______Мандрикова Л.А. Артамонова.Р И. Романова И.В.
Протокол №1 от 29.08.17. от 29.08.17. Приказ № 93 от 31.08.17 г.
на 2017-2018 учебный год.
Учитель: Артамонова Р. И.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2012 г), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2012) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 8, 9 классах.
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
№ п/п Дата по плану | Дата факт. | Тема урока | Теория литературы | Развитие речи | Связь с другими искусствами |
1. 3.09 | | Введение (1) Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. | Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы. | | |
2-3 6.09 10.09 | | Из устного народного творчества (2) 1. Исторические песни, летописи и былины. 2. Солдатские песни. Анализ исторической песни. Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разинидевка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска…»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче. | Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач. | Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен. | Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен. |
4-7 13.09 17.09 20.09 24.09 | | Из древнерусской литературы (4) 1.Человек в древнерусской литературе «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении). 2. Глубина и сила нравственных проблем в житийной литературе «Житие Сергия Радонежского». 3. Тема добра и зла в произведениях русской литературы. 4. Тематическое многообразие древнерусской литературы. | Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод. | Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений. | Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. |
8 27.09 | | Из литературы XVIII века (4) Г.Р. ДЕРЖАВИН Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии. | Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте. | Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись люючевых слов и словосочетаний. Для заучивания наизусть Г.Р. Державин. «Памятник». | |
9-11 1.10 4.10 8.10 | | Н.М. КАРАМЗИН 1. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. 2. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. 3. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. | Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести. | Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин». | |
12-14 11.10 15.10 17.10 | | Из литературы XIX века (3) 1. Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище». К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака ». К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и в дикости лесов...», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза». А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия». Н.М. Языков. «Пловец », «Родина ». 2. Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. 3. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. | Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм. | Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана. Для заучивания наизусть В.А. Жуковский. «Сельское кладбище» (отрывок). Н.М. Языков. «Пловец». | Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями. |
15 18.10 | | Вн. Чтение. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга). | | | |
16-17 22.10 25.10 18 29.10 19-22 1.11 12.11 15.11 19.11 | | А.С. ПУШКИН 1. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». 2.«Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. 3. «Маленькие трагедии»: тематика и система образов (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. 1. Повесть «Капитанская дочка»: проблематика. Тема чести и милосердия. 2-3. Система образов. Отношение писателя к событиям и героям. 4. Новый тип исторической прозы. | Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман. | Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение. Для заучивания наизусть А.С. Пушкин. «И.И. Пущину». | Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино. |
23 26.11 | | Р/р. Классное сочинение по повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина | | | |
24-26 29.11 3.12 6.12 | | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ 1. Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы. 2. Художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. 3. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский). | Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции. | Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение. Для заучивания наизусть М.Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта». | Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. |
27 10.12 | | Контрольное тестирование по поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтова | | | |
28 13.12 | | Р/р. Классное сочинение по поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтова | | | |
29-33 17.12 20.12 24.12 27.12 17.01 | | Н.В. ГОГОЛЬ 1. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. 2. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. 3. Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. 4. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. 5. «Честное, благородное лицо в комедии» (роль меха в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя) | Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ. | Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения. | Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы. |
34-35 21.01 24.01 | | Р/р. Классное сочинение по комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя (2) | | | |
36-38 28.01 31.01 4.02 | | И.С. ТУРГЕНЕВ 1. Основные вехи биографии И.С. Тургенева. 2. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. 3. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини. | Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести. | Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном. | Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. |
39 7.02 | | Н.А. НЕКРАСОВ Н.А. Некрасов. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении. | Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм. | Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа. Для заучивания наизусть Н.А. Некрасов. «Тройка». | Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей. |
40 11.02 | | А.А. ФЕТ Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». | | Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос. Для заучивания наизусть А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы...» | |
41 14.02 | | Вн. чтение. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века | | | |
42-43
18.02 21.02 | | А.Н. ОСТРОВСКИЙ Краткие сведения о писателе. 1. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. 2. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. | Теория литературы драма. | Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению. | |
44-46 25.02 28.02 4.03 | | Л. Н. ТОЛСТОЙ Основные вехи биографии писателя. 1. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». 2.Основные мотивы рассказа «После бала» 3.Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. | Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа. | Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение. | Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся. |
47-48 7.03 11.03 | | Р/р. Классное сочинение по повести «После бала» Л.Н. Толстого (2) | | | |
49-50 18.03 21.03 | | Из литературы XX века М. ГОРЬКИЙ Основные вехи биографии писателя. 1. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Макар Чудра». 2. Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. | Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ. | Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения. | Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького. |
51 4.04 | | В. В. МАЯКОВСКИЙ Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». | Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении. | Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть. Для заучивания наизусть В.В. Маяковский. Стихотворение — по выбору. С.А. Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная...» Б.Л. Пастернак. «Во всем мне хочется дойти...» | |
52 8.04 | | О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века) Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу. | Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях). | Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа. | |
53 11.04 | | Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Яне ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов. | | Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение. Для заучивания наизусть Н.А. Заболоцкий. | |
54 15.04 | | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Лицо России» | | | |
55-56 18.04 22.04 | | В.П. АСТАФЬЕВ Краткие сведения о писателе. 1.Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». 2. Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика. | | Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа. | |
57 25.04 | | Вн. чтение. «Музы не молчали» | | | |
58 29.04 | | Р/р. Классное сочинение (темы по выбору учащегося) | | | |
59-60 6.05 13.05 | | А.Т. ТВАРДОВСКИЙ Основные вехи биографии. 1.Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. 2.Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. | Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского. | Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план. Для заучивания наизусть А.Т. Твардовский. «За далью — даль» (отрывок). | |
61-63 16.05 20.05 23.05 | | В.Г. РАСПУТИН 1. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». 2. Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. 3. Мотивы милосердия (готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества) в повести В. Распутина. | Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. | Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту. | Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране. |
64 27.05 | | Вн. чтение. В. Железников «Чучело» | | | |
65 30.05 | | Контрольное тестирование по темам курса 8 класса | | | |
66 | | Из зарубежной литературы У. ШЕКСПИР Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене. | Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра). | Связь с другими искусствами: история театра. | |
67 | | М. СЕРВАНТЕС Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (дееальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. | Теория литературы: роман, романный герой. | Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся. | |
68 | | Повторение за год. | | | |