СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 9 класса в соответствии с ФГОС по учебнику Коровиной В.Я., Журавлева В. П., Коровина В.И.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю рабочую программу по литературе для 9 класса в соответствии с ФГОС ООО по учебнику Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. Данная программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 9 класса в соответствии с ФГОС по учебнику Коровиной В.Я., Журавлева В. П., Коровина В.И.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Принято

педагогическим советом».

Протокол от 29 августа 2019 г. № 1


Введено приказом № 213

от 29 августа 2019г.


Директор МБОУ «СОШ №32»

_____________ Рагузина В.И.

Подпись Ф.И.О.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ литература

ДЛЯ КЛАССА (3 часа в неделю, в год – 102 часа)


Уровень обучения (базовый, профильный)

Составитель: Алексеева Светлана Павловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории


«Согласовано».

Зам. директора ____________ _____________________

подпись Ф.И.О.


«Рассмотрено на заседании МО», протокол от 29 августа 2019 г. № 1

Руководитель МО ___________ ________________

подпись Ф.И.О.



Набережные Челны


2019 год


Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Введение

осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведения;

анализировать литературные произведения разных жанров;

вести учебные дискуссии;


Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

.5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

3.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

критически оценивать содержание и форму текста.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. 3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию..

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России).

Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду.

4.Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).


Древнерусская литература

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

  • интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Русская литература ХVIII века

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана,

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятльность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Из русской литературы XIX века

  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.


выявлять особенности языка и стиля писателя;

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана

тезисного плана, доклада, написания сочинения, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

передавая личное отношение к произведению;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; системой поиска в Интернете.

Из русской литературы XX века


  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

давать характеристику героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана,

тезисного плана, конспекта, доклада, сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.



Зарубежная литература

работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

воспринимать и анализировать художественный текст;

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

сопоставлять литературные произведения;




Повторение изученного


работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;

овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

давать характеристику героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть.











Содержание учебного предмета «Литература»

9 класс

УМК: Коровина В.Я., Журавлев В. П., Коровин В.И.. Литература: 9 кл.: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. М.: Просвещение, 2019.


Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Помимо этого в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе.

Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.

Список А представляет собой перечень конкретных произведений. В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.

Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень произведений названных в списке В авторов является ориентировочным (он предопределен традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ. Минимальное количество произведений, обязательных для изучения, указано. В программы включаются произведения всех указанных в списке В авторов. Единство списков в разных рабочих программах скрепляется в списке В фигурой автора.

Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Минимальное количество произведений указано. В программах указываются произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно. Единство рабочих программ скрепляется в списке С проблемно - тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения в школе, разработанностью методических подходов и пр.

Обязательное содержание


А

В

С

Русская литература

  • «Слово о полку Игореве»

  • Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»

  • А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

  • А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

  • Стихотворения: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»)

«Пророк»

«Во глубине сибирских руд…»

«Я вас любил: любовь еще, быть может…»

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

  • М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

  • Стихотворения: «Смерть Поэта»

«Узник»

«Выхожу один я на дорогу...»

  • Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

  • Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…)

  • «Умом Россию не понять…»

  • А.А. Фет. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье…»,

  • «Как беден наш язык! Хочу и не могу…»



М.В. Ломоносов

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Г.Р. Державин. «Памятник»

В.А. Жуковский. «Светлана», «Невыразимое»,

«Море»

А.С.Пушкин. Стихотворения «К морю», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Бесы», «Цветок», «Деревня».

«Маленькие трагедии»: «Моцарт и Сальери»,

«Каменный гость»

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Дума»,

«И скучно и грустно»,

«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»),

«Родина», «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...»

Ф.И.Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»)

А.А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»

А.А. Блок. «Девушка пела в церковном хоре»

А.А. Ахматова. «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля»

М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь, на меня похожий», «Генералам двенадцатого года», «Мне нравится, что вы больны не мной…», из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»)

О.Э. Мандельштам. «Звук осторожный и глухой…», «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота…»), «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

С.А. Есенин. Стихотворения «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»

М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце»

А.И. Солженицын. «Матренин двор»

Е.А. Баратынский «Разуверение»

Проза о Великой Отечественной войне. М.А. Шолохов. «Судьба человека»

Поэзия второй половины ХХ века:

Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»;

В.С. Высоцкий «На братских могилах»


Зарубежная литература


Данте «Божественная комедия» (фрагменты)

И.-В. Гете «Фауст» (фрагменты)

Дж. Г. Байрон. Фрагменты поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда»



Календарно-тематическое планирование ФГОС ООО

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Планируемые сроки

Фактические

сроки

Введение (1ч)

Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы.



