СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «Краеведение» На период освоения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Краеведение» На период освоения в начальной школе»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Лукошинская средняя общеобразовательная школа





«Согласовано»

Зам директора по УВР

_____________________

Ракишева Г.Б.








Рабочая программа

по курсу

«Очумелые ручки»

4 класс

На период освоения в начальной школе

(4 года)








Составитель:

Учитель начальных классов

Писарева Ирина Владимировна










2019- 2020 уч.г






Пояснительная записка

Актуальность

Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.

Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе «Краеведение» они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.

Изучение истории родного края тесно связано с изучением истории своей семьи. Эта проблема сегодня актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.

Педагогическая целесообразность

Именно в начальной школе закладываются основы морального, нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, какую роль играла и играет их малая родина в истории России, они ощущают гордость за свой край, появляется стремление прославить свою землю и быть лучшим.

Программа «Краеведение» дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязи с природой, историей, культурой страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до проектных работ.

Программа «Краеведение» разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир», построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир». Здесь прослеживается основная содержательная линия, определённая стандартом начального общего образования и представленная в разделе «Наш край».

Программа «Краеведение» связана с такими дисциплинами, как окружающий мир, география, история, экология, поэтому обеспечивает благоприятные условия для дальнейшего изучения предметов естественно - научного цикла в среднем звене.

Принципы построения программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации;

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, специфику программы «Краеведение» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (лес, пришкольный участок, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Необходимо проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть расширять образовательное пространство. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

Цель:

создание условий для формирования у детей исторического сознания, воспитания патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию родного края, приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

  • систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного края, удовлетворение исследовательских и познавательных интересов школьников;

  • воспитывать интерес, уважение к культуре и истории своего края;

  • формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край;

  • вырабатывать коммуникативные навыки в совместной деятельности;

  • создать благоприятные условия для достижения результатов в познавательно- поисковой деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы «Краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате обучения по программе «Краеведение» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

К окончанию начальной школы у обучающихся будут сформированы УУД:

Личностные УУД

Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести- как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин , чувства сопричастности и гордости за свой край.

  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой области и района;

  • чувства гордости за свой район, свой край, за успехи своих земляков;

  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

    • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

    • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

    • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • узнавать символику России, Купинского района;

  • описывать достопримечательности России, Новосибирской области, Купинского района;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

  • использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Новосибирской области ,Купинского района;

  • работать с атласом, глобусом и картой;

  • находить на карте свой регион и его главный город;

  • устанавливать причинно‐следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;

  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и  систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Краеведение» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

  • планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость. Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.). Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Формы подведения итогов: подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;

  • создания и защиты собственного проекта;

  • создания презентаций - представлений по изученной теме;

  • конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;

Ожидаемые результаты:

  • обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции;

  • научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;

  • приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;

  • будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.

Данный курс “Краеведения” рассчитан на преподавание со 2 по 4 классы начальной школы, 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках вариативной части базисного плана содержит три раздела: “Мы живем в России”, “Край, в котором мы живем”, “Село в котором я живу”. Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Представленный курс по “Краеведению” углубляет изучение истории региона на локальном уровне, интегрирует в себе следующие предметы: история, биология, география.

В процессе преподавания курса “Краеведения” рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии, походы. Учащиеся должны готовить сообщения, доклады, использовать при работе над краеведческим материалом атлас России и НСО и контурные карты, Красная книга.

Основная цель курса: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях НСО, познакомить с достопримечательностями и, что не мало важно, людьми, строившими и прославившие родной край.

Изучения “Краеведения” способствует

формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;

формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;

формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;

в итоге учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии НСО, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:

самостоятельно подбирать литературу по теме;

работать в читальном зале библиотеки;

готовить и выступать с докладами и сообщениями

сравнивать и обобщать факты;

работать с атласом и контурной картой;

воспитывать бережное отношение к своему селу,, к школе.

