СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике в 4 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по математике разработана на основе ФГОС начального образования и авторской программы М.И.Моро, А.М. Бантова и др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике в 4 классе»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

  2. Примерной программы по математике начального общего образования,

  3. Авторской программы« Математика» 4 класс, авторов М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В Степанова , Москва, "Просвещение", 2012г.,

  4. Календарного учебного графика ОУ на 2014 – 2015 уч.г.


Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.

  • Формирование системы начальных математических знаний.

  • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.


Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

— развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;

— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

— развитие познавательных способностей;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— формирование критичности мышления;

— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.

УМК:

Учебник: Математика 2 части. 4 класс, Москва «Просвещение» 2014 год., Автор: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова.

Рабочая тетрадь: Автор: М.И. Моро, С.И. Волкова, Москва «Просвещение» 2014 год.

Программа рассчитана на 136ч в год, 4ч в неделю

Программа ориентирована на учащихся 4 класса, базовый уровень

Общая характеристика учебного предмета:

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.


Место учебного предмета в учебном плане:

Количество часов:

По программе: в год - 136 ч., в неделю – 4 ч. По учебному плану: в год - 136 ч., в неделю – 4 ч.,

На предмет «Математика» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе), в т.ч.

Контрольная работа – 11ч.

математический диктант – 16ч.

контрольный устный счет – 9ч.

Проект – 2 ч.

ЗТФ – 4ч.


Ценностные ориентиры содержания «Математика»:

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Числа и величины

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).


Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).


Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.


Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.


Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).


Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).


Организация обучения

Формы организации обучения: коллективная, индивидуально-ориентированная, групповая, работа в парах.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), проблемный, частично- поисковый, наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций).

Технологии обучения: личностно-ориентированное развивающее обучение, процессуальный мониторинг, ИКТ.

Результаты обучения

Формы проверки и оценки результатов обучения:

Текущий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, внешний контроль.

Промежуточный контроль: самоконтроль, внешний контроль.

Итоговый контроль: внешний контроль.

Способы проверки и оценки результатов обучения:

Текущий контроль: устный счет, математические и графические диктанты, проверочная работа.

Промежуточный: контрольная работа.

Итоговый контроль: задание в тестовой форме.

Средства проверки и оценки результатов обучения:

Комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки)


Ориентирована на учащихся 4-го класс, базовый уровень

Учащиеся 4 класса способны адекватно воспринимать устную речь и использовать ее содержание с целью выполнения учебного задания. Темп деятельности – средний. Знают последовательность и названия чисел в пределах 1000. 62% учащихся класса понимают взаимосвязь между компонентами, находят неизвестный компонент, 50% безошибочно определяют порядок действий (со скобками и без них), все умеют выполнять действия с многозначными числами. При решении практических задач затрудняются 50% учащихся, у учащихся ещё недостаточно сформированы общеучебные умения. Учащиеся класса умеют сотрудничать, договариваться, работать в группах, составлять план действий. Трудность проявляется при нахождении оригинальных решений учебных и практических задач. Учащиеся способны искать решения поставленных задач. Наиболее приемлемые методы обучения в данном классе – это исследовательский, частично-поисковый


СТРУКТУРА КУРСА И КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ






Содержание программы.

Кол-во часов.

Контроль-

ная работа

Контроль-ный устный счет

Тест

Математический диктант




ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 (Повторение)

13ч.

2 (1А)

-


1

ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000.

Нумерация.

11ч.

1

1

1

1

Величины.

18ч.

1

1

1

2

Сложение и вычитание.

11ч.

1

-


1

Умножение и деление.

71ч.

5 (1А)

5

2

10

Систематизация и обобщение всего изученного

12ч.

1

2


1

Всего:

136ч.

12 (2А)

9

4

16


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

п/п


Тема

Сроки

Проведе

ния

Коррек

тировка

дат


источники

1

К/р №1. Входная контрольная работа за курс 3 класса.

18.09


Административная

2

К/р №2 « «Нумерация чисел, которые больше тысячи».

9.10


Учебник «Математика» класс, часть 1, авторы: Моро М.И., Бантова М.А., БельтюковаГ.В.,.

