Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №8 им. И.В. Орехова»
пос. Новый Янкуль Андроповского муниципального округа.
Ставропольского края
Рабочая образовательная программа
кружка по курсу история родного края
"Моя Земля – Моя История"
Степень обучения 1-4 класс
Срок реализации программы: 1 год
Ф.И.О. разработчика программы: Наталия Владимировна Заикина учитель начальных классов МБОУ СОШ №8 имени И.В.Орехова
Рабочая программа по курсу «История родного края "Моя Земля – Моя История"
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООП НОО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.)
При ее создании учитывались взаимосвязи между различными предметами и внутри самого курса, логика учебного процесса, а также задачи формирования у младших школьников умения самостоятельно учиться.
пос. Новый Янкуль 2024 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «История родного края "Моя Земля – Моя История"
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООП НОО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) При ее создании учитывались взаимосвязи между различными предметами и внутри самого курса, логика учебного процесса, а также задачи формирования у младших школьников умения самостоятельно учиться. Программа нацелена на достижение планируемых результатов обучения и реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Актуальность программы обусловлена растущим интересом к изучению своего края. Краеведение в школе является ключевым источником знаний о родной земле, средством воспитания любви к ней, формирования гражданской позиции и практических навыков. Оно играет важную роль в нравственном, эстетическом, трудовом и политическом воспитании, служит связующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы, обеспечивая при этом межпредметные связи.
Сегодня элементы краеведения интегрируются во все школьные предметы, что вполне закономерно. Каждому человеку и каждому народу важно осознавать себя, свое место в мире природы, среди других людей и народов. Это невозможно без знания истории, культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек неразрывно связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому детям необходимо глубоко знать свои корни, историю и культуру родного края.
Важно понимать, что эти знания невозможно передать лишь через рассказ или демонстрацию. Для их усвоения необходима активная деятельность самих учащихся.
Программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Количество часов, выделенных на изучение курса 34, количество недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 40 минут. При проведении встреч с земляками, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него.
Цели программы:
воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;
воспитание любви к природе родного края;
формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
Задачи программы:
Образовательные
1. Сформировать представление о краеведении как о способе изучения исторического и культурного развития общества.
2. Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
3. Закрепление этих знаний на практике
Воспитательные
1. Воспитать уважительное и бережное отношение к историческому наследию края, его истории, культуре и природе.
2. Сформировать уважительное отношение к окружающим людям, привить навыки поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких.
3. Научить анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Развивающие
1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2. Развитие кругозора учащихся.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ
Формы и методы работы
игровая;
познавательная;
краеведческая;
просмотр презентаций и видеофильмов;
проектная деятельность;
встречи с интересными людьми;
конкурсы;
посещение библиотек;
праздники;
трудовой десант;
экскурсии
Основное содержание курса
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живёшь.
При подготовке к занятиям, учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.
Структура курса
Введение. Знакомство с краеведение (1 час).
Тема 1. Моя Малая Родина (12 часов).
С чего начинается родина. Страницы истории поселка Новый Янкуль. Поселок Новый Янкуль в годы Великой Отечественной войны. Земляки-участники Великой Отечественной войны. Труженики тыла, вдовы ветеранов ВОВ. Священные места поселка. История и современность.
Тема 2. Я и моя семья (7 часов).
Моя семья. Моя родословная. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи.
Тема 3.Фольклор моего края, города (5 часов)
Устное народное творчество города. Семейно-бытовые обряды. Национальные игры, праздники. Детский фольклор.
Тема 3. Наша школа (7 часов).
История моей школы. Первые выпускники. Символика родной школы. Школьные традиции. Директора школы. Знаменитые выпускники.
Подведение итогов (2час).
Результатами изучения курса краеведения являются умения:
объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
называть 2-3 достопримечательности края;
рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;
охранять природу родного микрорайона;
наблюдать и выделять характерные особенности природы;
соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
Тематическое планирование курса (34 часа)
Название разделов, тем, занятий | Количество часов |
Тема1. Введение в курс. Что такое краеведение Тема 2. Малая родина Истоки моего поселка: от прошлого к настоящему. 2. Страницы истории поселка. 3.Поселок Новый Янкуль в годы ВОВ 4.Земляки-участники ВОВ. 5-6. Встреча за чашкой чая. Встреча с участниками ВОВ, тружениками тыла, вдовами ветеранов. 7. История и современность. Экскурсия в школьную библиотеку. 8.Экскурсия в сельскую библиотеку. 9.Священные места поселка. 10-11.Экспедиция по поселку. Встреча со старожилами. 12-13.Защита проекта «Мой родной поселок» Тема 3. Я и моя семья 14.Моя семья. 15.Типы и происхождение фамилий. 16.«Старая фотография рассказала». 17.Семейные реликвии. Памятные вещи. 18.Составление родословной семьи, рода 19.Экспедиция по поселку сбор семейных материалов 20.Защита проекта. Моя родословная. Тема 4.Фольклор моего края, села 21.Устное народное творчество поселка 22.Семейно-бытовые обряды 23.Национальные праздники 24.Национальные игры 25.Детский фольклор: колыбельная песня… Тема 5. Наша школа 26.История моей школы. 27.Символика родной школы. 28.Школьные традиции 29.Директора школы. 30.Знаменитые выпускники школы 31.Трудовой десант. Уборка возле школы. 32.Экскурсия в районный музей с. Курсавка.. Тема 6.Подведение итогов 33- 34.Устный журнал «С чего начинается Родина» | 1 час 1 час 12 часов 1 час 1 часа 1 часа 2 часа 1 час 1 часа 1 час 2 часа 2 часа 7 часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 5 часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 7 часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 2 часа 2 часа |
Список литературы для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.
Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007.
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005.
Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987.