воспитывать чувство гордости за свой район, за успехи своих земляков



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ “КРАЕВЕДЕНИЕ”

 2 КЛАСС

1. Введение (1ч)

Что такое “Краеведение”, что будем изучать на этом занятии. Понятие Родина, родной край, область, район.

2. Мы живем в России (4ч)

Тема: Наша Родина на карте мира. Особенности географического положения России. Москва – столица.

Тема: Поверхность России. Физическая карта России: реки, моря, озера, горы, равнины России.

Тема: Символика РФ./герб, флаг, гимн/

Практические работы.

Работа с картой России найти и показать на карте территорию России, некоторые равнины, горы, моря, озера, реки.

3.Край, в котором мы живем (20ч)

Тема: Наш край на карте России. Города и села на карте. Сформировать представление о территории области, городах и поселках, о ее размерах, научить детей пользоваться картой Новосибирской области

Тема: Символика области. Герб, флаг. Гимн.

Тема: История нашего края. Новосибирская Земля в древности. История создания и исследования.

Тема: Времена года. Погода в нашем крае. Познакомить с сезонными изменениями в природе по всей области.

Тема: Растительности нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Растения , грибы и ягоды. Охрана растений.

Тема: Животный мир края. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие Охрана и значение животного мира

Тема: Водоемы . Реки, озера обл. Растительный и животный мир водоемов

Тема: Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства Как добывают, где используют. Значение для области и страны. Ограниченность и невосполнимость запасов полезных ископаемых.

Тема: Промышленность края. Крупные предприятия республики. Дать первичные сведения об экономики края, познакомить с предприятиями области. Что выпускают, где находятся.

Тема: Сельское хозяйство области. Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение сельского хозяйства.

Тема: Экология области. Понятие “экологии”. Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека. Дать первичные сведения о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека, и о том как человек влияет на природу.

Практические работы.

НСО на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте наиболее крупные равнины, горы, моря, реки, озера, обозначить их на контурной карте.

Обучение работы с картой : Города и села обозначить их на карте.

Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.

Рассматривание образцов полезных ископаемых.

Обучение умению находить и показывать на физической карте месторождения полезных ископаемых.

Экскурсии:

Природа вокруг нас,

Краеведческий музей,.

На водоем.

В поле, сад, на ферму.

4. Село в котором я живу (8ч)

Тема: История родного села. Мое село на карте

Тема: Купиский район, в котором я живу

Тема: Символика района

Тема: Улицы моего села. Улица на которой находится школа. Улицы по которым я хожу. Транспорт села (пассажирский, грузовой), его назначение.

Тема: Предприятия Познакомить с предприятиями села, с профессиями родителей. Машины помогающие трудиться.

Экскурсии:

На предприятия, где работают родители.

По улицам села

Тема: Итоговое занятие




























3. КЛАСС

1. Введение.

Что мы будем изучать в этом году.

2. Мы живем в России

Тема: Географическое положение России. Крупные города РФ

Дать школьникам основные знания о истории своей страны.

Развивать умения ориентироваться по политической карте мира и физической карте России.

Тема: Символика РФ /флаг, гимн, герб/. Повторить и углубить знания учащихся о символике РФ,

Тема: Кем и чем гордится наша страна. Чем удивительна наша страна, какие люди прославили Россию

3. Край, в котором мы живем

Тема: Географическое положение Новосибирской области Наши соседи, (области, которые наш окружают). Сформировать представление о территории области, городах и поселках, о ее размерах, научить детей пользоваться картой области. Крупные города, села, поселки обл. Заповедники обл. Места туризма и отдыха

Тема: Символика области. Герб, флаг. Гимн. (повторить)

Тема: История края. Повторить и углубить знания учащихся о истории своего края, символике области. Новосибирская Земля в древности до наших дней. Памятники древности

Тема: Погода и климат Новосибирской области Познакомить с сезонными изменениями в природе. Растения и животные в разное время года. Труд людей в разное время года.

