развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приема ми выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
Отрабатываются навыки чтения и речевые умения (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного). При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе - писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением ребенка воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.
Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение
№ п/п | Дата | Количество часов, отводимых на изучение темы | Тема урока |
Летописи, былины, сказания, жития (9ч) |
1 | | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» |
2 | | 1 | Сравнение текста летописи и исторических источников Из летописи « И вспомнил Олег коня своего» |
3 | | 1 | Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге» |
4 | | 1 | Поэтический текст былины « Ильины три поездочки» |
5 | | 1 | Поэтический текст былины в пересказе И. Карнауховой |
6 | | 1 | Сергий Радонежский – святой земли Русской. |
7 | | 1 | Житие Сергия Радонежского |
8 | | 1 | Обобщающий урок – игра « Летописи, былины, сказания, жития». |
9 | | 1 | Оценка достижений. Проект « Создание календаря исторических событий». |
Чудесный мир классики (17 ч) |
10 | | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П. Ершов « Конек – Горбунок» |
11 | | 1 | П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. |
12 | | 1 | П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Характеристика героев. |
13 | | 1 | А. С. Пушкин « Няне» А. С. Пушкин « Туча», « Унылая пора! Очей очарованье!.. |
14 | | 1 | А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
15 | | 1 | А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев |
16 | | 1 | А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части |
17 | | 1 | М. Ю. Лермонтов « Дары Терека» |
18 | | 1 | М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб» |
19 | | 1 | М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок |
20 | | 1 | М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Характеристика героев |
21 | | 1 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Л. Н. Толстой « Детство» |
22 | | 1 | Л. Н. Толстой « Как мужик камень убрал». Басня |
23 | | 1 | А. П. Чехов « Мальчики» |
24 | | 1 | А. П. Чехов « Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени |
25 | | 1 | Обобщающий урок – КВН « Чудесный мир классики» |
26 | | 1 | Оценка достижений |
Поэтическая тетрадь № 1 (7ч) |
27 | | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Ф. И. Тютчев « Еще земли печален вид..», « Как неожиданно и ярко…» |
28 | | 1 | А.А. Фет « Весенний дождь», « Бабочки» |
29 | | 1 | Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...» А. Н. Плещеев « Дети и птичка». Ритм стихотворения |
30 | | 1 | И. С. Никитин « В синем небе плывут над полями…» Н. А. Некрасов « Школьник» |
31 | | 1 | Н. А. Некрасов « В зимние сумерки нянины сказки..» И. А. Бунин « Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина |
32 | | 1 | Обобщающий урок – игра « Поэтическая тетрадь № 1» |
33 | | 1 | Оценка достижений |
Литературные сказки (12 ч) |
34 | | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки. |
35 | | 1 | В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки. |
36 | | 1 | В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. |
37 | | 1 | В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста |
38 | | 1 | П.П. Бажов « Серебряное копытце» . |
39 | | 1 | П.П. Бажов « Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте |
40 | | 1 | П.П. Бажов « Серебряное копытце». Герои художественного произведения |
41 | | 1 | С.Т. Аксаков « Аленький цветочек» |
42 | | 1 | С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Герои произведения |
43 | | 1 | С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Деление текста на части |
44 | | 1 | Обобщающий урок – игра « Крестики – нолики» |
45 | | 1 | Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие |
Делу время – потехе час (7 ч ) |
46 | | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени» |
47 | | 1 | В. Ю. Драгунский « Главные реки» |
48 | | 1 | В. Ю. Драгунский « Что любит Мишка» |
49 | | 1 | В. В. Голявкин « Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка |
50 | | 1 | В. В. Голявкин « Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения |
51 | | 1 | Обобщающий урок « Делу время – потехе час» |
52 | | 1 | Оценка достижений |
Страна детства (7 ч ) |
53 | | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков « Как я ловил человечков». |
54 | | 1 | Б.С. Житков « Как я ловил человечков». Герои произведения |
55 | | 1 | К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками» |
56 | | 1 | К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения |
57 | | 1 | М.М. Зощенко « Ёлка» |
58 | | 1 | Обобщающий урок « Страна детства» |
59 | | 1 | Оценка достижений |
Поэтическая тетрадь № 2 (3 ч ) |
60 | | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. Я. Брюсов « Опять сон», « Детская» |
61 | | 1 | С. А. Есенин « Бабушкины сказки» |
62 | | 1 | М. И. Цветаева « Бежит тропинка с бугорка», « Наши царства» |
Природа и мы (11 ч) |
63 | | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш» |
64 | | 1 | Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш». Отношение человека к природе |
65 | | 1 | А. И. Куприн « Барбос и Жулька» |
66 | | 1 | А. И. Куприн « Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения |
67 | | 1 | М.М. Пришвин « Выскочка» |
68 | | 1 | М.М. Пришвин « Выскочка». Характеристика героя на основании поступка |
69 | | 1 | Е. И. Чарушин « Кабан» |
70 | | 1 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа |
71 | | 1 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана |
72 | | 1 | Обобщающий урок – конкурс « Природа и мы» |
73 | | | Проект « Природа и мы». Оценка достижений |
Поэтическая тетрадь № 3 (5 ч ) |
74 | | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак « Золотая осень» С.А. Клычков « Весна в лесу» |
75 | | 1 | Д. Б. Кедрин « Бабье лето» Н.М. Рубцов « Лебедушка» |
76 | | 1 | С.А. Есенин « Лебедушка» |
77 | | 1 | Обобщающий урок – конкурс « Поэзии прекрасные страницы» |
78 | | 1 | Оценка достижений |
Родина (5ч) |
79 | | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин « Русь». Образ Родины в поэтическом тексте |
80 | | 1 | С.Д. Дрожжин « Родине». А.В. Жигулин « О, Родина! В неярком блеске…» |
81 | | 1 | Обобщающий урок « Родина» |
82 | | 1 | Внеклассное чтение « Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Проект « Они защищали Родину» |
83 | | 1 | Оценка достижений |
Страна Фантазия ( 6 ч) |
84 | | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов « Приключение Электроника» |
85 | | 1 | Е. С. Велтистов « Приключение Электроника». Герои фантастического жанра |
86 | | 1 | К. Булычев « Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра |
87 | | 1 | К. Булычев « Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра |
88 | | 1 | Путешествие по стране Фантазии |
89 | | 1 | Оценка достижений |
Зарубежная литература (13 ч) |
90 | | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. |
91 | | 1 | Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. |
92 | | 1 | Г. Х. Андерсен « Русалочка». Авторская сказка |
93 | | 1 | Г. Х. Андерсен « Русалочка». Деление произведения на части. |
94 | | 1 | Г. Х. Андерсен « Русалочка». Характеристика героев |
95 | | 1 | М. Твен « Приключения Тома Сойера» |
96 | | 1 | М. Твен « Приключения Тома Сойера» |
97 | | 1 | М. Твен « Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступки |
98 | | 1 | С. Лагерлёф « Святая ночь» |
99 | | 1 | С. Лагерлёф « В Назарете». Иисус и Иуда |
100 | | 1 | Контрольная работа за 2 полугодие |
101 | | 1 | Обобщающий урок « Зарубежная литература» |
102 | | 1 | Урок – игра « Литературные тайны» |