муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Терновская основная общеобразовательная школа
| «Утверждаю»: Директор МКОУ Терновская ООШ: ___________ Л.В. Болховитина «___»______________2017 г. Приказ №______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Основы туризма и краеведения»
Класс: 5 - 7
Количество часов: 18
Составила: Лебедева Татьяна Ивановна, IKK
Пояснительная записка
Программа составлена на основе
1.Федерального образовательного стандарта (ФГОС ООО);
2.Образовательной программы ФГОС ООО МКОУ Терновская ООШ, в том числе – учебного плана МКОУ Терновская ООШ;
3.Федерального перечня учебников в части, используемых для обеспечения выполнения ФГОС ООО;
4.Положения о рабочей программе МКОУ Терновская ООШ.
5. Программы (пособия для учителей общеобразовательных учреждений) внеурочной деятельности «Туристско-краеведческая деятельность» П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.С. Сафронов, М., изд. Просвещение, 2011г.
Цели и задачи
Цель программы: формирование всесторонне развитой личности, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, самоопределения личности.
Задачи:
Воспитательные:
формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, навыки безопасного поведения;
воспитывать бережное отношение к природе;
формировать самостоятельность
воспитывать патриотизм
воспитывать привычку рационально использовать свободное время
воспитывать чувство коллективизма.
Развивающие:
расширять кругозор;
развивать навыки самообслуживания;
раскрывать творческие способности;
развивать лидерские, волевые качества;
развивать физическую и психическую выносливость;
развить организаторские и коммуникативные навыки, умение брать на себя ответственность, принимать решение
Обучающие:
познакомить с новыми формами организации активного досуга;
вовлекать ребят в поисково-исследовательскую деятельность;
научить ориентироваться на незнакомой местности
научить составлять простейшие схемы маршрутов
осваивать методы наблюдения для определения своего местонахождения
овладению умений по оказанию само – и взаимопомощи
научить навыкам спортивного ориентирования
Краткая характеристика
Одной из форм сохранения и восстановления здоровья школьников является туристско - краеведческая работа в школе. Туризм – средство познания своего края, а также средство физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, формирования трудовых и прикладных навыков.
Центральное место в программе отведено краеведческому материалу, который предполагает исследовательскую деятельность школьников. Особенность данной программы в том, что на каждом занятии осуществляется практическая и развивающая направленность учебно – познавательной деятельности учащихся, с применением исследовательской технологии и развития УУД, и помимо теоретических занятий в классе, программа предусматривает практическую деятельность на местности. Это учебные игры, экскурсии, что соответствует требованиям ФГОС (второго поколения). При реализации программы в полной мере используются здоровьесберегающие технологии. Самодеятельный пешеходный туризм - трудоемкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность, за общее дело; учит бережному отношению к природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества, формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.
Место курса в учебном плане ОУ
Программа предназначена для учащихся 5-7 класса основной общеобразовательной школы и рассчитана на полугодие.
Возраст детей в группе составляет 10 -13 лет.
На данную программу выделено 0,5 часа в неделю, что составляет 18 часов в год.
Используемые при обучении учебники и другие учебно-методические материалы
1.Печатные пособия, электронные образовательные ресурсы.
Планируемые результаты реализации программы
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как основным ценностям в жизни человека; - интерес к изучению истории Отечества и культуры родного края;
- первоначальные туристские умения и навыки (выбор места для бивуака и установка классической палатки, разведение костра и приготовление пищи (с помощью руководителя);
- экологическая дисциплина в природной среде.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- экологического мышления;
- познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры и туризма;
- умений и навыков, способов ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;
- понимания значимости туризма для общефизической подготовки и укрепления здоровья человека;
- мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.
Предметные
Учащиеся научатся:
- выполнять правила поведения на занятиях по общефизической и туристской подготовке;
- рассказывать об истории возникновения физической культуры и туризма;
- понимать значение физических упражнений для здоровья человека;
- называть правила ведения ЗОЖ;
- называть основные физические качества человека;
- определять подбор одежды и инвентаря для туристических прогулок и походов;
- самостоятельно выполнять первоначальные действия юного туриста в необустроенных природных условиях,
в быту.
- оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях: перевязывать при несложных ранениях пострадавшего.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- следовать на занятиях инструкциям учителя;
- вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств;
- первоначальным туристическим умениям и навыкам;
- работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- беречь и защищать природу, экологически мыслить.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- читать простейшие топографические карты;
- следовать законам «Кодекса туриста»;
- ориентироваться на местности без карты ( по природным признакам, по компасу);
- различать понятия «Здоровье человека», «физическая культура и туризм», «физические упражнения», «турист», «туристическая группа», «экологический туризм», «экстремальная ситуация», «Туристские возможности родного края».
- определять влияние занятий физическими упражнениями и туризмом на здоровье человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять активную деятельность в коллективе;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентируясь в естественной природной среде по природным ориентирам, используя топографические карты, справочную
литературу;
- различать виды туристской деятельности;
- характеризовать основные физические качества;
- устанавливать причины, приводящие к плохой осанке.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- отвечать на вопросы и задавать вопросы;
- выслушивать друг друга;
- рассказывать о режиме дня, об истории возникновения физической культуры и туризма, о личной гигиене;
Учащиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о влиянии физических упражнений на организм и здоровье человека;
- рассказывать об истории появления и развития отдельных видов спорта и формирования на их основе различных видов туризма;
- различать виды туризма (пеший, лыжный, равнинный, горный, самодеятельный, спортивный); - договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе;
- безопасному поведению во время занятий по ОФП в спортивном зале, на спортивной площадке, в природной среде;
-- оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях: перевязывать при несложных ранениях пострадавшего
- участвовать в ПВД, двухдневных походах, туристских слетах.
Содержание
Основы туризма и краеведения (18 часов)
Вводное занятие (1 час). Цели и значения занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнем. Правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением. Правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Неписанные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым и отстающим в походе, поведение у вечернего костра и "за столом", отношение к памятникам истории и культуры, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе.
Краеведение (2 часа). Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала. Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины.
Топография (2 часов). Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. Рисование топознаков. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояний до недоступных предметов. Топографическая съемка местности.
Туристские узлы (3 часа). Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный, шкотовый, брам-шкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.
Спортивное туристское многоборье (2 часа). Спортивное туристское снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком. Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по веревке с перилами (параллельные перила). Подъем по склону по перилам спортивным способом. Спуск по склону по перилам спортивным способом. Подъем по склону по судейским перилам с самостраховкой. Спуск по склону по судейским перилам с самостраховкой. Навесная переправа.
Спортивное ориентирование (2 часов). Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). Спортивный компас. Приемы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движение по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. Спортивные карты. Технические приемы: азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование. Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию.
Туристская газета (2 часа). Виды газет, работа редакционной коллегии, название, газетные рубрики и заголовки, верстка, оформление. Выбор названия для туристской газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета дела для выпуска туристской газеты и распределение обязанностей. Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященного Всемирному дню туризма. Выпуски номеров, посвященных экологическим проблемам микрорайона, интересным страницам родной истории, совершенным туристским походам и экспедициям.
Природоохранные акции (2 часа). Анкетный опрос школьников, родителей и жителей микрорайона об экологических проблемах микрорайона. Определение круга проблем. «Что мы можем сделать?» – проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Создание Совета дела. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке, лесу и т.п. Фоторепортаж о проведении акции. Анализ проведенного дела. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах микрорайона и проведенной акции учащимся младших классов.
Поход выходного дня (2 часов). Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала и т.п.
Тематическое планирование
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Краеведение | 2 |
3 | Топография | 2 |
4 | Туристские узлы | 3 |
5 | Спортивное туристское многоборье | 2 |
6 | Спортивное ориентирование | 2 |
7 | Туристская газета | 2 |
8 | Природоохранные акции | 2 |
9 | Поход выходного дня | 2 |
| Итого | 18 |