Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Елмановская основная школа
Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол № __________ | Согласовано Зам. директора УВР _________Н.Л.Митенкова ___________________ | Утверждено Директор школы __________М.В. Ефимова Приказ от _____________ |
Рабочая программа
по курсу «Математика»
5 - 6 класс
Программу составили:
учителя математики
первой квалификационной категории
Ковалева Татьяна Александровна,
Кириллова Вера Ивановна
Д. Елманово
2018-2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Примерной образовательной программы основного общего образования
Авторской программы А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир и др.
Образовательной программы основного общего образования МКОУ Елмановской ОШ;
Учебного плана МКОУ Елмановской ОШ;
Федерального перечня учебников;
Положения о рабочей программе МКОУ Елмановской ОШ.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Курс математики 5-6 класса является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний обучающимися.
Практическая значимость школьного курса математики 5-6 класса состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в 7-9 классах, а также для изучения смежных дисциплин.
Знакомство с историей развития математики как науки формирует у обучающихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Учебно-методический комплект:
Авторская программа А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир,Д.А.Номировский, Е.В. Буцко (Математика: программы : 5–11 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М. :Вентана-Граф, 2017. — 152 с.
Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017 г.
Математика: 5 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.
Математика: 5 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.
Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017 г.
Математика: 6 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.
Математика: 6 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.
Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Содержание образование по математике в 5-6 классах определяет следующие задачи:
развить представления о натуральном числе, десятичной и обыкновенной дроби и роли вычислений в человеческой практике;
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных вычислений, развить вычислительную культуру;
развить представления об изучаемых понятиях: уравнение, координаты и координатная прямая, процент, упрощение буквенных выражений, угол и треугольник, формула и методах решения текстовых задач как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
получить представление о статистических закономерностях и о различных способах их изучения, об особенностях прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь-умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, проводить примеры, использовать словесный и символический языки математики для иллюстрации, аргументации и доказательства.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основной формой организации учебного процесса является урок. Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков (урок – объяснение нового материала, урок – закрепление, урок – обобщение, комбинированный), уроков с применением информационных технологий и проектов как средства формирования информационно-коммуникативной компетенции учащихся, а также нетрадиционных форм уроков (интегрированных, уроков-игр, и др.) Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формированию необходимых ключевых компетенций способствует использование современных образовательных технологий или элементов этих технологий:
технологии проблемного обучения;
технология обучения на примере конкретных ситуаций;
технология развивающего обучения;
технология РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо);
технология проектной и исследовательской деятельности учащихся;
ИКТ-технологии;
педагогика сотрудничества;
технологии дискуссий и диалоговые технологии;
технология развивающих исследовательских задач (ТРИЗ);
здоровьесберегающие технологии;
технологии индивидуального обучения;
технология группового обучения;
технологии интегрированного обучения;
технология разноуровневого обучения;
технология игрового обучения
традиционные образовательные технологии
и другие, которые педагог считает целесообразным применять в своей работе
ВИДЫ И ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме теста.
Тематический контроль по математике проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Контроль проводится в форме контрольных работ или тестов.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Программа включает четыре раздела:
«Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изучения предмета математика на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса, его места в учебном плане, описаны ценностные ориентиры содержания учебного предмета. В пояснительной записке указаны также основные формы образовательного процесса, технологии обучения.
«Планируемые результаты учебной деятельности», которые представлены на базовом («обучающийся научится») и повышенном («обучающийся получит возможность научиться») уровнях освоения материала основной школы по математике.
«Содержание курса», где представлено изучаемое содержание, разбитое по темам.
«Тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, указаны контрольные работы по каждой теме.
АДРЕСНОСТЬ: Рабочая учебная программа предназначена для общеобразовательных учреждений.
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ
В авторскую программу были внесены следующие изменения:
5 класс в авторской программе на изучение математики отводится 175 часов, 5 часов в неделю, 35 учебных недель, в рабочей программе 170 часов, 5 часов в неделю, 34 учебные недели, произошло уплотнение учебного материала, на изучение темы «Повторение и систематизация учебного материала» вместо 26 часов отводится 21 час.
6 класс в авторской программе на изучение математики отводится 175 часов, 5 часов в неделю, 35 учебных недель, в рабочей программе 170 часов, 5 часов в неделю, 34 учебные недели, произошло уплотнение учебного материала, на изучение темы «Повторение и систематизация учебного материала» вместо 27 часов отводится 22 часа.
