СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по краеведению Воронежской области (литературно-художественное направление)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению Воронежской области (литературно-художественное направление)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Старокриушанская средняя общеобразовательная школа


СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по УВР на педагогическом совете Директор школы._______/Степовой М.В./ «___»_____20__ г Протокол №___ от «___»____ 20___ Приказ №___ от ______. г






Рабочая программа по краеведению

среднее общее образование










Составители:

Немчин Вадим Валерьевич,

учитель немецкого языка,

ВКК.













С. Старая Криуша,

2016 г.


Пояснительная записка.

Программа курса «Краеведение» разработана на основе концепции регионализации общего образования Воронежской области, требований федерального и национально-регионального компонентов государственного стандарта и предназначена для учащихся 10- 11 классов.


1. Федерального закона от 29.12.2012 г №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Разработана в соответствии с авторской программой Табачникова Б.Я.

4. Данная программа составлена с учётом рекомендаций учебника Табачникова Б.Я. Историко-культурное краеведение Воронежской области. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2015 г.

5. ООП СОО МКОУ Старокриушанской СОШ;

6. Учебного плана МКОУ Старокриушанской СОШ.

На изучение краеведения в 10-11 классах в соответствии с приказом от 27.07.2012 г. № 760 Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области» отводится 70 часов.

Программа рассчитана на 69 часов, из расчета – 1 час в неделю в течение двух лет обучения(10 класс- 35 часов, 11 класс - 34 часа)


Цели краеведческого образования:

  • создать предпосылки для формирования чувства гордости за свою принадлежность к истории и культуре Воронежского края;

  • обогащение знаний по отечественной истории краеведческим материалом для более уважительного отношения к национальной культуре, историческому опыту предков и современников;

  • формирование мотивов собственной созидательной деятельности по приумножению культурного потенциала своей малой родины;

  • ориентирование внимания на юбилейных датах наиболее значимых событиях истории Воронежского края.

Содержание курса включает модули:

  1. Исторический.

  2. Культурологический.

  3. Социальный.

  4. Спортивный.

Образовательные задачи курса - формирование знаний:

  • об уникальности истории края, его связи с отечественным и мировым культурным наследием на примере конкретных объектов;

  • об этапах развития историко-культурного наследия на примере конкретных объектов;

  • о жизнедеятельности жителей края и о знаменитых земляках;

  • о проблемах и перспективах развития края;

  • о перспективах собственного существования в этом крае.

Ценностные ориентиры, формируемые курсом:

  • гражданственность;

  • патриотизм;

  • толерантность;

  • интеллектуальная и творческая активность;

  • уважение общечеловеческих, национальных, региональных ценностей.

В конечном итоге-формирование духовной культуры личности, стержнем которой являются нравственно ориентированные воля и разум человека.


г

Основные цели курса:

  • расширить спектр знаний учащихся по географии своего родного края;

  • развитие интереса к особенностям природы и проблемам экологии своей области;

- заложить основу знаний для последующего более глубокого изучения географии

Задачи курса:

  • детально рассмотреть особенности природы и проблемы экологии Воронежской области;

  • выявить и расширить круг творческих способностей учащихся, используя методы проектного обучения и активные формы обучения - игры, семинары дискуссионного характера, уроки проблемного типа, практические и исследовательские работы.

  • воспитывать чувства патриотизма, сопричастности и уважения к родной природе, к людям, которые веками возделывают эту землю.


Программа реализует принципы:

  1. Научности:

  • Содержание курса изложено в трудах воронежских учёных – краеведов.

  1. Дифференциации и индивидуализации:

  • Процесс знакомства с историей и культурой Воронежского края позволяет формировать аналитическую культуру учащихся в соответствии с общем уровнем их подготовки

  • Методикой преподавания курса предусмотрена фронтальная, групповая, парная, индивидуальная деятельность

  • Вопросы и задания, указанные в поурочном планировании, дифференцируются по степени сложности.

Конечным итогом курса является формирование духовной культуры личности, стержнем которой являются нравственно ориентированные воля и разум человека.











Тематическое планирование.


№ раздела

Наименование раздела

Количество

часов

Краткое содержание






Введение

1

Понятие краеведения. Направления краеведения: научное и школьное

I









Историческое краеведение

12

Роль археологии в изучении древних культур. Типы археологи­ческих памятников – поселения и погребения. Природно – климатические условия. Общинный характер социальной орга­низации жизни людей. Орудия труда. Занятия людей в период каменного, железного веков. Археологические памятники позд­него палеолита, железного века. Роль археологической экспеди­ции С.Н. Замятина

II


Народное просвещение. Наука и высшая школа

9

Становление и развитие школьного образования в Во­ронежской области.


III






Художественные ремёсла и промыслы

8

Крестьянский образ жизни, мир русской деревни – истоки развития художественных ремесел и промы­слов. Уважение традиций народа – признак высокого уровня духовности человека.

Сущность понятий «ремесло», «промысел».


IV



Архитектура Воронежской области

5

Рождение города и его «архитектурная эволюция». Ис­точники изучения развития архитектуры. 1585 г. – рождение города-крепости.

V



Изобразительное искусство

9

У истоков воронежской живописи. Древнейший вид ис­кусства – изобразительное. Воронежский иконописец Павел Ро­дионов (XVII –ХVIII вв.). От искусства религиозного к светско­му. Гравюра А. Шхонебека, рисунки Корнелиса де Бруина – важные источники изучения истории и культуры края конца XVII – начала XVIII в.


VI




Музыкальное искусство

11

Истоки музыкальной традиции в Воронежском крае. XVIII в. – становление музыкальной традиции края. Петровский хор «государственных певчих дьяков». Музыка в знатных до­мах.

VII






Театральное искусство

10

Начало театрального пути Воронежа. Открытие «благо­родного» театра в доме наместника В. А. Черткова (руководи­тель Р. И. Ухтомский); любительский характер, недоступность для широких масс, возможный репертуар, продажа с публичных торгов в 1799 г.


VIII

Физическая культура и спорт

5

Спорт во времена Петра 1; деятельность Панина-Коломенкина; стадион Профсоюзов; спортивная жизнь в 40-50 и 60-70 г.г.; олимпийцы Воронежской области



69



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

10-11 КЛАССЫ (69 ч)


Введение (1 ч)


Краеведение - совокупность знаний о крае, изучение его природы, истории, экономики, духовной культуры, быта и т.п.

Направления краеведения: научное и школьное. Научное краеведение осуществляется научными обществами, универси­тетами, академиями, архивными комиссиями. Краеведческую работу в школе ведут учителя, ученики, родители. Цели крае­ведческого образования.

Объекты краеведения: природа, население, экономика, ис­тория, искусство.

Источники краеведения: краеведческая библиография, пе­чатные, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры.

Роль краеведения в формировании гражданственности и патриотизма, в профилактической работе против ксенофобии и экстремизма, в воспитании толерантности, уважительного от­ношения к деятельности предшествующих поколений и совре­менников, своих земляков. «Краеведение – объединяющее нача­ло всех наук» (Д.С. Лихачев).




Раздел I. Историческое краеведение (14 ч)


Древние культуры на территории Воронежского края.

Роль археологии в изучении древних культур. Типы археологи­ческих памятников – поселения и погребения. Природно – климатические условия. Общинный характер социальной орга­низации жизни людей. Орудия труда. Занятия людей в период каменного, железного веков. Археологические памятники позд­него палеолита, железного века. Роль археологической экспеди­ции С.Н. Замятина.

Сарматы, аланы, славяне. Понятие археологической культу­ры. Борщевская культура VIII – Х вв. в бассейне среднего и верх­него течения реки Дон. Славянские городища: Кузнецовское, Белгородское, Животинное.

Первое упоминание о Воронеже в летописи. Научные под­ходы к происхождению слова «Воронеж» (В. П. Загоровский, А. М. Аббасов, Е. А. Пульвер, Ю. Е. Пульвер, А. В. Кожемякин и др.)

Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства.

Содержание понятия «раз­дробленность», причины этого исторического явления и послед­ствия для Воронежского края. Разорение монголо – татарами Ря­занского княжества, опустошение воронежских земель.

