СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской программы по  литературе  под редакцией В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение,2014)   Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

 

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Закона Российской Федерации «Об образовании»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

3.Примерной программы по литературе (Москва: «Просвещение» 2014. Стандарты второго поколения);

4. Базовой авторской программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной Москва «Просвещение», 2014 год.

5. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253, с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 21.04.2016г. № 459);

6. Приказа Минобрнауки России   № 576 от 8 июня 2015 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету литература 8 класс составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику «Литература. 8 класс» в 2-х частях В. П. Полухиной, В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2016). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.


Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Закона Российской Федерации «Об образовании»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

3.Примерной программы по литературе (Москва: «Просвещение» 2014. Стандарты второго поколения);

4. Базовой авторской программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной Москва «Просвещение», 2014 год.

5. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253, с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 21.04.2016г. № 459);

6. Приказа Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253».

7. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Тоболовская СОШ – филиал Ершовская ООШ».

8. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Тоболовская СОШ – филиал Ершовская ООШ», утвержденного приказом директора от _______31.08.2016 г. № 134/2____________________

9. Учебного плана МАОУ Тоболовская СОШ – филиал Ершовская ООШ, утвержденного приказом директора от «_____» _____ 2019 года № _____ «Об утверждении учебного плана МАОУ «Тоболовская СОШ – филиал Ершовская ООШ» на 2019 - 2020 учебный год».

10. Программа реализуется с использованием УМК под ред. Коровиной В.Я. (Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. — М.: Просвещение, 2015).



Цели и задачи обучения

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  •         формирование духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  •         развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;

  •         постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  •         поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  •         овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  •         овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  •         использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений; совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

  • воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;

  • расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.







Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

Личностные результаты:

• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

• Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

• Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

• Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;

• Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

• Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

• Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

• Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

• Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;





• Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

• Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;

• Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения.


Содержание учебного предмета «Литература»

Введение (1ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


Устное народное творчество (2ч)


В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).


Из древнерусской литературы (2ч)


Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.




«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).


Из литературы XVIII века (3ч)


Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом про­изведении.

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен­ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).


Из литературы XIX века (36ч)


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к отчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки­на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто­рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо­щадный» (А. Пушкин).


Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге­роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности

композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творче­ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме­ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль­ного и символического планов, значение образа Петер­бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ские сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (началь­ные представления). Эзопов язык (развитие понятия).





Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».


Из русской литературы XX века (21ч)

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).


Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).




Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле.«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники).


Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние). Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострада­ния, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».



Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.


Из зарубежной литературы (4ч)


Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений

Итоговый урок 1 ч










Результаты изучения учебного предмета «Литература»

Предметные.

Ученик научится:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;

– различать фольклорные и литературные произведения; обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения; сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

– видеть необычное в обычном; устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.

Ученик получит возможность научиться:

– сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Ученик научится:

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

– интерпретировать прочитанное; устанавливать поле читательских ассоциаций; отбирать произведения для чтения;

– воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

– определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями.

Ученик получит возможность научиться:

– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

– дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

– вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).







Личностные.

Ученик научится:

– осознавать российскую гражданскую идентичность, свою этническую принадлежность, гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; владеть языком, культурой своего народа; проявлять чувства ответственности и долга перед Родиной;

– ответственно относиться к учению; проявлять готовность и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

– целостному восприятию мира, соответствующему современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающему социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

– понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

– анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,

языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; проявлять готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

– владеть социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами социальной жизни в группах и сообществах;

– проявлять нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

– проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

– проявлять основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

– осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи;

– проявлять эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Ученик получит возможность научиться:

– проявлять готовность и способности к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

– участвовать в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

– осознавать эстетическую ценность русской литературы;

– оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.





Метапредметные результаты:

Познавательные.

Ученик научится:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;

– применять, знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебной литературе, для решения учебных и познавательных задач;

– строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;

– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

– воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей.

Ученик получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

– записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

– находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).

Регулятивные.

Ученик научится:

– самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

– самостоятельно планировать пути достижения целей;

– соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– осуществлять контроль;

– принимать решения в проблемных ситуациях;

– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).


Ученик получит возможность научиться:

– осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

– владеть основами саморегуляции;

– осуществлять познавательную рефлексию.

