СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 3 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование сделано по программе УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 3 класс»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по математике для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, сборника рабочих программ («Школа России» 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011г.). Рабочая программа реализуется на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В.

В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.

Основными целями начального обучения математике являются:

• Математическое развитие младших школьников.

• Формирование системы начальных математических знаний.

• Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Общая характеристика курса.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной дея­тельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моде­лировать и объяснять количественные и пространственные отношения):

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритми­ческого мышления;

— развитие пространственного воображения;

— формирование системы начальных математических знаний и умений как применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной гра­мотности;

— развитие познавательных способностей;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины»,

«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал. Который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Планируемые результаты:

- получат представление о натуральном числе и нуле;

- научатся выполнять арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление).

- сформируется представление о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел.

- научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах тысячи;

- научатся использовать связь между компонентами и результатами арифметических действий;

- научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия;

- усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением;

-освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений.

- познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа для 3 класса предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение).

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи; моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональное; составлять план решения; производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами.

Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами. Изучение геометрического материала создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом. Совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты, выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. В процессе освоения программного материала школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий. Задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Обучение младших школьников математике основано на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь).

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоение новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение математики отводится 4 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели, на 136 учебных часов.

Содержание учебного предмета

«математика»


Числа и величины

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1000000.Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер); вместимости (литр), времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины(половина, треть, десятая, сотая, тысячная)

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.

Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел на однозначные, двузначные и трёхзначные числа. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида а+-28, 8 *в, с:2; с двумя переменными вида: а +в, а –в, а *в, с:d вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассматривании умножения 1 и 0 (1*а, 0 *с=0 и др.) Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи. Раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения (больше на (в) , меньше на (в)….». Текстовые задачи, содержащие зависимости. Характеризующие процесс движения (скорость, время, расстояние), расчёт стоимости товара (цена, количество, стоимость). Расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольники.

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических фигур (куб, пирамида, шар).

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией.

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур, и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).









































п/п

Название раздела, темы урока.

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт


ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Сложение и вычитание (продолжение) (9 ч)

1


Повторение. Нумерация чисел. Устные приёмы сложения и вычитания.

1



2


Письменные приёмы сложения и вычитания.

1



3

Решение уравнений способом подбора. Буквенные выражения.

1



4

Решение уравнений с неизвестным слагаемым.

1



5

Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым.

1



6

Решение уравнений с неизвестным вычитаемым.




7

Обозначение геометрических фигур буквами.

1



8

«Странички для любознательных».

1



9

Что узнали. Чему научились.

1




Умножение и деление (продолжение) – 56 ч

10

Конкретный смысл умножения и деления. Связь умножения и сложения.

1



11

Связь умножения и деления.

1



12

Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления с числом 2.

1



13

Таблица умножения и деления с числом 3.

1



14


Связь между величинами: цена, количество, стоимость;

1




15

Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов.

1



16


Порядок действий в числовых выражениях.

1



17

Порядок действий в числовых выражениях. Закрепление.

1



18

Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи.

1



19

Странички для любознательных.

Что узнали. Чему научились.

1



20

Проверочная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3».Тестовая форма.

1



21

Анализ проверочной работы.

Таблица умножения и деления с числом 4.

1



22

Таблица Пифагора.

1



23


Задачи на увеличение числа в несколько раз.

1




24

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

1




25

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

1



26

Таблица умножения и деления с числом 5.

1



27

Кратное сравнение чисел. Задачи на кратное сравнение чисел.

1



28

Задачи на кратное сравнение чисел.

1



29

Контрольная работа за 1 четверть

1



30

Анализ контрольной работы.

Таблица умножения и деления с числом 6.

1



31

Задачи на нахождение четвертого пропорционального.

1



32

Решение задач изученных видов.

1



33

Таблица умножения и деления с числом 7.

1



34

Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились.

1



35

Что узнали. Чему научились.

1



36

Работа над проектом «Математические сказки».

1



37

Площадь. Единицы площади.

1



38

Квадратный сантиметр.

1



39

Площадь прямоугольника.

1



40

Таблица умножения и деления с числом 8.

1



41


Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость.

1



42

Решение задач изученных видов.

1



43

Умножение и деление на 9.

1



44

Квадратный дециметр.

1



45

Сводная таблица умножения. Решение задач.

1



46

Квадратный метр.

1



47

«Странички для любознательных».

1



48

Что узнали. Чему научились.

1



49

Контрольная работа по теме «Площадь».

1



50

Анализ контрольной работы. Умножение на 1.

1



51

Умножение на 0.

1



52

Деление числа на то же самое число.

1



53

Деление нуля на число.

1



54

Решение задач и выражений.

1



55

Странички для любознательных.

1



56

Контрольная работа за 2 четверть.

1



57

Анализ контрольной работы. Доли.

1



58


Окружность. Круг.

1



59

Диаметр окружности (круга).

1



60

Решение задач и выражений.

1



61

Анализ контрольной работы. Единицы времени. Год. Месяц.

1



62

Единицы времени. Сутки.

1



63

Странички для любознательных.

Что узнали. Чему научились.

1



64

Что узнали. Чему научились

1



65

Проверочная работа. Тестовая форма.

1




Внетабличное умножение и деление (30 ч)

66

Приемы умножения и деления для случаев вида 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3.

1



67

Прием деления для случаев вида 80 : 20.

1



68

Умножение суммы на число.

1



69

Решение задач разными способами.

1



70

Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23.

1



71


Решение задач на нахождение четвертого пропорционального.

1



72

Выражение с двумя переменными.

1



73

Странички для любознательных.

1



74

Деление суммы на число.

1



75

Закрепление изученного.

1



76

Деление суммы на число. Решение задач.