Постановление боярской Думы 1585 г. об образовании го­рода – крепости Воронеж и ее строительство в 1586 и 1594 гг. Роль Воронежской крепости на южных рубежах страны. Другие города – крепости Белгородской черты. Заселение края украинца­ми в XVII в. (Острогожск).

Воронежский край в XVIII в.

Борьба России с Турцией и Крымским ханством за выход к южным морям. Цели Азовских походов Петра I (1695, 1696 гг). Роль Воронежа в Азовских похо­дах. Влияние кораблестроения на развитие города. Воронеж в составе Азовской губернии. Переименование Азовской губер­нии в Воронежскую в 1725 г. Административное устройство гу­бернии по указу 1799 г. Пожары и новая планировка города.

Города и сёла Воронежской области.

Бобров.

Заселение Бобровской слободы в XVII в. «Госуда­рев двор». Бобров - город с 1799 г. Герб города. Храмы: По­кровский и Николая Чудотворца, Успенский. Благотворительная деятельность купца А.И. Медведева. Активное строительство в 70-е гг. XIX в. Открытие сельскохозяйственного музея в 1911 г. Провозглашение Советской власти 17 ноября 1917 г. В центре боевых действий Гражданской войны. Прифронтовой город в годы Великой Отечественной войны.

Богучар.

Основание казаками слободы Богучар в 1704 г. Получение статуса города в 1799 г. В составе Слободско-Украинской губернии в 1797 – 1802 гг. Пожары XIX в. и кирпич­ное строительство в 60-е гг. XIX в. Комплекс уездных земских учреждений. Установление Советской власти 25 февраля 1918 г. Фронтовой город в годы Гражданской войны. Немецкая оккупа­ция (июль — декабрь 1942 г.)

Борисоглебск.

Основание крепости Ново-Павловской ука­зом Петра 1 в 1698 г. Строительство соборной церкви св. Бориса и Глеба в 1703 г. Переименование в город Борисоглебск. Уезд­ный город Тамбовской губернии с 1799 г. Герб города. Успен­ская церковь – первое каменное сооружение (на месте церкви Бориса и Глеба). Застройка города по новому плану Александра I. Строительство железной дороги. Церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Сретения Господня. Архитектурные памятники города. Установление Советской власти в январе 1918 г. Боевой город в Гражданской войне. Вхождение в Воро­нежскую область в 1928 г. Открытие драмтеатра в 1930 г.

Бутурлиновка.

Бутурлиновская слобода – центр имений графа А.Б. Бутурлина и его семьи. Второе название – Петров­ское. Развитие в XVIII – XIX вв. перерабатывающей промышлен­ности и активной торговли. Каменное строительство (Преобра­женская церковь, Успенская церковь). Второй по численности населения город. Железнодорожное строительство в конце XIX в. Промышленное производство (винное, кирпичное, клеевар­ное, маслобойное и др.). Город с 1917 г. Установление Совет­ской власти в ноябре 1917 г. Фронтовой город в годы Граждан­ской войны. Прифронтовой город в годы Великой Отечествен­ной войны.

Калач.

Основан украинским поселенцами в начале XVIII в. Острогожский полк войсковых казаков. Первый каменный храм. Успенская церковь (1750), церковь Вознесения Господня (1776), церковь Воскресения Господня (1818). Усадьба Комова – архи­тектурный памятник. Железнодорожное строительство в конце XIX в. Установление Советской власти в ноябре 1917 г. Город с 1945 г.

Новохопёрск.

Хоперская крепость построена в 1716 г. Ко­рабельная верфь в 1768 г. Собор Воздвижения креста (1774). Статус уездного города с 1799 г. Герб города. 1802 г. – возвра­щение в Воронежскую губернию. Церковь Святой Троицы (1835). Собор Воскресения Христова (1865). Богоявленская яр­марка. Железнодорожное строительство. Установление Совет­ской власти в ноябре 1917 г. Фронтовой город в годы Граждан­ской войны. Памятник В.И. Ленину (1924). Город – музей про­винциальной архитектуры.

Острогожск.

Закладка крепости в 1652 г. при царе Алексее Михайловиче. Каменное строительство с 1700-х гг. (Богоявлен­ская церковь в Лушниковке и Троицкий собор на городской площади, церковь Преображения Господня, церковь Михаила Архангела в слободе Пески – памятник архитектуры федераль­ного значения). С 1779 г. – центр уезда. Герб города. Специали­зация слобод. В 1916 г. Острогожск – второй город губернии по численности населения, развитию торговли и промышленности. Советская власть установилась в октябре 1917 г. Прифронтовой город в Гражданскую войну, был занят белыми. Немецкая окку­пация 1942 г.

Павловск.

Основание крепости в 1709 г. по распоряжению Петра I. Перенос Адмиралтейства из Таврова в Павловск. Упа­док крепости после смерти Петра I. С 1779 г. – уездный город. Герб города. Развитие кустарно-промышленного производства в XIX в. (маслобойное, мыловаренное, салотопенное) и торговли (Московско-Черкасский тракт). Духовное училище. Женская гимназия. Реальное училище – памятник архитектуры. Ком­плекс земской больницы. Советская власть установилась в фев­рале 1918 г. Фронтовой город в Гражданской войне, прифронто­вой – в Великой Отечественной.

Россошь.

Основание слободы по указу в 1702 г. Первое до­кументальное упоминание в 1721 г. Завод породистых лошадей помещика Черткова. Открытие в 1834 г. Креcтовоздвиженской церкви. Строительство колокольни Александра Невского. Го­родской парк культуры и летний театр, фонтан. Железнодорож­ное строительство. Заводы: чугунолитейный, кирпичный. Храм Ильи Пророка. С 1923 г. – статус города. Немецкая оккупация в 1942 г., концлагерь на территории города.

Землянск.

Челобитная украинских переселенцев во главе с И. Дашкевичем в 1661 г. царю с просьбой о строительстве горо­да. Рубленый город с 8 башнями и подземным ходом возводился под руководством воеводы Г. Островского. Преображенская церковь, Воскресенский собор. Уездный город с 1799 г. Герб города. Кирпичное гражданское строительство с 1825 г. Боль­ничный комплекс. Советская власть с 1918 г. Ликвидация Землянского уезда в 1923 г., Землянск переименован в село.

Село Калитва.

Заселение края украинцами. Возведение крепости по указу Петра I (1722). С 1799 г. – уездный город. Герб города. Упразднение статуса города в 1865 г., перевод жителей в разряд государственных крестьян.

Коротояк.

Крепость построена в 1647 г. Данила Яковлев – воевода – руководил строительством крепости. Церковь Рожде­ства Пресвятой Богородицы. Слободы: Стрелецкая, Казачья, Пушкарская. До конца XVIII в. – база для заготовления прови­анта для донских казаков. Активизация экономической жизни во второй половине XIX в. Строительство учебных заведений. Со­ветская власть установилась в феврале 1918 г. С 1923 г. Корото­як – село.

Костенки.

Город-крепость возведена в 1642 г. Богдан Конинский – руководитель строительства, городской голова. Цер­ковь Иоанна Предтечи, церковь Василия Великого. Потеря значения после упразднения Белгородской черты. Со второй поло­вины – волостной центр. Село – государственный археологиче­ский музей-заповедник.

Орлово.

Рождение крепости в 1646 г. Форпост Белгород­ской оборонительной черты. Церковь Троицкая, церковь Бого­явленская (1702). Потеря статуса города в 1799 г.

Нижнедевицк.

Преобразование села Нижняя Девица в уездный город (1779). Слободы: Гореловка, Гусевка, Чибисовская. Земледелие – основное занятие. Каменное строительство с 30-х гг. XIX в., кирпичное строительство с последней четверти XIX в. Высшее реальное училище. Установление Советской власти в январе 1918 г. Ожесточенные бои во время Граждан­ской войны. Фронтовой город в годы Великой Отечественной войны.

Таврово.

Распоряжение Петра I о строительстве крепости Тавров в связи с кораблестроением. Суконная промышленность. Пожар 1744 г. Неудачная попытка возобновления строительства кораблей при Екатерине II.

Воронеж до и после Великой Отечественной войны.

Ус­тановление Советской власти в г. Воронеже 30 октября 1917 г. Гражданская война: борьба с Красновым и Деникиным. Осво­бождение от белых армией С.М. Буденного.

Воронеж – административный центр Центрально-Черноземной области (1928-1934).

