
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2018-2019 учебный год; с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Программа по математике составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с умственной отсталостью и направлена на разностороннее развитие личности. Материал программы способствует достижению обучающимися уровня знаний, необходимого для их социальной адаптации. Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель предмета – подготовка обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к овладению доступными профессионально - трудовыми навыками и их адаптация в современном обществе.
Задачи:
1. Формирование доступных обучающимся математических знаний, умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка обучающихся к овладению трудовыми знаниями и навыками.
2. Максимальное общее развитие обучающихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения.
3. Воспитание целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
Обучение математике тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Содержание материала по математике в 3 классе представлено следующими разделами:
-нумерация;
-единицы измерения величин (стоимости, длины, массы, времени), их соотношения; измерения в указанных мерах;
-арифметические действия с числами;
-арифметические задачи;
-геометрический материал.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
- развитие абстрактных математических понятий через организацию предметно – практических действий;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи и обогащение словаря;
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами:
1. Русский язык: составление и запись связных высказываний в ответах задач.
2. Чтение: чтение заданий, условий задач.
3. Изобразительное искусство: изображение геометрических фигур, чертежей, схем к задачам.
4. Ручной труд: построение чертежей, расчеты при построении.
5. СБО: решение арифметических задач, связанных с социализацией.
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью каждого урока математики. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. Решения всех видов задач записываются с наименованиями. Обязательным требованием к каждому уроку математики выдвигается организация самостоятельных работ.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 3 классе рассчитана на 170 ч. в год (5ч. в неделю):
136 ч. (4ч. в неделю) – обязательная часть Учебного плана,
34 ч. (1час в неделю) – часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
1.Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
— практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);
- способность в применении математических знаний в реальных условиях жизни, использование математических знаний в нестандартных ситуациях;
- способность к упорядочиванию во времени и пространстве своих впечатлений, связанных с явлениями окружающего мира;
-умения использовать вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером данной ситуации;
— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
2.Предметные результаты по учебному предмету «Математика»
на конец обучения в 3 классе:
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень: Обучающиеся научатся: -Знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке; откладывать числа в пределах 100, с использованием счётного материала. -Выполнять письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью. -Пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного однозначных чисел в пределах 20, знать таблицу умножения числа 2. Называть с помощью учителя компоненты и результаты сложения и вычитания, понимать названия компонентов и результатов действий умножения и деления. Пользоваться переместительным свойством умножения с помощью учителя. Уметь решать примеры в 2-3 действия, как со скобками, так и без скобок, с помощью учителя. Знать меры длины, массы, времени и стоимости. Различать числа, полученные при счете и измерении. Пользоваться календарём для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах. Определять время по часам хотя бы одним способом. Решать простые задачи. Решать составные задачи с помощью учителя. Различать прямые, кривые, ломаные линии. Вычислять длину ломаной с помощью учителя. Знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур. Знать названия элементов четырёхугольников, чертить прямоугольник (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя. Различать окружность и круг, вычерчивать окружности разных радиусов с помощью учителя.
| Достаточный уровень: Получат возможность научиться: знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке; самостоятельно откладывать любые числа в пределах 100 Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток приемами устных вычислений; Знать таблицы умножения всех однозначных чисел в пределах 20. самостоятельно использовать в своей речи названия компонентов и результатов сложения и вычитания, знать названия компонентов и результатов действий умножения и деления без использования в собственной речи. Практически пользоваться переместительным свойством умножения. Самостоятельно решать примеры в 2-3 действия, как со скобками, так и без скобок. Знать меры длины, массы, времени, стоимости и их соотношения. Различать числа, полученные при счете и измерении и записывать числа, полученные при измерении двумя мерами. Пользоваться различными табелями – календарями и отрывными календарями Определять время по часам двумя способами с точностью до 5 мин. Решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи. Самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия; Различать замкнутые, незамкнутые кривые и ломаные линии. Вычислять длину ломаной самостоятельно. Уметь узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения. Знать названия элементов четырёхугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с использованием чертежного треугольника самостоятельно. Различать окружность и круг, вычерчивать окружности разных радиусов. |
3.Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Регулятивные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-читать;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Содержание учебного предмета
Повторение. (Второй десяток).
