Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Шахты Ростовской области
"Средняя общеобразовательная школа № 31"
(МБОУ СОШ № 31 г. Шахты)
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 31 г. Шахты
Приказ от _______________ № ______
Подпись _____________ В.И.Агибалова
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике на 2020 – 2021 учебный год.
Основное общее образование, 5 класс «Б».
Количество часов в год: 202
УМК: под ред. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко.
Учитель: Карагодина Н.И.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования с учетом преемственности с примерными программами начального общего образования по математике. В рабочей программе также учитываются доминирующие идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции – умения учиться.
Рабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС ООО, в соответствии с авторской программой А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программы: 5–9 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. М.: Вентана-Граф, 2013. — 112 с.) и ООПОО МБОУ СОШ №31.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ
Изучение математики способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;
решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
Натуральные числа
- Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел.
- Координатный луч.
- Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.
- Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.
Дроби
- Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
- Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
- Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.
- Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб.
- Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
- Решение текстовых задач арифметическими способами.
Величины. Зависимости между величинами
- Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.
- Примеры зависимости между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
- Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытия скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы.
- Уравнение. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи.
- Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков.
- Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
- Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.
- Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч.
- Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
- Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников. Окружность и круг. Длина окружности.
- Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры.
- Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры развёрток многогранников, цилиндра, конуса. Понятия и свойства объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно – тематический план. Математика 5 «Б» класс.
№ п/п | Тема программы | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ |
1 | Глава 1 Натуральные числа | 23+1 | 1+ 1(вход контрол) |
2 | Глава 2 Сложение и вычитание натуральных чисел | 38 | 2 |
3 | Глава 3 Умножение и деление натуральных чисел | 45+1 | 2+1(к.р. за 1 полугодие) |
4 | Глава 4 Обыкновенные дроби | 20 | 1 |
5 | Глава 5 Десятичные дроби | 54 | 3 |
6 | Повторение | 20 | 1 |
| Всего: | 202 | 12 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Математика. 5 «Б» класс
( 6 часов в неделю, всего 202 часа; контрольных работ 12)
Номер параграфа | Содержание учебного материала | Количество часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
| | план | факт | |
Глава 1 Натуральные числа 23+1(в.к.) |
1 | Ряд натуральных чисел | 2 | 1.09 2.09 | | Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире отрезок, прямую, луч, плоскость. Приводить примеры моделей этих фигур. Измерять длины отрезков. Строить отрезки заданной длины. Решать задачи на нахождение длин отрезков. Выражать одни единицы длин через другие. Приводить примеры приборов со шкалами. Строить на координатном луче точку с заданной координатой, определять координату точки |
2 | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел | 3 | 3.09 3.09 4.09 | |
3 | Отрезок. Длина отрезка | 5 | 7, 8, 9, 10, 11.09 | |
Диагностическая работа | 1 | 14.09 | |
4 | Плоскость. Прямая. Луч | 4 | 15,16, 17, 17.09 | |
5 | Шкала. Координатный луч | 3 | 18.09 19.09 20.09 | |
6 | Сравнение натуральных чисел | 4 | 21.09, 22.09 23.09 24.09 | |
Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 24.09 | |
Контрольная работа № 1 «Натуральные числа» | 1 | 25.09 | |
Глава 2 Сложение и вычитание натуральных чисел | 38 | | | Формулировать свойства сложения и вычитания натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул. Приводить примеры числовых и буквенных выражений, формул. Составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи. Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами действий сложения и вычитания. Решать текстовые задачи с помощью составления уравнений. Распознавать на чертежах и рисунках углы, многоугольники, в частности треугольники, прямоугольники. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур. С помощью транспортира измерять градусные меры углов, строить углы заданной градусной меры, строить биссектрису данного угла. Классифицировать углы. Классифицировать треугольники по количеству равных сторон и по видам их углов. Описывать свойства прямоугольника. Находить с помощью формул периметры прямоугольника и квадрата. Решать задачи на нахождение периметров прямоугольника и квадрата, градусной меры углов. Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии |
7 | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения | 5 | 28.09 29.09 30.09 1.10 1.10 | |
8 | Вычитание натуральных чисел | 6 | 2, 5, 6, 7, 8, 8.10 | |
9 | Числовые и буквенные выражения. Формулы | 3 | 9.10 12.10 13.10 | |
Контрольная работа № 2 | 1 | 14.10 | |
10 | Уравнение | 4 | 15, 15, 16, 19.10 | |
11 | Угол. Обозначение углов | 2 | 20.10 21.10 | |
12 | Виды углов. Измерение углов | 5 | 22, 22, 23, 26, 27.10 | |
