20.02.02 «Защита в чрезвычайных ситуациях»
по программе базовой подготовки
2017 год
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 352 от 18.04. 2014г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). Рабочая программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и естественнонаучного профиля данной специальности профессионального образования.
|
|
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Красногорский колледж» (ГБПОУ МО «Красногорский колледж»).
Разработчик:
Елена Михайловна Лебединская - заведующая отделением «Техника и программирование»; преподаватель высшей категории
Рецензент:
________________________________________________________________________
И. О. Ф., должность, категория, ученая степень, звание, место работы.
РАССМОТРЕНА
Учебно-методическим объединением преподавателей специальности «Пожарная безопасность» и « Защита в чрезвычайных ситуациях»
протокол № ____________
от «____»_______20____г.
Председатель УМО
_____________ (Е.М.Лебединская)
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 31 |
| 32 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
___________________________ХИМИЯ_______________________________________
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины _____химия______________ является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.02 «Защита в чрезвычайных ситуациях», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 352 от 18.04. 2014г., входящей в укрупненную группу специальностей (профессий) 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство.
Рабочая программа составлена для очной формы обучения.
Рабочая программа учебной дисциплины _химия_ может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по профессии рабочих, должностям служащих 16781 «Пожарный»,26534 «Спасатель» и другим профессиям технического и естественнонаучного профилей.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Химия» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Химия» изучается в общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Химия» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных :
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки;
химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
метапредметных :
использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере
предметных:
сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы;
готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях (базовой подготовки) и овладению обучающимися общими компетенциями (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах ЧС.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося__234_____часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ___156___ часов;
самостоятельной работы обучающегося __78____ часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 234 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 156 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия | 17 |
практические занятия | 36 |
контрольные работы |
|
курсовая работа (проект) | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 78 |
в том числе: |
|
Самостоятельное решение расчётных задач | 40 |
Самостоятельная подготовка докладов, презентаций, сообщений и рефератов по заданной тематике | 30 |
Самостоятельная подготовка отчётов к практическим работам и подготовка к их защите | 8 |
Итоговая аттестация в форме экзамен
|
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа(проект)) | Объем часов | Уровень усвоения |
| |||||||
1 | 2 | 3 | 4 |
| |||||||
Р.1 Общая и неорганическая химия
|
| 138 |
|
| |||||||
Введение | Значение химии как науки. | 1 | 1-2 |
| |||||||
1.1. Химия — наука о веществах |
Содержание учебного материала | 3 |
|
| |||||||
1 | Состав вещества. Химические элементы. Способы существования химических эле-ментов: атомы, простые и сложные вещества. Вещества постоянного и переменного состава. Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Способы отображения молекул: молекулярные и структурные формулы; шаростержневые и масштабные пространственные (Стюарта —Бриглеба) модели молекул. Измерение вещества. Масса атомов и молекул. Атомная единица массы. Относи-тельные атомная и молекулярная массы. Количество вещества и единицы его изме-рения: моль, ммоль, кмоль. Число Авогадро. Молярная масса. Агрегатные состояния вещества. Твердое (кристаллическое и аморфное), жидкое и газообразное агрегатные состояния вещества. Закон Авогадро и его следствия. Молярный объем веществ в газообразном состоянии. Объединенный газовый закон и уравнение Менделеева —Клапейрона. Смеси веществ. Различия между смесями и химическими соединениями. Массовая и объемная доли компонентов смеси.
| |
1-2 |
| |||||||
Лабораторные работы | - | - |
| ||||||||
Практические занятия | - | - |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Самостоятельное решение задач на тему: « Объединенный газовый закон. Закон Авогадро. Молярный объём газов» | 4 | 3 |
| ||||||||
. 1.2. Строение атома
|
Содержание учебного материала | 2 |
|
| |||||||
1
| Атом — сложная частица. Доказательства сложности строения атома: катодные и рентгеновские лучи, фотоэффект, радиоактивность, электролиз. Планетарная модель атома Э. Резерфорда. Строение атома по Н. Бору. Современные представления о строении атома. Корпускулярно-волновой дуализм частиц микромира. Состав атомного ядра. Нуклоны: протоны и нейтроны. Изотопы и нуклиды. Устойчивость ядер. Электронная оболочка атомов .Понятие об электронной орбитали и электронном облаке. Квантовые числа: главное, орбитальное (побочное), магнитное и спиновое. Распределение электронов по энергетическим уровням, подуровням и орбиталям в соответствии с принципом наименьшей энергии, принципом Паули и правилом Гунда. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентные возможности атомов химических элементов. Электронная классификация химических элементов: s-, p-, d-, f-элементы. |
| 1-2
|
| |||||||
Лабораторные работы | - | - |
| ||||||||
Практические занятия | - | - |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельное решение задач по теме «Составление электронных формул состояния электронов в атоме». | 2 | 3 |
| ||||||||
|
|
| |||||||||
1.3.Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
|
Содержание учебного материала | 6 | 1-2 |
| |||||||
1
2
| Открытие периодического закона. Предпосылки: накопление фактологического материала, работы предшественников (И. В. Деберейнера, А. Э. Шанкуртуа, Дж. А. Ньюлендса, Л. Ю. Мейера), съезд химиков в Карлсруэ, личностные качества Д. И. Менделеева. Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современное понятие химического элемента. Закономерность Г. Мозли. Современная формулировка Периодического закона. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Периодическое изменение свойств элементов: радиуса атома; энергии ионизации; электроотрицательности. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | 2 2
| 1-2 1-2 1-2
|
| |||||||
Лабораторные работы №1 Построение периодической системы Химических элементов | 2 | - |
| ||||||||
Практические занятия | - | - |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная подготовка презентации по предложенным темам Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева Научный подвиг Д.И. Менделеева Открытие периодического закона Предпосылки открытия периодического закона
| 4 | 3 |
| ||||||||
4 |
|
| |||||||||
1.4. Строение вещества |
