Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Морская средняя общеобразовательная школа им В.А.Дерягина»
городского округа Судак
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 8-Б класса
(базовый уровень)
Кобыльченко Татьяна Викторовна, соответствие занимаемой должности
Рассмотрено на заседании МО учителей филологического цикла МБОУ «Морская средняя общеобразовательная школа им. В.А.Дерягина» городского округа Судак Протокол № от « »___ 2018г. | Согласовано с заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Морская средняя общеобразовательная школа им. В.А.Дерягина» городского округа Судак ___________ А.А. Землюк | Утверждено Директор МБОУ «Морская средняя общеобразовательная школа им.В.А.Дерягина» городского округа Судак ______ И.В. Сметанина Приказ № _от «__»____2018г. |
С. Морское
2018-2019 учебный год
Рабочая программа по литературе состоит из следующих разделов: пояснительная записка,
планируемые предметные результаты освоения учебной программы, содержание учебного
предмета, тематический план и приложение
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета разработана в соответствии с:
1. Федеральным Законом «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-
ФЗ;
2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования от 17декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от
31.12.2015 № 1577);
3.Законом Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике
Крым».
4. Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.
(Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.
№637-р);
5 .Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(протокол от 8 апреля 2015г. №1\5)
6. Авторской программы для общеобразовательных организаций по литературе для 5-9кл.
под ред. Коровиной В. Я.-М.:Просвещение,2016).
7. Методическими рекомендациями об особенностях преподавания русского языка и
литературы в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2917-2018 уч. году
8. Основной образовательной программы основного общего образования5-9 классы в
контексте ФГОС
9. Учебным планом МБОУ«Морская средняя общеобразовательная школа им.
В.А. Дерягина» городского округа Судак на 2017-2018 учебный год;
10. Положением об учебной рабочей программе педагога МБОУ «Морская средняя
общеобразовательная школа им. В.А. Дерягина» городского округа Судак
11. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательныхучреждений с приложением на
электронном носителе. В 2-х ч. / В.Я.Коровина,В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2014;
электронные ресурсы:
1. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
3. http://www.openclass.ru/
4. http://metlit.nmru
Цели и задачи учебного курса
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
На основании требований Государственного образовательного стандарта второго поколения в содержании календарно- тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
научить развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – отображение исторических событий в литературе и их авторское понимание. Особое внимание на уроках литературы будет уделено работе с классическими текстами. Главной целью является формирование культуры речевой деятельности и речевого поведения, что позволяет решать задачи повышения коммуникативной компетентности школьников в процессе обучения.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Поэтому будет продолжено формирование навыков выразительного чтения .Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.
Данная программа рассчитана на 102 часа, по 3 часа в неделю. Авторская программа Коровиной рассчитана на 2 часа, 1 час литературы добавлен в соответствии с учебным планом МБОУ «Морская средняя общеобразовательная школа им. В.А.Дерягина» городского округа Судак для более детального изучения сложных теоретических понятий по литературоведению.
Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
Планируемые предметные результаты освоения учебной программы
Личностные :
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета, курса
ВВЕДЕНИЕ 1ч
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 2ч
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне. «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности их содержания и формы.
Теория литературы. Народная песня, частушка (начальные представления). Предание (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2ч
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»).
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 4ч
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 41ч
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт — «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношении к историческим темам и воплощении этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). «Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (начальные представления). Сатира и юмор (развитие представлений).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писа- теля-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
«Отрочество». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза.
Композиция (развитие представлений). Психологизм художественной литературы (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о счастье и несчастиях героев. Любовь украденная и любовь трагическая. Мастерство Бунина-прозаика.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«На поле Куликовом». Историческая тема в стихотворном цикле, ее современное звучание и смысл.
Теория литературы. Понятие о стихотворном цикле (начальные представления).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
«ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ» 5ч
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования.
М. Зощенко. «История болезни», Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема честного служения родине. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Нравственная проблематика рассказа.
СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГОДОВ 8ч
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину (Е. Винокуров. «Москвичи», М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал», А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др.). Лирическая и героическая песни в годы Великой Отечественной войны. Ее призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств ^переживаний каждого солдата-воина.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Проблемы рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: любовь-воспоминание, грусть, надежда.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5ч
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы программы | Кол-во часов | Из них |
Внекл. чтение | Развитие речи | Контрольн. работы | |
Введение. Устное народное творчество. | 4 | | | | |
Из древнерусской литературы. | 3 | 1 | | | |
Из русской литературы ХVIII века | 7 | | 1 | | |
Из русской литературы XIX века. | 63 | | 2(кл.с) 1( дом.с) | | |
Писатели улыбаются | 6 | | | | |
Литература ВОВ | 13 | | 1(дом.с) | 1 | |
Зарубежная литература. | 6 | | | | |
Всего часов | 102 | | 5 | 1 | |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | По плану | По факту |
Введение. Устное народное творчество (4ч) |
1 | Введение. Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы | | | |
2 | Фольклор. Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как жанр | | | |
3 | Предания как исторический жанр «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | | | |
4 | Особенности содержания и формы народных преданий | | | |
Из древнерусской литературы (3ч) |
5 | Житие как жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» | | | |
6 | Художественные особенности воинской повести и жития | | | |