С.32-33

3

К/р №3«по итогам 1четверти . Решение задач и выражений изученных видов).

28.10


См. приложение

4

К/р №4«Проверим себя и оценим свои достижения по теме : «Величины» .

19.11


В.Т.Голубь. Тематический контроль знаний уч-ся. 4 класс стр. 17-20 (1 и 2 вариант)

5

К/р №5: «Сложение и вычитание многозначных чисел».

8.12



6

К/р №6. Административная контрольная работа по итогам первого полугодия «Решение задач и выражений изученных видов».

18.12


Административная

7

К/р №.7 « Письменное умножение» (45 мин).

5.02


См. приложение

8

К/р№8 «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». ЗТФ

2.03


В.Т.Голубь. Тематический контроль знаний уч-ся. 4 класс стр. 43-46 (2 и 3 вариант)

9

К/р№9 Контрольная работа по итогам III четверти. «Решение задач и выражений изученных видов».

18.03.


См. приложение

10

К/р№ 10 «Деление на трёхзначное число».

5.05


Учебник «Математика» 4 класс, часть 2, авторы: Моро М.И., Бантова М.А., БельтюковаГ.В.,.

С.38-39

11

Административная. к/р №11 работа по итогам года (45 мин).

12.05


Административная

12

Краевая контрольная работа

По приказу



13

ЗТФ №1 « Нумерация»

7.10


См. приложение

14

ЗТФ №2 «Величины»

3.12


См. приложение

15

ЗТФ №3 «Умножение»

24.12


См. приложение

16

ЗТФ №4 «Деление на двузначное число»

9.04


См. приложение

Программа направлена на формирование универсальных учебных действий.

Личностные результаты

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».


Предметные результаты

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).


Планируемые результаты обучения

В результате изучения курса по разделам ученик должен:

НУМЕРАЦИЯ

Знать:

* название и последовательность чисел в натуральном ряду;

* как образуется каждая следующая счётная единица, название и последовательность классов.

Уметь:

* читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки (больше),

* представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.

Знать:

  • название и обозначение арифметических действий, название компонентов и результата каждого действия;

  • связь между компонентами и результатом каждого действия;

  • основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);

  • правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;

  • таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.

Уметь:

  • записывать и выделять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);

  • находить числовые значения буквенных выражений вида а +_3, 8 х k, b:2,а+_b, c x d, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;

  • выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

  • выполнять письменные вычисления, делать проверку вычислений;

  • решать уравнения вида а+_60=320, 125+ а=750, 2000- а=1450, а х12=2400, а:5=420,600:а=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

  • решать задачи 1-3 действия.

ВЕЛИЧИНЫ

Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их изменений.

Знать:

  • единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин

  • связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, время, скорость, путь при равномерном движении и др..

Уметь:

  • находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);

  • находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

  • узнавать время по часам;

  • выполнять арифметические действия с величинами;

  • применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Иметь представление о названиях геометрических фигур: точка, линия ( прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы ( вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник ( квадрат),угол, круг, окружность, центр, радиус.

Знать:

виды углов: прямой, острый, тупой;

определение прямоугольника (квадрата);

виды треугольников;

свойство противоположных сторон прямоугольника.

Уметь:

строить заданный отрезок;

строить по клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам.





КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



ПРИМЕЧАНИЕ: * математический диктант проводится один раз в

неделю, один раз в 2 недели с занесением отметки в журнал;

* контрольный устный счёт оценивается 1 раз в месяц

с выставлением отметки в журнал.

ОБОЗНАЧЕНИЯ: МД - математический диктант

КУС - контрольный устный счёт

КР - контрольная работа

АКР - административная контрольная работа

ЗТФ - задания в тестовой форме

*использование мультимедиаресурсов



п/п

СОДЕРЖАНИЕ

Вид контроля


Дата

Коррек

тируемая дата

Числа от 1 до 1000 (продолжение) 13 ч


Цель: Повторение и систематизация знаний об образовании трехзначных чисел и их разрядного состава

Задачи:

-Повторить образование трехзначных чисел и их разрядный состав;

-Развивать умения находить числа в натуральном ряду, используя понятия предыдущие, последующие числа, сравнивая их; умение выполняет письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число).