Содержание учебного материала
| 6 |
|
| |||||||
1
2
3 | Понятие о химической связи. Типы химических связей: ковалентная, ионная, металлическая и водородная. Ковалентная химическая связь .Два механизма образования этой связи: обменный и донорно-акцепторный. Основные параметры этого типа связи: длина, прочность, угол связи или валентный угол. Основные свойства ковалентной связи: насыщенность, поляризуемость и прочность. Электроотрицательность и классификация ковалентных связей по этому признаку: полярная и неполярная ковалентные связи. Полярность связи и полярность молекулы. Способ перекрывания электронных орбиталей и классификация ковалентных связей по этому признаку: σ- и π-связи. Кратность ковалентных связей и классификация их по этому признаку: одинарные, двойные, тройные, полуторные. Типы кристаллических решеток у веществ с этим типом связи: атомные и молекулярные. Физические свойства веществ с этими кристаллическими решетками. Ионная химическая связь. Крайний случай ковалентной полярной связи. Механизм образования ионной связи. Ионные кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами. Металлическая химическая связь. Особый тип химической связи, существующий в металлах и сплавах. Ее отличия и сходство с ковалентной и ионной связями. Свойства металлической связи. Металлические кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами. Водородная химическая связь. Механизм образования такой связи. Ее классификация: межмолекулярная и внутримолекулярная водородные связи. Молекулярные кристаллические решетки для этого типа связи. Физические свойства веществ с водородной связью. Биологическая роль водородных связей в организации структур биополимеров. Единая природа химических связей: наличие различных типов связей в одном веществе, переход одного типа связи в другой и т. п. Комплексообразование. Понятие о комплексных соединениях. Координационное число комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сфера комплексов. Номенклатура комплексных соединений. Их значение. | 2
2
2 | 1-2
1-2 1-2 |
| |||||||
Лабораторные работы. | - | - |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельное решение задач по теме «Составление формул комплексных соединений и составление названий этих солей» | 4 | 3 |
| ||||||||
|
|
| |||||||||
1.5. Полимеры
| Содержание учебного материала | 4 |
|
| |||||||
1
| Неорганические полимеры. Полимеры — простые вещества с атомной кристал-лической решеткой: аллотропные видоизменения углерода (алмаз, графит, карбин, фуллерен, взаимосвязь гибридизации орбиталей у атомов углерода с пространствен-ным строением аллотропных модификаций); селен и теллур цепочечного строения. Полимеры — сложные вещества с атомной кристаллической решеткой: кварц, крем-незем (диоксидные соединения кремния), корунд (оксид алюминия) и алюмосиликаты (полевые шпаты, слюда, каолин). Минералы и горные породы. Сера пластическая. Минеральное волокно — асбест. Значение неорганических природных полимеров в формировании одной из геологических оболочек Земли — литосферы. Органические полимеры.Способы их получения: реакции полимеризации и реак-ции поликонденсации. Структуры полимеров: линейные, разветвленные и простран-ственные. Структурирование полимеров: вулканизация каучуков, дубление белков, отверждение поликонденсационных полимеров. Классификация полимеров по различным признакам. | 2 | 1-2 2 |
| |||||||
Лабораторные работы. Лабораторная работа №2. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон, каучуков, минералов и горных пород. Обнаружение хлора в поливинилхлориде. | 2 | 3 |
| ||||||||
2
|
|
| |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся
| - | - |
| ||||||||
1.6. Дисперсные системы
|
Содержание учебного материала | 2 | 1-2 |
| |||||||
1
| Понятие о дисперсных системах. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, а также по раз-меру их частиц. Грубодисперсные системы: эмульсии и суспензии. Тонкодисперсные системы: коллоидные (золи и гели) и истинные (молекулярные, молекулярно-ионные и ионные). Эффект Тиндаля. Коагуляция в коллоидных растворах. Синерезис в гелях. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека. Эмульсии и суспензии в строительстве, пищевой и медицинской промыш-ленности, косметике. Биологические, медицинские и технологические золи. Значение гелей в организации живой материи. Биологические, пищевые, медицинские, косме-тические гели. Синерезис как фактор, определяющий срок годности продукции на основе гелей. Свертывание крови как биологический синерезис, его значение.
|
|
|
| |||||||
Лабораторные работы.
| __- | - |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся
| - | - |
| ||||||||
1.7.Химические реакции
| Содержание учебного материала | 10 | 1-2 |
| |||||||
1
2
3
4 | Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. По-нятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация и изомеризация. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные и неокислительно-восстановительные реакции); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные, молекулярные и ионные). Вероятность протекания химических реакций. Внутренняя энергия, энтальпия. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Стандартная энтальпия реакций и образования веществ. Закон Г. И. Гесса и его следствия. Энтропия. Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакций. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Природа реагирующих веществ. Температура (закон Вант —Гоффа). Концентрация. Катализаторы и катализ: гомо- и гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими катализаторами. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура (принцип Ле Шателье). | 2 2 2 2 |
|
| |||||||
Лабораторные работы Лабораторная работа №3 Вероятность протекания химических реакций. Взаимодействие цинка различной поверхности с кислотами.Смещение химического равновесия.
| 2 | 2 |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельное решение задач по темам: «Смещение химического равновесия»; «Скорость химической реакции»; «Энтальпия» | 8 | 3 |
| ||||||||
|
|
| |||||||||
1.8.Растворы | Содержание учебного материала | 10 | 1-2 |
| |||||||
1
2
3
|
Понятие о растворах. Физико-химическая природа растворения и растворов. Взаимодействие растворителя и растворенного вещества. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества (процентная), молярная. Теория электролитической диссоциации.Механизм диссоциации веществ с различ-ными типами химических связей. Вклад русских ученых в развитие представлений об электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации и факторы ее зависимости. Сильные и средние электролиты. Диссоциация воды. Водородный показатель. Среда водных растворов электролитов. Реакции обмена в водных растворах электролитов. Гидролиз как обменный процесс. Необратимый гидролиз органических и неорга-нических соединений и его значение в практической деятельности человека. Обратимый гидролиз солей. Ступенчатый гидролиз. Практическое применение гидролиза. Гидролиз органических веществ (белков, жиров, углеводов, полинуклеотидов, АТФ) и его биологическое и практическое значение. Омыление жиров. Реакция этерификации. | 2 2 2
|
|
| |||||||
Лабораторные работы Лабораторная работа №4 Исследование гидролитических свойств солей
| 2 | - |
| ||||||||
Практические занятия 1 Практическое занятие №1Приготовление растворов заданной концентрации.