Нумерация. Название чисел второго десятка. Числа однозначные, двузначные. Числовой ряд 1—20, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающие единицы, десяток). Счёт от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание без перехода через десяток в пределах 20.Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.Таблицы сложения и вычитания чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. Решение арифметических задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Геометрический материал: линия, отрезок, луч, угол.
Умножение и деление в пределах 20.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (×). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.
Таблица умножения числа 2. Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Сотня. Нумерация.
Нумерация чисел в пределах 100. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа чётные и нечётные.
Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.
Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания). Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.
Скобки. Действия I и II ступени.
Единицы измерения величин (стоимости, длины, массы, времени), их соотношения; измерения в указанных мерах; действия с числами, полученными при измерении величин.
Соотношение: 1 р. = 100 к. Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.
Числа, получаемые при счёте и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами).
Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год.
Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок
месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).
Арифметические задачи.
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию).
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью. Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления.
Геометрический материал.
Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка
пересечения. Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с
помощью циркуля. Четырёхугольник. Прямоугольник и квадрат.
Многоугольник. Вершины, углы, стороны.
Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущая проверка знаний, умений, навыков.
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме контрольной работы.
Итоговый контроль проводится в конце учебных четвертей и в конце года в форме контрольной работы.
При оценке предметных результатов обучающихся учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более лёгкий вариант задания.
Нормы оценивания комбинированных работ:
«5»- нет ошибок или имеется 1 негрубая ошибка.
«4» - 2-3 негрубые ошибки;
«3» - решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий;
При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Основные виды учебной деятельности | Дата |
по плану | по факту |
| Повторение. Второй десяток. (Нумерация. Геометрический материал. Числа, полученные при измерении величин.) 13 часов |
1 | Числовой ряд 1-20. Предыдущее и последующее число. | 1 | Работа с карточками, предметными картинками, устный счет. | | |
2 | Однозначные и двузначные числа. | 1 | Работа с таблицей, решение примеров. Работа со счетными палочками. | | |
3 | Разрядная таблица. Десятичный состав чисел 11-20. | 1 | Работа с таблицей, решение примеров. Работа со счетными палочками. | | |
4 | Сравнение чисел в пределах 20 | 1 | Работа с предметными картинками, сравнение предметных совокупностей, чисел, работа со счетным материалом. | | |
5 | Прибавление и вычитание 1 в пределах 20 | 1 | Прямой счет, работа со счетным материалом, решение примеров. | | |
6 | Линия, луч, отрезок. Сравнение отрезков. | 1 | Практические упражнения в измерении и сравнении отрезков, самостоятельная работа, | | |
7 | Действия с числами, полученными при измерении стоимости. | 1 | Решение практических задач по размену и замене монет, работа с карточками, математический диктант. | | |
8 | Действия с числами, полученными при измерении длины. | 1 | Работа с таблицей «Единицы длины»; математический диктант. | | |
9 | Действия с числами, полученными при измерении массы. | 1 | Работа с таблицей «Единицы массы»; математический диктант, самостоятельная работа | | |
10 | Действия с числами, полученными при измерении времени. | 1 | Работа с таблицей «Единицы времени»; математический диктант. | | |
11 | Решение задач, включающих понятия «раньше», «позже». | 1 | Работа с рисунками, схемами. Самостоятельная работа, работа с учебником | | |