Основные результаты обучения математике
в 5-6 классах
Изучение математики способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;
решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
3.Планируемые результаты обучения математики в 5-6 классах
Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа.
Выпускник научится: понимать особенности десятичной системы счисления; оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел; выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации; сравнивать и упорядочивать рациональные числа; выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора; использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Выпускник получит возможность: познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10; углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости; научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Арифметика
Выпускник научится: понимать особенности десятичной системы счисления; использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел; выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации; сравнивать и упорядочивать рациональные числа; выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора; использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты; анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т.п.).
Выпускник получит возможность: познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10; углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости; научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения.
Выпускник научится: выполнять операции с числовыми выражениями; выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых); решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Выпускник получит возможность: развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях; овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин.
Ввыпускник научится: распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы; строить углы, определять их градусную меру; распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса; определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот; вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Выпускник получит возможность: научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов; углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах; научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
По окончании изучения курса выпускник научится: использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных; решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
Ввыпускник получит возможность: приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы; научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Содержание курса математики в 5–6 классах.
Натуральные числа и нуль.
Натуральное число, множество натуральных чисел и его свойства, изображение натуральных чисел точками на числовой прямой. Использование свойств натуральных чисел при решении задач.
Запись и чтение натуральных чисел.
Различие между цифрой и числом. Позиционная запись натурального числа,
поместное значение цифры, разряды и классы, соотношение между двумя соседними разрядными единицами, чтение и запись натуральных чисел.
Округление натуральных чисел.
Необходимость округления. Правило округления натуральных чисел.
Сравнение натуральных чисел, сравнение с числом 0.
Понятие о сравнении чисел, сравнение натуральных чисел друг с другом и с нулем, математическая запись сравнений, способы сравнения чисел.
Действия с натуральными числами
Сложение и вычитание, компоненты сложения и вычитания, связь между ними, нахождение суммы и разности, изменение суммы и разности при изменении компонентов сложения и вычитания.
Умножение и деление, компоненты умножения и деления, связь между ними,
умножение и сложение в столбик, деление уголком, проверка результата с помощью прикидки и обратного действия. Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения, распределительный закон умножения относительно сложения.
Степень с натуральным показателем.
Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых, порядок выполнения действий в выражениях, содержащих степень, вычисление значений выражений, содержащих степень.
Числовые выражения
Числовое выражение и его значение, порядок выполнения действий.
Деление с остатком
Деление с остатком на множестве натуральных чисел. Практические задачи на деление с остатком.
Свойства и признаки делимости
Свойство делимости суммы (разности) на число. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10.
Разложение числа на простые множители
Простые и составные числа, решето Эратосфена. Разложение натурального числа на множители, разложение на простые множители.
Алгебраические выражения
Использование букв для обозначения чисел, вычисление значения алгебраического выражения, применение алгебраических выражений для записи свойств арифметических действий, преобразование алгебраических выражений. Уравнение, корень уравнения. Декартовы координаты на плоскости. Построение точки по её координатам и наоборот.
Делители и кратные
Делитель и его свойства, общий делитель двух и более чисел, наибольший общий делитель, взаимно простые числа, нахождение наибольшего общего делителя. Кратное и его свойства, общее кратное двух и более чисел, наименьшее общее кратное, способы нахождения наименьшего общего кратного.
Дроби
Обыкновенные дроби
Доля, часть, дробное число, дробь. Дробное число как результат деления. Правильные и неправильные дроби, смешанная дробь (смешанное число).
Запись натурального числа в виде дроби с заданным знаменателем, преобразование смешанной дроби в неправильную дробь и наоборот.
Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей. Арифметические действия со смешанными дробями.
Арифметические действия с дробными числами. Способы рационализации вычислений и их применение при выполнении действий.
Десятичные дроби
Целая и дробная части десятичной дроби. Преобразование десятичных дробей в обыкновенные. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей. Преобразование обыкновенных дробей в десятичные дроби. Конечные и бесконечные десятичные дроби.
Отношение двух чисел
Масштаб на плане и карте. Пропорции. Свойства пропорций, применение пропорций и отношений при решении задач.
Среднее арифметическое чисел
Среднее арифметическое двух чисел. Изображение среднего арифметического двух чисел на числовой прямой. Решение практических задач с применением среднего арифметического. Среднее арифметическое нескольких чисел.