Воронеж в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 1942-1943 гг. 25 января 1943 г. – день освобождения города. Восстановление Воронежа завершилось к концу 50-х гг.

Создание водохранилища (1972). Награждение орденом Отечественной войны I степени (1975). Почетное звание «Город воинской славы» (2008).

Воронежская губерния начала XX в. – сельскохозяйствен­ный район. Социалистическая модернизация в крае (индустриа­лизация и коллективизация). Сталинские репрессии в Воронеж­ском крае.

Награждение области орденом Ленина (1935). Быстрое про­мышленное развитие. Награждение области вторым орденом Ленина (1956).

Нововоронежская АЭС (1964). Создание межхозяйственных сельхозпредприятий в 70-е гг. XX в.

Политические и экономические перемены 90-х гг. XX в.


Раздел II. Народное просвещение в Воронежском крае.

Наука и высшая школа (9 ч)


Становление и развитие школьного образования в Во­ронежской области.

Роль епископа Митрофана и церкви в раз­витии школьного дела. Документальные свидетельства о первых школах края (с. Ендовище, Острогожск, Коротояк, Черкасская слобода). Содержание школьного образования в XVII – начале XVIII в.

Причины актуализации просвещения в начале XVIII в. От­крытие в 1703 г. в Воронеже адмиралтейской «русской школы». Структура школы. Попытка Петра I создать сеть государствен­ных общеобразовательных начальных школ (цифирных, гарни­зонных). Архиерейская школа – профессиональное духовное учебное заведение. Воронежская духовная семинария.

Система просвещения в Воронеже и городах губернии во второй половине XVIII – первой половине XIX в.

Цели Ека­терины II в проведении реформы образования. «Устав народным училищам в Российской империи» о системе образования: глав­ные народные училища, малые народные училища, частые школы (пансионы). Открытие 22 сентября 1786 г. Воронежского главного народного училища (многопредметная программа, новые учебники, пособия, профессиональные кадры). С.Н. Маркин – выпускник училища. Открытие малых народных училищ в Острогожске (1788), Боброве и Павловске (1799). Популярность домашнего обучения.

Реформа образования в начале XIX в. (централизация управ­ления образованием; приходские училища, уездные училища, гим­назии, университеты). Открытие гимназии в Воронеже (17 января 1809 г.). Знаменитые выпускники гимназии (Н.И. Костомаров, Л.Ф. Змеев, А.Н. Афанасьев, М.Ф. де Пуле и др.).

Приезд великого князя, будущего императора Александра Николаевича, в Воронеж (июль 1837 г.).

Открытие уездного училища в Острогожске (1808). Н.В. Станкевич, И. Крамской – выпускники училища. Открытие Воронежского уездного училища (1809). А. Кольцов, Н.В. Никитенко – выпускники.

Открытие приходских училищ с 1806 г. в Павловском, Боб­ровском и других уездах. К 1828 г. в губернии 7 приходских училищ.

Новый школьный устав 1928 г. (3-ступенчатая школа). Соз­дание начальных школ другими ведомствами и частными лица­ми без участия Министерства народного просвещения: волост­ные училища ведомств, приходские училища МВД, Министер­ства государственных имуществ, крестьянские школы.

Роль воронежского земства в развитии просвещения. Образование в начале XX в. Буржуазный характер реформ Александра II. Земская реформа 1864 г. Строительство, ремонт, содержание школьного персонала, подготовка педкадров. В 1898 г. в губернии 560 земских школ.

Открытие церковно-приходских школ наряду с земскими. Проблема развития образования в губернии. Рост заинтересо­ванности в образовании среди различных слоев населения. Зем­ский проект всеобщего начального образования в Воронежской губернии. Влияние исторических событий начала XX в. на раз­витие образования. Развитие женского образования в крае (учи­лища, гимназия, прогимназия). К 1 января 1916 г. в губернии 20 женских учебных заведений. Воронежский Михайловский кадетский корпус (с 1845 г.) и его знаменитые выпускники: С.И. Мосин, А.Н. Лодыгин, Г.В. Плеханов, А.С. Суворин и др. Открытие реальных гимназий с 1864 г. (с 1871 г. – реальные училища). Открытие коммерческих училищ (с 1907 г., к 1916 – 4).

Становление советской школы.

Попытки Временного правительства демократизировать народное образование, труд­ности реализации реформы.

Государственные мероприятия по реформированию образо­вания после октября 1917 г., создание новой системы управле­ния образованием. Проблемы развития школы в период 1917-1920 гг.

Борьба с детской беспризорностью, детские дома, детские комиссии. Фабрично-заводские ученичества и семилетки. Шко­лы крестьянской молодежи с 1924 г.

Система образовательных учреждений с 1934 г.: школы на­чальные, неполные, средние. Всеобуч с 1929 г. Школы по лик­видации неграмотности среди взрослого населения (к концу 1921г. в губернии 846 школ ликбеза).

Система образования Воронежской области в 1940-1970 гг.

Приостановление развития школы и сокращение обра­зовательной сети в связи с началом Великой Отечественной войны, частичной немецкой оккупацией города и области. Ак­тивное участие учителей и школьников в борьбе с захватчиками (партизанские группы, истребительные отряды). Открытие Су­воровского военного училища в 1943 г. Раздельное обучение мальчиков и девочек.

Обязательное восьмилетнее образование с 1962/63 учебного года. Переход ко всеобщему среднему образованию с 1972 г.

Развитие высшей школы и науки.

Предпосылки развития высшей школы и науки в Воронежском крае. Открытие в 1913 г. сельскохозяйственного института (ректор – ученый-почвовед К.Д. Глинка) имени Петра Великого. Открытие в 1930 г. вузов: медицинского, лесотехнического, химико-технологического, инженерно-строительного. ВГУ - одно из старейших заведений города, основанный на базе Дерптского (Юрьевского) универси­тета, созданного в 1802 г. Открытие педагогического института (1931), вечернего машиностроительного института (1956), кото­рый в 1962 г. реорганизован в политехнический.

Воронежский государственный институт искусств (1971). Воронежский филиал Московского государственного института физической культуры и другие филиалы московских вузов.

Научно-исследовательские заведения при ВГУ. Научно-исследовательский институт сельского хозяйства ЦЧО им. В.В. Докучаева (Таловский район). Всесоюзный институт свек­лы и сахара (Рамонь). Проблемная лаборатория геологии и ми­нерального сырья. Вклад воронежских ученых в развитие науки.


Раздел III. Рукам работа - душе радость.

Художественные ремесла и промыслы (8 ч)


Художественные ремесла и промыслы как часть нацио­нальной культуры. Крестьянский образ жизни, мир русской деревни – истоки развития художественных ремесел и промы­слов. Уважение традиций народа – признак высокого уровня духовности человека.

Сущность понятий «ремесло», «промысел».

Развитие дворянских имений в XV1H в. – стимул для акти­визации ремесел и промыслов. Торговля – фактор, способст­вующий процветанию ремесленного труда. Ярмарки – обмен товарами из разных регионов страны.

Замедление ремесла и промыслов в конце XIX – начале XX в. Возрождение интереса к «мелкой промышленности» в 20-е гг., роль краеведческих организаций, этнографических экс­педиций, публикаций. Участие губернского музея в Московской сельскохозяйственной выставке 1923 г. (экспозиция «Крестьян­ский быт»).

Деятельность Н. В. Валукинского, этнографа, археолога, художника. Промысловые кооперативы.

Государственная программа возрождения декоративно-прикладного искусства конца 60-х – начала 70-х гг. XX в. Обла­стная программа возрождения культуры села (90-е гг. XX в.).

Ремесленные технологии в работе предприятий мелкого и среднего бизнеса по пошиву народных костюмов, росписи по дереву, художественной ковке, литью колоколов. Обществен­ные объединения мастеров ремесла.

Научно-популярные издания как результат исследования развития в крае ремесел и промыслов (П. Д. Пономарев, Е. Н. Губанова и др.). Музей народного творчества и ремесел в Воронежской библиотеке.

Промыслы: ковровый, шерстовязальный, вышивание, бисеронизание. Ремесла: узорное ткачество, изготовление народного костюма.