Коммуникативные.

Ученик научится:

– организовывать деловое сотрудничество; работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение);

– оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

– вступать в диалог;

– в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий5.

Учебно-методическое обеспечение

1.«Литература 8 класс.» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. . Авторы: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва: «Просвещение», 2018 г

2.Ж.Н.Кританова. «Анализ произведений русской литературы. 8 класс.» Москва: «Экзамен»,2014.

3. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 8 класс. Авторы составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2006

4. Е.Л. Ерохина. «Тесты по литературе». К учебнику В. Я. Коровиной «Литература.8 класс». М.: «Экзамен», 2013.

5. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 8 класс."(1 CD MP3)

6.В.Я. Коровина, И.С. Збарский. «Литература. 8 класс. Методические советы.» М.: «Просвещение», 2003

Литература для учащихся

1.«Литература 8 класс.» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. . Авторы: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва: «Просвещение», 2018 г

2.Ж.Н.Кританова. «Анализ произведений русской литературы. 8 класс.» Москва: «Экзамен»,2014.

3. «Читаем, думаем, спорим». Дидактические материалы по литературе. 8 класс. Авторы составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2006

4. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 8 класс."(1 CD MP3)



Приложение к приказу ______________________

Содержание учебного предмета «Литература»

Составитель: Борисенко Наталья Борисовна


Содержание

Количество часов

Из них:

уроков контроля

уроков развития речи


Введение


1




Устное народное творчество.


2




Из древнерусской литературы.


2




Из русской литературы XVIII века.


3

1



Из русской литературы XIX века.


35

4



Из русской литературы XX века.


19

3



Зарубежная литература.


6

1



ИТОГО:

68

9




Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика

деятельности учащихся

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Д/з

Дата план

Дата факт

Фаза совместного проектирования и планирования учебного года участниками образовательного процесса (сентябрь)

З а д а ч и ф а з ы совместного проектирования и планирования учебного года: дать возможность обучающимся определить стартовый уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном году для дальнейшего обучения; провести коррекцию знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно; восстановить навыки, которые могли бы быть утрачены в ходе летнего перерыва; создать ситуации, требующие от учеников определения границы своих знаний и очерчивания возможных будущих направлений учения.

1

Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

Формирование стартовой мотивации к обучению.

Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание.

Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника.

Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.


подготовить пересказ вступительной статьи, по опорным словам, найти примеры, иллюстрирующие понятие "историзм литературы"

04.09


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 час)

2

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).

Устное народное творчество. Виды и жанры УНТ

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач.

Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.

составить текст частушки на школьную тему

05.09


3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы.

Жанровое своеобразие преданий и житийной литературы

Обобщение и систематизация знаний.

Знают теоретический материал по теме, умеют делать морфемный разбор

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона

Умеют слушать и слышать друг друга.



Знание основ здорового образа жизни и

подготовить пересказ статьи учебника, по опорным словам,

09.09


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 час)



4

«Житие Александра Невского» (фрагменты). Развитие представлений о древнерусской литературе. Житийная литература как жанр. Житие Александра Невского. Особенности содержания и формы произведения.

Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов.

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей

Уважение истории, культурных и исторических памятников.

письменная характеристика князя Александра Невского

11.09


5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов.

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей

Уважение истории, культурных и исторических памятников.

пересказ фрагмента повести по сюжету, изображенному на иллюстрации

16.09


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 час)

6


Д.И. Фонвизин «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии.

Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль

Комплексное применение ЗУН и СУД.

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

выполняем задания из сборника "Читаем. Думаем. Спорим"

18.09


7

Д.И. Фонвизин "Недоросль": речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний".

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).

Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация.

письменно проанализировать понравившийся эпизод комедии

23.09


8

Контрольная работа №1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Тестирование + творческое задание

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.

Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.

письменно ответить на один из проблемных вопросов

25.09


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 час)

9

Осмеяние пороков в басне И. А. Крылова «Обоз».

Роль власти и народа

в достижении общественного блага.

Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.