- Воспитывать самостоятельную организацию учебной деятельности.

Универсальные учебные действия

Создание условий для формирования следующих умений:

1. Личностные:

*воспринимать окружающий мир, понимать значение математики в жизни и деятельности человека;

* формировать восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности ;

* формировать навыки в проведении контроля и самоконтроля.

2. Метапредметные:

2.1. Регулятивные –

* находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме. использовать математические термины, символы, знаки.

*проводить пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно ;

*делать выводы о математических объектах и их свойствах.

2.2. Познавательные –

*фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково– символической форме,

* использовать правила при работе с учебником;

* устанавливать закономерности;

2.3. Коммуникативные

* работать в паре, группе, оценивать правильность высказы­вания товарища,

* понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко высказывать свои оценки и предложения;

* принимать изученные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

3. Предметные:

* выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000,;

* сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять суммой разрядных слагаемых

* применять алгоритм письменного сложения, вычитания, умножения и деления чисел.

* вычислять площадь прямоугольника; выражать площади объектов в разных единицах площади, использовать соотношения между ними.

* решать: - текстовые задачи на умножение и деление;

Характеристика деятельности учащихся:

Читать и строить столбчатые диаграммы.

Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000,

используя различные приемы устных вычислений.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Применять алгоритм письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000.

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника

Использовать различные приемы для устных вычислений..

Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.

Использовать различные приемы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора


1

Нумерация. Счёт предметов. Разряды.


1.09


2

Четыре арифметических действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий.


2.09


3

Сложение. Нахождение суммы нескольких слагаемых


3.09


4*

Вычитание трёхзначных чисел вида: 804-467.


4.09


5*

Приёмы письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные.


8.09


6

Приёмы письменного деления на нуль и единицу. Математический диктант

МД

9.09


7

Деление трёхзначного числа на однозначное


10.09


8

Деление трёхзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль.


11.09


9

Диаграммы


15.09


10

Повторение. Что узнали? Чему научились?


16.09


11

Взаимная проверка знаний. Помогаем друг другу сделать шаг к успеху


17.09


12

Входящая контрольная работа №1за курс 3 класса. (45 мин).

КР

18.09


13

«Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Арифметические действия.


22.09


Числа, которые больше 1000 (Нумерация 11 ч)


Цель: Формирование умения читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000.

Задачи:

-Формировать умение читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000; умение представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

-Развивать умение записывать результат сравнения, используя знаки «больше», «меньше», «равно».

-Воспитывать ответственность, дисциплинированность.

Универсальные учебные действия

Создание условий для формирования следующих умений:

1. Личностные:

*воспитывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

* развивать мотивацию учебной деятельности и личного смысла учения, заинтересовывать в приобретении и расширении знаний и способов действий . творческого подхода к выполнению заданий.

* формировать навыки в проведении контроля и самоконтроля.

2. Метапредметные:

2.1. Регулятивные –

* развивать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить

средства и способы её осуществления.

* планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2.2. Познавательные –

*фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково– символической форме,

* использовать различные способы поиска информации (справочные источники, интернет и т.д), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации;

* устанавливать закономерности;

2.3. Коммуникативные

* готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

*определять общую цель и путь её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

3. Предметные:

*использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений для оценки их количественных и пространственных отношений.

* применять алгоритм письменного сложения, вычитания, умножения и деления чисел.

* вычислять площадь прямоугольника; выражать площади объектов в разных единицах площади, использовать соотношения между ними.

* решать текстовые задачи на умножение и деление;

Характеристика деятельности учащихся:

Считать предметы десятками, сотнями, тысячами .

Читать и записывать любые числа в пределах миллиона.

Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых.

Выделять в числе единицы каждого разряда.

Определять и называть общее количество единиц любого разряда.

Сравнивать числа по классам и разрядам.

Упорядочивать заданные числа.

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней элементы.

Оценивать правильность составления числовой последовательности.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки.

Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100 и 1000 раз.

Собрать информацию о своем городе и на этой основе создать математический справочник «Наш город в числах».

Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач.

Сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

Составлять план работы.

Анализировать и оценивать результаты работы.



14*

Новые счётные единицы. Класс единиц и класс тысяч. Математический диктант

МД

23.09


15

Чтение чисел и сравнение. Значение цифры в записи числа.


24.09


16

Запись чисел. Значение цифры в записи числа


25.09


17

Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.


29.09


18

Увеличение (уменьшение) числа в 10,100,1000 раз.

Контрольный устный счет

КУС

30.09


19

Нахождение общего количества единиц определённого разряда в данном числе.


1.10


20

Класс миллионов и класс миллиардов.


2.10


21

Повторение: что узнали? Чему научились? ЗТФ №1 «Нумерация чисел» (15 мин)

ЗТФ

6.10


22

Страничка для любознательных. Знакомство с проектом «Математический справочник».


7.10


23

Контрольная работа №2 по теме: «Нумерация чисел, которые больше тысячи».

КР

8.10


24

Работа над ошибками. Закрепление по теме «Нумерация»


9.10



Величины 18 ч


Цель: Формирование представлений о величинах.

Задачи:

-Формировать умение называть единицы величин, общепринятые их обозначения: длина, площадь, масса, время;

-Устанавливать соотношения между единицами каждой из величин: длина, площадь, масса, время

-Сравнивать величины по их числовым значениям;

- Научить выражать данные величины в различных единицах;

-Развивать умение устанавливать связи между величинами: цена, количество, стоимость; время, скорость, путь при равномерном движении, применять к решению текстовых задач знания изученных зависимостей между величинами: цена, количество, стоимость; время, скорость, путь при равномерном движении ,выполнять арифметические действия с величинами: сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин.

-Воспитывать ответственность к порученному делу, дисциплинированность.

Универсальные учебные действия

Создание условий для формирования следующих умений:

1. Личностные:

*использовать в учебной деятельности рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

* развивать мотивацию учебной деятельности и личного смысла учения, заинтересовывать в приобретении и расширении знаний и способов действий . творческого подхода к выполнению заданий.

* самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

2. Метапредметные:

2.1. Регулятивные –

*овладеть способами выполнения заданий творческого и поискового характера;

* развивать способности использовать знаково- символические средства представления информации для создания моделей изучения объектов и процессов, схем решения учебно– познавательных процессов.

* планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2.2. Познавательные –

*фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково– символической форме,

* использовать различные способы поиска информации (справочные источники, интернет и т.д), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации;

*ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи, делать выводы, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

2.3. Коммуникативные

*читать вслух и про себя тексты учебников и отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

* готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

*определять общую цель и путь её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

3. Предметные:

*овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме, записи и выполнения алгоритмов.

* знать единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами

каждой из этих величин

* знать связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, время, скорость, путь при

равномерном движении и др..

* уметь находить площадь прямоугольника ( квадрата), зная длины его сторон;

* уметь узнавать время по часам;

* уметь выполнять арифметические действия с величинам;

* уметь применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.


Характеристика деятельности учащихся:

Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношение между ними.

Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения.

Сравнивать значения площадей разных фигур.

Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношение между ними.

Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку.

Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношение между ними.

Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким).

Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе,

упорядочивать их.

Переводить одни единицы времени в другие.

Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их.

Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события.


25

Единицы длины. Километр. Таблица единиц длины.

Математический диктант

МД

13.10


26

Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр.


14.10


27

Таблица единиц площади.


15.10


28

Измерение площади фигуры с помощью палетки.


16.10


29

Единицы массы.


20.10


30

Тонна. Центнер. Таблица единиц массы.


21.10


31

Единицы времени. Контрольный устный счет

КУС

22.10


32

Сутки. Время от 0 до 24 часов.


23.10


33

Контрольная работа №3 по итогам 1-ой четверти. Решение задач и выражений изученных видов (45 мин).

КР

27.10


34

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Решение задач.


28.10


35

Единицы времени.


29.10


36

Единицы времени. 24-часовое исчисление времени суток


30.10


37

Задачи на нахождение начала, продолжительности и конца событий.


10.11

2 четверть

38

Единица времени – секунда.