| 2 | 3 |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельное решение задач по теме «Гидролиз», «Растворы» Подготовка доклада «Жизнь и деятельность С.Аррениуса» | 8 | 3 |
| ||||||||
4 4
|
|
| |||||||||
1.9. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы |
Содержание учебного материала | 10 | 1-2 |
| |||||||
1
2
3
4 | Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Восстановители и окислители. Окисление и восстановление. Важнейшие окислители и восстановители. Восстановительные свойства металлов — простых веществ. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов — простых веществ. Восстановительные свойства веществ, образованных элементами в низшей (отрицательной) степени окисления. Окислительные свойства веществ, образованных элементами в высшей (положительной) степени окисления. Окислительные и восстановительные свойства веществ, образованных элементами в промежуточных степенях окисления. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Реакции межатомного и межмолекулярного окисления-восстановления. Реакции внутримолекулярного окисления-восстановления. Реакции самоокисления-самовосстановления (диспропорционирования). Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Влияние среды на протекание окислительно-восстановительных процессов. Химические источники тока. Электродные потенциалы. Ряд стандартных электрод-ных потенциалов (электрохимический ряд напряжений металлов). Гальванические элементы и принципы их работы. Составление гальванических элементов. Образование гальванических пар при химических процессах. Гальванические элементы, применяемые в жизни: свинцовая аккумуляторная батарея, никель-кадмиевые батареи, топливные элементы. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. Процессы, происходящие на катоде и аноде. Уравнения электрохимических процессов. Электролиз водных растворов с инертными электродами. Электролиз водных растворов с растворимыми электродами. Практическое применение электролиза. | 2 2 2 2 |
|
| |||||||
Лабораторные работы
| - | - |
| ||||||||
Практические занятия Практическая работа №2 «ОВР. Упражнения в составлении схем электронного балланса»
| 2 | - |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельное решение задач по теме «Составление уравнений ОВР», «Электролиз» | 4 | 3 |
| ||||||||
|
|
| |||||||||
1.10. Классификация веществ. Простые вещества | Содержание учебного материала | 10 | 1-2 |
| |||||||
1
2
2 | Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфо-терные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, оснóвные и комплексные. Металлы. Положение металлов в периодической системе и особенности строения их атомов. Простые вещества — металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов и их восстановительные свойства: взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), водой, кислотами, растворами солей, органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), щелочами. Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость свойств этих соединений от степеней окисления металлов. Значение металлов в природе и жизни организмов. Коррозия металлов. Понятие коррозии. Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии. Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение. Неметаллы. Положение неметаллов в Периодической системе, особенности строения их атомов. Электроотрицательность. Благородные газы. Электронное строение атомов благородных газов и особенности их химических и физических свойств. Неметаллы — простые вещества. Их атомное и молекулярное строение их. Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях с фтором, кислородом, сложными веществами — окислителями (азотной и серной кислотами и др.). | 2 2 2 |
|
| |||||||
Лабораторные работы Лабораторная работа №5 Получение кислорода и его свойства. Лабораторная работа №6 Получение водорода и его свойства. | 2 2 | 2 |
| ||||||||
Практические занятия
| - | - |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения « Коррозия металлов и способы защиты от коррозии» Подготовка презентации «Неметаллы» | 4 | 3 |
| ||||||||
1 3 |
|
| |||||||||
1.11. Основные классы неорганических и органических соединений
| Содержание учебного материала | 6 |
|
| |||||||
1
| Водородные соединения неметаллов. Получение аммиака и хлороводорода синтезом и косвенно. Физические свойства. Отношение к воде: кислотно-основные свойства. Оксиды и ангидриды карбоновых кислот. Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислотные оксиды, их свойства. Осноóвные оксиды, их свойства. Амфотерные оксиды, их свойства. Зависимость свойств оксидов металлов от степени окисления. Ангидриды карбоновых кислот как аналоги кислотных оксидов .Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Кислоты в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, оснóвными и амфотерными оксидами и гидроксидами, солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Основания органические и неорганические. Основания в свете теории электролитической диссоциации. Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина. Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные основания в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. Соли. Классификация и химические свойства солей. Особенности свойств солей органических и неорганических кислот. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (серы и кремния), переходного элемента (цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии. Единство мира веществ. | 2 | 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2
|
| |||||||
Лабораторные работы
| - | - |
| ||||||||
Практические занятия Практическое занятие №2Получение хлороводорода и соляной кислоты, их свойства. Практическое занятие №3. Получение аммиака, его свойства. | 4 | 3 |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентации «Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV)» Оформление и подготовка к отчёту по практической работе | 4 | 3 |
| ||||||||
3 1 |
|
| |||||||||
1.12.Химия элементов | Содержание учебного материала | 8 | 1-2 |
| |||||||
1
2
3 | s-Элементы Водород. Двойственное положение водорода в периодической системе. Изотопы водорода. Тяжелая вода. Окислительные восстановительные свойства водорода, его получение и применение. Роль водорода в живой и неживой природе. Вода. Роль воды как средообразующего вещества клетки. Экологические аспекты водопользования. Элементы IА-группы. Щелочные металлы. Общая характеристика щелочных металлов на основании положения в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Получение, физические и химические свойства щелочных металлов. Катионы щелочных металлов как важнейшая химическая форма их существования, регулятивная роль катионов калия и натрия в живой клетке. Природные соединения натрия и калия, их значение. Элементы IIА-группы. Общая характеристика щелочноземельных металлов и магния на основании положения в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Кальций, его получение, физические и химические свойства. Важнейшие соединения кальция, их значение и применение. Кальций в природе, его биологическая роль. р-Элементы Алюминий. Характеристика алюминия на основании положения в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строения атома. Получение, физические и химические свойства алюминия. Важнейшие соединения алюминия, их свойства, значение и применение. Природные соединения алюминия. Углерод и кремний. Общая характеристика на основании их положения в Периодической системе Д. И. Менделеева и строения атома. Простые вещества, образованные этими элементами. Оксиды и гидроксиды углерода и кремния. Важнейшие соли угольной и кремниевой кислот. Силикатная промышленность. Галогены. Общая характеристика галогенов на основании их положения в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Галогены — простые вещества: строение молекул, химические свойства, получение и применение. Важнейшие соединения галогенов, их свойства, значение и применение. Галогены в природе. Биологическая роль галогенов. Халькогены. Общая характеристика халькогенов на основании их положения в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Халькогены — простые вещества. Аллотропия. Строение молекул аллотропных модификаций и их свойства. Получение и применение кислорода и серы. Халькогены в природе, их биологическая роль. Элементы VА-группы. Общая характеристика элементов этой группы на основании их положения в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Строение молекулы азота и аллотропных модификаций фосфора, их физические и химические свойства. Водородные соединения элементов VА-группы. Оксиды азота и фосфора, соответствующие им кислоты. Соли этих кислот. Свойства кислородных соединений азота и фосфора, их значение и применение. Азот и фосфор в природе, их биологическая роль. Элементы IVА-группы. Общая характеристика элементов этой группы на основа-нии их положения в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Углерод и его аллотропия. Свойства аллотропных модификаций углерода, их значение и применение. Оксиды и гидроксиды углерода и кремния, их химические свойства. Соли угольной и кремниевых кислот, их значение и применение. Природообразующая роль углерода для живой и кремния для неживой природы. d-Элементы Особенности строения атомов d-элементов (IB-VIIIB-групп). Медь, цинк, хром, железо, марганец как простые вещества, их физические и химические свойства. Нахождение этих металлов в природе, их получение и значение. Соединения d-элементов с различными степенями окисления. Характер оксидов и гидроксидов этих элементов в зависимости от степени окисления металла. | 2 2 2 |
|
| |||||||
Лабораторные работы
| - | - |
| ||||||||
Практические занятия Практическое занятие№5. Получение гидроксидов алюминия и цинка; исследование их свойств. Получение и исследование свойств оксидов серы, углерода, фосфора.
