Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дивовская средняя общеобразовательная школа»
Мглинского района Брянской области
Рассмотрено на заседании МО протокол № __ от «____»______2019г. Руководитель МО ____________ / Афанасенко Т.П./ | «Согласовано» Зам. директора по УВР МБОУ «Дивовская СОШ» _________/ Зайцева А.Е./ «____»_______2019 год | «Утверждаю» Директор МБОУ «Дивовская СОШ» ___________ / Пузанов Е.Б. / «____»________2019 год |
Рабочая программа
по математике для 5 класса
Разработал: учитель математики
Афанасенко Татьяна Павловна
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
-авторской программы по математике для основной школы Т.А.Бурмистрова (Сборник рабочих программ 5-6 классы. Пособие для общеобразовательных организаций. Москва. «Просвящение» 2016 год.);
- Предметной линии учебников Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, 35-е издание , Москва, «Мнемозина»,2016 г. соответствует государственному образовательному стандарту основного общего образования(ФГОС ООО).
- Учебного плана МБОУ «Дивовская СОШ» на 2019-2020 учебный год, утвержденного приказом № 41-д от 02 сентября 2019 г.
- Календарного учебного графика МБОУ «Дивовская СОШ», утвержденного приказом №41 –д от 02 сентября 2019 г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение математики в 5 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития.
Личностными результатами обучения математике в 5 классе являются:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметными результатами обучения математике в 5 классе являются:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Общими предметными результатами обучения математике в 5 классе являются:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
5) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Выпускник научится:
1. Понимать особенности десятичной системы счисления;
2. Оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3. Выражать числа в эквивалентных формах записи числа, выбирая наиболее подходящую в зависимости от ситуации;
4. Сравнивать и упорядочивать натуральные числа и дроби с одинаковыми знаменателями и числителями;
5. Выполнять вычисления, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
6. Использовать понятия и умения, связанные с процентами в ходе решения задач;
7. Решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
8. Распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире отрезки, треугольники, прямые, лучи, плоскости, прямоугольники, прямоугольные параллелепипеды;
9. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда;
10. Находить значения длин линейных элементов фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
11. использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
12. вычислять площадь прямоугольников.
Выпускник получит возможность:
1. Познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями , отличными от 10;
2. Углубить и развить представление о натуральных числах как способе образования других чисел;
3. Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ ;
4. Научиться вычислять объёмы геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
5. Вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольнико
Содержание учебного курса.
1. Натуральные числа и шкалы (15 ч). Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч). Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
3. Умножение и деление натуральных чисел (27 ч). Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
4. Площади и объемы (12 ч). Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Цель: расширить представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби (23 ч). Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Цель: познакомить обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от обучающихся.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч). Десятичная дробь. Сравнение, округление, слежение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
7. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч). Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч). Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У обучающихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению и геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Китовые диаграммы дают представления обучающимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах. В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
9. Повторение. Решение задач (21 ч).
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.
Календарно-тематическое планирование по математике в 5 классе
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
| Повторение Порядок выполнения действий. | 1 | |
| Повторение. Решение текстовых задач. | 1 | |