Тема: Растительность края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Лечебные растения, как собирать, виды. Виды растений нуждающихся в особой охране.

Познакомить учащихся с Красной книгой области, заповедниками области. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края. Как сохранить растения. Отрицательное влияние людей на природу (сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток). Изменение природы в результате трудовой деятельности человека.

Тема: Животный мир края. Разнообразие животного мира. Охраняемые животные. Красная книга животных Новосибирской области. Отрицательное влияние людей на животных. Заповедники обл.

Тема: Водоемы края. Значение и охрана водоемов. Выработка правил поведения на водоемах. Познакомить с природными ресурсами области.

Тема: Полезные ископаемые. Дать первичные сведения о полезных ископаемых края, о местах и способах их добычи, о практическом значении и об их роли в экономики страны. Места и способы добычи полезные ископаемые. Основные свойства полезных ископаемых. Практическое значение полезных ископаемых для области и страны.

Тема: Предприятия. . Профессии. Дать первичные сведения об экономики края, познакомить с крупными предприятиями области., дать представление об их роли в экономике страны. Познакомить с продукцией предприятий. Профориентировать учащихся.

Тема: Экологические проблемы области. Загрязнение окружающей среды предприятиями области. Показать зависимость экологических проблем области и наличием промышленных предприятий. Почему природа в опасности. Забота о чистом воздухе, воде, почве.

Население . Народности Новосибирской области. Познакомить с национальным составом населения . Дать первичные сведения о коренных жителях области. Чем занимаются люди в городе и на селе. Дать первичные сведения о занятиях людей . Познакомить с народными и художественными промыслами края.

Тема: Люди Купинского района .Сформировать понятия о населении ,национальном составе области, коренных жителях края, особенностях их быта.

Дать представление о занятиях людей в городе и на селе. Познакомить с народными и художественными промыслами края. Искусство в жизни людей.

Познакомить со знаменитыми людьми

Практические работы.

Новосибирская область на карте России, наши соседи. Работа с картой России.

Работа с картой :

Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.

Составление правил поведения на природе.

Составление правил поведения на водоемах.

Составление Красной книги .

Экскурсии:

Наблюдение за сезонными изменениями.

В библиотеку..

4. Село, в котором я живу

Тема: История села. Познакомить и углубить знания учащихся о истории села в котором живут,

Тема:  Социальный паспорт села. Показать индивидуальность каждого села в районе

Тема: Улицы села. Улицы. Дать представления об истории названий улиц, Улицы названные в честь великих людей или событий людей. Памятные места нашего села.

Памятники и мемориалы села..

Тема: Предприятия села., значение.

Тема: Итоговый урок

Экскурсии:

Природа вокруг нас,

По городу: по улицам и районам.












4. КЛАСС

1. Введение

Что мы будем изучать в этом году.

2. Мы живем в России

Тема: Географическое положение России. Углубить основные знания учащихся о своей стране, символах РФ. Познакомить учащихся с государствами с которыми граничит Россия. Развивать умения ориентироваться по политической и физической карте мира и России.

Тема: Народы РФ. Дать первичные сведения о национальном составе России.

Практические работы.

Россия на карте мира , обучение умению находить и показывать на политической карте мира Россию, страны с которыми граничит, ,обозначить их на контурной карте.

3. Край, в котором мы живем

Тема: Географическое положение Новосибирской области. Углубить знания учащихся об историей своего края, символах области. Сформировать представление о территории области, географических объектах. Учить детей ориентироваться по физической карте. Поверхность Новосибирской области реки, озера, горы, море

Тема: История нашего края. Главные исторические события .

Тема: Погода и климат Новосибирской области. Углубить знания детей о сезонных изменениях в природе по всей области.

Тема: Растительность нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Познакомить учащихся с яркими представителями животного и растительного мира области.

Формировать представления об особенностях природных комплексов области. Степь. Лесостепь.