| 2 | 3 |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Оформление и подготовка к отчёту по практической работе Подготовка презентации " Металл-d-элемент"
| 4 | 3 |
| ||||||||
1 3 |
|
| |||||||||
1.13.Химия в жизни общества | Содержание учебного материала | 6 | 1-2
|
| |||||||
1
2
3 | Химия и производство. Химическая промышленность и химические технологии. Сырье для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Основные стадии химического производства. Сравнение производства аммиака и метанола Химия в сельском хозяйств. Химизация сельского хозяйства и ее направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс. Удобрения и их классификация. Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними. Химизация животноводства. Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия. Химия и повседневная жизнь человека Домашняя аптека. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировки упаковок пищевых и гигиенических продуктов и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека. | 2 2 2
|
|
| |||||||
Лабораторные работы
| - | - |
| ||||||||
Практические занятия | - | - |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка доклада « Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века» | 2 | 3 |
| ||||||||
|
|
| |||||||||
Раздел 2. Органическая химия |
| 96 |
|
| |||||||
| Введение. Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Значение химии при освоении профессий СПО и специальностей СПО естественнонаучного профиля профессионального образования. | 2 | 1-2 |
| |||||||
2.1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений | Содержание учебного материала | 4 | 1-2 |
| |||||||
1
| Предмет органической химии. Понятие об органическом веществе и органиче-ской химии. Краткий очерк истории развития органической химии. Витализм и его крушение. Особенности строения органических соединений. Круговорот углерода в природе. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Предпосылки создания теории строения. Основные положения теории строения А. М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Понятие об изомерии. Способы отображения строения молекулы (формулы, модели). Значение теории А. М. Бутлерова для развития органической химии и химических прогнозов. Строение атома углерода. Электронное облако и орбиталь, s- и р-орбитали. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в основном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее классификация по способу перекрывания орбиталей (σ- и π-связи). Понятие гибридизации. Различные типы гибридизации и форма атомных орбиталей, взаимное отталкивание гибридных орбиталей и их расположение в пространстве в соответствии с минимумом энергии. Геометрия молекул веществ, образованных атомами углерода в различных состояниях гибридизации. Классификация органических соединений. Классификация органических веществ в зависимости от строения углеродной цепи. Понятие функциональной группы. Классификация органических веществ по типу функциональной группы. Основы номенклатуры органических веществ. Тривиальные названия. Рациональная номенклатура как предшественница номенклатуры IUPAC. Номенклатура IUPAC: принципы образования названий, старшинство функциональных групп, их обозначение в префиксах и суффиксах названий органических веществ. Типы химических связей в органических соединениях и способы их разрыва. Классификация ковалентных связей по электроотрицательности связанных атомов, способу перекрывания орбиталей, кратности, механизму образования. Связь природы химической связи с типом кристаллической решетки вещества и его физическими свойствами. Разрыв химической связи как процесс, обратный ее образованию. Гомолитический и гетеролитический разрывы связей, их сопоставление с обменным и донорно-акцепторным механизмами их образования. Понятие свободного радикала, нуклеофильной и электрофильной частицы. Классификация реакций в органической химии. Понятие о типах и механизмах реакций в органической химии. Субстрат и реагент. Классификация реакций по изменению в структуре субстрата (присоединение, отщепление, замещение, изомеризация) и типу реагента (радикальные, нуклеофильные, электрофильные). Реакции присоединения (АN, АЕ), элиминирования (Е), замещения (SR, SN, SE), изомеризации. Разновидности реакций каждого типа: гидрирование и дегидрирование, галогенирование и дегалогенирование, гидратация и дегидратация, гидрогалогенирование и дегидрогалогенирование, полимеризация и поликонденсация, перегруппировка. Особенности окислительно-восстановительных реакций в органической химии. Современные представления о химическом строении органических веществ. Основные направления развития теории строения А. М. Бутлерова. Изомерия органических веществ и ее виды. Структурная изомерия: межклассовая, углеродного скелета, положения кратной связи и функциональной группы. Пространственная изомерия: геометрическая и оптическая. Понятие асимметрического центра. Биологическое значение оптической изомерии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Электронные эффекты атомов и атомных групп в органических молекулах. Индукционный эффект, положительный и отрицательный, его особенности. Мезомерный эффект (эффект сопряжения), его особенности. | 2
|
|
| |||||||
Лабораторные работы Лабораторная работа № 7 Строение молекул органических соединений
| 2 | - |
| ||||||||
Практические занятия
| - | - |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентации « Жизнь и деятельность А. М. Бутлерова»
| 3 | 3 |
| ||||||||
|
|
| |||||||||
2.2. Предельные углеводороды
| Содержание учебного материала | 8 |
|
| |||||||
1
2 | Гомологический ряд алканов. Понятие об углеводородах. Особенности строения предельных углеводородов. Алканы как представители предельных углеводородов. Электронное и пространственное строение молекулы метана и других алканов. Гомологический ряд и изомерия парафинов. Нормальное и разветвленное строение углеродной цепи. Номенклатура алканов и алкильных заместителей. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Химические свойства алканов. Реакции SR-типа: галогенирование (работы Н. Н. Семенова), нитрование по Коновалову. Механизм реакции хлорирования алканов. Реакции дегидрирования, горения, каталитического окисления алканов. Крекинг алканов, различные виды крекинга, применение в промышленности. Пиролиз и конверсия метана, изомеризация алканов. Применение и способы получения алканов. Области применения алканов. Про-мышленные способы получения алканов: получение из природных источников, крекинг парафинов, получение синтетического бензина, газификация угля, гидри-рование алканов. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование, гидролиз карбида алюминия. Циклоалканы. Гомологический ряд и номенклатура циклоалканов, их общая формула. Понятие о напряжении цикла. Изомерия циклоалканов: межклассовая, углеродного скелета, геометрическая. Получение и физические свойства циклоалка-нов. Химические свойства циклоалканов. Специфика свойств циклоалканов с малым размером цикла. Реакции присоединения и радикального замещения. | 2 2 | 1 2 2-3 |