Наличие сырьевой базы для развития ре­месел и промыслов. Технология ткачества и оборудование. И. А. Ефимов – мастер прялки (Нижнедевицкий уезд). Мастера набойного ремесла Бутурлиновского и Таловского районов. Пер­вые суконные мастерские Таврова. Фабричное суконное произ­водство XVIII в. 84% сукна России производили в первой поло­вине XIX в. фабрики Воронежа (владельцы Горденины, Елисее­вы, Постоваловы, Тулиновы и др.).

Расцвет коврового промысла на рубеже XIX – XX вв. (Ниж­недевицкий, Острогожский, Богучарский уезды). Семейное про­изводство ковров (килимов). Характерные особенности воро­нежского ковра: безворсовый, яркий растительный рисунок по черному или вишневому полю. Мастерские и фабрики по произ­водству ковров Щербакова, Лосева, Струкова и др. Открытие в 1909 г. в Острогожске крестьянской учебно-ткацкой мастерской для обучения мастерству ткачества, в 1911 г. в с. Урывковровой школы. Работы Н.В. Гладневой из с. Горожанка на Всемирной выставке в Париже (1913). Артели машинного ткачества (п. Елань-Колено, п. Таловая), ковровые фабрики. Воронежское художественное училище.

Районы активного шерстовязального промысла: чулочного – Тавров, Бобяково, Песчанка и др.; пуховые платки – Поворино, Грибановка, Новохоперск.

Центры ручного вышивания: слобода Воронцовка и Александровка Павловского уезда, села Бобровского, Богучарского, Землянского уездов. Клуб вышивальщиц «Марья». Мастер-золотошвейка Л. Танеева (г. Лиски).

«Этнографический альбом» – золотая медаль Российского географического общества (1859) (СП. Павлов). «Этнографиче­ский альбом». Вып. 2 – серебряная медаль Дашковского музея.

Вклад современных предприятий в сохранение традиций пошива народного костюма (Хохольский дом ремесел, фирма «Узорочье» г. Воронежа и др.).

Промыслы: кожевенно-обувной, пошив меховых изде­лий, валяльный, художественная обработка древесины, пле­тение из растительных материалов.

Центры кожевенного производства: Бобровский, Бирюченский, Бутурлиновский уез­ды. Промышленное производство с 20-х гг. XX в. Мастера – ов­чинники, тулупники, шапочники Новой Ольшанки, Новой Сот­ни, Острогожского, Коротоякского уездов. Центры валяльного промысла: Нижнедевицкий, Новохоперский уезды. Современ­ный мастер И.Н. Шальмэ.

Художественная обработка древесины (резьба, токарная вы­точка, выжигание, роспись). Изготовление посуды, бочек, мебе­ли, экипажей, ларцов, подсвечников, прялок, игрушек, музы­кальных инструментов.Мастер-мебельщик А.А. Чикунов (г. Во­ронеж, начало XX в.) Современный мастер-резчик В.Н. Мамо­нов, заслуженный работник культуры РСФСР, мастер художест­венной росписи С.Г. Матвеева (автор образа «Воронежская мат­решка», обладатель бронзовой медали ВДНХ 1978 г.)

Центры лозоплетения – Бобров, Богучар, Нижнедевицк, Россошь и др. Первый межрегиональный фестиваль лозоплете­ния «Золотая лоза» (2004).

Развитие гончарного дела, изразцового искусства, худо­жественной обработки металла, стеклоделания. Воронеж­ская игрушка.

Мастера изразцового искусства - братья Кудряшовы, братья Поповы. Кафельный завод Дорохина в Воронеже (1873), кафельная фабрика Поповых (1880). Участие воронеж­ских мастеров во всероссийской кустарно-промышленной вы­ставке в Петербурге (1902).

Промартель «Керамика» (Воронеж, 1947). Открытие Воро­нежского керамического завода в 1954 г. Премии и награды. Рамонская фабрика художественной керамики, мастера Суворковы и Муравьевы. Рамонский музей керамики (2007).

Художественная обработка металла – самый древний про­мысел. Активное развитие кузнечного дела с эпохи Петра I. Чу­гуноплавильные и колокололитейные заводы Самофаловых и Веретенниковых в Воронеже (XVIII в.).

Современные мастера и предприятия (колокололитейная фабрика «Вера», создатель В.Н. Анисимов).

Развитие стеклоделания. Современная фирма «Игрушка», лауреат конкурса «Сто лучших товаров России» (2001). Худож­ники-витражисты В. Михеев и В. Щеглов.

Воронежские мастера-игрушечники: В.И. Лямзин, Г.Г. Поплавская, Г.И. Арефьева, В.Я. Горбанева и др.

Нетрадиционные ремесла Воронежского края. Музей­ные экспозиции, выставки, праздники.

Ювелирные украше­ния из кожи; выжигание по ткани; экстравагантные модели оде­жды из веточек, корней, стеблей; мелкая пластика из теста; цве­точные композиции; лаковая миниатюра; плетение из соломки; сувениры-обереги из щепы; берестяные сувениры.

Воронежский областной краеведческий музей. Музей «Мас­тера» (Хохол). Музей «Русская изба» (школа №2 г. Семилуки). Музей народной культуры и этнографии ВГУ. «Уголки стари­ны» в Борисоглебском государственном педагогическом инсти­туте и Областном училище культуры.

Выставки «Мир стоит на мастерах», «Живое дерево реме­сел».

Праздник «Русь песенная, Русь мастеровая» (с. Воробьевка).


Раздел IV. Когда дома заговорили.

Архитектура Воронежской области (5 ч)


Рождение города и его «архитектурная эволюция». Ис­точники изучения развития архитектуры. 1585 г. – рождение города-крепости. Руководители строительства – воеводы С. Сабуров, И. Судаков, В. Биркин. Литовские и ногайские на­шествия на город. Крепость 1690 г. Монастыри XVII в.: Покров­ский, Успенский, Пятницкий, Воскресенский, Спасо-Преображенский. Возникновение новых городов в период строительства Петром I военного флота: Таврова, Павловска, Новохоперска и др. Изменение внешнего вида Воронежа в связи с кораблестроением. Открытие школы (1703), цифирной школы (1714). Каменные храмы Воронежа:|Благовещенский собор, ко­локольня Акатова монастыря (1674), Успенская Адмиралтейская (1699-1703), Никольская (1720).

Парковое и усадебное строительство в XVIII в. Пожары 70-х гг. XVIII в.

Развитие промышленности. «Гарденинский архитектурно-строительный комплекс XVIII в.».

Генеральный план застройки города Н.Н. Иевского (1740-1797) и И.Е. Старова. Регулярные планы застроек уездных городов. Стиль классицизма (дом губернатора И.А. Потапова, Казенная па­лата). Строительство народных училищ. Типография (1787), роль Е.А. Болховитинова, первого воронежского историка.

Использование Н.Н. Иевским опыта других городов при за­стройке Воронежа. Архитектор Д. Кваренги (Архиерейский дом, семинария, Митрофаньевский монастырь).

Архитектурный облик Воронежа в XIX в.

Строительство дворянских, купеческих домов, присутственных зданий и граж­данских сооружений. Каменный мост (1825), булыжные мосто­вые, свечные фонари, Петровский сквер.

Дворянское собрание. Книжный магазин И. Никитина. Ро­щи, фруктовые сады – украшение города.

В.Н. Шебалин – губернский архитектор (середина XIX в.): Духовная семинария, мужская гимназия, Чернавский мост (1865), гостиницы Шванича.

А.А. Кюи – губернский архитектор (1824-1909): закончено строительство Духовной академии, надстройка Александрий­ского приюта в 1878-1879 гг., прокладка водопровода, строи­тельство казарм, Петровская площадь, перестройка Благовещен­ского собора и Митрофаньевского монастыря, Владимирский собор, автор рисунка бюста поэта А.В. Кольцова, по которому скульптор А.Трискорни изваял его из мрамора. Общественная дея­тельность А.А. Кюи.

Строительство клубных купеческих заведений, Народных домов. Появление в начале XX в. зданий в стиле модерн. Архи­тектор М.Н. Замятин (1877-1929): здание музучилища, дом са­мого архитектора, сохранившийся до сих пор (ул. Алексеевского, д. 12).

Архитектор В.И. Гайн: Народный дом, механико-техническое училище, реставрация дома И.А. Потапова под гу­бернский музей, дом-музей И.С. Никитина. Общественная деятельность В.И. Гайна.