11.11


39

Век – единица времени. Математический диктант

МД

12.11


40

Таблица единиц


13.11


41

Повторение: Что узнали? Чему научились?


17.11


42

Контрольная работа №4 Проверим себя и оценим свои достижения по теме : «Величины» (45мин.)

КР

18.11



Сложение и вычитание. 11 ч


Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме сложение и вычитание чисел в пределах 1000

Задачи:

- Обобщить и систематизировать знания по теме сложение и вычитание чисел в пределах 1000;

-Формировать умения в установление связи между компонентами и результатами каждого действия; вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия со скобками и без них;

- Развивать умение выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста.

-Воспитывать самостоятельность.

Универсальные учебные действия

Создание условий для формирования следующих умений:


1. Личностные:

*стремление к здоровому образу жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат;

* развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

* самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

2. Метапредметные:

2.1. Регулятивные –

* учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.;

* находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме. использовать математические термины, символы, знаки.

* планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2.2. Познавательные –

*овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления, аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

* использовать различные способы поиска информации (справочные источники, интернет и т.д), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации;

2.3. Коммуникативные

* готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

*определять общую цель и путь её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

3. Предметные:

* уметь выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи. Выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать. Распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами. схемами, графиками.

* находить числовые значения буквенных выражений вида а +_3, 8 х k, b:2,а+_b, c x d, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;

* выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

* выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, делать проверку вычислений;

* решать уравнения вида а+_60=320, 125+ а=750, 2000- а=1450, а х12=2400, а:5=420,600:а=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

Характеристика деятельности учащихся:

Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание).

Выполнять сложение и вычитание значений величин.

Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их.

Выполнять задания творческого и поискового характера, при­менять знания и способы действий в изменённых условиях.

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

43

Устные и письменные приёмы вычислений.


10.11


44

Вычитание с переходом через несколько разрядов.


20.11


45

Нахождение неизвестного слагаемого.


24.11


46

Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого.


25.11


47

Нахождение нескольких долей целого . Математический диктант

МД

26.11


48

Нахождение нескольких долей целого


27.11


49

Решение задач на сложение и вычитание с многозначными числами.


1.12


50

Сложение и вычитание величин. ЗТФ №2 «Величины» (15 мин)

ЗТФ

2.12


51

Обобщение по теме: « Сложение и вычитание многозначных чисел».


3.12


52

Контрольная работа №5 по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел». (45 ч.)

КР

4.12


53

Работа над ошибками. Арифметические действия.



8.12



Умножение и деление 71 ч


Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме умножение и деление чисел в пределах 1000

Задачи:

- Обобщить и систематизировать знания по теме умножение и деление чисел в пределах 1000;

-Развивать умение при выполнении письменных вычислений: сложение и вычитание

многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное

число;

- решать уравнения.

-воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности.


Универсальные учебные действия

Создание условий для формирования следующих умений:

1. Личностные:

*воспитывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

* развивать мотивацию учебной деятельности и личного смысла учения, заинтересовывать в приобретении и расширении знаний и способов действий . творческого подхода к выполнению заданий.

* формировать навыки в проведении контроля и самоконтроля.

2. Метапредметные:

2.1. Регулятивные –

* развивать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить

средства и способы её осуществления.

* планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2.2. Познавательные –

*фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково– символической форме,

* использовать различные способы поиска информации (справочные источники, интернет и т.д), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации;

* устанавливать закономерности;

2.3. Коммуникативные

* готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

*определять общую цель и путь её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

3. Предметные:

*использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений для оценки их количественных и пространственных отношений.

* * выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

* выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число; проверку

вычислений

* записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия как со скобками так

и без них;

* находить числовые значения буквенных выражений вида 8 *k, b : 2, с * d, к : n при заданных числовых значениях входящих в них букв

* решать уравнения вида х * 12 = 2400, х *: 5 = 420, 600 : х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

* решать задачи в 1-3 действия.

Характеристика деятельности учащихся:

Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное).

Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Моделировать взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие.

Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

Выполнять устно и письменно умножение на числа оканчивающиеся нулями.

