Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Азбука движения»
для 1 «А» класса
на 2018-2019 год
Составитель :
учитель начальных классов
Будина И.С.
Пояснительная записка
В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, по которым дети гибнут и получают травмы, являются:
- внезапный выход на проезжую часть;
-переход перед близко идущим транспортом;
-игра на проезжей части или рядом с ней;
-переход в неустановленном месте;
-переход на запрещающий сигнал светофора.
Один из основных факторов дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения Российской Федерации.
Чтобы сократить гибель и травмы у детей, необходимо воспитывать сознательное отношение к правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
В связи с этим большое значение приобретает изучение элементарной дорожной грамоты.
Изучение правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Программа «Азбука движения» составлена в соответствии с ФЗ «Об образовании», Федеральным и государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО).
Программа адресована обучающимся 1 классов, рассчитана на полгода обучения и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Количество часов– 16 ч, по 1 часу в неделю.
Продолжительность занятий - 35 минут. Срок реализации 2018-2019 учебный год.
Направление – социально-педагогическое - создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Программа ориентирована на достижение результатов первого уровня: получение социальных знаний.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Формирование у детей, как у участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
ЗАДАЧИ
• сформировать у школьников устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожной безопасности;
• воспитать чувство ответственности, культуры поведения на дорогах;
• развить у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортных ситуациях;
• повысить интерес школьников к велоспорту;
• обучить учащихся правилам поведения в транспорте и дорожной этике.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные
• принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
• самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
• уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
• осознание ответственности человека за общее благополучие;
• этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
• способность к самооценке;
• начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
• навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
• умение ставить и формулировать проблемы;
• навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
• установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
• использование речи для регуляции своего действия;
• адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
• умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
• умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
• работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
• ставить вопросы;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться и приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы реализации программы:
тематические занятия
игровые уроки
практические занятия
конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД
настольные, дидактические, ролевые игры
конкурсы рисунков
экскурсия
В результате реализации программы
Учащиеся 1-го класса должны знать:
1. Дорожные знаки;
2. Сигналы светофора;
3. Виды транспорта;
4. Причины ДТП;
5. Правила движения на велосипеде;
6. Правила движения по дороге.
Учащиеся 1-го класса должны уметь:
1. Переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
2.Правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
3.Ориентироваться в дорожных ситуациях;
4.Оценивать свое поведение на дороге;
5.Объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Ожидаемые результаты.
Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.
Повышение уровня теоретических знаний по ПДД .
Содержание программы
Вводное занятие: Дорога в школу и домой. | Беседа, презентация, загадки. |
Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах. | Беседа, презентация, разбор ситуаций, работа в группах . |
Элементы улиц и дорог. Правила движения по дороге. | Беседа, презентация, загадки, викторина. |
Каким бывает транспорт? | Беседа, презентация, загадки, работа в группах, конкурс рисунков. |
«Светофор – наш друг». Виды и назначение светофоров | Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», исторический материал, беседа, стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов),конкурс рисунков. |
Пешеходные переходы. Правила перехода дороги с односторонним и двусторонним движением. | Стихотворение Я.Пишумова «Город, в котором…», исторический материал, презентация (разметка дороги, улица с односторонним и двусторонним движением), практическая работа. |
Перекрестки. | Беседа, презентация, работа в группах, настольные игры. |
Переход дороги на регулируемом перекрестке. | Ролевая игра, анализ ситуаций, презентация, работа в группах (придумай правило) ,практическая работа. |
Переход дороги на нерегулируемом перекрестке. | Ролевая игра, анализ ситуаций, презентация, работа в группах (придумай правило), практическая работа. |
Дорожные знаки для пешеходов . | Исторический материал, беседа, презентация, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»). Экскурсия. |
Мы- пассажиры. Правила поведения на остановках и в салоне транспорта. | Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах. |
Велосипедное движение. Где можно кататься и машин не опасаться? | Ролевая игра, работа в группах (составь правила поведения), презентация. |
Водитель, пешеход, пассажир. | Практическое занятие. |
Как вести себя в жилых зонах. Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте | Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады. Беседа, дорожные ситуации, практическая работа. |
ДТП и их причины. | Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах. |
Итоговое занятие. Урок-игра. | Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение. |
Календарно-тематический планирование
№ | Дата | Тема |
1 | | Вводное занятие: Дорога в школу и домой. |
2 | | Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах. |
3 | | Элементы улиц и дорог. Правила движения по дороге. |
4 | | Каким бывает транспорт? |
5 | | «Светофор – наш друг». Виды и назначение светофоров. |
6 | | Пешеходные переходы. Правила перехода дороги с односторонним и двусторонним движением. |
7 | | Перекрестки. |
8 | | Переход дороги на регулируемом перекрестке. |
9 | | Переход дороги на нерегулируемом перекрестке |
10 | | Дорожные знаки для пешеходов . |
11 | | Мы- пассажиры. Правила поведения на остановках и в салоне транспорта. |
12 | | Велосипедное движение. Где можно кататься и машин не опасаться? |
13 | | Водитель, пешеход, пассажир. |
14 | | Как вести себя в жилых зонах. Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте |
15 | | ДТП и их причины. |
16 | | Итоговое занятие. Урок-игра. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
1.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по ПДД.
2.Демонстрационные плакаты по ПДД.
Технические средства обучения
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.
2.Мультимедиапроектор.
3.Компьютер.
4.Проектор.
Экранно-звуковые пособия
1.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
2.СД-диски с записью музыки.
Игры
1.Настольные развивающие игры, викторины, ребусы.
Оборудование класса
1.Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
2.Стол учительский с тумбой.
3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
4.Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Интернет-ресурсы
1.Газета «1 сентября». – Режим доступа: http://festival.1 september.ru
2.Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: http//www.uroki.ru
3.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
Список литературы
Воробцова, Т.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст]/ Т.Н. Воробцова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2011.
Жатин, С.О. Правила дорожного движения. 1-4 классы: занимательные занятия[Текст] / С.О. Жатин. – Волгоград: Учитель, 2014.
Максиняева, М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками [Текст] / М.Р. Максиняева. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
Надеждина, В. Правила дорожного движения для детей [Текст] / В. Надеждина. – М.: АСТ, 2016.
Правила дорожного движения: Сценарии внеклассных занятий с младшими школьниками. – М.: Чистые пруды, 2010.
Учителю о правилах дорожного движения. – М.: СТИМУЛ, 2015.