Новые черты в архитектуре начала XX в. (плотная застрой­ка, более красочные фасады, неоштукатуренные стены - «под кирпич»).

Благоустройство мест городского отдыха. Городской (ныне Первомайский сад), парк Семейного собрания (возле Дома офи­церов), который позже стали называть Художественным. Люби­мые скверы воронежцев: Кольцовский и Петровский. Ботаниче­ский сад (Помологический рассадник). Яхт-клуб.

Воронеж в начале XX - 40-х гг. XX в.

Открытие кинотеат­ров (иллюзионов, синематографов, электротеатров): в 1907 г. театр «Биограф», электротеатр «Модерн» (на месте современно­го «Юность»), электротеатр «Тауматограф» (современное зда­ние филармонии), кинозал «Увечный воин» (на месте современ­ного к/т «Пролетарий»), кинотеатр «Ампир» (современный «Спартак»).

Уничтожение зданий храмов, помещичьих усадеб при Со­ветской власти. С 30-х гг. XX в. стиль «сталинский неокласси­цизм». Дом книги (арх. А.В. Миронов), Дом связи (арх. А.С. Гинцберг), Управление ЮВЖД (арх. Н.В. Троицкий), «Утюжок» (арх. А.И. Попов-Шаман).

Второй генеральный план города (1939), руководитель П.Н. Косцов, архитектор А.И. Попов-Шаман, А.В. Миро­нов). Великая Отечественная война. Восстановление города Во­ронежа, сел, городов области.

Н.В. Троицкий - главный архитектор города (1900-1984). Руководитель осуществления генерального плана восстановле­ния Воронежа Л.В. Руднев.

Воронеж - центр Черноземья (вторая половина XX в.).

Восстановление Чернавского моста (1959). Первая «девятиэтаж­ка» (1965). Новые жилые микрорайоны (Березовая Роща, Юго-Западный, Северный, Северо-Восточный). Водохранилище (1972). Дом актера, Областная библиотека, Дворец детей и юношества, гостиница «Брно». Театр кукол «Шут». Стадион «Труд».

Союз архитекторов России. Дом архитектора. Газета «Го­родские ворота». Конкурс «Зодчество Черноземья». ВГАСУ. Государственная инспекция охраны историко-культурного на­следия Воронежской области. Центр духовного возрождения Черноземного края. Общественная организация «ЭКОС», твор­ческое объединение «Альбом» - издательская деятельность (Л. В. Кригер, П. А. Попов, Г. А. Чесноков).


Урок - заочное путешествие по улицам города


Раздел V. Палитра земли Воронежской (9 ч)

У истоков воронежской живописи. Древнейший вид ис­кусства – изобразительное. Воронежский иконописец Павел Ро­дионов (XVII –ХVIII вв.). От искусства религиозного к светско­му. Гравюра А. Шхонебека, рисунки Корнелиса де Бруина – важные источники изучения истории и культуры края конца XVII – начала XVIII в.

Иконописные мастерские XVIII в. Изобразительное искус­ство – часть быта дворянских и купеческих семей.

Воронежские художники второй четверти XIX в. Ф. Ф. Чу­риков, П.Н. Орлов, И.В. Шевцов.

С. П. Павлов – художник, педагог, участник этнографиче­ской экспедиции Н.И. Второва вместе с художниками Остро­гожска М.Б. Тулиновым и М.М. Пановым.

М. Б. Тулинов – учитель И.Н. Крамского. Этнографические альбомы СП. Павлова – Серебряная медаль Дашковского музея, экспонаты Государственного исторического музея в Москве, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге.

Художники 60-70-х гг. XX века – выпускники Академии художеств в Петербурге (П.В. Васильев, В.А. Корнев, М. И. По­номарев, братья И. М. и А. М. Соломатины). Смотр-выставка работ воронежских учеников, учителей по инициативе Акаде­мии художеств (1871-1872). Выставки Товарищества передвиж­ных художественных выставок (1874-1899).

А.Г. Соловьев (Острогожский уезд) – художник-реалист («Кус­тарь-сапожник», «Сельский базар», «Пряничник-меняла» и др.), художник-иллюстратор, иконописец, поэт, мемуарист, педагог.

М.И. Пономарев – художник, учился в Академии художеств вместе с И.Н. Крамским, организатор Воронежской рисовальной школы, находящейся под патронажем Академии художеств, при поддержке Воронежского губернского земского собрания.

Е.А. Киселева – ученица И.Е. Репина в Академии худо­жеств, дочь математика А.П. Киселева.

Н.Н. Ге, А.Н. Рябушкин – мастера исторической живописи.

Эпоха знаменитостей.

И.Н. Крамской (1837-1887), уроже­нец Острогожска, идеолог и создатель Товарищества передвиж­ных художественных выставок.

М. Л. Щербаков (1845-1924), уроженец Богучарского уезда, ученик И. Н. Крамского.

Г.Н. Яковлев (1876-1945), создатель Острогожского историко-краеведческого музея и картинной галереи.

О.А. Куликовская (принцесса Ольденбургская).

Е.М. Ольденбургская – председатель Общества поощрения художников, меценат.

Памятник Петру I (1860), скульптор А.Е. Шварц, эскиз Д.И. Гримм. А.А. Кюи руководил постройкой и планированием Петровского сквера. Восстановление памятника в 1956 г. (Н.П. Гаврилов).

Памятник А.В. Кольцову (скульптор А. Трискорни, рисунок А.А. Кюи)

Памятник А.В. Кольцову (1976) художник П.И. Бондаренко.

Памятник И.С Никитину (1911) (И.А. Шуклин).

Памятник И.С. Никитину во дворе дома-музея (1964) (А.С Мещеряков, Б.С Шамардин).

Открытие Воронежского губернского музея в здании маги­страта (1894).

Здание музея изобразительных искусств (1777-1779) (стиль барокко, архитектор Н.Н. Иевский, архитектор-реставратор В.И. Гайн).

Развитие музейного дела в начале XX в. Роль музеев в развитии изобразительного искусства.

Деятельность Воро­нежского губернского музея по коллекционированию художественных ценностей. Роль художественно-просветительного под­отдела губернского отдела народного образования (зав. А.Ф. Боева).

Художественные выставки 1917-1918 гг. Обогащение худо­жественного отдела музея коллекциями, переданными универ­ситетом, частными лицами. Открытие в 1919 г. Свободных ху­дожественных мастерских: живописных, скульптурной, театрально-декорационной. А.А. Бучкури – руководитель крупней­шей мастерской.

В.А. Кораблинов – выпускник мастерской. Преобразование Свободных художественных мастерских в Высшие художественно-технические мастерские (1920).

Становление советского изобразительного искусства в крае.

В.Ф. Рындин – знаковая фигура в российской и мировой сценографии, лауреат Государственной премии СССР.

Преобразование Свободных художественных мастерских в художественно-промышленный техникум, выставки 20-х гг.

Создание АХРР (Ассоциации художников революционной России). ОМХРР (Объединение молодых художников революционной России) и его деятельность по созданию изостудий, кружков, проведению выставок. Упадок ОМХРР после перевода
техникума в Тамбов.

Открытие офортной мастерской (1920) по инициативе В.М. Суховой. Деятельность Я.М. Башилова.

Художественные традиции Острогожска. Проект «Рисуют дети малых городов» (2002). Проведение одного раза в два года Всероссийских выставок детского художественного творчества.

Изобразительное искусство в Воронежской области в 30-90-е гг. XX в. Общегородское собрание профессиональных ху­дожников (1932), решение о создании товарищества «Худож­ник» (сейчас – Воронежское региональное отделение Союза ху­дожников России).

Первая областная художественная выставка «Художники ЦЧО за 15 лет», съезд художников ЦЧО (1933).

Открытие Областного Воронежского областного музея изо­бразительных искусств(1933).

Персональная выставка художника А.А. Бучкури (1936). Участие воронежских художников в республиканских выстав­ках (А.А. Бучкури, Л.П. Столыгво, Б.В. Тимин, К.М. Стахов-ский).

Художественная выставка в филармонии на военную тему (1944), работы А.П. Васильева, О.А. Турбина, А.Г. Хазарова и др.