| Обозначение натуральных чисел. Повторение. Решение текстовых задач. | 1 | |
| Обозначение натуральных чисел. | 1 | |
| Обозначение натуральных чисел. | 1 | |
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник | 1 | |
| Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. | 1 | |
| Плоскость. Прямая. Луч | 1 | |
| Плоскость. Прямая. Луч | 1 | |
10 | Шкалы и координаты | 1 | |
11 | Шкалы и координаты | 1 | |
12 | Меньше или больше | 1 | |
13 | Меньше или больше | 1 | |
14 | Меньше или больше. Подготовка к контрольной работе. | 1 | |
15 | Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа и шкалы.» | 1 | |
16. | Сложение натуральных чисел и его свойства. | 1 | |
17. | Сложение натуральных чисел и его свойства. | 1 | |
18. | Сложение натуральных чисел и его свойства. Решение задач. | 1 | |
19. | Сложение натуральных чисел и его свойства. Самостоятельная работа. | 1 | |
20 | Вычитание натуральных чисел. | 1 | |
21 | Вычитание натуральных чисел. | 1 | |
22 | Вычитание, свойства вычитания. Решение текстовых задач. | 1 | |
23 | Вычитание. Подготовка к контрольной работе. | 1 | |
24 | Контрольная работа №2: по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | |
25 | Числовые и буквенные выражения | 1 | |
26 | Числовые и буквенные выражения | 1 | |
27 | Обобщающий урок. Самостоятельная работа. Числовые и буквенные выражения. | 1 | |
28 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания. | 1 | |
29 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания. | 1 | |
30 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Самостоятельная работа. | 1 | |
31 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Обобщающий урок. | 1 | |
32 | Уравнение. | 1 | |
33 | Уравнение. | 1 | |
34 | Решение уравнений. | 1 | |
35 | Уравнения. Подготовка к контрольной работе. | 1 | |
36 | Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения. Уравнения.» | 1 | |
37 | Умножение натуральных чисел и его свойства. | 1 | |
38 | Умножение натуральных чисел и его свойства. | 1 | |
39 | Умножение натуральных чисел и его свойства. Решение задач. | 1 | |
40 | Умножение натуральных чисел и его свойства. Самостоятельная работа. | 1 | |
41 | Умножение натуральных чисел и его свойства. Решение задач. | 1 | |
42 | Обобщающий урок по теме: «Умножение натуральных чисел и его свойств.» | 1 | |
43 | Деление. | 1 | |
44 | Деление. Самостоятельная работа. | 1 | |
45 | Деление Решение задач.. | 1 | |
46 | Деление. Решение уравнений. | 1 | |
47 | Умножение и деление натуральных чисел. | 1 | |
48 | Решение текстовых задач с применением деления. | 1 | |
49 | Деление с остатком. | 1 | |
50 | Деление с остатком. Самостоятельная работа. | 1 | |
51 | Деление с остатком. Подготовка к контрольной работе | 1 | |
52 | Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 | |
53 | Упрощение выражений. | 1 | |
54 | Применение распределительного свойства умножения. | 1 | |
55 | Распределительное свойство умножения относительно сложения. | 1 | |
56 | Распределительное свойство умножения относительно вычитания. | 1 | |
57 | Решение задач на упрощение выражений. | 1 | |
58 | Порядок выполнения действий. | 1 | |
59 | Порядок выполнения действий. | 1 | |
60 | Порядок выполнения действий. Самостоятельная работа. | 1 | |
61 | Квадрат и куб числа. Степень числа. | 1 | |
62 | Квадрат и куб числа. | 1 | |
63 | Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений» | 1 | |
64 | Формулы. | 1 | |
65 | Формулы. | 1 | |
66 | Площадь. Формула площади прямоугольника | 1 | |
67 | Площадь. Формула площади квадрата. | 1 | |
68 | Единицы измерения площадей | 1 | |
69 | Единицы измерения площадей | 1 | |
70 | Единицы измерения площадей. Самостоятельная работа. | 1 | |
71 | Прямоугольный параллелепипед | 1 | |
72 | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда | 1 | |
73 | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда | 1 | |
74 | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда. Решение задач на объем. | 1 | |
75 | Контрольная работа №6 по теме «Площади и объёмы» | 1 | |
76 | Окружность и круг | 1 | |
77 | Окружность и круг | 1 | |
78 | Доли. Обыкновенные дроби | 1 | |
79 | Доли. Обыкновенные дроби | 1 | |
80 | Доли. Обыкновенные дроби. Решение задач. | 1 | |
81 | Доли. Обыкновенные дроби. Самостоятельная работа. | 1 | |
| Сравнение дробей | 1 | |
83 | Сравнение дробей | 1 | |
84 | Сравнение дробей. Самостоятельная работа. | 1 | |
85 | Правильные и неправильные дроби | 1 | |
86 | Правильные и неправильные дроби | 1 | |
87 | Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | |
88 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | |
89 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | |
90 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | |
91 | Деление и дроби. | 1 | |
92 | Деление и дроби | 1 | |
93 | Смешанные числа | 1 | |
94 | Смешанные числа | 1 | |
95 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | |
96 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | |
97 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | |
98 | Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 1 | |
99 | Десятичная запись дробных чисел | 1 | |
100 | Десятичная запись дробных чисел | 1 | |
101 | Сравнение десятичных дробей | 1 | |
102 | Сравнение десятичных дробей | 1 | |
103 | Сравнение десятичных дробей. Самостоятельная работа. | 1 | |
104 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 1 | |
105 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | |
106 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 1 | |
107 | Решение текстовых задач по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей.» | 1 | |
108 | Решение текстовых задач по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей.» | 1 | |
109 | Приближённые значения чисел. Округление чисел. | 1 | |
110 | Приближённые значения чисел. Округление чисел. | 1 | |
111 | Контрольная работа №9 по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей » Округление чисел» | 1 | |
112 | Умножение десятичных дробей на натуральное число. | 1 | |
113 | Умножение десятичных дробей на натуральное число. | 1 | |
114 | Умножение десятичных дробей на натуральное число. | 1 | |
115 | Деление десятичной дроби на натуральное число | 1 | |
116 | Деление десятичной дроби на натуральное число | 1 | |
117 | Деление десятичной дроби на натуральное число. | 1 | |
118 | Решение текстовых задач по теме: « Деление десятичной дроби на натуральное число.» | 1 | |
119 | Решение текстовых задач по теме: « Деление десятичной дроби на натуральное число.» | 1 | |
120 | Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа.» | 1 | |
121 | Умножение десятичных дробей | 1 | |
122 | Умножение десятичных дробей | 1 | |
123 | Умножение десятичных дробей. Самостоятельная работа. | 1 | |
124 | Умножение десятичных дробей. Решение задач. | 1 | |
125 | Умножение десятичных дробей. Решение задач. | 1 | |
126 | Деление на десятичную дробь | 1 | |
127 | Деление на десятичную дробь | 1 | |
128 | Деление на десятичную дробь. Самостоятельная работа. | 1 | |
129 | Деление на десятичную дробь. Решение примеров на все действия с десятичными дробями. | 1 | |
130 | Деление на десятичную дробь. Решение задач с помощью уравнений. | 1 | |
131 | Решение задач по теме: «Деление на десятичную дробь.» | 1 | |
132 | Решение задач по теме: «Деление на десятичную дробь.» | 1 | |
133 | Среднее арифметическое | 1 | |
134 | Среднее арифметическое | 1 | |
135 | Среднее арифметическое. Самостоятельная работа. | 1 | |
136 | Среднее арифметическое. Подготовка к контрольной работе. | 1 | |
137 | Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 | |
138 | Микрокалькулятор. | 1 | |
139 | Микрокалькулятор. | 1 | |
140 | Проценты | 1 | |
141 | Проценты | 1 | |
142 | Проценты. Решение задач на проценты. | 1 | |
143 | Проценты. Решение задач на проценты. | 1 | |
144 | Проценты. Подготовка к контрольной работе. | 1 | |
145 | Контрольная работа №12 по теме: « Проценты» | 1 | |
146 | Угол. Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник. | 1 | |
147 | Угол. Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник | 1 | |
148 | Угол. Прямой и развёрнутый углы. Построение углов. | 1 | |
149 | Измерение углов. Транспортир | 1 | |
150 | Измерение углов. Транспортир | 1 | |
151 | Измерение и построение углов. | 1 | |
152 | Круговые диаграммы. | 1 | |
153 | Круговые диаграммы. | 1 | |
154 | Контрольная работа №13 по теме «Инструменты для вычислений и измерений» | 1 | |
155 | Натуральные числа и шкалы. | 1 | |
156 | Натуральные числа и шкалы. | 1 | |
157 | Сложение и вычитание натуральных чисел. | 1 | |
158 | Сложение и вычитание натуральных чисел. | 1 | |
159 | Площади и объемы | 1 | |
160 | Площади и объемы. | 1 | |
161 | Обыкновенные дроби. | 1 | |
162 | Обыкновенные дроби. | 1 | |
163 | Обыкновенные дроби. Решение задач. | 1 | |
164 | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. | 1 | |
165 | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. | 1 | |
166 | Десятичные дроби. Решение задач. | 1 | |
167 | Десятичные дроби. Умножение и деление десятичных дробей. | 1 | |
168 | Десятичные дроби. Умножение и деление десятичных дробей. | 1 | |
169 | Проценты. | 1 | |
170 | Проценты. | 1 | |
171 | Проценты. Решение задач на проценты. | 1 | |
172 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
173 | Анализ итоговой контрольной работы. Решение задач. | 1 | |
174 | Резерв | 1 | |
175 | Резерв | 1 | |