Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия №1"
"Утверждаю"
директор гимназии
Бельмехова И.Г. _______
05. 09.2018 год
Рабочая программа
Наименование учебного предмета – литература, 9 класс
Статус учебного предмета - базовый
Объём учебного материала - 102 часа
Соответствует ФГОС ООО
Выполнила: учитель Сливка О.Н.
с.Красногвардейское
2018-2019 уч. г.
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения литературы ученик научится:
понимать образную природу словесного искусства;
давать общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
анализировать биографию авторов и содержание изученных произведений;
владеть основными теоретико-литературными понятиями: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
В результате изучения литературы ученик получит возможность научиться:
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
2. Содержание тем учебного предмета.
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Т
еория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетичес
кий жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
урок, лекция, конференция, экскурсия, домашняя самостоятельная работа, консультация, зачет, олимпиада, проектирование | 1. Со словесной основой: Контент-анализ выступлений одноклассников | Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами(ЭОР) | Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации | Поиск информации в электронных справочных изданиях: электронной энциклопедии, словарях, в сети Интернет, электронных базах и банках данных | Отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника) | Составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, аннотации. | Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации | 2.Виды деятельности на основе восприятия образа: Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр учебных фильмов. Анализ таблиц. Анализ проблемных ситуаций. | | |
№ | | Тема урока | Дата проведения | Домашнее задание |
1 | 1 | Литература и её роль в духовной жизни человека | | конспект |
Древнерусская литература. |
2 | 1 | Древнерусская литература. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве". История открытия, историческая основа. | | С.4-11 |
3 | 2 | Сюжет и герои "Слова...". Поход князя Игоря. Образ князя Игоря. | | С.11-29 |
4 | 3 | Тема и идея "Слова...". "Золотое слово " Святослава и плач Ярославны. Автор "Слова..." | | С.29-33;наизусть отрывок |
Литература XVIII века |
5 | 1 | Литература XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве | | С..36-41 |
6 | 2 | М.В. Ломоносов - основоположник русского классицизма. "Вечернее размышление" | | С.43-52 |
7 | 3 | "Ода на день восшествия..." - типичное произведение в духе классицизма | | С.52-60 |
8 | 4 | Идея просвещения и гуманизма в стихотворении Г.Р. Державина "Властителям и судиям" | | С.62-66 |
9 | 5 | Особенности классицизма Г.Р. Державина. Стихотворение "Памятник" | | С.67-69 |
10 | 6 | Литература последней четверти XVIIIвека. Сентиментализм | | С.82-83 |
11 | 7 | Н.М. Карамзин: жизнь и творчество. Повесть "Бедная Лиза" | | С. 83-98 |
12 | 8 | Социальное и общечеловеческое в повести "Бедная Лиза" | | Конспект |
Литература XIXвека |
13 | 1 | А.Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву". Критика самодержавия и крепостничества | | Записи в тетрадях |
14 | 2 | "Золотой век" русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму | | С.105 |
15 | 3 | В.А. Жуковский. Особенности романтического восприятия жизни | | С.113-123 |
16 | 4 | Жанр баллады. "Светлана" - первая русская национальная баллада | | С.131-138 |
17 | 5 | А.С. Грибоедов: личность и судьба | | С.141-148; 1 действие |
18 | 6 | Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия | | 2 действие Наиз. отрывок |
19 | 7 | "Век нынешний и век минувший". Нравственный конфликт в комедии (IIдействие) | | 3 действие |
20 | 8 | Чацкий и его сверстники. Комментированное чтение IIIдействия (явление 1-6) | | 4 действие |
21 | 9 | Ночь в доме Фамусова. Комментированное чтение IV действия | | С.164 |