7 | Вн.чт№1 «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. | | | |
Из русской литературы 18 века (7ч) |
8 | Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. Понятие о классицизме. | | | |
9 | Д. И. Фонвизин «Недоросль». Сатира в пьесе | | | |
10 | Проблема воспитания истинного гражданина в комедии «Недоросль» | | | |
11 | Образ главного героя комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». | | | |
12 | Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». | | | |
13 | Основные правила классицизма в драматическом произведении | | | |
14 | Рр№1 Подготовка к развернутому ответу на один из проблемных вопросов | | | |
Из русской литературы 19 века (63ч) |
15 | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басня как жанр | | | |
16 | И.А.Крылов Басня «Обоз», ее историческая основа. | | | |
17 | Вн.чт.№2 И. А. Крылов — поэт и мудрец. | | | |
18 | К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» | | | |
19 | К.Ф. Рылеев Образ Ермака. Дума «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. | | | |
20 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Пушкина | | | |
21 | А.С.Пушкин Стихотворения «Туча», «19 октября». Их основные темы и мотивы | | | |
22 | А.С.Пушкин К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Элегия»и др. стихи о любви и дружбе | | | |
23 | Рр№2 Анализ лирического стихотворения | | | |
24 | А. С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки) Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора | | | |
25 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания. Герои и их исторические прототипы | | | |
26 | Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. | | | |
27 | Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич | | | |
28 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина | | | |
29 | Пугачёв и народное восстание в романе | | | |
30 | Народное восстание в авторской оценке. Гуманизм и историзм Пушкина | | | |
31 | «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. | | | |
32 | Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | | | |
33 | Рр№3 Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | | | |
34 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве поэта | | | |
35 | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Сюжет, герои | | | |
36 | Исповедь героя как композиционный центр поэмы «Мцыри» М. Лермонтова | | | |
37 | Развитие понятия о романтизме и романтическом герое | | | |
38 | Роль описаний природы в поэме «Мцыри» | | | |
39 | Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Чтение наизусть отрывка | | | |
40 | Рр№4 Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» | | | |
41 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к исторической теме в художественном творчестве. | | | |
42 | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия. История создания и первой постановки пьесы | | | |
43 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе «Ревизор». Приемы сатирического изображения чиновников | | | |
44 | Образ Хлестакова. Хлестаковщина как нравственное явление | | | |
45 | Анализ эпизода пьесы «Сватовство и разоблачение Хлестакова» | | | |
46 | Речь героев как средство характеристики. Роль ремарок в пьесе «Ревизор» | | | |
47 | Развитие представлений о комедии, сатире и юморе | | | |
48 | Особенности композиционной структуры комедии. Роль финала. | | | |
49 | Подготовка к письменному ответу на проблемные вопросы по комедии «Ревизор» | | | |
50 | Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе | | | |
51 | Н. В. Гоголь. «Шинель». Мечта и реальность в повести. | | | |
52 | Н. В. Гоголь. «Шинель».Роль фантастики в произведении | | | |
53 | Рр№4 Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос по творчеству Н.В.Гоголя | | | |
54 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» Обличение строя, основанного на бесправии народа. | | | |
55 | Рр№5 Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык | | | |
56 | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | | | |
57 | Н.С.Лесков Гуманизм писателя в рассказе «Старый гений». | | | |
58 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Образ повествователя в рассказе «После бала». Главные герои. | | | |
59 | Л.Н.Толстой Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». | | | |
60 | Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Психологизм рассказа | | | |
61 | Вн. чт.№3 Л. Толстой «Отрочество» | | | |
62 | Подготовка к письменному ответу на проблемные вопросы по творчеству Л.Толстого | | | |
63 | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. | | | |
64 | А.П.Чехов Образ главного героя в рассказе «О любви» | | | |
65 | А.П.Чехов. Истинное и ложное в человеческих отношениях в рассказе «О любви» | | | |
66 | И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика | | | |
67 | А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | | | |
68 | Представления о любви и счастье в семье в рассказе «Куст сирени». Понятие о сюжете и фабуле | | | |
69 | Рр№6 Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Лескова, Толстого, Чехова, Бунина, Куприна | | | |
70 | А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. | | | |
71 | Образ Родины в лирическом цикле А. А. Блока «На поле Куликовом». Приёмы создания художественных образов | | | |
72 | А.А.Блок Образ России и её истории в стихотворении «Россия». | | | |
73 | Анализ лирического произведения. Чтение наизусть | | | |
74 | С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. | | | |
75 | Понятие о драматической поэме | | | |
76 | Рр№7 Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к классному сочинению | | | |
77 | Рр№8 Классное сочинение на тему Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина | | | |
«Писатели улыбаются» (6ч) |
78 | И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству | | | |
79 | М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | | | |
80 | Журнал «Сатирикон».. Сатирическое изображение исторических событий. | | | |
81 | Приемы и способы создания исторического повествования | | | |
82 | Вн.чт.№4 Тэффи. «Жизнь и воротник». | | | |
83 | М. М. Зощенко. «История болезни» Смешное и грустное в рассказе | | | |
Литература ВОВ (13ч) |
84 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. | | | |
85 | Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. | | | |
86 | Правда о войне в поэме Твардовского «Василий Теркин». | | | |
87 | Вн.чт.№5 А. П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа | | | |
88 | Урок-концерт. Боевые подвиги и военные будни в стихах и песнях русских поэтов | | | |
89 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. | | | |
90 | В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» Картины военного детства, образ главного героя | | | |
91 | Развитие представлений о герое-повествователе. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос | | | |
92 | Русские поэты о Родине, родной природе. (обзор) | | | |
93 | Поэты русского зарубежья о родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды | | | |
94 | Рр№9 Анализ лирического произведения. Чтение наизусть | | | |
95 | Рр№10 Подготовка к домашнему сочинению «Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века» | | | |
96 | Итоговая контрольная работа за год. Тест | | | |
Из зарубежной литературы (6ч) |
97 | У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. | | | |
98 | Сонет как форма лирической поэзии | | | |
99 | Вн.чт.№6 Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» Особенности классицизма в комедии | | | |
100 | Д. Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. | | | |
101 | В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | | | |
102 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето | | | |