СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 1 класс Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 1 класс Школа России»

Мининская средняя общеобразовательная школа

филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Исетской средней общеобразовательной школы№1

Исетского района, Тюменской области


РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

от «___»_______2020 г.

Протокол № _____


СОГЛАСОВАНО старший методист

/_______/Иргалинова Б.К.

«____» ________2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. филиалом Мининской

СОШ филиала МАОУ Исетской СОШ №1

/___________ / Андреева Н.А.

Приказ № ______от

«____» __________2020 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по математике


для 1 класса





Учитель: Рыбакова Марина Владимировна


Высшей квалификационной категории








с.Минино, 2019 год

  1. Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по математике предназначена для обучающихся 1 класса основной общеобразовательной школы. Она разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного (начального) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 г. №1577.

- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области.

- Учебного плана МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области на 2020-2021 учебный год.

- Авторской программы (Школа России), рабочие программы к предметной линии учебников Математика1 класс в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 2019 г.

-Рабочая тетрадь 1 класс в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 2019 г.

Данный учебный предмет имеет своицели:

– развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи;

– формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

– освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры.

Общая характеристика учебного предмета

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение математики в 1 классе отводится по 4 часа в неделю 132 часа, (33 учебные недели).

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика»

Личностными результатами изучения учебного предмета «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  1. определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  2. в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  2. проговаривать последовательность действий на уроке;

  3. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  4. учиться работать по предложенному учителем плану;

  5. учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  6. учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  1. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  2. делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

  3. добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  4. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  5. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

  6. преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  1. донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  2. слушать и понимать речь других;

  3. совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения учебного предмета «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений:

  1. знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;

  2. знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;

  3. использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);

  4. сравнивать группы предметов с помощью составления пар;

  5. читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;

  6. находить значения выражений, содержащих 1-2 действия (сложение или вычитание);

  7. решать простые задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;

  8. распознавать геометрические фигуры: точку, круг, отрезок, ломаную, многоугольник, прямоугольник, квадрат, линии: кривая, прямая;

  9. в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;

  10. использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;

  11. использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;

  12. использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);

  13. выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;

  14. выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);

  15. производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;

  16. использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание);

  17. определять длину данного отрезка;

  18. читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;

  19. заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;

  20. решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.

3. Содержание программы

Общие понятия.

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления. Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами. Отношения. Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же.

Числа и операции над ними.

Числа от 1 до 10. Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счёта и мера величины. Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте. Ноль. Число 10. Состав числа 10. Числа от 1 до 20.

Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел. Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел. Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сложение и вычитание в пределах десяти. Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), - (минус), = (равно). Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания. Переместительное свойство сложения. Приёмы сложения и вычитания. Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания. Понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...», «больше на ...», «меньше на ...». Сложение и вычитание чисел в пределах 2. Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19.)

Величины и их измерение.

Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства величин. Единицы измерения величин: сантиметр, килограмм, литр.

Текстовые задачи.

Задача, её структура. Простые и составные текстовые задачи:

а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;

б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...»;

Элементы геометрии.

Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал.

Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев. Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».

Элементы алгебры.

Равенства, неравенства, знаки «=», «»; «

Занимательные и нестандартные задачи.

Числовые головоломки, арифметические ребусы. Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.

Итоговое повторение.

  1. Тематическое планирование по математике в 1 классе

п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления

8

2

Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация

28

3

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание

48

4

Числа от 11 до 20. Нумерация

16

5

Сложение и вычитание

22

6

Итоговое повторение

10

ИТОГО:

132



График контрольных работ

п/п

Наименование

Дата

Примечание

1

К.Р.№1Контрольная работа по теме: «Числа от 1 до 10 и число 0».



2

К.Р.№2Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка».



3

К.Р.№3 Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 20»



4

К.Р.№4Контрольная работа по теме «Табличное сложение и вычитание».



5

К.Р.№5Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел»






  1. Календарно-тематическое планирование

по математике в 1 классе

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

Дата

Факт

Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления (8 ч)

1

Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных).

1



2

Пространственные представления «вверху», «внизу», «справа», «слева».

1



3

Пространственные представления «раньше», «позже», «сначала», «потом», «перед», «за», «между».

1



4

Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше». ИКТ презентация

1



5

Сравнивание групп предметов. «На сколько больше? На сколько меньше?».

1



6

Сравнивание групп предметов. «На сколько больше (меньше)?». Пространственные представления.

1



7

Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления».

1



8

Закрепление по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления».

1



Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (28 ч)

9

Понятия «много», «один». Цифра 1. Письмо цифры 1.

1



10

Числа 1 и 2. Письмо цифры 2.

1



11

Число 3. Письмо цифры 3.

1



12

Числа 1, 2, 3. Знаки «+», «–», «=». Прибавить», «вычесть», «получится».

1



13

Числа 3, 4. Письмо цифры 4.

1



14

Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые
по длине».

1



15

Число 5. Письмо цифры 5.

1



16

Состав числа 5 из двух слагаемых.

1



17

Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. ИКТ презентация

1



18

Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины.

1



19

Закрепление изученного материала. Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры.

1



20

Знаки: «» (больше), «

1



21

Равенство. Неравенство.

1



22

Многоугольник.

1



23

Числа 6, 7. Письмо цифры 6.

1



24

Закрепление изученного материала. Письмо цифры 7.

1



25

Числа 8, 9. Письмо цифры 8.

1



26

Закрепление изученного материала. Письмо цифры 9.

1



27

Число 10. Запись числа 10.

1



28

Числа от 1 до 10. Закрепление изученного материала.

1



29

Сантиметр – единица измерения длины. ИКТ презентация

1



30

Увеличить на ... Уменьшить на ...

1



31

Число 0. ИКТ презентация

1



32

Закрепление изученного материала. Сложение с нулём. Вычитание нуля.

1



33

Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10 и число 0».

1



34

Закрепление изученного материала по теме: «Числа от 1 до 10 и число 0».

1



35

К.Р.№1Контрольная работа по теме: «Числа от 1 до 10 и число 0».

1



36

Анализ контрольной работы «Числа от 1 до 10 и число 0».

1



Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (48 ч)

37

Прибавить и вычесть 1. Знаки «+», «–», «=».

1



38

Прибавить и вычесть 1.

1



39

Прибавить и вычесть число 2.

1



40

Слагаемые. Сумма. ИКТ презентация

1



41

Задача (условие, вопрос).

1



42

Сопоставление задач на сложение и вычитание по одному рисунку.

1



43

Прибавить
и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц.

1



44

Присчитывание и отсчитывание по 2.

1



45

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов).

1



46

Закрепление изученного материала. Проверка знаний.

1



47

Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычислений.

1



48

Закрепление изученного материала.

Решение текстовых задач.

1



49

Закрепление по теме «Прибавить и вычесть 3». Решение текстовых задач.

1



50

Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблицы.

1



51

Сложение и соответствующие случаи состава чисел.

1



52

Решение задач на сложение и вычитание числа 3

1



53

Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть число 3».

1



54

Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть число 3».

1



55

Закрепление изученного материала. по теме «Прибавить и вычесть число 3». Проверка знаний.

1



56

Обобщение по теме «Прибавить и вычесть 1, 2, 3»

1



57

Закрепление изученного материала. Прибавить и вычесть 1, 2, 3.

1



58

Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов).

1



59

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц.

1



60

Прибавить и вычесть 4. Приёмы вычислений.

1



61

Закрепление изученного материала.

1



62

Задачи на разностное сравнение чисел.

1



63

Решение задач на разностное сравнение чисел.

1



64

Прибавить и вычесть 4.

Сопоставление и заучивание таблицы.

1



65

Решение задач по теме «Прибавить и вычесть 4»

Закрепление пройденного материала.

1



66

Перестановка слагаемых.

1



67

Перестановка слагаемых и её применение для случаев прибавления 5, 6, 7, 8, 9.

1



68

Составление таблицы вычитания и сложения 5, 6, 7, 8, 9.

1



69

Состав чисел в пределах 10. ИКТ презентация

1



70

Состав числа 10. Решение задач.

1



71

Повторение изученного материала по теме «Состав числа 10». Проверка знаний.

1



72

Связь между суммой и слагаемыми.

1



73

Связь между суммой и слагаемыми.

1



74

Решение задач. ИКТ презентация

1



75

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

1



76

Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7.

1



77

Вычитание из чисел 6, 7. Связь сложения и вычитания.

1



78

Вычитание из чисел 8, 9

1



79

Вычитание из чисел 8, 9. Решение задач.

1



80

Вычитание числа 10.

1



81

Закрепление «Вычитание чисел»

1



82

Килограмм.

1



83

Литр.

1



84

К.Р.№2Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка».

1



Числа от 11 до 20. Нумерация (16 ч)

85

Название и последовательность чисел от 10 до 20.

1



86

Название и последовательность чисел от 10 до 20.

1



87

Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц.

1



88

Дециметр. ИКТ презентация

1



89

Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц.

1



90

Чтение и запись чисел. ИКТ презентация

1



91

Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел.

1



92

Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20.

1



93

Закрепление изученного материала по теме

«Числа от 1 до 20».

1



94

Закрепление изученного материала по теме

«Числа от 1 до 20».

1



95

Закрепление изученного материала по теме

«Числа от 1 до 20».

1



96

Повторение. Подготовка к введению задач в два действия.

1



97

Решение задач «Числа от 1 до 20».

1



98

Ознакомление с задачей в два действия.

1



99

Решение задач в два действия. ИКТ презентация

1



100

К.Р.№3Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 20»

1



Сложение и вычитание (22 ч)

101

Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. ИКТ презентация

1



102

Сложение вида  + 2,  + 3.

1



103

Сложение вида + 4.

1



104

Сложение вида  + 5.

1



105

Сложение вида  + 6.

1



106

Сложение вида  + 7.

1



107

Сложение вида  + 8,  + 9.

1



108

Таблица сложения.