22 | 10 | Смысл названия комедии "Горе от ума" | | С.165 конспект |
23 | 11 | И.А. Гончаров "Мильон терзаний" (критический этюд) | | С.158-164 |
24 | 12 | Тестовая работа по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" . | | Подг. к сочинению |
25 26 | 13 | Р.Р. Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Р.Р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" | | Дописать сочинение |
27 | 14 | А.С. Пушкин: жизнь и судьба | | Сообщение о биографии |
28 | 15 | Лицейский период. Тема дружбыв лирике Пушкина. "К Чаадаеву", "19 октября", "Во глубине ..." | | С.175-177 наизусть стихотворение |
29 | 16 | "Мечты о вольности святой". Свободолюбивая лирика Пушкина. "Анчар", ода "Вольность" | | наизусть стихотворение |
30 | 17 | Тема назначения поэта и поэзии в лирике Пушкина. "Пророк", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" | | наизусть стихотворение |
31 | 18 | Философская лирика Пушкина | | наизусть стихотворение |
32 | 19 | Образы природы в лирике Пушкина. "К морю", "Осень" | | С.180-181 |
33 | 20 | Любовная лирика Пушкина. "Я помню чудное мгновенье", "На холмах Грузии", "Я вас любил" | | наизусть стихотворение |
34 | 21 | Р.Р. Анализ стихотворения Пушкина А.С. | | Анализ стихотворения |
35 | 22 | Реализм в русской литературе | | Конспект;с.220-221 |
36 | 23 | Замысел и композиция романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин" | | С.221-250 |
37 | 24 | "Онегин - добрый мой приятель". Характеристика главного героя | | Гл.1-3 |
38 | 25 | Сравнительно-сопоставительная характеристика Онегина и Ленского | | Гл.4-6 |
39 | 26 | Изображение поместного дворянства через образ семьи Лариных | | Гл.7-8 |
40 | 27 | Сравнительно-сопоставительная характеристика Татьяны и Ольги | | Таблица в тетради |
41 | 28 | Изображение столичного дворянства в романе. Татьяна и Онегин. | | Записи в тетради |
42 | 29 | Лирические отступления. Образ автора в романе. Особенности жанра. Открытый финал | | конспект |
43 | 30 | Роман "Евгений Онегин" в оценки критиков. Подготовка к сочинению | | конспект |
44-45 | 31 | Р.Р. Сочинение по роману в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин" | | дописать |
46 | 32 | М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха | | С.262-264 |
47 | 33 | Пафос вольности и протеста против самодержавия. Стихотворение "Смерть поэта" | | Наизусть стихотворениес.274-276 |
48 | 34 | Мотив одиночества и его воплощение в поэтическом творчестве Лермонтова. "Нищий", "Дума" | | С.281-283 |
49 | 35 | Образ России в лирике Лермонтова. Анализ стихотворения "Родина" | | С.279-280 |
50 | 36 | Сопоставительный анализ стихотворения "Пророк" Пушкина и Лермонтова | | Таблица |
51 | 37 | Тема любви в лирике Лермонтова | | Конспект |
52 | 38 | "Герой нашего времени" - первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия, особенности жанра и композиции. Проблематика произведения | | С.303-309 прочесть гл. «Бэла» |
53 | 39 | Печорин как представитель "портрета поколения". Анализ главы "Бэла" | | «Максим Максимыч»;с.323-325 |
54 | 40 | Анализ главы "Максим Максимыч" | | «Тамань» |
55 | 41 | "Журнал Печорина" как средство самораскрытия его характера. Глава "Тамань" | | "Княжна Мери" |
56 | 42 | Печорин и Грушницкий. Анализ главы "Княжна Мери". Любовь в жизни Печорина | | "Фаталист" |
57 | 43 | Анализ главы "Фаталист". Двойственность образа Печорина | | с.330 №2-3 |
58 | 44 | Роман "Герой нашего времени" в оценке критиков | | с.329 |
59-60 | 45-46 | Р.Р. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова | | Дописать сочинение |
61 | 47 | Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя. История создания поэмы "Мертвые души" | | С.332-352 прочесть поэму «М.души» |
62 | 48 | Образы помещиков. Манилов, Коробочка | | С.360-364 |
63 | 49 | Образы помещиков. Ноздрев, Собакевич | | С.364-366 |
64 | 50 | Образ Плюшкина | | С.367-370 |
65 | 51 | Образ города NN. Чиновники и их жены. "Повесть о капитане Копейкине" | | С.352-354 |
66 | 52 | Образ предпринимателя Чичикова | | С.354-360 |