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника.

Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

Выполнять деление с остатком на 10,100, 1000.

Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположном направлении.

Систематизировать и собирать информацию по разделам.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Анализировать и оценивать результаты работы.

Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число.

Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление.

Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением.

Распознавать и называть геометрические тела : куб, шар, пирамида (изготавливать модели).

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара.


54

Умножение на однозначное число. Контрольный устный счет

КУС

9.12


55

Приёмы письменного умножения.


10.12


56

Умножение но 0 и1.


11.12


57

Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями.


15.12


58

Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. Математический диктант

МД

16.12


59

Деление на однозначное число.


17.12


60

Административная контрольная работа №6 за I полугодие. «Решение задач и выражений изученных видов»

АКР

18.12







61

Работа над ошибками. Письменное умножение.


22.12


62

Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначное число. ЗТФ №3 «Умножение» (15 мин)

ЗТФ

23.12


63

Письменные приёмы деления.


24.12


64

Решение задач в косвенной форме на увеличение (уменьшение) в несколько раз.


25.12


65

Задачи на пропорциональное деление


12.01

3четверть

66

Краткая запись деления столбиком. Математический диктант

МД

13.01


67

Закрепление знаний о действиях с многозначными числами. Контрольный устный счет

КУС

14.01


68

Повторение: Что узнали? Чему научились?


15.01


69

Скорость. Время. Расстояние.


19.01


70

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.


20.01


71

Решение задач на движение. Составление схем.


21.01


72

Задачи на движение. Математический диктант

МД

22.01


73

Умножение числа на произведение


26.01


74

Письменное умножение чисел, оканчивающихся нулями.


27.01


75

Умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями.


28.01


76

Умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями.


29.01


77

Решение задач на встречное движение. Математический диктант

МД

2.02


78

Перестановка и группировка множителей.


3.02


79

Контрольная работа №7 по теме : « Письменное умножение» (45 мин).

КР

4.02


80

Работа над ошибками. Страничка для любознательных. Помогаем друг другу сделать шаг к успеху


5.02


81

Деление на числа, оканчивающиеся нулями. Деление числа на произведение. Контрольный устный счет

КУС

9.02


82

Деление числа на произведение.


10.02


83

Деление с остатком на 10, 100, 1000. Математический диктант

МД

11.02.


84

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального


12.02


85

Письменное деление не числа, оканчивающиеся нулями.


16.02


86

Деление на числа, оканчивающиеся нулями.


17.02


87

Письменное деление не числа, оканчивающиеся нулями.


18.02


88

Решение задач на движение в противоположных направлениях.


19.02


89

Закрепление навыков при решении задач в противоположных направлениях.


24.02


90

Повторение: Что узнали? Чему научились? Математический диктант

МД

25.02


91

Контрольная работа №8 по теме : «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями».

КР

26.02


92

Работа над ошибками. Умножение многозначных чисел.


2.03


93

Проект: «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий.


3.03


94

Умножение числа на сумму. Контрольный устный счет

КУС

4.03


95

Устные приёмы умножения вида 12*15, 40*32.


5.02


96

Письменное умножение на двузначное число.


10.03


97

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.


11.03


98

Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.


12.03


99

Письменное умножение на двузначное число. Математический диктант.

МД

16.03


100

Контрольная работа №9 по итогам III четверти. Решение задач и выражений изученных видов.

КР

17.03


101

Работа над ошибками. Письменное умножение на трёхзначное число.


18.03


102

Умножение трёхзначного числа на число, где есть нуль в некоторых разрядах.


19.03


103

Письменное умножение на трёхзначное число. Решение задач.


30.03

4 четверть

104

Письменное деление с остатком на двузначное число.


31.03


105

Деление на двузначное число. Алгоритм деления на двузначное число.


1.04


106

Проверка деления на двузначное число умножением.


2.04


107

Способы деления на двузначное число. Математический диктант

МД

6.04


108

Деление на двузначное число(цифра частного находится подбором).


7.04


109

Письменное деление на двузначное число. Тест по теме: «Деление на двузначное число».20 мин

ЗТФ

8.04


110

Работа над ошибками. Деление многозначных чисел.