Проценты
Понятие процента. Вычисление процентов от числа и числа по известному проценту, выражение отношения в процентах. Решение несложных практических задач с процентами.
Диаграммы
Столбчатые и круговые диаграммы. Извлечение информации из диаграмм.
Изображение диаграмм по числовым данным.
Рациональные числа
Положительные и отрицательные числа
Изображение чисел на числовой (координатной) прямой. Сравнение чисел. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. Действия с положительными и отрицательными числами. Множество целых чисел.
Понятие о рациональном числе.
Первичное представление о множестве рациональных чисел. Действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий, сравнение рациональных чисел.
Наглядная геометрия
Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение основных геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Длина отрезка, ломаной. Единицы измерения длины. Построение отрезка заданной длины. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса. Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба. Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур. Решение практических задач с применением простейших свойств фигур.
История математики
Появление цифр, букв, иероглифов в процессе счета и распределения продуктов на Древнем Ближнем Востоке. Связь с Неолитической революцией. Рождение шестидесятеричной системы счисления. Появление десятичной записи чисел. Рождение и развитие арифметики натуральных чисел. НОК, НОД, простые числа. Решето Эратосфена. Появление нуля и отрицательных чисел в математике древности. Роль Диофанта. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Л. Магницкий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РАЗДЕЛАМ:
5 класс:
Наглядная геометрия.
Выпускник научится: изображать фигуры на плоскости; использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира; измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур; распознавать и изображать равные и симметричные фигуры; проводить не сложные практические вычисления.
Выпускник получит возможность:
углубить и развить представления о геометрических фигурах.
Арифметика.
Выпускник научится: понимать особенности десятичной системы счисления; формулировать и применять при вычислениях свойства действий над рациональными ( неотрицательными) числами. Решать текстовые задачи с рациональными числами; выражать свои мысли с использованием математического языка.
Выпускник получит возможность: углубить и развить представления о натуральных числах; использовать приемы рационализирующие вычисления и решение задач с рациональными ( неотрицательными) числами.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения.
Выпускник научится: читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения. Составлять уравнения по условию.
Решать простейшие уравнения.
Выпускник получит возможность: развить представления о буквенных выражениях. Овладеть специальными приемами решения уравнений, как текстовых, так и практических задач.
Обыкновенные дроби.
Выпускник научится: распознавать обыкновенную дробь, правильные и неправильные дроби, смешанные числа.
Читать и записывать обыкновенные дроби, смешанные числа. Сравнивать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Складывать и вычитать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Преобразовывать неправильную дробь в смешанное число, смешанное число в неправильную дробь. Уметь записывать результат деления двух натуральных чисел в виде обыкновенной дроби.
Выпускник получит возможность: научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Десятичные дроби.
Выпускник научится: Распознавать, читать и записывать десятичные дроби. Называть разряды десятичных знаков в записи десятичных дробей. Сравнивать десятичные дроби. Округлять десятичные дроби и натуральные числа. Выполнять прикидку результатов вычислений.
Выполнять арифметические действия над десятичными дробями.
Находить среднее арифметическое нескольких чисел. Приводить примеры средних значений величины. Разъяснять, что такое «один процент». Представлять проценты в виде десятичных дробей и десятичные дроби в виде процентов. Находить процент от числа и число по его процентам.
Выпускник получит возможность: научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Элементы статистики. Комбинаторные задачи.
Выпускник научится: использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных; решать комбинаторные задачи с помощью перебора вариантов.
Выпускник получит возможность: приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения;
осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы.
Научится некоторым приемам решения комбинаторных задач.
6 класс:
Делимость натуральных чисел.
Выпускник научится: Формулировать определения понятий: делитель, кратное, простое число, составное число, общий делитель, наибольший общий делитель, взаимно простые числа, общее кратное, наименьшее общее кратное и признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.
Описывать правила нахождения наибольшего общего делителя (НОД), наименьшего общего кратного (НОК) нескольких чисел, разложения натурального числа на простые множители.
Выпускник получит возможность: углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости.
Обыкновенные дроби.
Выпускник научится: Формулировать определения понятий: несократимая дробь, общий знаменатель двух дробей, взаимно обратные числа. Применять основное свойство дроби для сокращения дробей. Приводить дроби к новому знаменателю. Сравнивать обыкновенные дроби. Выполнять арифметические действия над обыкновенными дробями.