Определяют основную и второстепенную информацию.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе


Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий

выразительное чтение басни наизусть

30.09


Фаза совместной постановки и решения участниками образовательного процесса системы учебных задач

(октябрь – первая половина апреля)

З а д а ч и ф а з ы совместной постановки и решения системы учебных задач: создание условий полноценного освоения следующих действий и систем действий: инициативного поиска и пробы средств, способов решения поставленных задач, поиска дополнительной информации, необходимой для выполнения заданий, в том числе – в открытом информационном пространстве; сбора и наглядного представления данных по заданию; моделирования выделяемых отношений изучаемого объекта разными средствами и осуществление деятельности в модельных условиях для решения частных задач; самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесения средств, условий и результатов выполнения задания; адекватной самооценки собственных учебных достижений на основе выделенных критериев по инициативе самого обучающегося (автономная оценка); самостоятельного выполнения учащимися заданий на коррекцию своих действий, а также расширения своих учебных возможностей с использованием индивидуальных образовательных траекторий; содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа); самостоятельного написания собственных осмысленных и связных небольших текстов (10-15 предложений); понимания устных и письменных высказываний.

10

Идейно-тематическая направленность басен И. А. Крылова (обобщение)

Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль

Комплексное применение ЗУН и СУД.

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

выполнить задание из раздела учебника «Развиваем дар слова».

02.10


11

Историческая тема в думе К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака»

Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов.

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей

Уважение истории, культурных и исторических памятников.

письменно ответить на итоговый вопрос урока

07.10


А. С. ПУШКИН (9 ЧАС)

12

Разноплановость содержания стихотворения А. С. Пушкина «Туча»

Слово о поэте. «Туча» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

Вводный урок - постановка учебной задачи. Обучение выразительному чтению.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Умеют представлять конкретное содержание в устной форме

Уважение личности и ее достоинства.

подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения

09.10


13

Темы любви и дружбы в стихотворениях «К ***», «19 октября»

«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Жанр послания.

Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в практических ситуациях.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи.

Гражданский патриотизм.

подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения

14.10


14

История Пугачевского восстания в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Роль композиции в понимании смысла повести. Обучение анализу одного эпизода.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Выбор дальнейшего образовательного маршрута.

прочитать роман "Капитанская дочка", выборочный пересказ эпизодов, связанных с историей Петра Гринева

16.10


15

Петр Гринев: жизненный путь, формирование характера.

Речевая и портретная характеристика героя-рассказчика.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Строят логические цепи рассуждений.

Осознают качество и уровень усвоения.

Демонстрируют способность к эмпатии.

Уважение личности и ее достоинства.

подготовить выборочный пересказ эпизодов, связанных со Швабриным и Савельичем; написать характеристику Петра Гринёва как героя реалистического романа

21.10


16

Маша Миронова – символ нравственной красоты русской девушки.

Выделяют и формулируют проблему.

Коррекция знаний и способов действий.

Ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля.

Оценивают достигнутый результат.

Умеют представлять конкретное содержание в устной форме

Уважение личности и ее достоинства.

написать сравнительную характеристику женских образов романа; выборочный пересказ эпизодов. связанных с образом Пугачева

23.10


17

Антигерой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ Швабрина.

Речевая и портретная характеристика героя-рассказчика.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выделяют и формулируют проблему.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.

написать характеристику Швабрина

28.10


18, 19

Проект. Составление электронной презентации «Герои повести «Капитанская дочка» и их прототипы»

Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции худ. произведения.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия

Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Определять цель выполнения заданий на уроке


Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.


Готовность к равноправному сотрудничеству


письменный ответ на один из проблемных вопросов

06.11

11.11


20

Контрольная работа №2 по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Сочинение – рассуждение

Контроль.

Строят логические цепи рассуждений.

Осознают качество и уровень усвоения.

Демонстрируют способность к эмпатии.

Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.



подготовить устный рассказ о творчестве М.Ю. Лермонтова и истории создания поэмы «Мцыри»; прочитать поэму «Мцыри»; подготовить выразительное чтение произведений Лермонтова на историческую тему

13.11


М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (5 час)

21

«Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма.

Особенности романтизма как литературного направления. Вводный урок - постановка учебной задачи.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Признание ценности здоровья, своего и других людей.

подготовить выразительное чтение фрагментов поэмы наизусть; прочитать статью учебника «Начальное представление о романтизме» и письменно ответить на вопрос «Какие принципы романтизма отразились в поэме «Мцыри?»

18.11


22

Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме «Мцыри»

Анализ образов Цели и функции участников, способы взаимодействия.