9.04


111

Деление на двузначное число. Контрольный устный счет

КУС

13.04


112

Деление на двузначное число, где в записи частного есть нули.


14.04


113

Деление на двузначное число, где в записи частного есть нули. Закрепление.


15.04


114

Повторение: Что узнали? Чему научились?


16.04


115

Письменное деление на трёхзначное число. Алгоритм деления на трёхзначное число


20.04


116

Случаи деления на трёхзначное число.


21.04


117

Деление с остатком. Математический диктант

МД

22.04


118

Разные способы решения задач.


23.04


119

Деление на трехзначное число с остатком.


27.04


120

Краевая контрольная работа

ККР

28.04


121

Проверка умножения делением. Контрольный устный счет

КУС

29.04


122

Обобщение, закрепление по теме: «Умножение и деление».


30.04


123

Контрольная работа №10 по теме «Деление на трёхзначное число».

КР

4.05


124

Работа над ошибками. Порядок арифметических действий в числовых выражениях. Математический диктант

МД

5.05


Итоговое повторение-12 ч

Цель: Систематизация и обобщение знаний учащихся по изученному курсу.

Задачи: -Систематизировать и обобщить знания учащихся по изученному курсу.

- Развивать умение выполнять арифметические действия с числами и величинами.

- Воспитывать самостоятельную деятельность, взаимопомощь.


Универсальные учебные действия

Создание условий для формирования следующих умений:

  1. Личностные:

*освоение личностного смысла учения, желания учиться

* ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

* уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов

2. Метапредметные:

2.1. Регулятивные –

* корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

* планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2.2. Познавательные –

* сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу,

* анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

* ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала

2.3. Коммуникативные

* готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

*определять общую цель и путь её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

3. Предметные:

*использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений для оценки их количественных и пространственных отношений.

* * выполнять устные вычисления в пределах 1000 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

* выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число; проверку

вычислений

* записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия как со скобками так

и без них;

компонентами и результатами действий;

* решать задачи в 1-3 действия.

Характеристика деятельности учащихся:

Выполнять письменное сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел ..

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника.

Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

Выполнять деление с остатком на 10,100, 1000.

Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположном направлении.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Анализировать и оценивать результаты работы.

Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.

Распознавать и называть геометрические тела : куб, шар, пирамида (изготавливать модели).





125

Повторение темы: « Нумерация». Римская нумерация.


6.05


126

Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.


7.05


127

Административная контрольная № 11 работа по итогам года (45 мин).

АКР

11.05


128

Работа над ошибками. Умножение и деление, их компоненты. Свойства умножения.


12.05


129

Правила о порядке выполнения действий. Решение выражений по действиям. Контрольный устный счет

КУС

13.05


130

Повторение темы: « Величины». Математический диктант

МД

14.05


131

Порядок выполнения действий в выражениях с величинами.


18.05


132

Арифметические действия. Сложение и вычитание.


19.05


133

Решение выражений с величинами.


20.05


134

Административный контроль. Разные виды и способы решения задач.


21.05


135

Решение задач разными способами.


25.05


136

Арифметические действия. Умножение и деление.


26.05





ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ



ПЕРЕЧЕНЬ:


1.Обязательный минимум содержания, определенный приказом от 5 марта 2004 г. N 1089


2.Методические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента стандарта общего образования.


СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ

  • "Поурочные разработки по математике", автор О.И.Дмитриева, Издательство– Москва «ВАКО» 2013 г.;

  • Технологические карты уроков по учебнику математика М.И.Моро. 2013 Издательство – Москва «Просвящение» 2014 г.;

  • "Самостоятельные и контрольные работы по математике", автор М.В.Беденко Москва "Вако" 2013 Издательство – Москва «ВАКО» 2013 г.;

  • Математика, 4 класс. Тесты. Дидактические материалы. М.Г.Ракитина. М.: Айрис пресс, 2007

  • "Итоговые тесты по математике", 4 класс. О.В.Узорова. М.: АСТ: Астрель, 2014

  • Тематический тестовый контроль по математике в начальной школе. Н,Г,Кувашова. - Волгоград: Издательство "Учитель" 2013