Познакомить с ролью заповедников и ботанических садов, в решении экологических проблем области. Охрана и восстановление лесов и растительности.

Тема: Животный мир области. Степные и лесостепные животные. Пресмыкающиеся. Охрана и восстановление животного мира

Тема: Водоемы области. Экологические проблемы водоемов. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов

Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов.

Тема: Природные ресурсы области. Полезные ископаемые, в каких отраслях используются Охрана недр. Как рационально использовать. природные ресурсы.

Тема: Промышленность и с/х Купинского района . Вклад области в хозяйство страны. Дать первичные сведения об особенностях отраслевой структуры хозяйства родного края: совокупности отраслевой промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы.

Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду.

Тема: Экология области. Сформировать первичные представления об экологических проблемах области, о причинах их возникновения, способах их предотвращения. Систематизировать знания о взаимодействии человека и природы. Понятие “экологическая катастрофа”, источники ее возникновения. Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Логические задачи по экологии. Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду.

Тема: Люди нашего края. Познакомить с знаменитыми людьми области. Поэты, писатели, артисты, герои Великой Отечественной войны и труда.

Тема: Лукошино во время Великой Отечественной Войны. Дать первичные представление о том, как Лукошинцы помогали фронту в годы Великой отечественной войны.

Практические работы.

Обучение работы с картой Новосибирской области, умению находить и показывать на физической карте реки, озера моря, обозначить их на карте.

Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области, выявление признаков приспособленности этих растений к условиям жизни.

Рассматривание образцов полезных ископаемых.

Обучение умению находить и показывать на физической карте Новосибирской области месторождения полезных ископаемых.

Решение задач по экологии.

Экскурсии: В библиотеку.

4 Раздел Село, в котором я живу

Тема: История села. Историческая справка села. Углубить знания учащихся об истории села в котором живут.

























УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу «КРАЕВЕДЕНИЕ»

2 КЛАСС

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

КОЛ-ВО ЧАСОВ



Сроки


Введение. Что мы будем изучать на «Краеведение»

1


Раздел 1. Мы живем в России.

4


1.1. Наша Родина на карте мира. Москва – столица России.

1


1.2 Символика РФ /флаг, гимн, герб/

1


1.3 Поверхность России. Моря, реки, озера, горы, равнины.

2


Раздел 2. Край, в котором мы живем.

20


2.1 Географич. положение Новосибирской области

Наш край на карте России. Города и села Новосибирской области

2


2.2 Символика области

2


2.3  История нашего края.

Купинский район в древности. История исследования.

2


2.4 Времена года Купинского района

Сезонные изменения в природе

2


2.5 Растительность нашего края

Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Что такое степь. Растения степи. Охрана растений.

2


2.6 Животный мир .

Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие. Охрана и значение животного мира

3


2.7 Водоемы нашего края.

Реки, озера обл. Растительный и животный мир водоемов

2


2.8 Полезные ископаемые

Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. Как добывают, где используют. Значение для области и страны.

1


2.9 Промышленность области

Крупные предприятия обл. Что выпускают, где находятся.

1


2.10 С/х нашего края

Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение с/х

1


2.11 Экология области

Понятие «экологии». Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека.

1


Итоговое занятие по разделу. Край, в котором я живу

1


Раздел 3. Село, в котором я живу

8


3.1 История нашего села . Мое село на карте Купинского района

2


3.2Село, в котором я живу

1


3.3  Символика села «Лукошина»

2


3.4Улица, на которой находится школа.

Улицы, по которым я хожу. Транспорт села

2


3.5 Предприятия.

Где работают родители.

1


Итоговое занятие «Моё Лукошино»

1


Всего

34









































УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу “КРАЕВЕДЕНИЕ”

3 КЛАСС

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

Сроки

Введение. Что мы будем изучать в этом году.

1


Раздел1. Мы живем в России.

