ГПОАУ АО «Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО) 08.01.10. Мастер жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 684 от 02.08.2013, зарегистрированного Министерством юстиции (рег. № 29586 от 20.08.2013).
Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства»
Разработчик:
Семина Елена Валентиновна, преподаватель высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии
Протокол №_______от «___»__________2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 8 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 9 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства в составе укрупненной группы 08.00.00 Техника и технологии строительства, по направлению Инженерное дело, технологии и технические науки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке при освоении рабочих профессий слесарь-сантехник, плотник
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы общих компетенций (ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК.10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Обеспечивать эксплуатацию и ремонт системы водоснабжения и водоотведения здания;
ПК 1.2. Обеспечивать эксплуатацию и ремонт системы отопления здания.
ПК 2.1. Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки;
ПК 2.2. Выполнять сборку, подготовку элементов конструкции под сварку и проводить контроль выполненных операций;
ПК 2.3. Выполнять ручную дуговую сварку (наплавку, резку) простых деталей неответственных конструкций во всех пространственных положениях сварного шва, кроме потолочного;
ПК 2.4. Выполнять ручную дуговую сварку (наплавку) неплавящимся электродом в защитном газе простых деталей неответственных конструкций во всех пространственных положениях сварного шва, кроме потолочного.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1 - подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1 - общую классификацию материалов;
З2 - их характерные свойства (физико-химические, технологические, механические);
З3 - области применения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 44 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часа;
консультации – 4 часа;
самостоятельная работа – 4 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 44 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные занятия (не предусмотрены) | - |
практические занятия | 12 |
контрольные работы | 2 |
Консультации | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) ( не предусмотрены) | 4 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины материаловедение
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Коды усвоения |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 1. Металлы и сплавы | | | |
Тема 1.1. Основные сведения о строении, свойствах и производстве металлов и сплавов | Содержание учебного материала | 6 | |
1 – 2. | Материаловедение. Металлы и сплавы Предмет, изучающий структуру материалов, их применение в автомобилестроении. Основные свойства, строение, классификация; основные способы получения металлов и сплавов. | 2 | ОК 1-8 ПК - 1.1-2.4 У -1 З -1, 2, 3 |
3 – 4. | Практическая работа № 1 «Свойства металлов и сплавов» | 2 |
5 – 6. | Кристаллизации. Коррозия. Условия необходимые для кристаллизации металлов и сплавов. Основные виды коррозии металлов и сплавов, способы защиты от коррозии | 2 |
| | | | | | |
Тема 2.1. Основы теории сплавов | Содержание учебного материала | 10 | |
7 - 8. | Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов Состояние Fe-Fe3C. Компоненты и лигирующие вещества. Влияние компонентов и лигирования на свойства железо-углеродистых сплавов. Значение | 2 | ОК 1-8 ПК - 1.1-2.4 У -1 З -1, 2, 3 |
9-10. | Практическая работа № 2 «Практическое применение диаграммы состояния Fe-Fe3C» | 2 |
11-12. | Практическая работа № 3 «Изучение основных марок чугунов» | 2 |
13-14. | Практическая работа № 4 «Изучение конструкционных сталей» | 2 |
15-16. | Практическая работа № 5 «Изучение инструментальных сталей» | 2 |
Тема 3.1. Термическая обработка | Содержание учебного материала | 2 | |
17–18. | Термическая и химико-термическая обработка Отжиг, нормализация, закалка, отпуск, назначение процесса. Краткая характеристика процессов (цементация, азотирование, алитирование). | 2 | ОК 1-8 ПК - 1.1-2.4 У -1 З -1, 2, 3 |
| | | | | | |
Цветные металлы и сплавы Тема 4.1. | Содержание учебного материала | 8 | |
19-20. | Алюминий и медь Свойства алюминия и его сплавов; маркировка сплавов алюминия. Основные свойства меди; характеристика и маркировка сплавов на основе меди | 2 | ОК 1-8 ПК - 1.1-2.4 У -1 З -1, 2, 3 |
21-22. | Титан, магний и антифрикционные сплавы Основные свойства титана и магния; характеристика и маркировка сплавов на основе титана и магния. Строение, свойства, применение | 2 |
23-24. | Практическая работа № 7 «Маркировка цветных металлов и сплавов» | 2 |
| 25-26. | Порошковая металлургия. Контрольная работа № 1 по теме «Металлы и сплавы» | 2 |
Раздел 2. Неметаллические материалы | | | |
Тема 2.1. Неметаллические материалы | Содержание учебного материала | 10 | |
27-28. | Пластмассы. Общая характеристика пластмасс: свойства, состав, получение. Характеристика отдельных представителей пластмасс: полиэтилена, полипропилена, полистирола, поливинилхлорида. | 2 | ОК 1-8 ПК - 1.1-2.4 У -1 З -1, 2, 3 |
29-30. | Резина. Электроизоляционные материалы Получение, общие свойства резины. | 2 |
31-32. | Прокладочные, уплотнительные, тепло и гидроизоляционные материалы. Виды, характеристика, применение | 2 |
33-34. | Абразивные и композиционные материалы. Классификация, назначение и применение. | 2 |
35-36. | Пленкообразующие материалы. Зачетное занятие Клеи, герметики, грунтовки, шпатлевки, лаки, краски. Назначение, области применения. | 2 |
37-40. | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Обработка металлов давлением и резанием. | 4 | |
| Консультации | 4 | |
| | | | | | |
Всего: | 36+ 4 + 4 | |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «материаловедения» и лаборатории «материаловедения».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения: мультимедиа-система.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- коллекции металлов и сплавов;
- образцы смазочных материалов;
- прибор для определения твердости материалов.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Чумаченко Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело: Учеб. пособие для учащихся профессиональных лицеев и училищ / Ю.Т. Чумаченко. – 6-е изд. –
Ростов н/Д: Феникс,2013. – 395 с.
2.Чумаченко Ю.Т., Чумаченко Г.В. Материаловедение и слесарное дело:-М.:КНОРУС,2013.-296-(Начальное и среднее профессиональное образование).
Дополнительные источники:
1. С.В. Фокин, О.Н. Шпортько. Сантехнические работы: учебное пособие.-М.:Альфа-М: ИНФРА-М,2013.-464с.:ил.-(Мастер).
2. Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка): Учеб. пособие для НПО / В.Н.Заплатин .– М.: Академия, 2007. – 224 с.
3.Гогуславский Л.Д., Малинина В.С. Санитарно – технические устройства зданий. – М.: Высшая школа,2003. – 226с.
4.Б.Ф. Белецкий. Справочник сантехника.-Изд. 6-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2010.-507с.-Строительство
Интернет – ресурсы:
http://metalhandling.ru - электронные ресурс «Слесарные работы».
http://en.edu.ru/ - естественно - научный образовательный портал.
http://window.edu.ru/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека.
http://www.openet.edu.ru - Российский портал открытого образования.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ. | оценка защиты практических работ |
Знания: общую классификацию материалов, их характерные свойства (физико-химические, технологические, механические) и области применения. | устный опрос, тестирование, письменные контрольные работы, дифференцированный зачет |
Мастер жилищно-коммунального хозяйства