02.09


Древнерусская литература (3ч +1ч)

Древнерусская литература. Самобытный характер древнерусской литературы. Особенности развития древнерусской литературы XI – XVII веков. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве» как величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника, проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет.







05.09.




Центральные образы «Слова…». Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове…». Специфика жанра и особенности композиции произведения.



9.09.



Основная идея и поэтика «Слова…» «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова…»

11.09


Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве». Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Чем привлекательны образы русских князей в «Слове…»?

  2. Какие идеальные черты русской женщины отразились в образе Ярославны?

  3. Каким предстает в «Слове…» образ Русской земли?

  4. В чем актуальность «Слова о полку Игореве» в наши дни?

12.09


Русская литература ХVIII века (11ч)

Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы ХVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества.



13.09.


«Петр Великий русской литературы» (В.Г.Белинский). М.В.Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы оды «Вечернее размышление…»





16.09.


М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения.



19.09.


Г.Р.Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина. Тема несправедливости сильных мира сего. Высокий слог и ораторские, декламационные интонации.



20.09


Г.Р.Державин. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р. Державина.

23.09


Античная лирика.

Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник ...»). Слово о поэте. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Г. Р.Державина.

Катулл: слово о поэте. Стихотворения «Нет, ни одна среди женщин похвалиться не может…», «Не, не надейся приязнь заслужить и признательность друга…»



26.09.


Подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.



27.09.


Сентиментализм как литературное направление. Понятие о сентиментализме. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека.



30.09


Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза»: сюжет и герои.

3.10.



Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини.



4.10.


Н.М.Карамзин – поэт и историограф. Стихотворения «Осень», «Берег». «Осень» как произведения сентиментализма.



7.10


Обобщение по разделу «Русская литература ХVIII века». Практическая работа.



10.10


Из русской литературы XIX века

«Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму. Романтизм в русской литературе.



11.10


В.А.Жуковский – поэт – романтик. Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского. «Море». Романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и стиля стихотворения. Понятие об элегии. Черты элегии в стихотворении.



14.10


В.А.Жуковский. «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка и трудности, встречающиеся на пути поэта. Отношение романтика к слову.



17.10


В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, мотивы дороги и смерти.



18.10


В.А.Жуковский. «Светлана»: образ главной героини. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губятельным чарам. Развитие представлений о фольклоризме литературы.





21.10


А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор).

Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера Грибоедова. Его связи с декабристами. Отношения с правительством. Любовь и смерть писателя. История создания, публикации и первых постановок комедии. Герои и прототипы.

24.10


А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. Обзор содержания комедия. Смысл названия пьесы и проблема ума в ней. Особенности развития комедийной интриги, Своеобразие общественного и личного конфликта в пьесе. Образ фамусовской Москвы.

Система образов комедии. Анализ ключевых монологов Фамусова. Скалозуб и Молчалин. Образ Софьи. Гости Фамусова. Фрагменты комедии в актёрском исполнении.

25.10


А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Анализ ключевых монологов Чацкого. Особенности любовной интриги. Художественная функция внесценических персонажей. Необычность развязки, смысл финала комедии.

28.10


А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии. Образность и афористичность языка комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении.

7.11


А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике. Критика о пьесе Грибоедова. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».


8.11


Развитие речи. Подготовка к сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Примерные темы:

1. В чём общечеловеческое звучание образов фамусовского общества?

2. Каковы сильные и слабые стороны характера Чацкого?

3. Почему образ Софьи получил разноречивые оценки в критике?

4. В чём особенности конфликта и комедийной интриги в пьесе «Горе от ума»?

5. Как особенности речи персонажей комедии «Горе от ума» раскрывают своеобразие их характеров?

11.11


Романтическая лирика начала ХIХ века. Поэты пушкинской поры: К.Н.Батюшков «Есть наслажденье в дикости лесов», А.В.Кольцов «Косарь»

14.11


Развитие речи. «Читателя найду в потомстве я…» (Е.А. Баратынский). «Разуверение». Обучение анализу стихотворения.