12 | Контрольная работа. Нумерация в пределах 20. | 1 | | | |
13 | Работа над ошибками. Действия с числами, полученными при измерении. | 1 | Анализ ошибок, их исправление, тренировочные упражнения. | | | |
14 | Пересечение линий | 1 | | | | |
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. 35часов | |
Повторение. Сложение и вычитание без перехода через десяток. 7 часов | |
15 | Название компонентов и результатов сложения и вычитания. | 1 | Работа таблицей, счетными палочками, счет на наглядном материале, математический диктант, работа со схемой задачи. | | | |
16 | Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел в пределах 20. Переместительное свойство сложения. | 1 | |
17 | Вычитание однозначного числа из 20. | 1 | |
18 | Вычитание двузначного числа из двузначного. | 1 | |
19 | Вычитание двузначного числа из 20. | 1 | |
| Нуль компонент сложения и вычитания. | 1 | |
20 | Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении. | 1 | |
Геометрический материал. 1час | |
21 | Точка пересечения линий. | 1 | Работа с учебником, практические упражнения в пересечении линий, работа в тетради по построению | | | |
Сложение с переходом через десяток. 9 часов | |
22 | Разложение однозначного числа на 2 числа. | 1 | Работа с пособием «Состав чисел первого десятка», счетными палочками, рассматривание рисунков, счет на наглядном материале, практические упражнения, самостоятельная работа, работа с учебником Работа со схемой, рисунками к задаче Составление таблиц сложения | | | |
23 | Прибавление чисел 4,5. | 1 | |
24 | Сложение однозначных чисел с подробной записью примеров. | 1 | |
25 | Прибавление чисел 6,7. | 1 | |
26 | Решение примеров и задач на сложение в пределах 20 с подробной и краткой записью. | 1 | |
27 | Прибавление чисел 8,9. | 1 | |
28 | Составление задач по краткой записи с последующей записью решения. | 1 | |
29 | Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20. | 1 | |
30 | Решение примеров и задач на сложение в пределах 20. Углы. | 1 | |
Вычитание с переходом через десяток. 9 часов | |
31 | Вычитание чисел 2,3. | 1 | Работа с пособием «Состав чисел первого десятка», счетными палочками, рассматривание рисунков, счет на наглядном материале, практические упражнения, самостоятельная работа, работа в парах | | | |
32 | Вычитание чисел 4,5. | 1 | |
33 | Вычитание числа 6. | 1 | |
34 | Вычитание числа 7. | 1 | |
35 | Вычитание числа 8. | 1 | |
36 | Вычитание числа 9. | 1 | |
37 | Уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | |
38 | Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток». | 1 | | | | |
39 | Работа над ошибками. Четырехугольники. | 1 | Анализ ошибок, их исправление, тренировочные упражнения. | | | |
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток (все случаи). 3 часа | |
40 | Решение примеров и задач в пределах 20. | 2 | Самостоятельная работа, работа в парах, работа с учебником | | | |
41 | Найди неизвестное число | 1 | | | | |
| Скобки. Порядок действия в примерах со скобками. | 3 | | | | |
42 43 | Порядок действия в примерах со скобками. | 2 | Работа с правилом, работа с учебником, решение примеров | | | |
44 | Решение примеров и задач | 1 | |
Единицы измерения величин их соотношения; действия с числами при измерении величин. 4 часа | |
45 | Меры времени: год, месяц. Обозначение при числах. Соотношение: 1 год =12 мес. | 1 | Работа с картинками, отгадывание загадок, работа со стихотворением, решение и сравнение задач | | | |
46 | Сравнение чисел, полученных при измерении времени. | 1 | |
47 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени. | 1 | |
48 | Решение задач, содержащих понятия «раньше», «позже». | 1 | |
| Геометрический материал. | 1 | | | | |
49 | Треугольники. Углы, вершины, стороны | 1 | Работа с учебником, раздаточным материалом | | | |
Умножение и деление чисел в пределах 20. 36 часов | |
50 | Умножение как сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения. Запись и чтение действия умножения. | 1 | Работа с таблицами умножения и деления, работа с раздаточным счетным материалом, практические упражнения в осуществлении деления на равные части, самостоятельная работа в тетради, работа в парах (составление примеров на деление по примеру на умножение) Математический диктант | | | |
51 | Замена сложения действием умножения. | 1 | |