Комплексное применение ЗУН и СУД. Формирование разных способов и форм действия оценки.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Планируют общие способы работы.

Чувство гордости при следовании моральным нормам. Оптимизм в восприятии мира.

написать характеристику Мцыри как романтического героя или отзыв на иллюстрацию к поэме

20.11


23

Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции худ. произведения.

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Умеют представлять конкретное содержание



Чувство гордости при следовании моральным нормам.

письменно ответить на вопрос «В чем проявилась двупланность композиции поэмы «Мцыри»?»

25.11


24

Тема борьбы за свободу в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и романе Э.Л. Войнич «Овод»

Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции худ. произведения.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия

Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста

Определять цель выполнения заданий на уроке


Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий.

Готовность к равноправному сотрудничеству


письменно ответить на проблемный вопрос

27.11


25

Контрольная работа №3 по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Сочинение-рассуждение на проблемный

вопрос

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.

Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.

подготовить устный рассказ о творчестве Н.В. Гоголя и истории создания комедии «Ревизор» на основе самостоятельного поиска информации; прочитать комедию «Ревизор»

02.12


Н. В. ГОГОЛЬ (7 час)

26

Н.В. Гоголь — писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»

Слово о писателе. Понятие драмы. Основное содержание комедии.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Обмениваются знаниями между членами группы

Стремятся устанавливать доверительные взаимоотношения

прочитать комедию «Ревизор»; подготовить пересказ эпизодов, связанных с образами чиновников; письменно ответить на вопрос «Какую общественную задачу ставил перед собой Гоголь в комедии «Ревизор»?»

04.12


27

Образы чиновников в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Социальная тематика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выделяют и формулируют проблему.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать способы их решения.

Любовь к природе.

подготовить пересказ эпизодов, связанных с образом Хлестакова; письменно ответить на один из проблемных вопросов

09.12


28

Образ Хлестакова.

Смех – единственный положительный герой комедии.

Портреты героев как средство изображения их характеров.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при задачах.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Уважение ценностей семьи.


письменно ответить на один из проблемных вопросов

11.12


29

«Ревизор» - комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью».

Обобщающий урок.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений

письменно ответить на один из проблемных вопросов

16.12


30

Контрольная работа № 4 по комедии «Ревизор»

Сочинение – рассуждение

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.

Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.

письменно ответить на один из проблемных вопросов

18.12


31

Образ «маленького» человека в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач.

Выделяют и формулируют познавательную цель.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Уважение общечеловеческих ценностей

написать характеристику на Башмачкина и ответить на проблемный вопрос

23.12


32

Роль фантастики в произведениях

Н.В. Гоголя

Обобщающий урок.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

Понимают возможность различных точек зрения.

Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им

подготовить устный рассказ о творчестве И. С. Тургенева и истории создания сборника «Записки охотника»; прочитать рассказ «Певцы»

25.12


И.С. ТУРГЕНЕВ (1 час)

33

Изображение русской жизни в рассказе И.С. Тургенева «Певцы»

Слово о писателе. Духовный мир крестьян. Народные верования и предания.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор.

Позитивная моральная самооценка.

написать характеристику певцов; читать фрагменты романа М. Е. Салтыкова - Щедрина

30.12


М. Е. САЛТЫКОВ - ЩЕДРИН (2 час)

34

Художественная сатира в романе М.Е. Салтыкова – Щедрина «История одного города»

Тема, идея, сюжет и композиция

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

Понимают возможность различных точек зрения.

Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им

подготовить пересказ понравившихся фрагментов; письменно ответить на вопрос

13.01


35

Авторская оценка исторических событий в романе

Величие народа-созидателя.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Определяют основную и второстепенную информацию.

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Уважение русского народа как творца и созидателя.

письменно ответить на вопрос; подготовить устный рассказ о творчестве Н.С. Лескова; прочитать рассказ «Старый гений»

15.01


Н. С. ЛЕСКОВ (1 час)



36

Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений»

Обобщение и систематизация изученного.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Чувство гордости за свою страну.

письменно ответить на вопрос

20.01


Л.Н. ТОЛСТОЙ (3 час)

37

Идея взаимной любви и согласия в обществе в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»

Портреты героев как средство изображения их характеров.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при задачах.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения

Уважение ценностей семьи.