1



77

Деление для случаев вида : 69 : 3, 78 : 2.

1



78

Делимое, делитель, частное. Связь между числами при делении.

1



79

Проверка деления умножением.

1



80

Прием деления для случаев вида: 87 : 29, 66 : 22.

1



81

Проверка умножения с помощью деления.

1



82

Решение уравнений.

1



83

Решение уравнений. Закрепление.

1



84

Странички для любознательных. Что узнали, чему научились.

1



85

Контрольная работа по теме «Решение уравнений».

1



86

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Деление с остатком.

1



87

Правило деления с остатком.

1



88

Деление с остатком разными способами.

1



89

Приемы нахождения частного и остатка.

1



90


Приемы нахождения частного и остатка.

1



91

Деление меньшего числа на большее.

1



92

Проверка деления с остатком.

1



93

Что узнали. Чему научились.

1



94

Контрольная работа по теме: «Внетабличное умножение и деление».

1



95

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Наши проекты «Задачи – расчёты».

1



Нумерация (13 ч)

96

Приемы устных вычислений. Тысяча.

1



97

Приемы устных вычислений. Образование и названия трёхзначных чисел.

1



98

Разряды счётных единиц.

Запись трёхзначных чисел.

1



99

Решение задач с величинами: расход в день, количество дней, общий расход.

1



100

Контрольная работа за 3 четверть.

1



101

Анализ котрольной работы. Письменная нумерация в пределах 1000.

1



102

Увеличение и уменьшение чисел в 10раз, в 100 раз.

1



103

Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.

1



104

Сравнение трёхзначных чисел.

1



105

Определение общего числа единиц, десятков, сотен в числе.

1



106

Странички для любознательных.

1



107

Единицы массы. Грамм.

1



108

Проверочная работа по теме: «Нумерация». Тестовая форма.

1



Сложение и вычитание (8ч)

109

Анализ контрольной работы.

Приемы устных вычислений в пределах 1000.

1



110

Приемы устных вычислений в случаях450+30, 380+20, 620-200.

1



111

Приемы устных вычислений в случаях 470+80, 560-90, 260+310, 670-140.

1




112

Приёмы письменных вычислений.

1



113

Алгоритм вложения трёхзначных чисел.

1



114

Виды треугольников.

1



115

Странички для любознательных.

Что узнали. Чему научились.

1



116

Взаимная проверка знаний по тесту: «Верно? Неверно?»

1



Умножение и деление (14ч)

117

Работа над ошибками, допущенными в тесте.

Приём устного умножения и деления на однозначное число.

1



118

Прием устного умножения суммы на число и деления суммы на число.

1



119

Прием нахождения частного вида: 90:30, 800:400.

1



120

Виды треугольников.

1



121

Прием письменного умножения на однозначное число.

1



122

Алгоритм письменного умножения на однозначное число.

1



123

Решение задач.

1



124

Приём письменного деления на однозначное число.

1



125

Алгоритм письменного деления на однозначное число.

1



126

Проверка деления умножением.

1



127

Знакомство с калькулятором.

1



128

Что узнали. Чему научились.

1



129

Контрольная работа за 4 четверть.

1



130

Анализ контрольной работы.

1



Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (6 ч)

131


Нумерация. Сложение и вычитание.

1




132

Умножение и деление.

1



133

Правила о порядке выполнения действий.

1



134


Задачи.

1



135

Итоговая контрольная работа.

1




136

Геометрические фигуры и величины.

1






















Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Книгопечатная продукция.

1.Моро М. И. и др. Математика. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М: Просвещение 2011г.

2. М. И. Моро и др. Математика. Учебник. 3 класс. В 2 –х частях . М: Просвещение 2013 г.

3. М. И. Моро, С. И. Волкова. Математика. Рабочие тетради. В 2 –х частях.

4. С. И. Волкова. Математика. Проверочные работы. 3 класс.

5. М. И. Моро, С. И. Волкова Для тех, кто любит математику. 3 класс.

6. М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. В. Степанова Математика. Методическое пособие. 3 класс.

7. С. И. Волкова Математика. Устные упражнения. 3 класс.

8. С. И. Волкова, О. Л. Пчёлкина. Математика и конструирование. 3 класс.

Печатные пособия.

1.М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова Математика. Комплект таблиц для начальной школы. 3 класс.

Компьютерные и информационно – коммуникативные средства.

1. Электронное приложение к учебнику «Математика».3 класс.

Технические средства обучения.

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок, таблиц.

2. Магнитная доска.

3. Персональный компьютер с принтером.

4. Ксерокс.

5. Фотокамера.

Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование.


1. Наборы счётных палочек.

2. Наборы муляжей и фруктов.

3. Набор предметных картинок.

4 Наборное полотно.

5. Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр).

6. Демонстрационная оцифрованная линейка.

7. Демонстрационный чертёжный треугольник.

8. Демонстрационный циркуль.


Оборудование класса.

1. Ученические одно – и двухместные столы с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.

4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

5. Полки для книг.

6. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.











ФИЛИАЛ  МБОУ Усожской средней общеобразовательной школы

Комаричского муниципального района Брянской области

в п. Тростенчик

«Рассмотрено и согласовано на заседании МО

Председатель МО естествен-математического цикла

_________/Герасина Л.М./

протокол № 1

от «22» августа 2017 г.

от 2010 г.


«Проверено»

Заместитель директора

МБОУ Усожской СОШ

__________/Даничкина Т.В./

«22» августа 2017 г.


«Утверждаю»

Директор

МБОУ Усожской СОШ

_____________ /В. М. Калошина/

Приказ № 164 от от

«23» августа 2017 г.



Рабочая программа

по математике

3 класс

на 2019 - 2020 учебный год







Составитель: учитель Шкиркова Л. В.







Год составления программы

2019