Находить дробь от числа и число по заданному значению его дроби. Преобразовывать обыкновенные дроби в десятичные. Находить десятичное приближение обыкновенной дроби.
Отношения и пропорции.
Выпускник научится: Формулировать определения понятий: отношение, пропорция, процентное отношение двух чисел, прямо пропорциональные и обратно пропорциональные величины. Применять основное свойство отношения и основное свойство пропорции. Находить процентное отношение двух чисел. Делить число на пропорциональные части.
Выпускник получит возможность: научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Рациональные числа и действия над ними.
Выпускник научится: Объяснять понятие множества рациональных чисел. Формулировать определение модуля числа. Находить модуль числа
Сравнивать рациональные числа. Выполнять арифметические действия над рациональными числами. Записывать свойства арифметических действий над рациональными числами в виде формул. Называть коэффициент буквенного выражения.
Выпускник получит возможность: научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
4.Примерное тематическое планирование курса математика
5 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Натуральные числа | 20 |
2 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 33 |
3 | Умножение и деление натуральных чисел | 37 |
4 | Обыкновенные дроби | 18 |
5 | Десятичные дроби | 48 |
6 | Повторение и систематизация учебного материала | 14 |
| | 170 |
6 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Делимость натуральных чисел | 17 |
2 | Обыкновенные дроби | 38 |
3 | Отношения и пропорции | 28 |
4 | Рациональные числа и действия над ними | 70 |
5 | Повторение и систематизация учебного материала | 17 |
| | 170 |
Примерное календарно - тематическое планирование
5 класс.
(5 часов в неделю, всего 170 часов)
№ урока | Номер параграфа | Содержание учебного материала | Дата |
| | | |
| Глава 1 Натуральные числа | |
1 | 1 | Ряд натуральных чисел | 03.09 |
2 | | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел | 03.09 |
3 | 2 | Запись и чтение натуральных чисел. | 05.09 |
4 | | Отрезок Измерение отрезков. | 05.09 |
5 | | Единицы измерения длины | 07.09 |
6 | 3 | Ломаная и её длина. | 10.09 |
7 | | Плоскость. Прямая. Луч. | 10.09 |
8 | | Шкалы. Координатный луч. | 12.09 |
9 | | Координаты точек | 12.09 |
10 | 4 | Изображение натуральных чисел на координатном луче | 14.09 |
11 | | Вводный контроль | 17.09 |
12 | | Чтение и запись координат точек | 17.09 |
13 | 5 | Меньше или больше | 19.09 |
14 | | Сравнение натуральных чисел | 19.09 |
15 | | Сравнение натуральных чисел с помощью координатного луча | 21.09 |
16 | 6 | Двойное неравенство | 24.09 |
17 | | Решение упражнений по теме: «Отрезок. Прямая. Луч» | 24.09 |
18 | | Как считали в старину | 26.09 |
19 | | От локтей и ладоней к метрической системе. Повторение материала | 26.09 |
20 | | Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа» | 28.09 |
| Глава 2 Сложение и вычитание натуральных чисел | |
21 | 7 | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения | 01.10 |
22 | | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения | 01.10 |
23 | | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения | 03.10 |
24 | | Упражнения на применение свойств сложения при вычислении сумм | 05.10 |
25 | 8 | Вычитание натуральных чисел | 05.10 |
26 | | Вычитание натуральных чисел | 08.10 |
27 | | Вычитание натуральных чисел | 08.10 |
28 | | Вычитание из суммы числа | 10.10 |
29 | | Вычитание числа из суммы | 12.10 |
30 | 9 | Числовые и буквенные выражения. Формулы | 12.10 |
31 | | Нахождение значения выражения | 15.10 |
32 | | Формулы | 15.10 |
33 | | Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 17.10 |
34 | 10 | Приемы быстрого счета. | 19.10 |
35 | | Уравнение. Основные понятия. | 19.10 |
36 | | Уравнение - сумма и его решение. | 22.10 |
37 | 11 | Уравнение - разность и его решение. | 22.10 |
38 | | Угол. Обозначение углов. | 24.10 |
39 | 12 | Угол. Чтение и запись углов. | 26.10 |
40 | | Виды углов. Измерение углов | 26.10 |
41 | | Виды углов. Измерение углов с помощью транспортира. | 07.11 |