Вклад художников М.И. Лихачева, Г.А. Гончарова (учени­ков А.А. Бучкури).

Лирическая живопись К.Н. Успенской.

Графика (Г.А. Алексеев, В.А. Пресняков), офорты (О.А. Турбин), плакаты (В.В. Владиславский). Русская история в картинах В.П. Криворучко («На поле Куликовом», «Москва за­поведная» и др.). Пейзажисты (Б.А. Гончаров, П.А. Васильев, В.К. Комолов и др.). Натюрморты (И. Салганин). Скульптура (В.Ф. Буримов, Д.А. Колосов и др.).

Открытие детской художественной школы в Воронеже (1967), директор Е.М. Романовская.

Переименование Областного музея изобразительных ис­кусств в Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского (1984).

Клубы художников. Художественные училища. Художест­венно-графическое отделение ВГПУ. Художественные салоны.

Публикации искусствоведов (Д.В. Добромирова, М.И. Лу­невой и др.).


Раздел VI. Сокровища музыкальной шкатулки (11 ч)


Истоки музыкальной традиции в Воронежском крае. XVIII в. – становление музыкальной традиции края. Петровский хор «государственных певчих дьяков». Музыка в знатных до­мах. Итальянский певец Ф. Балатри. Маленькие польские и ук­раинские ансамбли. Труд Е. Болховитинова о церковной музы­ке, произведениях композиторов Д. Бортнянского, Д. Кашина и др. Крепостной хор, театр в имении П.Б. Шереметева (с. Алексеевка). А. Шереметев – руководитель певческой капеллы при Императорском дворе, инициатор создания Музыкально-исторического общества, композитор. Роль Воронежского теат­ра в развитии музыки.

Воронежский театр – центр музыкальной культуры.

Творчество композитора А.А. Алябьева и военная служба (ко­мическая опера, музыка к водевилям, романсы, ноктюрны).

Музыкальные жанры, представленные в театре (водевиль, мелодрама, куплеты, вокал, концерт-дивертисмент).

Певцы – популяризаторы творчества А.А. Алябьева – С.Н. Шатилова и Д.В. Корсаков. И.В. Романус – композитор, пианист, капельмейстер, музыкальный писатель и критик.

Благотворительные концерты (организатор ЕЛ. Бедряга) 40-х гг. Литературно-музыкальные вечера в доме предводителя дворянства Прибыткова (1851). Певец А.О. Бантышев на сцене театра г. Воронежа. Скрипачи Ю. Гербер, Н.Афанасьев, пианист Саймура Шиф. Воронежские гастроли М.С. Щепкина и комика В.И. Живокини, С.С. Гулака-Артемовского и Амалии Корбари, Росси и Пациолли и др.

Открытие Воронежского отделения Императорского Рус­ского Музыкального Общества (ИРМО) в 1868 г. и музыкальной школы при нем (1869), Музыкального училища (191 1), директор Э. В. Голи.

Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа.

Гаст­роли симфонического оркестра из Полтавы. Балалаечный ор­кестр М.В. Силкина. М.Е. Пятницкий – создатель ансамбля на­родной песни. Памятник М.Е. Пятницкому (скульпторы И. Дикунов и Э. Пак), фестивали его имени с 1986 г. Легкая музыка. Музыкальное издательство Д.А. и Н.Д. Кашкиных. Музыкаль­ные магазины Кастнера и Фукса. Авторы первых музыкальных пособий – М.К. Гамбург «Техника фортепианной игры», П.И. Лучкин «Элементарная теория музыки» и др.

Династия Ростроповичей. Книга А.Н. Акиньшина «Воро­нежские Ростроповичи». «Собрание русских народных песен» в обработке М.А. Стаховича. «Сборник русских народных лири­ческих песен» Лопатина и Прокунина. Фольклорные экспедиции М.Е. Пятницкого и Е.Э. Линевой. И.А. Шатров - композитор, B.С. Саренко - сочинитель гитарных пьес. С. И. Миропольский – писатель и педагог.

Знаменитые люди на Воронежской земле: И.А. Крылов, C.В. Рахманинов, Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин, С.И. Танеев, Н.Г. Рубинштейн. Роль О.Ф. фон Гидебеля в возрождении старинной музыки.

А. Н. Буховцев - пианист и педагог.

Воронежский симфонический оркестр: рождение и раз­витие.

Революция 1917 г. и Гражданская война прервали тече­ние музыкальной жизни Воронежа.

Коллектив симфонического оркестра – «Колсимфоркс» (ди­рижер из Москвы В.С. Терентьев) и его монографические кон­церты. Деятельность Воронежской консерватории (рук. И.И. Чернов, ученик Римского-Корсакова и Лядова).

Открытие оперно-балетного Свободного советского театра (режиссер Д.Г. Гутман) и Высших Театральных мастерских при нем. Хореограф М.С. Чернышев, народный артист РСФСР.

Гастроли Мариинского театра (1921) (О. Петипа, М. Ростропович, А. Кабанов, Л.Соболева и др.). Балетмейстеры Ю.А. Бартон, К.А. Трунов.

Реорганизация мастерских в театральный техникум (1922). С 1924 г. – концерты симфонического оркестра (дирижер Д. В. Ямпольский, Д. В. Ахшарумов, солист Г. И. Романовский).

Репрессии 30-х гг. в Воронеже: Г. И. Романовский, Д. В. Ахшарумов и др. Декады русской музыкальной классики (1938), советской музыки (1938, 1940).

Музыкальная жизнь в 30-е гг. XX в.

Открытие театра му­зыкальной комедии (1931). Создание Центрально-Черноземного отделения Союза советских композиторов СССР (1939), предсе­датель Г.А. Сметанин, секретарь – К.И. Массалитинов. Первый областной конкурс на лучшее исполнение произведений совет­ских композиторов.

Учебные заведения музыкально-хореографического профи­ля: школа музыкальных воспитанников Красной Армии (руко­водитель П.М. Сергеев, 1934 г.), балетная школа и студия, ко­торые были преобразованы в 1938 г. в Областное хореографиче­ское училище (художественный руководитель В.И. Пресняков).

Любительское искусство (курсы колхозных гармонистов, олимпиады колхозно-совхозной самодеятельности, слеты пе­сенников, фольклорные экспедиции, сводные хоры и т.д.).

Знаменитые гастролеры в Воронеже: А.В. Нежданова (1934), Н.А. Ойстрах, Н.А. Обухова, С.Я. Лемешев, С.С. Про­кофьев, Д.Д. Шостакович, Т.Н. Хренников, И.О. Дунаевский, Л.К. Книппер и др.

Открытие Воронежской областной филармонии (1937) в здании бывшего Дворянского собрания (ныне библиотека им. А. Платонова), а в 1940 г. ее филиал в г. Семилуки.

Первая научно-практическая конференция по музыкальному образованию (1941).

Музыка служит победе.

Декада смотра искусств в Вороне­же (1945). Воронежские композиторы, члены Союза композито­ров: В.А. Овчинников, М.И. Носырев, Б.Д. Выростков, М.А. Зайчиков и др.

Звание «академический» симфонический оркестр (1995), первая премия радиофестиваля «Орфей» (2002).

Военный парад в Воронеже 7 ноября 1941 г., дирижер орке­стра Н. И. Массалитинов.

Деятельность ансамбля песни и пляски Юго-Западного фронта. Сборник «Фронтовые песни Юго-Западного фронта».

Эвакуация театра музкомедии в Таджикистан, перевод в Бо­рисоглебск. Создании музыкального театра в Воронеже (1961).

Создание Воронежского народного хора (1943), директор Г.Б. Рогинская, художественный руководитель Н.И. Массали­тинов. Первое место на Всесоюзном смотре хоров в Москве (1944). Награждение Н.И. Массалитинова Государственной премией, орденом Трудового Красного Знамени, присвоение звания Народного артиста СССР. М.Н. Мордасова, Е.М. Осипова, Ю.Ф. Золотарева, А.П. Шостак, В.В. Ефимов - заслужен­ные артисты РСФСР. Присвоение хору звания «академический» (1986), художественный руководитель В.Н. Помельников, за­служенный деятель искусств РСФСР.

Современная профессиональная и любительская музы­кальная культура. Открытие музыкального театра (1961). Рус­ская и зарубежная классика в репертуаре театра, произведения воронежских композиторов. Руководитель театра с 1988 г. – И.М. Непомнящий, заслуженный артист России.