52 | Решение простых задач на сложение с последующей заменой умножением. | 1 | |
53 | Название компонентов и результата умножения в речи учителя. | 1 | |
54 55 | Умножение числа 2. | 2 | |
56 | Решение примеров и задач на умножение по 2. | 1 | |
57 | Деление на равные части. Знак деления. Чтение действия деления. | 1 | |
58 | Деление предметных совокупностей на две равные части. Решение задач. | 1 | |
59 | Деление предметных совокупностей на три, четыре равные части. Решение задач. | 1 | |
60 | Название компонентов и результата деления в речи учителя. | 1 | |
61 62 | Деление на 2 | 2 | |
63 | Взаимосвязь таблиц умножения и деления на 2. | 1 | |
64 65 | Решение примеров и задач на деление на 2. | 2 | |
66 | Геометрический материал Многоугольники. Вершины, углы, стороны. | 1 | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Вычерчивание многоугольников | | | |
67 68 | Таблица умножения числа 3. | 2 | Работа с таблицами умножения и деления, работа с раздаточным счетным материалом, математический диктант. | | | |
69 70 | Таблица деления на 3. | 2 | |
71 72 | Таблица умножения числа 4. | 2 | |
73 74 | Таблица деления на 4. | 2 | |
75 76 | Таблица умножения чисел 5и 6. | 2 | |
77 78 | Таблица деления на 5 и 6. | 2 | |
79 | Контрольная работа «Умножение и деление в пределах 20». | 1 | Самостоятельная работа | | | |
80 | Работа над ошибками. Таблицы умножения чисел 2,3,4,5 в пределах 20. | 1 | Анализ ошибок, их исправление, тренировочные упражнения. | | | |
81 | Таблицы деления на 2,3,4,5,6 в пределах 20. | 1 | Самостоятельная работа с учебником, в тетради, практические упражнения с таблицей «Год. Порядок месяцев» | | | |
82 | Меры времени. Последовательность месяцев в году. | 1 | |
83 84 85 | Умножение и деление чисел в пределах 20 (все случаи). | 3 | |
Геометрический материал 1 час | |
86 | Шар, круг, окружность. Циркуль. Построение окружности с помощью циркуля. | 1 | Работа с циркулем в тетради, упражнения в сравнении круга и окружности. | | | |
Сотня. Нумерация. 17 часов | |
Круглые десятки. 4 часа | |
87 88 | Получение и запись круглых десятков. | 2 | Работа с палочками, запись примеров на основе практических действий с палочками; упражнения в размене и замене монет. | | | |
89 | Сложение и вычитание круглых десятков | 1 | |
90 | Меры стоимости. Соотношение 1р=100 к. | 1 | |
Числа 21-100. 13 часов | |
91 | Получение двузначных чисел из десятков и единиц | 1 | Работа с учебником, в тетради. Упражнения в разложении чисел на десятки и единицы. Самостоятельная работа с учебником, работа в парах. Математический диктант | | | |
92 | Разложение двузначных чисел на десятки и единицы | 1 | |
93 | Присчитывание по1. Предыдущее и последующее число в числовом ряду 1-100. | 1 | |
94 | Отсчитывание по1. Предыдущее и последующее число в числовом ряду 1-100. | 1 | |
95 | Сравнение рядом стоящих чисел в числовом ряду. Четные и нечетные числа. | 1 | |
96 | Таблица разрядов. Место десятков и единиц в таблице разрядов. | 1 | Работа с разрядной таблицей, счетными палочками, выполнение практических упражнений | | | |
97 | Сравнение чисел по количеству разрядов. | 1 | |
98 | Сравнение чисел по количеству десятков и единиц. | 1 | |
99 100 | Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. | 2 | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. | | | |
101 | Сотня – третий разряд. Место сотни в таблице разрядов. | 1 | |
102 | Контрольная работа. Сотня. Нумерация. | 1 | | | | |
103 | Работа над ошибками. Числовой ряд 1-100. | 1 | Анализ ошибок, их исправление, тренировочные упражнения. | | | |
Единицы измерения величин их соотношения; действия с числами при измерении величин. 5 часов | |
104 | Мера длины – метр. Обзначение:1м. Соотношения: 1м.=100см., 1м=10 дм. | 1 | Практические упражнения в измерении длины предметов в классе, работа с учебником, самостоятельная работа Математический диктант. Работа с картинками, отгадывание загадок, работа с разными календарями, решение практических задач | | | |
105 | Сравнение чисел, полученных при измерении длины. | 1 | |
106 | Меры времени: сутки, час. Сравнение чисел, полученных при измерении времени. | 1 | |
107 | Меры времени. Календарь. Соотношение: 1 мес.=30 или 31 сут. | 1 | |
108 | Меры времени: год. Решение задач. | 1 | |
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. 43 часа | |