42 | | Виды углов. Измерение углов и построение. | 09.11 |
43 | | Многоугольники | 09.11 |
44 | 13 | Многоугольники. Равные фигуры. Периметр многоугольника. | 12.11 |
45 | | Многоугольники. Равные фигуры | 12.11 |
46 | 14 | Треугольник и его виды | 14.11 |
47 | | Треугольник и его виды | 16.11 |
48 | | Треугольник и его виды | 16.11 |
49 | 15 | Прямоугольник. Ось симметрии фигуры | 19.11 |
50 | | Прямоугольник. Ось симметрии фигуры | 19.11 |
51 | | Прямоугольник. Ось симметрии фигуры | 21.11 |
52 | | Повторение и систематизация учебного материала | 23.11 |
53 | | Контрольная работа № 3 по теме «Уравнения. Углы. Многоугольники» | 23.11 |
| Глава 3 Умножение и деление натуральных чисел | |
54 | 16 | Умножение. Переместительное свойство умножения | 26.11 |
55 | | Умножение. Переместительное свойство умножения | 26.11 |
56 | | Умножение. Переместительное свойство умножения | 28.11 |
57 | | Умножение. Переместительное свойство умножения | 30.11 |
58 | 17 | Сочетательное и распределительное свойства умножения | 30.11 |
59 | | Сочетательное и распределительное свойства умножения | 03.12 |
60 | | Сочетательное и распределительное свойства умножения | 03.12 |
61 | 18 | Деление | 05.12 |
62 | | Деление | 07.12 |
63 | | Деление | 07.12 |
64 | | Деление | 10.12 |
65 | | Деление | 10.12 |
66 | | Деление | 12.12. |
67 | | Деление | 14.12 |
68 | 19 | Деление с остатком | 14.12 |
69 | | Деление с остатком | 17.12 |
70 | | Деление с остатком | 17.12 |
71 | 20 | Степень числа | 19.12 |
72 | | Степень числа | 21.12 |
73 | | Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление» | 21.12 |
74 | 21 | Площадь. Площадь прямоугольника | 24.12 |
75 | | Площадь. Площадь прямоугольника | 24.12 |
76 | | Площадь. Площадь прямоугольника | 26.12 |
77 | | Площадь. Площадь прямоугольника | |
78 | 22 | Прямоугольный параллелепипед. Пирамида | |
79 | | Прямоугольный параллелепипед. Пирамида | |
80 | | Прямоугольный параллелепипед. Пирамида | |
81 | 23 | Объём прямоугольного параллелепипеда | |
82 | | Объём прямоугольного параллелепипеда | |
83 | | Объём прямоугольного параллелепипеда | |
84 | | Объём прямоугольного параллелепипеда | |
85 | 24 | Комбинаторные задачи | |
86 | | Комбинаторные задачи | |
87 | | Комбинаторные задачи | |
88 | | Повторение и систематизация учебного материала | |
89 | | Повторение и систематизация учебного материала | |
90 | | Контрольная работа № 5 по теме «Площади. Объемы» | |
| Глава 4 Обыкновенные дроби | |
91 | 25 | Понятие обыкновенной дроби | |
92 | | Понятие обыкновенной дроби | |
93 | | Понятие обыкновенной дроби | |
94 | | Понятие обыкновенной дроби | |
95 | | Понятие обыкновенной дроби | |
96 | 26 | Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей | |
97 | | Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей | |
98 | | Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей | |
99 | 27 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | |
100 | | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | |
101 | 28 | Дроби и деление натуральных чисел | |
102 | 29 | Смешанные числа | |
103 | | Смешанные числа | |
104 | | Смешанные числа | |
105 | | Смешанные числа | |
106 | | Смешанные числа | |
107 | | Повторение и систематизация учебного материала | |
108 | | Контрольная работа № 6 по теме «Обыкновенные дроби» | |
| Глава 5 Десятичные дроби | |
109 | 30 | Представление о десятичных дробях | |
110 | | Представление о десятичных дробях | |
111 | | Представление о десятичных дробях | |
112 | | Представление о десятичных дробях | |
113 | 31 | Сравнение десятичных дробей | |
114 | | Сравнение десятичных дробей | |
115 | | Сравнение десятичных дробей | |
116 | 32 | Округление чисел. Прикидки | |
117 | | Округление чисел. Прикидки | |
118 | | Округление чисел. Прикидки | |
119 | 33 | Сложение и вычитание десятичных дробей | |
120 | | Сложение и вычитание десятичных дробей | |
121 | | Сложение и вычитание десятичных дробей | |
122 | | Сложение и вычитание десятичных дробей | |
123 | | Сложение и вычитание десятичных дробей | |
124 | | Сложение и вычитание десятичных дробей | |
125 | | Контрольная работа № 7 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» | |