письменно ответить на проблемный вопрос

22.01


38

Контраст как средство раскрытия психологизма в рассказе.

Роль антитезы в композиции рассказа

Коррекция знаний и способов действий.

Строят логические цепи рассуждений.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

письменно ответить на проблемный вопрос

27.01


39

Контрольная работа № 5 по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»

Тестирование с творческим заданием

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.

Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.

подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений на тему «Поэзия родной природы» и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим»

29.01


ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХIХ ВЕКА (2 час)

40

Природа в стихотворениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчева

Особенности изображения природы, обучение выразительному чтению и анализу стихотворения

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика. Любовь к Родине.

подготовить выразительное чтение наизусть одного стихотворения (на выбор)

03.02


41

Особенности изображения природы в лирике А.А. Фета и А.Н. Майкова

Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Определяют основную и второстепенную информацию. Осознают качество и уровень усвоения.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Представление результатов самостоятельной работы.

подготовить выразительное чтение наизусть одного стихотворения (на выбор)

05.02


А.П. ЧЕХОВ (2 час)



42

История о любви и упущенном счастье в рассказе А. П. Чехова «О любви»

Любовь как мерило человеческой нравственности.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Доброжелательное отношение к окружающим.

письменно ответить на проблемный вопрос, прочитать рассказы «Человек в футляре», «Тоска»

10.02


43

Психологизм рассказа А. П. Чехова «О любви»

Урок рефлексии

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Чувство гордости за свою страну.

письменно ответить на проблемный вопрос

12.02


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (19 час)




44

Многогранность любви в рассказе И. А. Бунина «Кавказ»

Своеобразие композиции эпиграф, диалог-спор, роль пейзажа.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Оценивают достигнутый результат.

Умеют слушать и слышать друг друга Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Оптимизм в восприятии мира. Позитивная моральная самооценка.

письменно ответить на проблемный вопрос, прочитать рассказ Бунина «Солнечный удар»

17.02


45

Тема любви и счастья в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»

Тема, идея, сюжет и композиция

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы определяют основную и второстепенную информацию.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.

Уважение русского народа как творца и созидателя.

подготовиться к диспуту на тему «Поговорим о превратностях любви»

19.02


46

Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия»

Особенности поэтического языка, разные ритмы в произведении.

Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний.

Выделяют и формулируют проблему.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Чувство гордости при следовании моральным нормам.

подготовить выразительное чтение наизусть одного стихотворения

26.02


47

Образ Пугачева в одноименной поэме С. А. Есенина

Особенности поэтических интонаций.

Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях.

Выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Позитивная моральная самооценка.

подготовить выразительное чтение наизусть фрагмента из поэмы, письменно ответить на вопрос

02.03


48

Контрольная работа №6 по произведениям XIX века.

Тестирование + творческое задание

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.

Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.

письменно ответить на проблемный вопрос; подготовить устный рассказ об И.С. Шмелеве

04.03


49

«Как я стал писателем» рассказывает И.С. Шмелев.

Знакомство с творчеством писателя.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Чувство гордости при следовании моральным нормам.

написать отзыв на рассказ Шмелева или сочинение – эссе «Как я написал свое первое сочинение»

11.03


50

Писатели Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко улыбаются…

Знакомство с творчеством писателей.

Представление результатов самостоятельной работы.

Строят логические цепи рассуждений.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.

Уважение к истории, культурных и исторических памятников.

письменно ответить на проблемный вопрос

16.03


51

Сатира и юмор в рассказе Тэффи «Жизнь и воротник»

Трудолюбие, талант русского человека из народа.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия

Устанавливают причинно-следственные связи.

Составляют план и последовательность действий.

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения

Любовь к Родине. Чувство гордости за свою страну.

письменно ответить на проблемный вопрос

18.03


52

Лучше не болеть! (по рассказу М. Зощенко «История болезни»

Комический эффект. Обобщение и систематизация изученного.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Признание ценности здоровья, своего и других людей.

написать отзыв на один из рассказов Зощенко; подготовить устный рассказ о. М. Осоргине; прочитать рассказ «Пенсне»

30.03

06.04

53

Сочетание фантастики и реальности в рассказе М.А. Осоргина «Пенсне»

Обобщение и систематизация изученного.

