Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №21 среднего общего образования
открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Рассмотрено_______ Согласовано___________ Утверждаю________
на заседании МО №6 от «10» июня 2020г. «11» июня 2020г.
от «10» июня 20 г. Зам. директора по УВР Приказ №150
Руководитель МО Н.И. Ленгардт Директор школы-
интерната №21
_Воскобойникова М.Р. Н.Г. Воскобойников
Рабочая программа
по литературе
для 8 класса
на 2020 – 2021 учебный год
Разработала Любимская Оксана Романовна,
учитель русского языка и литературы
(ФИО разработчика, должность, категория)
2020
Раздел 1. Планируемые результаты изучения литературы
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстиками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
8) формирование экологической культуры на осовее признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения. Устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осовее согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
7) собственная интерпретация изученных литературных произведений;
8) понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
9) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
10) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
12) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
13) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
(68 часа)
Введение. Литература и искусство.
Устное народное творчество.(2 часа)
Лирическая и историческая песня. Предания.
Древнерусская литература. (3 часа)
Житийная литература. "Житие Александра Невского".
"Повесть о Шемякином суде".
Контрольный тест -1.
Из русской литературы 18 века. (5 часа)
Д.И.Фонвизин . "Недоросль". Анализ эпизода комедии "Недоросль".
Сочинение -1.
Из русской литературы 19 века.(29 часов)
И.А.Крылов. Басни
К.Ф.Рылеев.Творчество.
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. А.С.Пушкин и история. А.С.Пушкин "История Пугачевского бунта". На подступах к роману "Капитанская дочка". История создания "Капитанской дочки". А.С.Пушкин "Капитанская дочка". Формирование личности П.Гринева "Я жил недорослем". "Русское семейство Мироновых". Пушкинский Пугачев. Гуманизм и историзм в романе "Капитанская дочка". "Пиковая дама".
М.Ю.Лермонтов. Певец свободы. Лермонтовский Кавказ. Композиция и художественные особенности поэмы "Мцыри". Идейное содержание поэмы "Мцыри". Образ Мцыри в поэме.
Н.В.Гоголь. Великий сатирик. Комедия "Ревизор": история создания. "Ревизор" как социальная комедия. "Ревизор": четвертое действие. Разоблачение пороков чиновничества. "Ревизор" пятое действие. Хлестаковщина как общественное явление. "Шинель". Образ "Маленького человека" в литературе.
М.Е.Салтыков -Щедрин. Писатель, редактор, издатель. "История одного города"- художественно-политичесая сатира. М.Е.Салтыков -Щедрин: "О корени происхождения глуповцев".
Н.С.Лесков "Старый гений".
Л.Н.Толстой. Страницы биографии. Рассказ "После бала". Мастерство Толстого в рассказе "После бала" Художественные особенности рассказа "После бала". Проблема самовоспитания. Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей. Л.Н.Толстой "Отрочество"
Сичинения -2
Контрольная работа(тест) -1
Из литературы 20 века(20 часов)
А.П.Чехова. Рассказы "О любви", "Крыжовник". И.А.Бунин. "Кавказ" - рассказ из цикла "Темные аллеи".
А.И.Бунин. Страницы биографии. Рассказ "Куст сирени".
А.А.Блок. Выдающийся русский поэт-символист. "Россия": образ Родины как символ веры в будущее. Цикл "На поле Куликовом".
С.А.Есенин. Историзм поэта. Поэма "Пугачев". Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.
И.С.Шмелев. Слово о писателе. "Как я стал писателем". Журнал "Сатирикон".
М.А.Осоргин. "Пенсне".
А.Т.Твардовский. Страницы биографии. Поэма "Василий Теркин". Анализ глав из поэмы. Композиция и язык поэмы "Василий Теркин".
А.П.Платонов "Возвращение". Возвращение к человечности, состраданию. В.П.Астафьев. Страницы жизни и творчества. Рассказ из книги "Последний поклон"- "Фотография, на которой меня нет".
Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.
Сочинения -2
Контрольная работа -1.
Из зарубежной литературы.(8 часов)
Уильям Шекспир. Сцены из трагедии "Ромео и Джульетта". Сонеты.
Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве".
Дж.Свифт. "Путешествия Гуливера". В.Скотт "Айвенго".
Итоговый контрольный тест.
Тематическое планирование
по
литературе _____________________________________________________________ наименование курса
Класс __8 _______________
Учитель _Любимская О.Р.
Количество часов по учебному плану
Всего __68___ час; в неделю _2___ час., из них
I четверть _18__ часов
II четверть _14__ часов
III четверть ___ часов
IV четверть ___ часов
Плановых контрольных работ ______.
Для предметов естественнонаучного цикла
Плановых лабораторных работ_________, практических работ____________
Планирование составлено на основе Примерной программы по русскому языку для основных школ и в соответствии c рабочей программой по литературе к учебникам для 5 – 9 классов
_____________________________________________________________________________ программа Литература 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. Под редакцией В.Я.Коровиной. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я.Коровина и др.,М: «Просвещение».
__________________________________________________________ название, автор, издательство, год издания
Табличное представление тематического планирования
Дата | Наименование раздела | Количество часов | Тема урока | Количество часов |
| Введение. | | Литература и искусство. | 1 |
| Устное народное творчество | 2 часа | |
| | | Лирическая и историческая песня. Обрядовые песни. | 1 |
| | | Предания. | 1 |
| Древнерусская литература | 3 часа | |
| | | Житийная литература. «Житие Александра Невского». | 1 |
| | | «Повесть о Шемякином суде». | 1 |
| | | Контрольный тест. | 1 |
| Из русской литературы 18 века | 5 часов (3 часа на развитие речи) | |
| | | Д.И.Фонвизин. «Недоросль». | 1 |
| | | Анализ эпизода комедии «Недоросль» | 1 |
| | | Р.Р.Подготовка к сочинению | 1 |
| | | Р.Р.Сочинение по комедии. | 2 |
| Из русской литературы 19 века | 29 часов (7 часов на р/р. + 3 к/р.) | |
| | | Басни И.А.Крылова. | 2 |
| | | Творчество К.Ф.Рылеева. | 1 |
| | | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. А.С.Пушкин и история. | 1 |
| | | А.С.Пушкин «История Пугачевского бунта». На подступах к роману «Капитанская дочка». | 1 |
| | | История создания «Капитанской дочки» | 1 |
| | | А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Формирование личности П. Гринева «Я жил недорослем». | 1 |
| | | «Русское семейство Мироновых». | 1 |
| | | Пушкинский Пугачев. | 1 |
| | | Гуманизм и историзм в романе «Капитанская дочка» | 1 |
| | | «Пиковая дама» | 1 |
| | | Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Анализ сочинения. | 2 |
| | | М.Ю.Лермонтов – певец свободы. Лермонтовский Кавказ | 1 |
| | | Композиция и художественные особенности поэмы «Мцыри». | 1 |
| | | |
| | | Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания. | 1 |
| | | «Ревизор» как социальная комедия. | 1 |
| | | «Ревизор»: четвертое действие. Разоблачение пороков чиновничества. «Ревизор»: пятое действие. Хлестаковщина как общественное явление | 1 |
| | | Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. | 1 |
| | | Р.Р.Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» и его анализ. | 2 |
| | | М.Е.Салтыков – Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города» - художественно-политическая сатира. | 1 |
| | | «История одного города» М.Е.Салтыкова – Щедрина: «О корени происхождения глуповцев». | 1 |
| | | Н.С.Лесков «Старый гений». | 2 |
| | | Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала». | 1 |
| | | Мастерство Толстого в рассказе «После бала». Художественные особенности рассказа «После бала». | 1 |
| | | Проблема самовоспитания. Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей. Л.Н. Толстой «Отрочество». | 1 |
| | | Контрольная работа. | 1 |
| | | Р.Р.Поэзия родной природы. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков – певцы родной природы. Анализ лирического стихотворения. | 1 |
| Из литературы 20 века.( | 20 часов - 4 часов на р.р.) | |
| | | Рассказы А.П.Чехова «О любви», «Крыжовник». | 1 |
| | | И.А.Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Темные аллеи». | 1 |
| | | А.И.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени». | 1 |
| | | Р.Р.Сочинение «Что значит быть счастливым». | 2 |
| | | А.А.Блок – выдающийся русский поэт-символист. «Россия»: образ Родины как символ веры в будущее. Цикл «На поле Куликовом». | 1 |
| | | С.А.Есенин. историзм поэта. Поэма «Пугачев» | 1 |
| | | Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. | 1 |
| | | И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем». | 1 |
| | | Журнал «Сатирикон». | 1 |
| | | М.А.Осоргин «Пенсне». | 1 |
| | | Контрольная работа. | 1 |
| | | А.Т.Твардовский: страницы биографии. Поэма «Василий Теркин». | 1 |
| | | А.Т.Твардовский. Анализ глав из поэмы. | 1 |
| | | Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». | 1 |
| | | А.П.Платонов. «Возвращение». Возвращение к человечности, состраданию. | 1 |
| | | Р.Р.Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. | 1 |
| | | В.П.Астафьев. Страницы жизни и творчества. Рассказ из книги «Последний поклон» - «Фотография, на которой меня нет». | 1 |
| | | Р.Классное сочинение – анализ стихотворения. | 1 |
| | | Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. | 1 |
| Из зарубежной литературы | 8 часов.(2 р/р) | |
| | | Уильям Шекспир. Сцены из трагедии «Ромео и Джульетта». Сонеты. | 1 |
| | | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». | 1 |
| | | Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера». | 1 |
| | | В. Скотт. «Айвенго». | 1 |
| | | Р/р. Итоговое сочинение. | 2 |
| | | Итоговое тестирование. | 1 |
| | | Подведение итогов года. Рекомендации по летнему чтению. | 1 |
10