15.11


А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Хронология жизни и творчества поэта. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики: тема человека и природы, тема любви и дружбы, тема свободы, историческая тема. Мотив дружбы, прочного союза друзей. Верность лицейской дружбе на протяжении всей жизни поэта. Пушкин и декабристы.

18.11


А.С.Пушкин. Лирика петербургского, южного и михайловского периодов:

«К Чаадаеву», «К морю», «Деревня», «Анчар». Проблема свободы, служения родине. Тема свободы и власти. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Стихотворения в актёрском исполнении.

21.11


А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может...». Одухотворённость и чистота чувства любви. Адресаты любовной лирики и стихи, им посвящённые.

22.11


А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк», «Поэт». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Библейские параллели в интерпретации темы творчества. Стихотворение в актёрском исполнении.

25.11


А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…». Две Болдинские осени в творчестве поэта. Душевное смятение и угнетённое внугреннее состояние лирического «я» в стихотворении «Бесы». Ею отражение в картинах природы. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Особенности ритмикя, метрики и строфики пушкинской поэзии. Стихотворение в актёрском исполнении.

28.11


А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»: самооценка творчества в стихотворении. Вечность темы памятника в русской и мировой поэзии: Гораций, Державин, Ломоносов, Пушкин, Маяковский, Ахматова, Бродский и др. Стихотворение в актёрском исполнении.

29.11


А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери» (обзор). Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые двумя персонажами трагедии. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Проблема «гения и злодейства». Трагедия в актёрском исполнении.

2.12


А.С.Пушкин. Трагедия «Каменный гость». Развитие понятия о трагедии как жанре драмы. Художественное своеобразие и проблематика.

5.12


Развитие речи. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике А. С. Пушкина на одну из тем:

1. Как отразились в лирике поэта мотивы свободы и служения родине?

2. Каковы особенности изображения любовного чувства в интимной лирике поэта?

3. Как осмысливает Пушкин в лирике жизненное предназначение поэта?

4. Почему тема памятника является сквозной в русской лирике?

5. В чём созвучие картин природы душевному состоянию человека в лирике Пушкина?

6.12


А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение. Творческая история романа. Обзор содержания. История создания. Начальные представления о жанре романа в стихах. Образы главных героев. Онегинская строфа. Структура текста. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Фрагменты романа в стихах в актёрском исполнении.

9.12


А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

12.12


А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа. Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

13.12


А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. Эволюции взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. Письма Татьяны и Онегина в актёрском исполнении.

16.12


А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ - автор.

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Автор-повествователь и автор-персонаж.

19.12


А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». России и пушкинская эпоха в романе. Реальные исторические личности как герои романа. Реализм романа. Развитие понятия о реализме литературы.

20.12


Развитие речи. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Сочинение / письменный ответ на один из проблемных вопросов. Примерные вопросы:

1. Каковы психологические мотивы поступков и взаимоотношений героев романа «Евгений Онегин»?

2. Какова конкретно-историческая и общечеловеческая сущность характеров Татьяны и Онегина?

З. Как в образе автора романа «Евгений Онегин» отразились черты личности А. С. Пушкина?

4. Какой предстаёт Россия на страницах романа «Евгений Онегин»?

5. Какие философские размышления о жизни отразились в лирических отступлениях романа «Евгений Онегин»?

23.12


А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики. Литературная критика о романе: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала ХХ века; писательские оценки.

Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского.

26.12


М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного). Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастье на небесах, интерес поэта к отечественной истории. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта: «Парус». Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта. Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначения.

9.01


Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи — значенье...», «Я жить хочу! хочу печали...». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Смерть Поэта», «Поэт», «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный...»). Сопоставление с другой «Молитвой» поэта («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире («Пророк»).

10.01


М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним.

13.01


М. Ю. Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта. Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен...». Тема России и её своеобразие: «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова.

Поэзия Лермонтов в критике В.Г. Белинского.

16.01


Развитие речи. М. Ю. Лермонтов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике поэта:

1. В чём трагизм темы одиночества в лирике Лермонтова?

2. Почему лирический герой поэзии Лермонтова смотрит на своё поколение и на свою эпоху печально?

3. Почему лирический герой поэзии Лермонтова воспринимает любовь как страсть, приносяшую страдания?

4. В чём необычность воплощения темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова?

5. Как проявилась «странная любовь» Лермонтова к родине в его лирике?

17.01


М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания романа. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции.

20.01


М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: загадки образа Печорина. «Странный человек» Печорин в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Смысл смены рассказчиков.

23.01


М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Характер Печорина в его собственных оценках. Печорин как человек, причиняющий страдания другим людям.

24.01


М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести. Мотив предопределения и судьбы.

27.01


М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских образов романа (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и доктор Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Вулич).

30.01


М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина. Печорин в системе женских образов романа (Печорин и Бэла, Печорин и «ундина», Печо­рин и Вера, Печорин и Мери, Печорин и Вера).

31.01


М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков. Споры о романтизме и реализме романа. Роман в оценке В.Г.Белинского, Н. А. Добролюбова и в современном литературоведении.

3.02


Развитие речи. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Контрольная работа или письменный ответ на один из проблемных вопросов.

6.02


Данте Алигьери: слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер.

7.02


Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мертвые души». Обзор содержания, история создания поэмы. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Смысл названия поэмы и причины её незавершенности.

10.02


Н.В. Гоголь «Мертвые души»: образы помещиков. Система об­разов поэмы. Обличительный пафос автора. Мертвые и живые души. Понятие о литературном типе.

13.02


Н.В. Гоголь «Мертвые души»: образ города. Сатира на чиновничество.

14.02


Н.В. Гоголь «Мертвые души»: образ Чичикова. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой. Эволюция образов Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы.

17.02


Н.В. Гоголь «Мертвые души»: образ России, народа и автора в поэме. «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Лирические отступления в поэме.

20.02


Н.В. Гоголь «Мертвые души»: специфика жанра. Жанровое своеобразие поэмы. Соединение комического и лирического начал. Поэма в оценке В.Г.Белинского.

21.02


Развитие речи. Н.В. Гоголь «Мертвые души». Контрольная работа или письменный ответ на один из проблемных вопросов

24.02


А.Н.Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок». Особенности сюжета. Основной конфликт комедии. Любим Торцов - главный герой пьесы. Победа любви — воскрешение патриархальности

27.02


Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи»: образ главного героя. Тип «петер­бургского мечтателя» — жадного к жизни и одновре­менно склон­ного к не­сбыточным фантазиям. Черты его внутреннего мира.

28.02


Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки. Роль ис­тории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентимен­тальности» в понимании Ф.М. Досто­евского.

2.03


А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей. Эволюция образа «ма­ленького человека» в литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.

5.03


А. П. Чехов. Рассказ «Тоска»: тема одиночества человека в мире. Образ города в рассказе.

6.03


Русская литература ХХ века: богатство и разнообра­зие жанров и направле­ний. И.А. Бунин. Слово о писателе Рассказ «Темные аллеи»: проблематика и образы. Печальная история любви людей из разных социальных слоев. Мастерство писателя в рассказе. Лиризм повествования. Роль художественной детали в характеристике героев.

9.03


Из русской литературы XX века

Общий обзор русской поэзии ХХ века. Поэзия Серебряного века. А.А. Блок. Слово о поэте. Стихотворе­ния «Ветер принес из­далёка...», «О, весна без конца и без краю...» Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном» мире.

12.03


А.А. Блок. Стихотво­рение «О, я хочу безумно жить...», «Девушка пела в церковном хоре», стихотворения из цикла «Роди­на». Глубокое, проникновенное чувство родины. Образ родины в поэзии А.А.Блока.

13.03


Тема Рос­сии — глав­ная в поэзии С.А. Есе­нина. Слово о поэте. Сти­хотворения «Вот уж ве­чер. Роса...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой забро­шенный...», «Разбуди меня завтра рано…». Чувство пронзительной любви к родине, её неброской красоте.

16.03


С.А.Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Народно-песенная основа лирики поэта. Олицетворение как основной художественный прием.

19.03


В. В. Маяковский. Стихотворения «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!». Слово о поэте. Новаторство Маяковско­го – поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. В.В. Мая­ковский о труде поэ­та.

20.03


В. В. Маяковский. Стихотворения «Люблю» (отрывок), «Прощанье». Самоотверженность любовного чувства, патриотизм поэта.