| |||||||
Лабораторные работы | - | - |
| ||||||||
Практические работы Практическое занятие №7 Получение метана и изучение его свойств: горения, отношения к бромной воде и раствору перманганата калия. Практическое занятие №8 Обнаружение углерода и водорода в органическом соединении. Обнаружение галогенов (проба Бейльштейна). | 2 2 | 3 |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельное решение задач по теме «Определение формулы органического соединения» Оформление и подготовка к отчёту по практической работе | 6 | 3 |
| ||||||||
4 2 |
|
| |||||||||
2.3. Этиленовые и диеновые углеводороды
| Содержание учебного материала | 6 | 1-2 |
| |||||||
1
2 | Гомологический ряд алкенов. Электронное и пространственное строение молекулы этилена и алкенов. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Изомерия этиле-новых углеводородов: межклассовая, углеродного скелета, положения кратной связи, геометрическая. Особенности номенклатуры этиленовых углеводородов, названия важнейших радикалов. Физические свойства алкенов. Химические свойства алкенов. Электрофильный характер реакций, склонность к реакциям присоединения, окисления, полимеризации. Правило Марковникова и его электронное обоснование. Реакции галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации, гидрирования. Механизм AE-реакций. Понятие о реакциях полимеризации. Горение алкенов. Реакции окисления в мягких и жестких условиях. Реакция Вагнера и ее значение для обнаружения непредельных углеводородов, получения гликолей. Применение и способы получения алкенов. Использование высокой реакционной способности алкенов в химической промышленности. Применение этилена и пропилена. Промышленные способы получения алкенов. Реакции дегидрирования и крекинга алкенов. Лабораторные способы получения алкенов. Алкадиены. Понятие и классификация диеновых углеводородов по взаимному расположению кратных связей в молекуле. Особенности электронного и пространственного строения сопряженных диенов. Понятие о π-электронной системе. Номенклатура диеновых углеводородов. Особенности химических свойств сопряженных диенов как следствие их электронного строения. Реакции 1,4-присоединения. Полимеризация диенов. Способы получения диеновых углеводородов: работы С. В. Лебедева, деги-дрирование алканов. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (на примере продуктов полимеризации алкенов, алкадиенов и их галогенпроизводных). Мономер, полимер, реакция полимеризации, степень полимеризации, структурное звено. Типы полимерных цепей: линейные, разветвленные, сшитые. Понятие о стереорегулярных полимерах. Полимеры термопластичные и термореактивные. Представление о пластмассах и эластомерах. Полиэтилен высокого и низкого давления, его свойства и применение. Катализаторы Циглера —Натта. Полипропилен, его применение и свойства. Галогенсодержащие полимеры: тефлон, поливинилхлорид. Каучуки нату-ральный и синтетические. Сополимеры (бутадиенстирольный каучук). Вулканизация каучука, резина и эбонит. | 2 2 |
|
| |||||||
Лабораторные работы
| - | - |
| ||||||||
Практические работы Практическое занятие №9 Получение этилена дегидратацией этилового спирта. | 2 | 3 |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельное решение задач по теме «Определение формулы органического соединения по продуктам сгорания» Оформление и подготовка к отчёту по практической работе | 3 | 3 |
| ||||||||
2 1 |
|
| |||||||||
2.4. Ацетиленовые углеводороды
| Содержание учебного материала | 4 | 1-2 |
| |||||||
1
| Гомологический ряд алкинов. Электронное и пространственное строение ацетилена и других алкинов. Гомологический ряд и общая формула алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Изомерия межклассовая, углеродного скелета, положения кратной связи . Химические свойства и применение алкинов. Особенности реакций присоединения по тройной углерод-углеродной связи. Реакция Кучерова. Правило Марковникова применительно к ацетиленам. Подвижность атома водорода (кислотные свойства алкинов). Окисление алкинов. Реакция Зелинского. Применение ацетиленовых углеводородов. Поливинилацетат. Получение алкинов. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным методом. | 2
|
|
| |||||||
Практическое занятие №10 Изучение свойств алкинов | 2 | - |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельное решение задач по теме «Изомерия углеводородов» | 1 | 3 |
| ||||||||
|
|
| |||||||||
2.5. Ароматические углеводороды | Содержание учебного материала | 4 | 1-2 |
| |||||||
1
2 | Гомологический ряд аренов. Бензол как представитель аренов. Развитие пред-ставлений о строении бензола. Современные представления об электронном и про-странственном строении бензола. Образование ароматической π-системы. Гомологи бензола, их номенклатура, общая формула. Номенклатура для дизамещенных производных бензола: орто-, мета-, пара-расположение заместителей. Физические свойства аренов. Химические свойства аренов. Примеры реакций электрофильного замещения: галогенирования, алкилирования (катализаторы Фриделя—Крафтса), нитрования, сульфирования. Реакции гидрирования и присоединения хлора к бензолу. Особенности химических свойств гомологов бензола. Взаимное влияние атомов на примере гомологов аренов. Ориентация в реакциях электрофильного замещения. Ориентанты I и II рода. Применение и получение аренов. Природные источники ароматических углеводо-родов. Ароматизация алканов и циклоалканов. Алкилирование бензола. | 2 2 |
|
| |||||||
Практические занятия
| - | - |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная подготовка доклада по тематике:
или подготовка сообщения "Биологическое воздействие бензола на организм" | 2 | 3 |
| ||||||||
2 |
|
| |||||||||
2.6. Природные источники углеводородов
| Содержание учебного материала | 4 | 1-2 |
| |||||||
1 | Нефть. Нахождение в природе, состав и физические свойства нефти. Топливно-энергетическое значение нефти. Промышленная переработка нефти. Ректификация нефти, основные фракции ее разделения, их использование. Вторичная переработка нефтепродуктов. Ректификация мазута при уменьшенном давлении. Крекинг нефтепродуктов. Различные виды крекинга, работы В. Г. Шухова. Изомеризация алканов. Алкилирование непредельных углеводородов. Риформинг нефтепродуктов. Качество автомобильного топлива. Октановое число. Природный и попутный нефтяной газы. Сравнение состава природного и попутного газов, их практическое использование. Каменный уголь. Основные направления использования каменного угля. Коксование каменного угля, важнейшие продукты этого процесса: кокс, каменноугольная смола, надсмольная вода. Соединения, выделяемые из каменноугольной смолы. Продукты, получаемые из надсмольной воды. Экологические аспекты добычи, переработки и использования горючих ископаемых. | 2 |
|
| |||||||
Лабораторные работы Лабораторная работа №8 «Ознакомление с природными источниками углеводородов»
| 2 | - |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся
| - | - |
| ||||||||
|
|
| |||||||||
2.7.Гидроксильные соединения
| Содержание учебного материала | 6 | 1-2 |
| |||||||
1
| Строение и классификация спиртов. Классификация спиртов по типу углеводородного радикала, числу гидроксильных групп и типу атома углерода, связанного с гидроксильной группой. Электронное и пространственное строение гидроксильной группы. Влияние строения спиртов на их физические свойства. Межмолекулярная водородная связь. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура алканолов, их общая формула. Химические свойства алканолов. Реакционная способность предельных одноатомных спиртов. Сравнение кислотно-основных свойств органических и неорганических соединений, содержащих ОН-группу: кислот, оснований, амфотерных соединений (воды, спиртов). Реакции, подтверждающие кислотные свойства спиртов. Реакции замещения гидроксильной группы. Межмолекулярная дегидратация спиртов, условия образования простых эфиров. Сложные эфиры неорганических и органических кислот, реакции этерификации. Окисление и окислительное дегидрирование спиртов. Способы получения спиртов. Гидролиз галогеналканов. Гидратация алкенов, условия ее проведения. Восстановление карбонильных соединений. Отдельные представители алканолов. Метанол, его промышленное получение и применение в промышленности. Биологическое действие метанола. Специфические способы получения этилового спирта. Физиологическое действие этанола. Многоатомные спирты. Изомерия и номенклатура представителей двух- и трех-атомных спиртов. Особенности химических свойств многоатомных спиртов, их качественное обнаружение. Отдельные представители: этиленгликоль, глицерин, способы их получения, практическое применение. Фенол. Электронное и пространственное строение фенола. Взаимное влияние ароматического кольца и гидроксильной группы. Химические свойства фенола как функция его химического строения. Бромирование фенола (качественная реакция), нитрование (пикриновая кислота, ее свойства и применение). Образование окрашенных комплексов с ионом Fe3+. Применение фенола. Получение фенола в промышленности. | 2 |
|
| |||||||
Практические работы Практическое занятие №11 Изучение растворимости спиртов в воде. Окисление спиртов различного строения хромовой смесью. Получение диэтилового эфира. Получение глицерата меди. | 2 | 3 |
| ||||||||
Лабораторные работы Лабораторная работа №9 «Изучение свойств спиртов и фенола» | 2 |
|
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения "Отрицательное воздействие алкоголя на организм" Оформление и подготовка к отчёту по практической работе
| 2 | 3 |
| ||||||||
1 1 |
|
| |||||||||
2.8. Альдегиды и кетоны
| Содержание учебного материала | 4 | 1-2 |
| |||||||
1
| Гомологические ряды альдегидов и кетонов. Понятие о карбонильных соединениях. Электронное строение карбонильной группы. Изомерия и номенклатура альде-гидов и кетонов. Физические свойства карбонильных соединений. Химические свойства альдегидов и кетонов. Реакционная способность карбонильных соединений. Реакции окисления альдегидов, качественные реакции на альдегидную группу. Реакции поликонденсации: образование фенолоформальдегидных смол. Применение и получение карбонильных соединений. Применение альдегидов и кетонов в быту и промышленности. Альдегиды и кетоны в природе (эфирные масла, феромоны). Получение карбонильных соединений окислением спиртов, гидратацией алкинов, окислением углеводородов. Отдельные представители альдегидов и кетонов, специфические способы их получения и свойства. | 2 |
|
| |||||||
Лабораторные работы
| - | - |
| ||||||||
Практические занятия Практическое занятие№12 Изучение восстановительных свойств альдегидов: реакция «серебряного зеркала», восстановление гидроксида меди (II). Взаимодействие формальдегида с гидросульфитом натрия. | 2 | 3 |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Оформление и подготовка к отчёту по практической работе
| 1 | 3 |
| ||||||||
|
|
| |||||||||
2.9. Карбоновые кислоты и их производные
| Содержание учебного материала | 6 | 1-2
|
| |||||||
1
2
| Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Понятие о карбоновых кислотах и их классификация. Электронное и пространственное строение карбоксильной группы. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот, их номенклатура и изомерия. Межмолекулярные водородные связи карбоксильных групп, их влияние на физические свойства карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот. Реакции, иллюстрирующие кислотные свойства и их сравнение со свойствами неорганических кислот. Образование функциональных производных карбоновых кислот. Реакции этерификации. Ангидриды карбоновых кислот, их получение и применение. Способы получения карбоновых кислот. Отдельные представители и их значение. Общие способы получения: окисление алканов, алкенов, первичных спиртов, альдегидов. Важнейшие представители карбоновых кислот, их биологическая роль, специфические способы получения, свойства и применение муравьиной, уксусной, пальмитиновой и стеариновой; акриловой и метакриловой; олеиновой, линолевой и линоленовой; щавелевой; бензойной кислот. Сложные эфиры. Строение и номенклатура сложных эфиров, межклассовая изомерия с карбоновыми кислотами. Способы получения сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации и факторы, влияющие на смещение равновесия. Образование сложных полиэфиров. Полиэтилентерефталат. Лавсан как представитель синтетических волокон. Химические свойства и применение сложных эфиров. Жиры. Жиры как сложные эфиры глицерина. Карбоновые кислоты, входящие в состав жиров. Зависимость консистенции жиров от их состава. Химические свойства жиров: гидролиз, омыление, гидрирование. Биологическая роль жиров, их использование в быту и промышленности. Соли карбоновых кислот. Мыла. Способы получения солей: взаимодействие карбоновых кислот с металлами, основными оксидами, основаниями, солями; щелочной гидролиз сложных эфиров. Химические свойства солей карбоновых кислот: гидролиз, реакции ионного обмена. Мыла, сущность моющего действия. Отношение мыла к жесткой воде. Синтетические моющие средства — СМС (детергенты), их преимущества и недостатки. | 2 2 |
|
| |||||||
Лабораторные работы
| - | - |
| ||||||||
Практические занятия Практическое занятие №14 «Изучение химических свойств карбоновых кислот» | 2 | - |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельное решение практикоориентировнных задач | 1 | 3 |
| ||||||||
|
|
| |||||||||
2.10.Углеводы
| Содержание учебного материала | 6 | 1-2
|
| |||||||
1
2