Деятельность Воронежского гастрольно-концертного объе­динения «Филармония».

Воронежская организация Союза композиторов России.

Концерт воронежских композиторов (1952). В настоящее время организацию возглавляет Е. Б. Трембовельский, заслу­женный деятель искусств РФ.

Воронежское региональное отделение Российского музы­кального общества и его деятельность (председатель ВРО РМО И. П. Чухнов, заслуженный работник культуры РФ).

Дом актера («Клуб при свечах» с 1999 г. В. М. Теплитской, «Клуб любителей романса» О.А. Макеевой).

Воронежский музей музыкальных инструментов (создатель С. И. Плотников). Музей находится в Центре народного творче­ства ЮВЖД.

И. Е. Безгин – мастер-музыкант, дипломант II Всероссий­ского фестиваля мастеров музыкальных инструментов имени И. Батова. Мастерская «АККО» (с 1991 г.).

Воронежская самодеятельность. Учебные заведения города и области. Музыкальное просвещение.


Раздел VII. От слез и смеха - польза.

Театральное искусство Воронежской области (8 ч)

Начало театрального пути Воронежа. Открытие «благо­родного» театра в доме наместника В. А. Черткова (руководи­тель Р. И. Ухтомский); любительский характер, недоступность для широких масс, возможный репертуар, продажа с публичных торгов в 1799 г.

Крепостные театры знатных вельмож (театр графа А. Р. Во­ронцова, 1792 г.) и школа при нем для подготовки актеров, де­мократичность репертуара.

Воронежский театр в начале XIX в. при губернаторе Ф. А. Пушкине (1802). Деятельность А. Эллина и В. Бобровско­го, Л. С. Кологривова, П. Лыковой. Прекращение деятельности театра в 1813 г.

Воронежский театр в XIX в.

Антрепризы И.О. Калиновского и П.А. Соколова, ученики И.Ф. Штейна. Театральные по­становки в здании Воронежской гимназии с 1817 г. Покровитель­ство театру властей и воронежских купцов. «Звезды» столичных театров на воронежской сцене (П. Садовский, М.С. Щепкин, П.С. Мочалов). Успешная деятельность антрепренеров Л.Ю. Млоковского, П.П. Микульского.

Н.И. Тулинов во главе дирекции театра с 1843 г. Распад те­атральной труппы. 50-60-е гг. XIX в. – «эпоха Островского».

Потеря общественных позиций театром в конце XIX в., ком­мерциализация театра.

Открытие крестьянского театра Н.Ф. Бунаковым (1884) (с. Петино) и супругами Соколовыми (1896) (с. Никольское).

Театр-цирк купца В.А. Косырева под руководством антре­пренера Г.В. Матковского.

Открытие театрального сезона 1886-1887 гг. в здании отре­монтированного «старого» театра (арх. В. Н. Чичагов). «Теат­ральные звезды» на сцене Воронежского театра (М.Н. Ермоло­ва, В.Ф. Комиссаржевская, А.П. Ленский и др.)

«Счастливые сезоны» 1897-1898, 1908-1909, 1911-1917 гг. (рук. В.Н. Никулин).

Театр в первой половине XX в.

Театр под руководством П.П. Струйского (1905-1907).

Новые формы театрализованных действий в годы Советской власти: компраздники (руков. А.В. Шестаков) (1918 и 1927) в честь годовщины революции.

Деятельность театров: Большого советского, Малого, Сво­бодного (с 1918 г. - Театр вольных мастеров). В.В. Маяковский на сцене Большого советского театра в Воронеже.

Создание постоянной труппы в 20-30-е гг. Яркие актерские дарования – А.В. Поляков, Г.М. Васильев. В.М. Энгелькрон во главе театра. Премьера пьесы «Человек с ружьем» (в роли B.И. Ленина – В.И. Флоринский, 1937).

О.Э. Мандельштам - заведующий литературной частью те­атра (1934-1937).

Открытие театра музыкальной комедии (1931) и Молодого театра (1932), переименованного в 1938 г. в Театр им. Ленин­ского комсомола (с 1940 г. - Театр юного зрителя).

Воссоздание Воронежского театра кукол (1944), созданного в 1925 г.

Переименование драмтеатра в государственный (1945).

Воронежский театр во второй половине XX в.

Декада ис­кусств Воронежской области в Москве, успех спектакля по пье­се писателя В.А. Кораблинова «Песня о Кольцове» (реж. Ф.Е. Шишигин, гл. роль – С.П. Ожигин). Присвоение театру имени А. Кольцова (1959), звания академического (1978).

Сезон 1996 г. – последний в здании старого драмтеатра, пе­реезд в новое здание в 2002 г. Плеяда талантливых актеров: C. Карпов, В. Потанин, Л. Кравцова, В. Кочергова и др.

Открытие музыкального театра в 1961 г. Возобновление работы ТЮЗа (1963).

Деятельность театра кукол под руководством режиссера В.А. Вольховского, художника Е.Л. Луценко, лауреатов Госу­дарственной премии («Озерный мальчик» П. Вежинова, «Левша» по Н. Лескову, «Белый Бим Черное Ухо» Г.Н. Троепольского и др.).

Заслуженные артисты театра: М.И. Мальцев, Т.М. Ечеина, Л.Я. Марчук, Т.Н. Сезоненко и др.

Камерный театр (1994), художественный руководитель М.В. Бычков, лауреат премии им. К.С. Станиславского, дипло­мант Всероссийского конкурса «Золотая маска».

Театр «Антреприза» (худ. руководитель Л. А. Кравцова, На­родная артистка России, председатель Воронежской организа­ции Союза театральных деятелей).

Театры городов Воронежской области. Театральные ле­тописцы.

Борисоглебский драматический театр им. Н. Г. Чер­нышевского (1937).

Муниципальный театр в Россоши (2001).

Народные любительские театральные коллективы Боброва, Калача, Лисок, Бутурлиновки, Панино; «Зазеркалье», «Аматер», «Левый берег» из Воронежа. Фестиваль «Театральные встречи в Никольском». Фестиваль детских театральных коллективов «Синяя птица». Популярность чтецких программ (Л.В. Гаврилова, Е.Ф. Слепых, Т.Н. Сезоненко, М.Л. Дюженкова).

Дом актера (театральные встречи, конкурсы, секция теат­ральной критики под руководством Б.Я. Табачникова, профес­сора, заслуженного работника высшей школы, кандидата исто­рических наук).

Воронежская государственная академия искусств.

Молодежный театр ВГАИ (худ.рук. С.А. Надточиев).

Публикации о театре Н.И. Данилова, 3.Я. Анчиполовского, Л.В. Романовой.


Раздел VIII. Физическая культура и спорт (4 часа)

Спорт во времена Петра 1;

Деятельность Панина-Коломенкина;

Открытие стадиона Профсоюзов;

Спортивная жизнь в 40-50 и 60-70 г.г.;

Олимпийское движение на территории Воронежской области, олимпийцы Воронежской области

Виды спорта, наиболее востребованные в Воронежском крае

Спортивные клубы и объединения, действующие на территории Воронежской области

Физкультура и спорт сегодня


Ожидаемые результаты изучения курса «Историко – культурное краеведение»

Аттестация учащихся производится путём сдачи (защиты) рефератом или проектов по темам курса (не менее 4 работ за 2 года)

Учащиеся должны:

Знать:

  • Исторические события, происходившие в развитии края, даты этих событий;

  • Знаменитые персоналии истории и культуры;

  • Содержание жанров искусства и их значение для развития культуры;

  • Алгоритм работы с различными типами заданий;

  • Изучение видов исторических источников.

Уметь:

  • Объяснять понятия, определять основание для логического ряда понятий;

  • Характеризовать события, процессы, явления;

  • Осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преобразовывать информацию;

  • Использовать тексты исторических источников при ответе на вопросы и при выполнении задач;

  • Использовать приобретённые знания при написании творческих работ

  • Соотносить исторические события в Воронежском крае с историей России;

  • Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

  • Осуществлять сравнение;

  • Аргументировать свою позицию;

  • Отличать факт и оценку, осуществлять ценностно – ориентированную деятельность;

  • Видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение;

  • Работать с картой, иллюстрацией, текстом;

  • Осуществлять наблюдение;

  • Применять знания в конкретной жизненной ситуации;

  • Определять цели и мотивы своей деятельности;

  • Вести конструктивный диалог;

  • Осуществлять презентацию творческой работы.