13 | Многоугольники. Равные фигуры | 3 | 28.10 29.10 29.10 | |
14 | Треугольник и его виды | 4 | 30.10, 02, 11, 12.11 | |
15 | Прямоугольник Ось симметрии фигуры | 3 | 12.11 13.11 16.11 | |
Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 17.11 | |
Контрольная работа № 3 | 1 | 18.11 | |
Глава 3 Умножение и деление натуральных чисел | 45+ 1 (к.р. за 1 полугодие) | | |
16 | Умножение. Переместительное умножение и переместительноесвойство умножения | 5 | 21, 21, 22, 25, 26.11 19,19,20 23,24.11 | | Формулировать свойства умножения и деления натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул. Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами арифметических действий. Находить остаток при делении натуральных чисел. По заданному основанию и показателю степени находить значение степени числа. Находить площади прямоугольника и квадрата с помощью формул. Выражать одни единицы площади через другие. Распознавать на чертежах и рисунках прямоугольный параллелепипед, пирамиду. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур. Изображать развёртки прямоугольного параллелепипеда и пирамиды. Находить объёмы прямоугольного параллелепипеда и куба с помощью формул. Выражать одни единицы объёма через другие. Решать комбинаторные задачи с помощью перебора вариантов |
17 | Сочетательное распределительное свойства умножения | 4 | 25.11 26.11 26.11 27.11 | |
18 | Деление | 8 | 30.11, 1, 2, 3, 3, 4, 7, 8.12 | |
19 | Деление с остатком | 3 | 9.12 10.12 10.12 | |
20 | Степень числа | 3 | 11.12 14.12 15.12 | |
Контрольная работа № 4 | 1 | 16.12 | |
21 | Площадь. Площадь прямоугольника | 5 | 17, 17, 18, 21, 22.12 | |
Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | 23.12 | |
22 | Прямоугольный параллелепипед. Пирамида | 4 | 24.12 24.12 25.12 28.12 | |
23 | Объём прямоугольного параллелепипеда | 5 | 29.12, 30.12 13.01 14.01 14.01 | |
24 | Комбинаторные задачи | 4 | 15, 18, 19, 20.01 | |
Повторение и систематизация учебного материала | 2 | 21.01 13.01 | |
Контрольная работа № 5 | 1 | 22.01 | |
Глава 4 Обыкновенные дроби | 20 | | | |
25 | Понятие обыкновенной дроби. Нахождение дроби от числа | 6 | 25.01 26.01 27.01 28, 28.01 29.01 | | Распознавать обыкновенную дробь, правильные и неправильные дроби, смешанные числа. Читать и записывать обыкновенные дроби, смешанные числа. Сравнивать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Складывать и вычитать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Преобразовывать неправильную дробь в смешанное число, смешанное число в неправильную дробь. Уметь записывать результат деления двух натуральных чисел в виде обыкновенной дроби |
26 | Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей | 3 | 1.02 2.02 3.02 | |
27 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 2 | 4.02 4.02 | |
28 | Дроби и деление натур. чисел | 1 | 5.02 | |
29 | Смешанные числа | 6 | 8, 9, 10, 11,11,12.02 | |
Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 15.02 | |
Контрольная работа № 6 | 1 | 16.02 | |
Глава 5 Десятичные дроби | 54 | | | |
30 | Представление о десятичных дробях | 4 | 17.02 18.02 18.02 19.02 | | Распознавать, читать и записывать десятичные дроби. Называть разряды десятичных знаков в записи десятичных дробей. Сравнивать десятичные дроби. Округлять десятичные дроби и натуральные числа. Выполнять прикидку результатов вычислений. Выполнять арифметические действия над десятичными дробями. Находить среднее арифметическое нескольких чисел. Приводить примеры средних значений величины. Разъяснять, что такое «один процент». Представлять проценты в виде десятичных дробей и десятичные дроби в виде процентов. Находить процент от числа и число по его процентам |
31 | Сравнение десятичных дробей | 4 | 24.02 25.02 25.02 26.02 | |
32 | Округление чисел. Прикидки | 3 | 1.03 2.03 3.03 | |
33 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 7 | 4, 4, 5, 9, 10, 11,11.03 | |
Контрольная работа № 7 | 1 | 12.03 | |
34 | Умножение десятичных дробей | 8 | 15, 16, 17, 18,18,19.03,22.03, 1.04 | |
35 | Деление десятичных дробей | 10 | 1, 2, 5, 6, 7, 8, 8, 9, 12, 13.04 | |
Контрольная работа № 8 | 1 | 14.04 | |
36 | Среднее арифметическое. Среднее значение величины | 3 | 15.04 15.04 16.04 | |
37 | Проценты. Нахождение процентов от числа | 5 | 19.04 20.04 21.04 22, 22.04 | |
38 | Нахождение числа по его процентам | 5 | 23, 26, 27, 28, 29.04 | |
Повторение и систематизация материала | 2 | 29.04 4.05 | |
Контрольная работа № 9 | 1 | 5.05 | |
Повторение и систематизация учебного материала | 20 | | | |
Натуральные числа и шкалы | 1 | 6.05 | |
Сложение и вычитание натуральных чисел | 1 | 6.05 | |
Умножение натуральных чисел | 1 | 7.05 | |
Деление натуральных чисел | 1 | 11.05 | |
Деление с остатком. Степень числа | 1 | 12.05 | |
Числовые и буквенные выражения. Формулы | 1 | 13.05 | |
Уравнения | 2 | 13, 14.05 | |
Угол. Измерение углов. | 1 | 17.05 | |
Площадь прямоугольника. | 1 | 18.05 | |
Объём параллелепипеда. | 1 | 19.05 | |
Обыкновенные дроби | 1 | 20.05 | |
Контрольная работа № 10 «Итоговая» | 1 | 20.05 | |
Сравнение десятичных дробей. Округление чисел. | 1 | 21.05 | |
Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | 24.05 | |
Умножение и деление десятичных дробей | 1 | 25.05 | |
Нахождение процентов от числа | 1 | 26.05 | |
Нахождение числа по его процентам | 2 | 27.05 27.05 | |
Итоговый урок | 1 | 28.05 | |
Лист корректировки рабочей программы.
Согласно федеральному базисному учебному плану количество часов математики в 5 классе составляет 210(6 часов в неделю).
Согласно годовому календарному учебному графику МБОУ СОШ №31 на 2020-2021 учебный год рабочая программа по математике в 5 «Б» классе рассчитана на 207 часов.
В соответствии с расписанием учебных занятий на 2020-2021 учебный год и производственным календарём на 2020 и 2021 годы, в связи с выпадением праздничных дней (22.02,23.02, 08.03, 03.05, 10.05), скорректировать общее количество учебных часов в сторону уменьшения на 202 часа, что не отразится на выполнении учебной программы по предмету «Математика» в 5 «Б» классе .