СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «основы естественнонаучной грамотности»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «основы естественнонаучной грамотности»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ГЫДАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

имени НАТАЛЬИ ИВАНОВНЫ ЯПТУНАЙ









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«основы естественнонаучной грамотности»

7 «В, Г» классы










Составитель: учитель географии

Касаткин А.Г.











с. Гыда 2021г.

Пояснительная записка

Особенности содержания программы внеурочной деятельности «Основы естественнонаучной грамотности» заключаются в том, что учащиеся получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную и социальную деятельность. Программа включает создание моделей географических инструментов и природных объектов, работу с интернет-ресурсами, проектирование путешествий к природным памятникам не только нашей Родины, но и мира, проведение просветительских акций. Реализация программы внеурочной деятельности «основы естественнонаучной грамотности» позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучить географию своей местности, что способствует патриотическому и гражданскому воспитанию школьников.

Программа внеурочной деятельности «Основы естественнонаучной грамотности» является актуальной в системе школьного географического образования. Хорошо организованные и интересно проведённые внеурочные занятия «основы естественнонаучной грамотности» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. Участие школьников в занятиях открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации. Важным моментом этой деятельности является формирование настоящего коллектива единомышленников. Внеурочные занятия можно проводить в разнообразных формах, это может быть игра, конференция, небольшие по объёму сообщения новых занимательных знаний и т. д.

Актуальность: основанием для выбора данной программы послужило то, что программа по курсу «Основы естественнонаучной грамотности» обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению школьниками компетентностью «уметь учиться», знакомится с новой информацией через интерес к предмету.  Программа рассчитана на изучение обучающимися 7-х классов в течение 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю.

Целью программы является формирование творчески развитой личности школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей географической культуры.

Основные дидактические цели курса:

- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников занятий;

- развитие интереса к изучению географии;

- расширение кругозора учащихся в области географии;

- воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревновательность;

- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы естественнонаучной грамотности»

Личностные результаты:

- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

Условием формирования межпредметных понятий, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В результате изучения предмета «География» в 7 классе у обучающихся будут сформированы следующие умения:

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Предметные результаты.

Предметные результаты предполагают, что у обучающихся 7 класса будут сформированы:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Тематическое планирование.

п/п

Разделы и темы

Колво час


Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая карта.

13

Многообразие геоизображений.

1

Многообразие географических карт.

1

Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках

1

Особенности изображения земной поверхности на географических картах

1

Школа географа – следопыта. Глобус – модель Земли

1

Градусная сеть.

1

Географические координаты – географическая широта

1

Географические координаты – географическая долгота

1

Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности.

1

Игра «Найди свой клад».

1

Способы картографического изображения: значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.

1

Использование геоизображений.

1

Защита проектов «Использование географических карт».

1


Тема 2. Тематические карты и их анализ

8

Карты материков и океанов, разнообразие их содержания.

1

Анализ и сопоставление карт разной тематики

1

Карта «Строение земной коры». Землетрясения.

1

Вулканы Земли.

1

Что такое гейзер?

1

Фотоколлаж «Вулканы Земли».

1

Определение по карте крупнейших литосферных плит.

1

Определение по карте крупнейших литосферных плит.

1


Тема 3. Топонимика

8

Что изучает топонимика? Сколько географических названий на всем земном шаре?

1

О чем рассказывают названия некоторых стран.

1

Курьезы топонимики. Географические названия - гулливеры и лилипуты

1

Географические названия в художественных фильмах и мультиках.

1

Географические названия в художественных фильмах и мультиках.

1

Географические названия своей местности.

1

Географические названия своей местности.

1

Защита проектов «Каталог географических названий ЯНАО»

1


Тема 4. Страны мира

6

Сколько стран на Земле?

1

Страны Европы.

1

Страны Европы.

1

Страны Азии.

1

Определение стран и их столиц.

1

Викторина.

1


Всего

35


Режим занятий.

Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 40 минут каждое.

 Занятия проводятся в классной комнате за партами, где достаточно места для передвижения во время игр, для рисования и прочей деятельности. Такой вариант более удобен, т.к. в меньшей степени учащимися нарушаются правила поведения, потому что любое местонахождение, кроме как за партой, у школьников ассоциируется с отдыхом и переменой. Занятия тематические. Темы и их последовательность определяются содержанием программного материала.

Формы деятельности.

-  Индивидуальная (результат работы одного ученика);

- работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников);

- коллективная деятельность


Список литературы.

Для учащихся:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002


Для учителя:

1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.

4. География: \"Раннее развитие детей\" - География детям

Сайт:http://www.danilova.ru

5. География:Все для учителя географии

Сайт:http://geo.1september.ru

6. География:Энциклопедическая библиотека.

Сайт:http://megacollection.ru