| Понятие об углеводах. Классификация углеводов. Моно-, ди- и полисахариды, представители каждой группы углеводов. Биологическая роль углеводов, их значение в жизни человека и общества. Моносахариды. Строение и оптическая изомерия моносахаридов. Их классификация по числу атомов углерода и природе карбонильной группы. Формулы Фишера и Хеуорса для изображения молекул моносахаридов. Отнесение моносахаридов к D- и L-ряду. Важнейшие представители моноз. Глюкоза, строение ее молекулы и физические свойства. Таутомерия. Химические свойства глюкозы: реакции по альдегидной группе («серебряного зеркала», окисление азотной кислотой, гидрирование). Реакции глюкозы как многоатомного спирта: взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании. Различные типы брожения (спиртовое, молочнокислое). Глюкоза в природе. Биологическая роль и применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекулы и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль. Пентозы. Рибоза и дезоксирибоза как представители альдопентоз. Строение молекул. Дисахариды. Строение дисахаридов. Способ сочленения циклов. Восстанавливающие и невосстанавливающие свойства дисахаридов как следствие сочленения цикла. Строение и химические свойства сахарозы. Технологические основы производства сахарозы. Лактоза и мальтоза как изомеры сахарозы. Полисахариды. Общее строение полисахаридов. Строение молекулы крахмала, амилоза и амилопектин. Физические свойства крахмала, его нахождение в природе и биологическая роль. Гликоген. Химические свойства крахмала. Строение элемен-тарного звена целлюлозы. Влияние строения полимерной цепи на физические и хи-мические свойства целлюлозы. Гидролиз целлюлозы, образование сложных эфиров с неорганическими и органическими кислотами. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном шелке, вискозе. Нахождение в природе и биологическая роль целлюлозы. Сравнение свойств крахмала и целлюлозы. | 2 2 |
|
| |||||||
Практические работы Практическое занятие№14 Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при различных температурах. | 2 | 3 |
| ||||||||
| Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельное решение задач Оформление и подготовка к отчёту по практической работе | 2 | 3 |
| |||||||
1 1 |
|
| |||||||||
2.11.Амины, аминокислоты и белки | Содержание учебного материала | 6 | 1-2
|
| |||||||
1
2 | Классификация и изомерия аминов. Понятие об аминах. Первичные, вторичные и третичные амины. Классификация аминов по типу углеводородного радикала и числу аминогрупп в молекуле. Гомологические ряды предельных алифатических и ароматических аминов, изомерия и номенклатура. Химические свойства аминов. Амины как органические основания, их сравнение с аммиаком и другими неорганическими основаниями. Сравнение химических свойств алифатических и ароматических аминов. Образование амидов. Анилиновые красители. Понятие о синтетических волокнах. Полиамиды и полиамидные синтетические волокна. Применение и получение аминов. Получение аминов. Работы Н. Н. Зинина. Аминокислоты. Понятие об аминокислотах, их классификация и строение. Оптическая изомерия α-аминокислот. Номенклатура аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Биполярные ионы. Реакции конденсации. Пептидная связь. Синтетические волокна: капрон, энант. Классификация волокон. Получение аминокислот, их применение и биологическая функция. Белки. Белки как природные полимеры. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Фибриллярные и глобулярные белки. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков, их значение. Белки как компонент пищи. Проблема белкового голодания и пути ее решения. | 2 2 |
|
| |||||||
Лабораторные работы | - | - |
| ||||||||
Практические занятия Практическое занятие №15 «Изучение свойств аминов,аминокислот и белков» | 2 | - |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | - |
| ||||||||
|
|
| |||||||||
2.12. Азотсодержащие гетероциклические соединения
| Содержание учебного материала | 4 | 1-2
|
| |||||||
1
2
| Нуклеиновые кислоты. Нуклеиновые кислоты как природные полимеры. Ну-клеотиды, их строение, примеры. АТФ и АДФ, их взаимопревращение и роль этого процесса в природе. Понятие ДНК и РНК. Строение ДНК, ее первичная и вторичная структура. Работы Ф. Крика и Д. Уотсона. Комплементарность азотистых оснований. Репликация ДНК. Особенности строения РНК. Типы РНК и их биологические функ-ции. Понятие о троичном коде (кодоне). Биосинтез белка в живой клетке. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы растений и животных. | 2 2 |
| | |||||||
Лабораторные работы
| - | - |
| ||||||||
Практические занятия | - | - |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | - |
| ||||||||
|
|
| |||||||||
2.13. Биологически активные соединения
| Содержание учебного материала | 6 | 1-2 |
| |||||||
1
2 | Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности ферментов от температуры и рН среды. Значение ферментов в биологии и применение в промышленности. Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Норма потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витаминов С, группы В и Р) и жирорастворимые (на примере витаминов А, D и Е). Авитаминозы, гипервитаминозы и гиповитаминозы, их профилактика. Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин. Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), антипиретики (аспирин), анальгетики (анальгин). Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Безопасные способы применения, лекарственные формы. |
|
|
| |||||||
Практические занятия Практическое занятие №16 «Изучение свойств лекарств на примере аспирина и др. Практическое занятие №17 «Изучение свойств витаминов» Практическое занятие №18 « Изучение свойств ферментов» | 6 | - |
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентации «Витамины» | 3 | 3 |
| ||||||||
|
|
| |||||||||
Всего: | 234
|
|
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии; лаборатории химии.
Оборудование учебного кабинета:
столы, стулья, магнитная и меловая доски, экран, комплект учебных таблиц и схем.
Технические средства обучения:
телевизор, видеомагнитофон, ноутбук, проектор, комплект видеокассет, комплект электронных учебных программ, презентаций, видеофильмов
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
вытяжной шкаф, комплект лабораторной посуды и приборов для проведения опытов по химии, комплект органических и неорганических веществ для проведения опытов, демонстраций, лабораторных и практических работ по химии
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов:
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н. М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. —М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю. М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю. М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического про-филя. Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.
Сладков С. А., Остроумов И. Г., Габриелян О. С., Лукьянова Н. Н. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное издание) для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Для преподавателей:
Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. —М., 2012.
Габриелян О. С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение).
Интернет ресурсы:
www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
www. enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www. 1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).
www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).
www. chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Важнейшие химические понятия | Формализованное наблюдение за действиями студента в определении и оперировании химическими понятиями и правильным применением этих понятий |
Основные законы химии | Формализованное наблюдение за умениями и действиями студента в формулировании законов в химии и правильным использованием этих понятий |
Основные теории химии Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств | Формализованное наблюдение за умениями и действиями студента в формулировании законов в химии и правильным использованием этих понятий |
Важнейшие вещества и материалы | Формализованное наблюдение за умениями и действиями студента в формулировании законов в химии и правильным использованием этих понятий |
Химический язык и символика | Формализованное наблюдение за умениями использовать студентами химических терминов, химического языка и символики. |
Химические реакции Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества. Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии. Классификация веществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления. Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса. | Экспертная оценка отчётов по выполнению лабораторно-практических, проверочных, контрольных и домашних работ. |
Химический эксперимент Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности. Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента | Оценка отчетов по выполнению практических работ |
Химическая информация Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах | Формализованное наблюдение за действиями студента, нацеленными на получение недостающей информации , на характеристики произвольно заданного источника информации в соответствии с задачей информационного поиска извлечение информации по двум и более основаниям из одного или нескольких источников и систематизация ее в самостоятельно определенной в соответствии с задачей информационного поиска структуре;
|
Расчеты по химическим формулам и уравнениям | Экспертная оценка выполнения расчётных задач по химическим формулам и уравнениям реакций |
Профильное и профессионально значимое Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях. Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве. | Формализованное наблюдение за студентом в условиях проведения лабораторно-практических занятий, в отношении экологически грамотного поведения, выполнения условий охраны труда, грамотного отношения к своему физическому здоровью |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Красногорский колледж»
Техническая экспертиза программы учебной дисциплины (УД)
Химия |
название учебной дисциплины
представленной | Лебединской Е.М. |
указывается Фамилия И.О, разработчика(ов)
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
№ | Наименование экспертного показателя | Экспертная оценка | Примечание (или отсылка, если объем текста велик) | ||
да | нет | заключение отсутствует | |||
Экспертиза раздела 1 «Паспорт рабочей программы учебной дисциплины» | |||||
| Формулировка наименования учебной дисциплины и перечень знаний и умений соответствует тексту ФГОС | да |
|
|
|
| Возможности использования программы учебной дисциплины описаны полно и точно | да |
|
|
|
Экспертиза раздела 4 «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины» | |||||
| Основные показатели оценки результата позволяют однозначно диагностировать сформированность соответствующих знаний, умений | да |
|
|
|
| Наименование форм и методов контроля и оценки освоения знаний, умений точно и однозначно описывает процедуру их аттестации | да |
|
|
|
| Формы и методы контроля и оценки позволяют оценить сформированность знаний, умений | да |
|
|
|
Экспертиза раздела 2 «Структура и содержание программы учебной дисциплины» | |||||
| Структура программы УД соответствует принципу единства теоретического и практического обучения | да |
|
|
|
| Разделы и темы программы УД выделены дидактически целесообразно | да |
|
|
|
| Содержание учебного материала соответствует требованиям к знаниям и умениям (все знания и умения подтверждены соответствующими дидактическими единицами) | да |
|
|
|
| Объем времени достаточен для освоения указанного содержания учебного материала | да |
|
|
|
| Объем и содержание лабораторных и практических работ определены дидактически целесообразно и соответствуют требованиям к умениям и знаниям | да |
|
|
|
| тематика домашних заданий определена дидактически целесообразно | да |
|
|
|
| тематика курсовых работ соответствует целям и задачам освоения учебной дисциплиной (пункт заполняется, если в программе предусмотрена курсовая работа) |
|
|
|
|
Экспертиза раздела 3 «Условия реализации программы учебной дисциплины» | |||||
| Перечень учебных кабинетов (мастерских, лабораторий и др.) обеспечивает проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, предусмотренных программой учебной дисциплины | да |
|
|
|
| Перечисленное оборудование обеспечивает проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, предусмотренных программой УД | да |
|
|
|
| Перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы включает общедоступные источники | да |
|
|
|
| Перечисленные Интернет-ресурсы актуальны и достоверны | да |
|
|
|
| Перечисленные источники из числа нормативно-правовых актуальны (пункт заполняется, если нормативно-правовые акты указаны в качестве источников) | да |
|
|
|
| Перечисленные источники соответствуют структуре и содержанию программы учебной дисциплины и представлены в соответствии с ГОСТом | да |
|
|
|
ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (следует выбрать одну из трех альтернативных позиций) | да | нет |
Программа учебной дисциплины может быть рекомендована к утверждению | да |
|
Программу учебной дисциплины следует рекомендовать к доработке | Нет |
|
Программу учебной дисциплины следует рекомендовать к отклонению | нет |
|
Замечания и рекомендации эксперта по доработке: __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Дата проведения экспертизы | « » 20___ г. |
Разработчик: |
|
| Лебединская Е.М. преподаватель ГБПОУ МО «Красногорский колледж» |
Подпись Фамилия И.О., должность, сокращенное название ОУ
Эксперт: |
|
| Репничева Н.И. – преподаватель высшей категории ГБПОУ МО « Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка» |
Фамилия И.О., должность, сокращенное название ОУ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Красногорский колледж»
Содержательная экспертиза программы учебной дисциплины (УД)
Химия |
название учебной дисциплины
представленной | Лебединской Е.М. |
указывается Фамилия И.О, разработчика(ов)
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
№ | Наименование экспертного показателя | Экспертная оценка | Примечание (или отсылка, если объем текста велик) | ||
да | нет | заключение отсутствует | |||
Экспертиза раздела 1 «Паспорт рабочей программы учебной дисциплины» | |||||
| Формулировка наименования учебной дисциплины и перечень знаний и умений соответствует тексту ФГОС | да |
|
|
|
| Возможности использования программы учебной дисциплины описаны полно и точно | да |
|
|
|
Экспертиза раздела 4 «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины» | |||||
| Основные показатели оценки результата позволяют однозначно диагностировать сформированность соответствующих знаний, умений | да |
|
|
|
| Наименование форм и методов контроля и оценки освоения знаний, умений точно и однозначно описывает процедуру их аттестации | да |
|
|
|
| Формы и методы контроля и оценки позволяют оценить сформированность знаний, умений | да |
|
|
|
Экспертиза раздела 2 «Структура и содержание программы учебной дисциплины» | |||||
| Структура программы УД соответствует принципу единства теоретического и практического обучения | да |
|
|
|
| Разделы и темы программы УД выделены дидактически целесообразно | да |
|
|
|
| Содержание учебного материала соответствует требованиям к знаниям и умениям (все знания и умения подтверждены соответствующими дидактическими единицами) | да |
|
|
|
| Объем времени достаточен для освоения указанного содержания учебного материала | да |
|
|
|
| Объем и содержание лабораторных и практических работ определены дидактически целесообразно и соответствуют требованиям к умениям и знаниям | да |
|
|
|
| тематика домашних заданий определена дидактически целесообразно | да |
|
|
|
| тематика курсовых работ соответствует целям и задачам освоения учебной дисциплиной (пункт заполняется, если в программе предусмотрена курсовая работа) |
|
|
|
|
Экспертиза раздела 3 «Условия реализации программы учебной дисциплины» | |||||
| Перечень учебных кабинетов (мастерских, лабораторий и др.) обеспечивает проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, предусмотренных программой учебной дисциплины | да |
|
|
|
| Перечисленное оборудование обеспечивает проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, предусмотренных программой УД | да |
|
|
|
| Перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы включает общедоступные источники | да |
|
|
|
| Перечисленные Интернет-ресурсы актуальны и достоверны | да |
|
|
|
| Перечисленные источники из числа нормативно-правовых актуальны (пункт заполняется, если нормативно-правовые акты указаны в качестве источников) | да |
|
|
|
| Перечисленные источники соответствуют структуре и содержанию программы учебной дисциплины и представлены в соответствии с ГОСТом | да |
|
|
|
ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (следует выбрать одну из трех альтернативных позиций) | да | нет |
Программа учебной дисциплины может быть рекомендована к утверждению | да |
|
Программу учебной дисциплины следует рекомендовать к доработке | Нет |
|
Программу учебной дисциплины следует рекомендовать к отклонению | нет |
|
Замечания и рекомендации эксперта по доработке: __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Дата проведения экспертизы | « » 20___ г. |
Разработчик: |
|
| Лебединская Е.М. преподаватель ГБПОУ МО «Красногорский колледж» |
Подпись Фамилия И.О., должность, сокращенное название ОУ
Эксперт: |
|
| Репничева Н.И. – преподаватель высшей категории ГБПОУ МО « Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка» |
Фамилия И.О., должность, сокращенное название ОУ
7