1



109

Решение текстовых задач, числовых выражений. ИКТ презентация

1



110

Закрепление по теме: «Сложение».

1



111

Проверка знаний по теме: «Сложение».

1



112

Приёмы вычитания с переходом через десяток.

1



113

Вычитание вида 11 – .

1



114

Вычитание вида 12 – .

1



115

Вычитание вида 13 – .

1



116

Вычитание вида 14 – .

1



117

Вычитание вида 15 – .

1



118

Вычитание вида 16 – .

1



119

Вычитание вида 17 – , 18 – .

1



120

Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание чисел».

1



121

К.Р.№4Контрольная работа по теме «Табличное сложение и вычитание».

1



122

Анализ контрольной работы

1



Итоговое повторение (10 часов)

123

Закрепление изученного материала. «Сложение и вычитание до 10».

1



124

Закрепление изученного материала. «Сложение и вычитание до 10».

1



125

Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание до 10».

1



126

К.Р.№5Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел»

1



127

Закрепление изученного материала

по теме «Сложение и вычитание до 20».

1



128

Закрепление изученного материала

по теме «Сложение и вычитание до 20».

1



129

Закрепление материала по теме «Решение задач в два действия».

1



130

Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание до 10».

1



131

Закрепление. Сложение и вычитание в пределах второго десятка.

1



132

Закрепление. Сложение и вычитание в пределах второго десятка.

1






Приложение

К.Р.№1Контрольная работа по теме: «Числа от 1 до 10 и число 0»

Работа в тетради (задания на с. 18, 19)

К.Р.№2Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка»

Вариант I Вариант II

6 + 4 10 – 4 3 + 6 6 – 2

2 + 3 3 – 2 7 + 2 9 – 7

9 + 1 1 – 0 4 + 4 10 – 9

8 + 0 8 – 5 1 + 0 6 – 0

2. Сравнить числа.

5 4 6 7 7 5 8 7

3 3 9 2 4 4 10 9

3. Решить задачу.

Около школы растёт 8 берёз, а клёнов на 2 больше. Сколько клёнов растёт около школы?


К озеру идут утки и утята: уток 5, а утят на 4 больше, чем уток. Сколько утят?

(Учащиеся записывают только решение задачи.)

4. Дополнительное задание.

На подоконнике лежали 8 зелёных помидоров. Через 3 дня они покраснели. Сколько зелёных помидоров осталось? (8 – 8 = 0.)


Кролики сидят в клетке так, что видны только их уши. Вова насчитал 5 пар ушей. Сколько кроликов в клетке? (5.)


К.Р.№3Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 20»


К.Р.№4Контрольная работа по теме «Табличное сложение и вычитание»

1) Запиши цифрами числа:

пятнадцать



тринадцать









восемнадцать



двадцать









одиннадцать



четырнадцать









шестнадцать



семнадцать



2) Запиши числа, в которых:

1 д. 8 ед. = 2 д. =

1 д. 9 ед. = 1 д. 4 ед. =

3) Запиши все двузначные числа, которые меньше 19.





















4) На рыбалке Женя и Дима поймали 10 карасей. Дима поймал 4 карася. Сколько карасей поймал Женя?

5) 13 + 3 + 0 = 19 – 10 – 6 =

15 – 5 + 8 = 16 – 6 + 5 =

17 – 4 + 2 = 18 – 5 + 4 =

11 + 7 – 6 = 12 + 8 – 7 =

6) Сравни выражения:

18 см … 1 дм 8 см 19 – 2 … 19 – 3

13 см … 1 дм 4 см 15 + 3 … 14 + 4

7) Начерти один отрезок длиной 14 см, а другой – на 2 см короче. Запиши длину второго отрезка.


К.Р.№5Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел»

Вариант I

Вариант II

1. Найдите значения выражений.

6 + 4 10 – 2

3 + 5 8 – 4

10 + 2 7 – 1

8 + 0 16 – 6

9 + 1 5 – 5

7 + 3 9 – 3

2 + 6 6 – 6

4 + 10 11 – 1

9 + 0 7 – 7

8 + 1 5 – 0

2. Представьте в виде суммы разрядных слагаемых.

12 = +

15 = +

17 = +

11 = +

13 = +

19 = +

3. Решите задачу.

На горке каталось 11 ребят, один мальчик ушёл домой. Сколько детей осталось на горке?

В пруду плавало 12 лебедей, к ним приплыл ещё один. Сколько лебедей стало?

4. Сравните числа.

5 * 4 8 * 9

3 * 13 10 * 11

6 * 6 8 * 8

6 * 3 9 * 10

15 * 5 12 * 14

7 * 7 5 * 5



5. Начертите отрезок длиной
6 см.

Ниже начертите отрезок на 2 см длиннее первого.

5. Начертите отрезок длиной
7 см.

Под ним начертите отрезок
на 2 см короче первого.

6. Дополнительные задания.

 Четыре мальчика пожали друг другу руки. Сколько всего было сделано рукопожатий?

 Линейка Незнайки короче линейки Пончика, но длиннее линейки Торопыжки.

У кого самая длинная линейка?

У кого самая короткая?