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА


10класс


урока

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

1

Введение. Краеведение как вспомогательная историческая дисциплина

1

07.09


2

Древние куль­туры на терри­тории Воронеж­ского края

1

14.09


3

Воронежский край в период раздробленности и развития цен­трализованного государства

1

21.09


4

Воронежский край в XVIII в.

1

28.09


5

Города Воронежской области: Бобров, Богучар, Борисоглебск, Бутурлиновка, Калач, Новохоперск

1

05.10


6

Города Воронежской области: Бобров, Богучар, Борисоглебск, Бутурлиновка, Калач, Новохоперск

1

12.10


7

Города и сёла Воронежской области: Острогожск, Павловск, Россошь, Землянск, Калитва

1

19.10


8

Города и сёла Воронежской области: Острогожск, Павловск, Россошь, Землянск, Калитва

1

26.10


9

Города и сёла Воронеж­ской области:

Коротояк, Костёнск, Орлов, Нижнедевицк, Таврово

1

02.11


10

Города и сёла Воронеж­ской области:

Коротояк, Костёнск, Орлов, Нижнедевицк, Таврово

1

16.11


11

Воронеж до и после Великой Отечественной войны

1

23.11


12

Повторительно-

обобщающий

урок по разделу.

Систематизация

знаний

1

30.11


13

Урок-презентация ученических сообщений

1

07.12


14

Становление и развитие школьного обра­зования в Воро­нежской области

1

14.12


15

Система просвещения в Воронеже и горо­дах губернии во второй половине XVIII-первой половине XIX в.

1

21.12


16

Система просвещения в Воронеже и горо­дах губернии во второй половине XVIII-первой половине XIX в.

1

28.12


17

Роль воро­нежского земст­ва в развитии просвещения. Образование в начале XX в.

1

18.01


18

Становление советской шко­лы

1

25.01


19

Система образования Воронежской области в 1940-1970-е гг.

1

01.02


20

Развитие высшей школы и науки

1

08.02


21

Урок –

пре­зентация

1

15.02


22

Урок систе­матизации зна­ний учащихся с элементами дискуссии и творческой ра­боты

1

22.02


23

Художест­венные ремесла и промыслы как часть нацио­нальной культу­ры

1

01.03


24

Домашнее узорное ткачест­во. Ковровый промысел. Шерстовязальный промысел. Руч­ное вышивание. Ремесло изго­товления народ­ного костюма. Бисеронизание

1

08.03


25

Промыслы:

кожевенно-обувной; пошив меховых изделий, валяль­ный; художественная обработка древесины; плетение из растительных материалов

1

15.03


26

Развитие гончарного дела, изразцового искусства, ху­дожественной обработки ме­талла, стеклоделания. Воронежская игрушка

1

22.03


27

Развитие гончарного дела, изразцового искусства, ху­дожественной обработки ме­талла, стеклоделания. Воронежская игрушка

1

05.04


28

Нетрадици­онные ремесла современного Воронежского края. Музейные экспозиции и выставки, празд­ники

1

12.04


29

Урок-экскурсия (му­зей, выставка) или урок-мастерская

1

19.04


30

Урок-экскурсия (му­зей, выставка) или урок-мастерская

1

26.04


31

Рождение города и его «архитектурная эволюция» (XVI-XVIII вв.)

1

03.05


32

Архитектур­ный облик Во­ронежа в XIX в.

1

10.05


33

Воронеж в начале XX в. – 40-х гг. XX в.

1

17.05


34

Воронеж во второй половине XX в. - центр Черноземья

1

24.05


35

Урок - заоч­ное путешествие по улицам горо­да

1




11 класс


1

У истоков воронежской живописи

1

04.09


2

Эпоха зна­менитостей

1

11.09


3

Развитие музейного дела в начале XX в.

1

18.09


4

Развитие музейного дела в начале XX в.

1

25.09


5

Станов­ление советского изобразительно­го искусства в крае

1

02.10


6

Станов­ление советского изобразительно­го искусства в крае

1

09.10


7

Урок систе­матизации зна­ний с элемента­ми самостоя­тельной работы

1

16.10


8

Урок-экскурсия в музей или вы­ставочный зал

1

23.10


9

Урок-экскурсия в музей или вы­ставочный зал

1

30.10


10

Истоки му­зыкальной тра­диции в Воро­нежском крае

1

13.11


11

Воронеж­ский театр – центр музыкаль­ной культуры в XIX в.

1

20.11


12

Воронеж­ский театр – центр музыкаль­ной культуры в XIX в.

1

27.11


13

Музы­кальная жизнь дореволюцион­ного Воронежа

1

04.12


14

Музы­кальная жизнь дореволюцион­ного Воронежа

1

11.12


15

Воронежский симфонический оркестр: рожде­ние и развитие

1

18.12


16

Музыкальная культура в 30-е гг. XX в.

1

25.12


17

Музыка слу­жит победе

1

15.01


18

Современная профессиональ­ная и любитель­ская культура

1

22.01


19

Урок-экскурсия или посещение теат­ра, филармонии

1

29.01


20

Урок-экскурсия или посещение теат­ра, филармонии

1

05.02


21

Начало теат­рального пути Воронежа

1

12.02


22

Начало теат­рального пути Воронежа

1

19.02


23

Воронеж­ский театр в XIX в

1

26.02


24

Воронеж­ский театр в XIX в

1

05.03


25

Театр в пер­вой половине XX в

1

12.03


26

Театр в пер­вой половине XX в

1

19.03


27

Воронежский театр во второй половине XX в.

1

02.04


28

Воронежский театр во второй половине XX в.

1

09.04


29

Театры горо­дов Воронеж­ской области. Летописцы теат­ра

1

16.04


30

Театры горо­дов Воронеж­ской области. Летописцы теат­ра

1

23.04


31

Спорт в Воронежской губернии (от Петра 1 до Октябрьской революции)


30.04


32

Спорт в 30 и послевоенные годы Развитие спорта в 50-70 года.


07.05


33

Олимпийское движение в Воронежском крае


14.05


34

Физкультура и спорт сегодня


21.05


Итого: 69 часов















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воронеж в документах и материалах. - Воронеж, 1987.

  2. Воронежская историко-культурная энциклопедия. Воро­неж. 2006 г.

  3. Глазьев В.Н. Воронежские воеводы / В.Н. Глазьев. - Воро­неж, 2007.

  4. Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника / В.П. Загоровский. - Воронеж, 1989.

  5. Историко-культурное краеведение Воронежской области. Учебное пособие. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края. 2012 г.

  6. Красикова Н.П., Пыльнев Ю.В. Историко-культурное крае­ведение : кн. для учителя. - Воронеж: ВГПУ, 2012.

  7. Литвинов Р.И. Навечно в памяти народной / Р.Н. Литвинов. -Воронеж, 1980.

  8. Люби и знай родной край / под ред. Б.Я. Табачникова. - Во­ронеж, 2009.

  9. Панова В.И. История Воронежского края: учебно-методическое пособие / В.И. Панова. - Воронеж, 2004.

  10. Попов П.А. Воронеж. История города в названиях улиц / П.А. Попов. - Воронеж, 2003.

  11. Пыльнее Ю. В., Ширяев О. Ю. Культура Воронежской об­ласти. Хроника событий 1917-1991. Воронеж, 2002.

  12. Чесноков Г. А. Архитектура Воронежа: история и современ­ность / Г. А. Чесноков. - Воронеж, 1999.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

3. Экран

4. Презентации


5. Учебные карты:

  • «Воронежская область»

  • «Терновский район»

6. Основные Internet-сайты:

  • http://www.eli-nik.narod.ru/biography/ 

  • Электронные ресурсы по истории Воронежского края / сайт воронежских историков Н.А. и Э.В. Комоловых

  • ХРОНОС: Всемирная история в Интернете

http://www.hrono.ru

  • Всемирная история: Единое научно - образовательное пространство

http://www.worldhist.ru

  • Электронная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

  • Электронная энциклопедия «Энциклопедия история России (862-1917 гг.)»