5


1.1 Географическое положение России

Крупные города РФ

1


1.2 Новосибирская область на карте России

Наши соседи.

1


1.3 Символика РФ и Новосибирской области /флаг, гимн, герб/

1


1.4. Кем и чем гордится Россия

2


Раздел 2. Край, в котором мы живем.

19


2.1 История нашего края

Купинский район в древности до наших дней. Освоение. Памятники древности.

2


2.2 Погода и климат. Купинского района

Экскурсия на природу

1


2.3 Растительность нашего края

Лечебные растения, их виды как собирать. Отрицательное влияние людей на природу (сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток). Виды растений нуждающихся в особой охране. Красная книга НСО.

3


2.4 Животный мир

Разнообразие животного мира. Отрицательное влияние людей на животных. Охрана животного мира. Заповедники обл. Охраняемые животные. Красная книга животных НСО

2


2.5 Водоемы нашего края.

Значение и охрана водоемов. Выработка правил поведения на водоемах.

1


2.6 Полезные ископаемые

Места и способы добычи. Основные свойства полезных ископаемых. Практическое значение полезных ископаемых для области и страны

2


2.7 Промышленность области

Крупные предприятия обл. Что выпускают, где находятся. Практическое значение для области и страны. Профессии.

2


2.8 Экология области

Загрязнение окружающей среды предприятиями области. Почему природа в опасности. Экологические проблемы области. Забота о чистом воздухе, воде, почве

3


2.9 Люди нашего края.

Население. Народности. Чем занимаются люди в городе и на селе. Народные и художественные промыслы края. Люди прославившие Купинский район

3


Раздел3. Село, в котором я живу.

8


3.1 История нашего села

Историческая справка

1


3.2 Социальный паспорт села.

2


3.3 Памятники села.

Памятники и мемориалы села.

2


3.4 Предприятия

Что выпускают, значение для области и страны.

2


3.5 Викторина «Район, в котором я живу»

1


Итоговое занятие «Я живу в Новосибирской области.»

1


Всего

34



































УЧЕБНО -- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу «КРАЕВЕДЕНИЕ»

4 КЛАСС

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

Сроки

Введение. Что мы будем изучать в этом году.

1


Раздел1. Мы живем в России.

3


1.1 Географическое положение России.

Наши соседи. С какими государствами граничит РФ

1


1.2 Народы РФ

2


Раздел2. Край в котором мы живем.

21


2.1 Географическое положение Новосибирской области.

Географическая справка НСО

2


2.2 История нашего села.

Историческая справка. Главные исторические события .

1


2.3 Растительность нашего края.

Лес. Лесостепь. Охрана и восстановление лесов и растительности.

Роль заповедника.

2


2.4 Животный мир НСО.

Животные. Пресмыкающиеся НСО. Охрана и восстановление животного мира .

3


2.5 Водоемы нашего края.

Экологические проблемы водоемов. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов.

2


2.6 Природные ресурсы области.

Полезные ископаемые. В каких отраслях используются. Охрана недр. Как рационально использовать природные ресурсы

2


2.7 Промышленность Новосибирской области.

Вклад в хозяйство страны. Пищевая промышленность. Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду.

2


2.8 Экология области

Понятие «экологическая катастрофа». Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Логические задачи по экологии.

3


2.9 Люди нашего края.

Люди прославившие Новосибирскую область

1


2.10 Село во время Великой Отечественной войны

2


2.11 Итоговое занятие по теме: Край, в котором мы живем.

1


Раздел3. Село, в котором я живу.

7


3.1 Историческая справка села. Символика села.

1


3.2 Экологические проблемы села. Как загрязнение окружающей среды влияет на наше здоровье

3


3.3 Знаменитые земляки (наши современники)

2


3.4 Сочинение «Край, в котором я живу»

1


Итоговое занятие Урок-диспут «Что бы я сделал для Купинского района , если бы был губернатором»

1


Обобщающее повторение

1


Всего

34