109 | Сложение круглых десятков. | 1 | Решение примеров на основе практических действий со счетным материалом, работа с учебником, самостоятельная работа в тетради. | | | |
110 | Вычитание круглых десятков. | 1 | |
111 112 | Решение примеров и задач на сложение и вычитание круглых десятков. | 2 | |
113 | Сложение двузначных и однозначных чисел | 1 | |
114 | Вычитание двузначных и однозначных чисел | 1 | |
115 | Увеличение и уменьшение двузначного числа на несколько единиц | 1 | |
116 | Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. | 1 | |
117 | Окружность и круг. Центр окружности и круга. Радиус окружности. | 1 | Работа в парах, упражнения в построении окружностей, измерении радиусов | | | |
118 | Построение окружностей разных радиусов, сравнение окружностей. | 1 | |
119 | Сложение двузначных чисел и круглых десятков. | 1 | Решение примеров на основе практических действий со счетным материалом, работа с учебником, самостоятельная работа в тетради. Решение задач на основе жизненных ситуаций | | | |
120 | Вычитание из двузначных чисел круглых десятков. | 1 | |
121 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, десятков. | 1 | |
122 | Решение задач на вычисление стоимости на основе зависимости Между ценой и количеством. | 1 | |
123 124 | Сложение двузначных чисел | 2 | |
125 126 | Вычитание двузначных чисел | 2 | |
127 | Сложение и вычитание двузначных чисел, полученных при измерении | 1 | Самостоятельная работа в тетради | | | |
128 | Контрольная работа. Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел, круглых десятков. | 1 | |
129 | Работа над ошибками. Решение составных задач в 2 действия: сложения, вычитания. | 1 | Анализ ошибок, их исправление, тренировочные упражнения. | | | |
130 | Решение составных задач в 2 действия: умножения и сложения. | 1 | Работа с рисунками, схемами, работа с учебником, со счетными палочками, решение задач на основе анализа ситуаций из жизни. Работа в парах, по карточкам | | | |
131 | Числа, полученные при измерении двумя мерами | 1 | |
132 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении и сравнение результата с крупной мерой. | 1 | |
133 | Получение в сумме круглых десятков путем сложения двузначных и однозначных чисел. | 1 | |
134 | Получение в сумме сотни путем сложение двузначных и однозначных чисел. | 1 | |
135 | Получение круглых десятков путем сложения двузначных чисел. | 1 | |
136 | Получение сотни путем сложения двузначных чисел. | 1 | |
137 | Решение составных задач в 2 действия: умножения и вычитания; сложения и деления. | 1 | |
138 | Решение примеров со скобками и без скобок. | 1 | |
139 140 | Вычитание однозначных чисел из круглых десятков. | 2 | |
141 142 | Вычитание двузначных чисел из круглых десятков. | 2 | |
143 | Уменьшение числа на несколько десятков и единиц. | 1 | |
144 | Вычитание однозначных чисел из сотни. | 1 | |
145 | Вычитание двузначных чисел из сотни. | 1 | |
146 | Вычитание чисел, полученных при измерении стоимости и длины. | 1 | |
147 | Решение простых задач на вычисление длины и стоимости. | 1 | |
148 149 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи). | 2 | |
150 | Контрольная работа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. | 1 | Самостоятельная работа | | | |
151 | Работа над ошибками. Число 0 компонент сложения и вычитания. | 1 | Анализ ошибок, их исправление, тренировочные упражнения. | | | |
Единицы измерения величин их соотношения; действия с числами при измерении величин. 6 часов | |
152 | Меры времени: сутки. Соотношение:1сут. = 24ч. | 1 | Работа с моделью часов, рассматривание рисунков с разными видами часов, установление сходства. Решение примеров и задач, соотнесение картинок с временем на часах. Самостоятельная работа | | | |
153 | Сравнение чисел, полученных при измерении времени | 1 | |
154 | Меры времени: минута. Соотношение:1ч.=60 мин. | 1 | |
155 | Определение времени по часам (прошедшее время) | 1 | |
156 | Определение времени по часам (будущее время) | 1 | |
157 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени. | 1 | |
Деление на равные части и деление по содержанию. 4 часа | |
158 | Деление на 2 и по2.Решение простых задач. | 1 | Практические упражнения в делении, работа с раздаточным материалом, работа с учебником | | | |
159 | Деление на 3 и по3.Решение простых задач. | 1 | |
160 | Деление на 4 и по 4.Решение простых задач. | 1 | |
161 | Деление на 5 и по5.Решение простых задач. | 1 | |