Коррекция знаний и способов действий. Представление результатов самостоятельной работы.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Строят логические цепи рассуждений.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

Освоение личностного смысла учиться

прочитать повесть Гоголя «Нос» и найти черты сходства с рассказом «Пенсне»

01.04

08.04

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ (4час)



54

Тема Великой Отечественной войны в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

Рассказ о писателе на основе презентации

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс


Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Уважение истории, культурных и исторических памятников.

подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов поэмы; письменно ответить на вопрос

06.04

13.04

55

Образ Василия Теркина как национального героя.

Речь героев и художественная деталь как источник юмора

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Любовь к Родине.

написать характеристику на Василия Теркина; прочитать статью «Ради жизни на земле…» и выполнить задания практикума

08.04

15.04

56

«Я знаю, никакой вины…» Военная лирика А.Т. Твардовского

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о войне

Комплексное применение ЗУН и СУД.

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Учатся принимать решение и реализовывать его.

Гражданский патриотизм.

подготовить рефераты на одну из тем

13.04

20.04

57

Контрольная работа №7 по поэме «Василий Теркин».

Создание сценария

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.

Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.

подготовить рефераты на одну из тем

15.04

22.04

Рефлексивная фаза учебного года (вторая половина апреля - май)

З а д а ч и рефлексивной ф а з ы учебного года: определение участниками образовательного процесса количественного и качественного прироста в знаниях и способностях учащихся по отношению к началу учебного года; восстановление и осмысление обучающимися собственного пути движения в учебном материале года, определение достижений и проблемных точек для каждого ученика класса; предъявление личных достижений обучающегося классу, учителю, родителям, предъявление достижений класса как общности (родителям, школьному сообществу).

58

Стихи о войне, которые стали песнями (М. Исаков- ский, Б. Окуджава, А. Фатьянов, Л. Ошанин)

Солдатские будни в стихотворениях о войне. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

Составляют план и последовательность действий. Описывают содержание совершаемых действий.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств.

Готовность к равноправному сотрудничеству Уважение ценностей семьи.

подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений о войне

20.04

27.04

59

Тема военного детства в автобиографическом рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Реальная основа и содержание рассказа.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

Составляют план и последовательность действий.

Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Признание ценности здоровья, своего и других людей. Экологическое сознание.

письменно ответить на вопрос; подготовить пересказ понравившегося эпизода

22.04

29.04

60

Поэты ХХ века о родной природе

Особенности пейзажной лирики

Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях.

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Планируют общие способы работы.

Любовь к родной природе.

подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений

27.04


61

Ностальгические нотки в лирике поэтов русского зарубежья

Анализ стихотворения.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выполняют операции со знаками и символами.

Оценивают достигнутый результат.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств.

Готовность к равноправному сотрудничеству

подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений

29.04


62

Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века

Художественный анализ стихотворения Н. Рубцова «Тихая моя родина…»

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.

Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.

прочитать трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта»

06.05


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 час)



63

Любовь и семейная вражда в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»

Победа романтической мечты над реальностью жизни.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.

Анализируют условия и требования задачи. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Осознают качество и уровень усвоения

Учатся принимать решение и реализовывать его. Проявляют внимание к личности другого.

Признание ценности здоровья, своего и других людей. Уважение ценностей семьи.

письменно ответить на вопрос

13.05


64

Сатира на невежество в комедии Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»

Особенности использования народной речи в художественном произведении. Роль речевых характеристик в создании образов героев.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

письменно ответить на вопрос

18.05


65

Особенности классицизма в комедии Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»

Обобщение и систематизация изученного

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выделяют и формулируют познавательную цель.

Оценивают достигнутый результат.

Стремление устанавливать доверительные отношения.

Оптимизм в восприятии мира.

письменно ответить на вопрос

20.05


66

Историческая основа романа В. Скотта «Айвенго»

Победа романтической мечты над реальностью жизни.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Умеют заменять термины определениями.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Оптимизм в восприятии мира.

письменно ответить на вопрос

23.05


67

Итоговое тестирование

Тест

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.

Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.

письменно ответить на вопрос

25.05


68

Итоговый урок. Задания для летнего чтения

Обобщение и систематизация изученного

Обобщение и систематизация знаний.

Структурируют знания.

Оценивают достигнутый результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основы социально-критического мышления.

прочитать произведения из рекомендательного списка на лето

27.05











14