2.04


М.А.Булгаков. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Собачье сердце»: проблематика и образы. История создания и судьба повести. Социально-философская сатира на современное общество. Система образов произведения. Умственная, нравственная и духовная недоразви­тость «шариковщины» в повести. Смысл названия повести.

3.04


М.А.Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести. Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора. Прием гротеска в повести. Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из вопросов.

6.04


М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?» Особенно­сти поэтики М.И.Цве­таевой.

9.04


М.И. Цветаева. Сти­хи о поэзии и о России: «Моим стихам, написанным так рано…», из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Генералам двенадцатого года», «Ро­дина», «Стихи о Москве». Образы Родины и Москвы в лирике М.И.Цветаевой.

10.04


А.А.Ахматова. Стихи из книг «Четки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая» («Молитва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме…», «Я спросила у кукушки…»), «Anno Domini» («Сказал, что у меня соперниц нет…», «Не с теми я, кто бросил землю…»).

Традиции и новаторство в поэзии А.Ахматовой. Стихотворения о родине и о любви. «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля»

13.04


А.А.Ахматова. Стихи из книг «Тростник» («Муза»), «Седьмая книга» («Пушкин»), «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Ветер вой­ны» («И та, что сегодня прощается с милым…»), из поэмы «Реквием» («И упало каменное слово…»). Стихи о поэте и поэзии. Особенно­сти поэтики А.А. Ахмато­вой.

16.04


НА. За­болоцкий. Жизнь и творчество (обзор). Сти­хотворения о человеке и природе «Я не ищу гармонии в природе», «Завещание». Тема гармонии с природой, её красоты и бессмертия.

17.04


Н.А. За­болоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта. Стихотворе­ния «О кра­соте челове­ческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжеве­ловый куст». Фи­лософская глубина обобщения поэта-мыслителя. Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из вопросов.

20.04


О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Звук осторожный и глухой…», «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота…»), «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

23.04


М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека»: проблематика и образы. Судьба Родины и судьба человека. Образ Андрея Соколова – простого человека, воина и труженика.

24.04


М.А.Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа. Композиция рассказа, автор и рассказчик. Сказовая манера повествования. Смысл названия рассказа.

27.04


Б.Л. Пастер­нак. Жизнь и творчество (обзор). Сти­хотворения о природе и любви: «Красавица моя, вся стать...», «Переме­на», «Весна в лесу». Вечные темы и современность в стихах о природе и любви.

30.04


Б.Л. Пастер­нак. Философская лирика поэта. Сти­хотворения «Во всем мне хочется дой­ти...», «Быть знаменитым некрасиво». Философская глубина в лирике

Б.Л. Пастер­нака.

4.05


А. Т. Твардовский. Сти­хотворения о Родине, о природе. «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем». Интонация и стиль стихотворений.

7.05


А. Т. Твардовский. Сти­хотворения поэта-воина: «Я убит подо Ржевом...», «Я знаю, никакой моей вины…» Широта обобщений в произведении. Особенности восприятия мира лирическим «я». Глубокий патриотизм.

8.05


А.И.Солженицын: слово о писателе. Рассказ «Матренин двор»: проблематика, образ рассказчика. Картины послевоенной деревни и их авторская оценка.

11.05


А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор»: образ Матрены, особенности жанра рассказа – притчи. Образ праведницы в рассказе. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа рассказа-притчи.

14.05


Годовая контрольная работа по литературе.

15.05


Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX вв. (обзор). В.С.Высоцкий. «Только он не вернулся из боя…», «Мы вращаем Землю». Б.Ш.Окуджава. «Пожелания друзьям». Традиции XIX века в русской песне и романсе ХХ века. Пленительный образ родины, вечный мотив дружбы.

16.05


Зарубежная литература

Уильям Шекспир. Трагедия «Гамлет»: образ главного героя. Общечеловеческое значение героев трагедии. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Трагизм любви Гамлета и Офелии.

19.05


И. В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст»: сюжет и проблематика. «Фауст» как философ­ская траге­дия эпохи Просвеще­ния. Поиски справед­ливости и истинно­го смысла жизни в тра­гедии.

21.05


Дж. Г. Байрон. Фрагменты поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, окружающим его обществом. Байрон и русская литература.

22.05


Выявление уровня литературного развития учащихся. Повторение вопросов теории литературы. Итоги года и задания для летнего чтения.

23.05