Действия I и II ступени. 5 часов | |
162 | Порядок действий в примерах без скобок. | 1 | Математический диктант, работа на карточках, самостоятельная работа в тетради, с учебником. | | | |
163 | Решение простых и составных задач. | 1 | |
164 | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации. | 1 | |
165 | Работа над ошибками. Действия I и II ступени. | 1 | |
166 | Умножение и деление чисел в пределах 20 | 1 | Анализ ошибок, их исправление, тренировочные упражнения. | | | |
Повторение. 4 часа | |
167 | Числовой ряд 1-100. Сравнение чисел. Присчитывание и отсчитывание по1. | 1 | Работа на карточках, самостоятельная работа в тетради, с учебником. Математический диктант Работа с моделью часов | | | |
168 | Сложение и вычитание круглых десятков. | 1 | |
169 | Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел. | 1 | |
170 | Порядок действий в примерах со скобками. | 1 | |
| Числа, полученные при измерении времени. Определение времени по часам разными способами. | 1 | |
| ИТОГО | 170 | | | | |
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы
Математика. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч./ Т.В. Алышева.:- М.: Просвещение, 2018
Литература для учителя:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы. Автор: М.Н. Перова - М.: «Просвещение», 2008.
Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2007.
Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 2016.
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2006.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Сборник контрольных работ и диктантов по математике. – М. «Астрель», 2007.
Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2000.
Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы. Коррекционное обучение. Автор-составитель: А.А. Шабанова - Волгоград: «Учитель», 2007.
Математика. Итоговые и тематические контрольные работы и тесты. Автор: Г.Н. Шевченко - Волгоград: «Учитель», 2005.
Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. - М., 2016
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2017
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000
Кружецкий В.А. Психология. - М., 2016
13 Кушнерук Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах. - Минск, 2009
Минскин В.И, От игры к знаниям. - М., 2006
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 2006
Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 2012, №2.
Перокова О.И., Сазанова Л.И. Раз, два, три - отвечай. - М., 2011
Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М., 2010
Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 2013
Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2003
Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и педагогика игры дошкольников. Под.ред.Запорожца - М.,1996
Эльконин Д.Б. Психология игры - М., 1978
Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М., 2011
Плакаты и пособия к урокам, презентации
Интернет ресурсы.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. – М., 2003.
2. Волкова С.И. Демонстрационный материал по математике. – М.: Просвещение, 2000.
3. Гимнастика для ума. Автор: Л.И. Никольская, Л.И.Тигранова - М: «Экзамен», 2007.
4. Узорова О., Нефедова У. «Самый быстрый способ выучить таблицу умножения».
АСТ. Астрель. Москва. 2008.
Литература для родителей:
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.
Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 2002, № 4 - с.4-6
Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 2007
Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 2006 - 208с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
6. Узорова О., Нефедова У. «Самый быстрый способ выучить таблицу умножения».
АСТ. Астрель. Москва. 2008г
Дидактический материал: игровой комплекс на магнитах «В городе чисел», набор предметных картинок и шаблонов геометрических фигур «Магнитная математика», отрезок натурального ряда чисел «Классный конструктор», раздаточные карточки-шаблоны «Домики» (дополнение к игровому комплексу «В городе чисел».
Демонстрационный материал: комплект таблиц «Геометрические фигуры и величины», таблицы «веселая математика», набор цифр 0-9 и знаков , демонстрационное пособие «Набор прозрачных геометрических тел с сечением (разборный); часы учебные демонстрационные.
Измерительные инструменты и приспособления: линейка классная 100 см., циркуль классный, угольник.