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ УЧАЩИМСЯ

  • Рабочие тетради по математике к учебнику "Математика, 4класс", автор М.И.Моро. Издательство – Москва «Просвящение» 2014 г.;

  • Правила и упражнения по математике. 4 класс. - Издательский Дом "Литера", 2009 г. (Серия "Мудрая сова")


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ,

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения

Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверк

Табель-календарь на текущий год

Цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса математики)

Шкаф для хранения таблиц

Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 10

Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 20

, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 100

Демонстрационная таблица умножения, магнитная или иная; карточки с целыми

числами от 0 до 100; пустые карточки и пустые полоски с возможностью письма на них

Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 10

Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 20

Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 100

Счетный материал от 0 до 100

Настольные развивающие игры

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Подставки для книг, держатели для карт и т.п.

Занимательные задания по математике для 1-4 класса.



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО  МАТЕМАТИКЕ

Работа, состоящая из примеров:

Отметка "5" – без ошибок.

Отметка "4" – 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.

Отметка "3" – 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.

Отметка "2" – 4 и более грубых ошибки.


 Работа, состоящая из задач

Отметка "5" – без ошибок.

Отметка "4" –1-2 негрубые ошибки.

Отметка "3" –1 грубая и 3-4 и более негрубых ошибки.

Отметка "2" – 2 и более грубых ошибки.


Комбинированная работа:

Отметка "5" – без ошибок.

Отметка "4" – 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.

Отметка "3" – 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения должен быть верным.

Отметка "2" – 4 и более грубых ошибки.

 

Контрольный устный счет:

Отметка "5" – без ошибок.

Отметка "4" – 1-2 ошибки.

Отметка "3" – 3-4 ошибки.

Отметка "2" – 5 и более ошибок.

 Грубые ошибки:

1.Вычислительные ошибки в примерах и задачах.

2.Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.

3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).

4. Не решена до конца задача или пример.

5. Невыполненное задание.

Негрубые ошибки:

1.  Нерациональный прием вычислений.

2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.

3. Неверно сформулированный ответ задачи.

4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).

5. Не доведение до конца преобразований.

   За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

    За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже "3".

Комбинированная работа (одна задача, примеры и задание другого вида)

«5» — работа выполнена безошибочно и нет исправ­лений.

«4» — в работе допущены 1 грубая и 1 -2 негрубые ошибки (1-2 вычислительные ошибки).

«3» — в работе допущены 2-3 грубые ошибки и 1-2 негрубые ошибки (ошибки в ходе решения зада­чи при правильном выполнении всех остальных за­даний или 3-4 вычислительные ошибки).

«2» — в работе допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы 1 вычислительная ошибка или при решении примеров допущено более 5 вычислитель­ных ошибок.


К грубым ошибкам относятся:

вычислительные ошибки в примерах и задачах;

ошибки на незнание порядка выполнения ариф­метических действий;

неправильное решение задачи (пропуск действий, неправильный выбор действий, лишние действия);

недоведение до конца решения задачи или при­мера.


К негрубым ошибкам относятся:

нерациональные приемы вычислений;

неправильная постановка вопроса (пояснения) к
действию при решении задачи;

неверно сформулированный ответ задачи;

неправильное списывание данных (чисел, наиме­
нований);

недоведение до конца преобразований.

Комбинированная работа (две задачи и примеры)

«5» — работа выполнена безошибочно и нет исправ­лений.

4» — в работе допущены 1-2 вычислительные

иибки.

5» — в работе допущены ошибки в ходе решения

дной из задач или допущены 3-4 вычислитель-

ые ошибки.

2» — в работе допущены ошибки в ходе решения даух задач или допущена ошибка в ходе решения адной задачи и 4 вычислительные ошибки или в ре­шении примеров и задач допущено более 6 вычис­лительных ошибок.


Математический диктант

«5» — вся работа выполнена без ошибок и исправ­лений.

«4» — не выполнена 1/5 часть примеров от их об­щего числа.

«3» — не выполнена 1/4 часть примеров от их об­щего числа.

«2» — не выполнена 1/2 часть примеров от их об­щего числа.