Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа»
Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол №1 от 31 августа 2020 г. Руководитель МО __________Болькина Т.П. | Согласовано Заместитель директора по УВР _______________________Назимкина Е.Н. «_______» ________________2020 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ « Большеигнатовская СОШ» _________________________/А.И.Горбунова/ Приказ № ______ от_________________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению на родном русском языке
для учащихся 3 Б класса
на 2020-2021 учебный год
Составлена по УМК «Школа России»
Разработала:
Пашкова Галина Николаевна
учитель начальных классов
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке разработана в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ст.2п.10; ст.12 п.1, 3);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357;
Курс родного русского языка и литературы в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык» и «Литературное чтение». Начальный курс родного языка и литературы должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Предмет «Родной язык и литература » играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Родной язык и литература является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нѐм своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение родного языка и литературы в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.
Задачи обучения:
расширение читательского кругозора обучающихся;
овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функ-ции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). Происходит знакомство обучающихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать еѐ для расширения своих знаний об окружающем мире. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Систематический курс литературного чтения на родном языке представлен в программе следующими содержательными линиями:
- развитие речи,
- произведения устного творчества народов России;
- произведения классиков отечественной литературы и современных писателей России;
- все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
8. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебным и моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке»:
1) понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусствослова); соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств (живопись, музыка, фотография, кино); иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства республики Российской Федерации; находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира;
2) освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы: владеть техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушающими); владеть техникой смыслового чтения про себя — понимание смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль за полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста; различать жанры фольклорных произведений (малые фольклорньте жанры, сказки, легенды, мифы); понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа (порадовать, поучить, использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок, загадок, колыбельных песенки и др. своего народа (других народов); сравнивать произведения фольклора в близкородственных языках (тема, главная мысль, герои); сопоставлять названия произведения с его темой (о природе, об истории, о детях, о добре и зле и т.д.); различать жанры небольших художественных произведений представителей детской литературы своего народа (других народов) — стихотворение, рассказ, басня; анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную мысль, последовательность действия, средства художественной выразительности; отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения);
3) приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах; формировать читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся: определять цели чтения различных текстов (художественных, научно-популярных, справочных); удовлетворение читательского интереса, поиск информации, расширение кругозора; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) для решения учебных и практических задач; ставить вопросы к тексту, составлять план для его пересказа, для написания изложений; проявлять интерес к самостоятельному чтению, формулировать свои читательские ожидания, ориентируясь на имя автора, жанр произведения, иллюстрации к книге; читать произведения фольклора по ролям, участвовать в их драматизации; участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные темы, приводить доказательства своей точки зрения; выполнять творческие работы на фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с изменением действующего лица.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа)
З. Александрова «Родина». А.Пришелец «Наш край».
Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (12 часов)
П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях). Народные заклички, приговорки. Народные потешки, перевертыши, небылицы. В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка «Летучий корабль». Русская народная сказка «Белая уточка». Русская народная сказка «По щучьему веленью». Проект «Мои первые народные сказки»
Раздел 3. «О братьях наших меньших» (7 часов)
К.Г. Паустовский. Жильцы старого дома. Г.А. Скребицкий. «Сиротка». Н.И. Сладков. Непослушные Малыши. Б.С. Житков. Охотник и собаки. И. П. Токмакова «Котята».
И. С. Соколов- Микитов «Дятлы». И. С. Соколов- Микитов «Русский лес»
Раздел 3. «Времена года» (11 часов)
Самые интересные книги, прочитанные дома. Осень в стихах и музыке. К. Паустовсий «Какие бывают дожди». А. Толстой «сугробы». Н. Асеев «Лыжи». К. Паустовский «Стальное колечко». И. Соколов-Микитов «Сказки о природе». Стихотворения о весне.
Раздел 4. «Рассказы о детях» (3 часа)
В. Осеева» «Навестила» Н.Н. Носов «Находчивость».
Основные требования к уровню подготовки обучающихся по литературному чтению на родном языке
3 класс
Учащиеся должны иметь общее представление:
об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;
о функциональных особенностях фольклорных жанров;
об общих корнях и путях развития литературы разных народов;
о следах обряда и мифологических мотивах в фольклоре и литературе;
об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке.
Учащиеся должны знать:
наизусть 3-5 стихотворений разных авторов по выбору ученика;
имена 4-5`классиков русской и зарубежной литературы, 4-5 современных писателей (поэтов) и названия их произведений, прочитанных в классе;
2 периодических литературно-художественных и публицистических издания.
Учащиеся должны уметь:
читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 80 - 90 слов в минуту;
различать жанры детского игрового фольклора, малые жанры фольклора;
находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;
находить фольклорные мотивы и приѐмы устного народного творчества в авторских произведениях;
эмоционально воспринимать характеры героев произведений;
сравнивать характеры героев разных произведений;
сравнивать своѐ и авторское отношение к герою;
рассказывать о любимом литературном герое.
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
| По плану | Фактически |
Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа) |
1. | З. Александрова «Родина». | 1 | | |
2. | А.Пришелец «Наш край». | 1 | | |
Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (12 часов) |
3-4. | П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях) (выборочно рассказы) | 2 | | |
| |
5-6 | Народные заклички, приговорки. | 2 | | |
| |
7. | Народные потешки, перевертыши, небылицы. | 1 | | |
8. | В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. | 1 | | |
9. | Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль | 1 | | |
10. | Народные сказки, присказка, сказочные предметы. | 1 | | |
11 | Русская народная сказка «Летучий корабль». | 1 | | |
12. | Русская народная сказка «Белая уточка». | 1 | | |
13 | Русская народная сказка «По щучьему веленью». | 1 | | |
14 | Проект «Мои первые народные сказки» | 1 | | |
Раздел 3. «О братьях наших меньших» (7 часов) |
15 | К.Г. Паустовский. Жильцы старого дома. | 1 | | |
16 | Г.А. Скребицкий. «Сиротка». | 1 | | |
17 | Н.И. Сладков. Непослушные Малыши | 1 | | |
18 | Б.С. Житков. Охотник и собаки. | 1 | | |
19 | И. П. Токмакова «Котята» | 1 | | |
20 | И. С. Соколов- Микитов «Дятлы» | 1 | | |
21 | И. С. Соколов- Микитов «Русский лес» | 1 | | |
Раздел 3. «Времена года» (10 часов) |
22 | Самые интересные книги, прочитанные дома. | 1 | | |
23-24 | Осень в стихах и музыке. | 2 | | |
| |
25 | К. Паустовский «Какие бывают дожди» | 1 | | |
26 | А. Толстой «сугробы | 1 | | |
27 | Н. Асеев «Лыжи» | 1 | | |
28-29. | К. Паустовский «Стальное колечко» | 2 | | |
| |
30 | И. Соколов-Микитов «Сказки о природе» | 1 | | |
31 | Стихотворения о весне | 1 | | |
Раздел 4. «Рассказы о детях» (3 часа) |
32. | В. Осеева» «Навестила». Н,Н, Носов «Находчивость» | 1 | | |
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
34 | Обобщающий урок | 1 | | |