67 | 53 | Роль лирических отступлений. Образ автора | | конспект |
68 | 54 | Художественное своеобразии поэмы "Мертвые души". Жанр, композиция | | С.370-373 |
69 | 55 | "Выбранные места из переписки с друзьями". Критики о романе | | Подготовиться к сочинению |
70-71 | 56-57 | Р.Р. Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя | | дописать |
Литература XXвека |
72 | 1 | Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика | | С.6-18 ;р-з «Тоска» |
73 | 2 | Пути русской литературы XX века | | конспект |
74 | 3 | Обзор творчества И.А.Бунина. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича | | С.31-36,40-47 |
75 | 4 | Поэзия Серебряного века (обзор) | | конспект |
76 | 5 | Тема Родины в творчестве А.А. Блока. "Русь" | | С.50-66 наизусть ст."Незнакомка", «О весна,без конца и без краю…» |
77 | 6 | Образ Прекрасной Дамы в лирике Блока. "Незнакомка" | | Биография С.Есенина, с.67-80,наизусть ст.с.80-83 |
78 | 7 | Особенности поэтического стиля С.А. Есенина. Образ Родины в лирике поэта. "Край ты мой, заброшенный..." | | Наизусть «Не жалею, не зову, не плачу…» |
79 | 8 | Тема любви в лирике Есенина | | Анализ стихотворения из любовной лирики |
80 | 9 | Поэтическое новаторство В.В. Маяковского. Ранняя лирика, стихи о любви | | С.91-100, наизусть с.101-103 |
81 | 10 | М.Цветаева. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти | | С.-114-125, стих по выбору наизусть |
82 | 11 | Творчество А.А. Ахматовой. Трагические интонации в любовной лирике | | С.127-145, стих по выбору наизусть |
83 | 12 | История создания и судьба повести М.А.Булгакова "Собачье сердце" | | С.106-112, прочесть повесть |
84 | 13 | Тематика и проблематика произведения. Система образов | | С.112-113 |
85 | 14 | Творчество Н.А.Заболоцкого. Тема гармонии человека с природой, любви и смерти | | С. 148-168 , наизусть ст. по выбору |
86 | 15 | Рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека". Судьба человека и Родины | | С.170-193 |
87 | 16 | Образ главного героя. Особенности авторского повествования. Композиция, автор и рассказчик | | С.193-196 |
88 | 17 | Военная лирика А.Т. Твардовского | | Наизусть ст. о ВОв А.Т. Твардовского |
89 | 18 | Р.Р. Сочинение "Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне" | | дописать |
90 | 19 | Основные темы лирики Б.Л.Пастернака | | С.198-212;наизусть с.205-206,с.210 |
91 | 20 | Нравственные проблемы в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" | | С.239-247,с.287 |
92 | 21 | Трагизм жизни и судьбы Матрёны | | ответы на вопросы |
Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков |
93 | 1 | Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков | | С.290-306 |
94 | 2 | итоговый тест по русской литературе XX века | | |
Зарубежная литература. |
95 | 1 | Зарубежная литература. Гай Валерий Катулл. Лирика | | с.312-318 |
96 | 2 | Квинт Гораций Флакк "К Мельпомене" | | С.319-324 |
97 | 3 | Данте Алигьери "Божественная комедия" | | С.325-335 |
98 | 4 | Жизнь и судьба Уильяма Шекспира. Трагедия "Гамлет" | | С.336-344 |
99 | 5 | Основной конфликт трагедии "Гамлет". Трагизм любви Гамлета и Офелии | | Выразит. чтение диалога |
100 | 6 | Творчество Гёте. "Фауст" | | С.345-366 |
101 | 7 | "Фауст" (обзор по главам) | | С.366 |
102 | 8 | Итоговый урок. Рекомендации летнего чтения | | |
4.Учебное и учебно-методическое обеспечение:
Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2016. Учебные пособия: Коровина В.Я.,
Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2014
Н.В.Беляева, О.Е.Еремина. Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2015.
Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение», 1990.
Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2015.
Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2015.
Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 2014.
Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 2012.
CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2012
«Первое сентября» http://festival.1 september.ru.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. http://www.openclass.ru/ .