126 | 34 | Умножение десятичных дробей | |
127 | | Умножение десятичных дробей | |
128 | | Умножение десятичных дробей | |
129 | | Умножение десятичных дробей | |
130 | | Умножение десятичных дробей | |
131 | | Умножение десятичных дробей | |
132 | | Умножение десятичных дробей | |
133 | 35 | Деление десятичных дробей | |
134 | | Деление десятичных дробей | |
135 | | Деление десятичных дробей | |
136 | | Деление десятичных дробей | |
137 | | Деление десятичных дробей | |
138 | | Деление десятичных дробей | |
139 | | Деление десятичных дробей | |
140 | | Деление десятичных дробей | |
141 | | Деление десятичных дробей | |
142 | | Контрольная работа № 8 по теме «Умножение и деление десятичных дробей» | |
143 | 36 | Среднее арифметическое. Среднее значение величины | |
144 | | Среднее арифметическое. Среднее значение величины | |
145 | | Среднее арифметическое. Среднее значение величины | |
146 | 37 | Проценты. Нахождение процентов от числа | |
147 | | Проценты. Нахождение процентов от числа | |
148 | | Проценты. Нахождение процентов от числа | |
149 | | Проценты. Нахождение процентов от числа | |
150 | 38 | Нахождение числа по его процентам | |
151 | | Нахождение числа по его процентам | |
152 | | Нахождение числа по его процентам | |
153 | | Нахождение числа по его процентам | |
154 | | Повторение и систематизация учебного материала | |
155 | | Повторение и систематизация учебного материала | |
156 | | Контрольная работа № 9 по теме « Проценты» | |
| Повторение и систематизация учебного материала | |
157 | 39 | Натуральные числа | |
158 | | Шкала. Координатный луч. | |
159 | | Сложение и вычитание натуральных чисел | |
160 | | Числовые и буквенные выражения | |
161 | | Умножение и деление натуральных чисел | |
162 | | Умножение и деление натуральных чисел | |
163 | | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | |
164 | | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | |
165 | | Сложение и вычитание десятичных дробей | |
166 | | Умножение десятичных дробей | |
167 | | Деление десятичных дробей | |
168 | | Среднее арифметическое | |
169 | | Проценты | |
170 | | Проценты | |
6 класс
(5 часов в неделю, всего 170 часов)
№ | Тема урока | Формы контроля | Дата |
1-3 | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 5 класса | Индивидуальный опрос, работа по карточкам | |
4 | Входная контрольная работа | | |
5-6 | Делители и кратные | Практикум | |
7-8 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | Индивидуальный опрос. Выполнение упражнений по образцу | |
9-10 | Признаки делимости на 9 и на 3 | Взаимопроверка в парах. Работа с опорным материалом | |
11-12 | Простые и составные числа | Фронтальный опрос | |
13-15 | Наибольший общий делитель | Индивидуальное решение контрольных заданий | |
16 | Наименьшее общее кратное | Индивидуальная | |
17 | Повторение и систематизация учебного материала | Тест. | |
18 | Контрольная работа № 1 | Индивидуальное решение контрольных заданий | |
19-20 | Основное свойство дроби | Построение алгоритма действия, решение упражнений | |
21-23 | Сокращение дробей | Тест | |
24-27 | Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей | Практическая работа | |
28-32 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Повторение и систематизация учебного материала | Практикум, фронтальный опрос | |
33 | Контрольная работа № 2 | Индивидуальное решение контрольных заданий | |
34-38 | Умножение дробей | Построение алгоритма действия, решение упражнений | |
39-41 | Нахождение дроби от числа | Построение алгоритма действия, решение упражнений, ответы на вопросы | 25.10 26.10 06.11 07.11 07.11 |
42 | Контрольная работа № 3 | Индивидуальное решение контрольных заданий | 08.11 |
43 | Взаимно обратные числа | Построение алгоритма действия, решение упражнений | 09.11 |
44-48 | Деление дробей | Практикум, фронтальный опрос | 13.11 14.11 14.11 15.11 16.11 |
49-51 | Нахождение числа по заданному значению его дроби | Практикум, фронтальный опрос | 20.11 21.11 21.11 |
52 | Преобразование обыкновенной дроби в десятичную. | Практикум. Фронтальный опрос, работа с раздаточными материалами | |
53 | Бесконечные периодические десятичные дроби | Работа с опорными конспектами, работа с раздаточным материалом | |
54-55 | Десятичное приближение обыкновенной дроби | Практикум, фронтальный опрос | |
56 | Повторение и систематизация учебного материала | Построение алгоритма действия, решение упражнений | |
57 | Контрольная работа № 4 | Индивидуальное решение контрольных заданий | |
58-59 | Отношения | Построение алгоритма действия, решение упражнений | |
60-64 | Пропорции | Составление опорного конспекта, решение задач | |
65-67 | Процентное отношение двух чисел. | Практикум. Решение качественных задач | |
68 | Контрольная работа № 5 | Индивидуальное решение контрольных заданий | |
69-70 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | Взаимопроверка в группе. Тренинг | |
71-72 | Деление числа в данном отношении | Взаимопроверка в группе. Решение проблемных задач | |
73-74 | Окружность и круг | Решение качественных задач | |
75-77 | Длина окружности. Площадь круга | Построение алгоритма действия, решение упражнений | |
78 | Цилиндр, конус, шар | Построение алгоритма действия, решение упражнений | |
79-80 | Диаграммы | Взаимопроверка в парах. Работа с текстом. Решение проблемных задач | |
81-83 | Случайные события. Вероятность случайного события | Решение качественных задач | |
84 | Повторение и систематизация учебного материала | Работа с конспектом, с книгой и наглядными пособиями по группам | |
85 | Контрольная работа № 6 | Индивидуальное решение контрольных заданий | |
86-87 | Положительные и отрицательные числа | Проблемные задачи, фронтальный опрос, упражнения | |
88-90 | Координатная прямая | Работа с конспектом, с книгой и наглядными пособиями по группам | |
91-92 | Целые числа. Рациональные числа | Работа с конспектом, с книгой и наглядными пособиями по группам | |
93-94 | Модуль числа | Тест. | |
95-98 | Сравнение чисел | Взаимопроверка в парах. Работа с текстом. Решение проблемных задач | |
99 | Контрольная работа № 7 | Индивидуальное решение контрольных заданий | |
100-103 | Сложение рациональных чисел | Практикум, индивидуальный опрос | |
104-105 | Свойства сложения рациональных чисел | Индивидуальное решение контрольных заданий | |
106-110 | Вычитание рациональных чисел | Взаимопроверка в парах. Выполнение упражнений по образцу | |
111 | Контрольная работа № 8 | Индивидуальное решение контрольных заданий | |
112-115 | Умножение рациональных чисел | Решение упражнений. Составление опорного конспекта, ответы на вопросы | |
116-118 | Свойства умножения рациональных чисел | Взаимопроверка в парах. Тренировочные упражнения | |
119-122 | Коэффициент. Распределительное свойство умножения | Проблемные задания, фронтальный опрос, упражнения | |
123-126 | Деление рациональных чисел | Проблемные задания, фронтальный опрос, решение упражнения | |
127 | Контрольная работа № 9 | Индивидуальное решение контрольных заданий | |
128-133 | Решение уравнений | Решение качественных задач | |
134-138 | Решение задач с помощью уравнений | Взаимопроверка в парах. Решение проблемных задач | |
139 | Контрольная работа № 10 | Индивидуальное решение контрольных заданий | |
140-142 | Перпендикулярные прямые | Фронтальный опрос. Работа с демонстрационным материалом | |
143-145 | Осевая и центральная симметрии | Построение алгоритма действия, решение упражнений | |
146-147 | Параллельные прямые | Фронтальный опрос. Работа с демонстрационным материалом | |
148-151 | Координатная плоскость | Проблемные задания, фронтальный опрос, упражнения Практикум, индивидуальный опрос | |
152-154 | Графики | Индивидуальное решение контрольных заданий | |
155 | Повторение и систематизация учебного материала | Работа с конспектом, с книгой и наглядными пособиями по группам | |
156 | Контрольная работа № 11 | Индивидуальное решение контрольных заданий | |
156-158 | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса | Практикум. Фронтальный опрос, упражнения | |
159 | Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) | Индивидуальное решение контрольных заданий | |
160-170 | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса | Проблемные задания. Взаимопроверка в парах. Решение упражнений | |