Пояснительная записка
В классе обучаются 15 воспитанников. Данная программа предназначена для детей с лёгкой степенью умственной отсталости, при выполнении программы планируется реализация индивидуального и дифференцированного подхода.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для 3 класса составлена в соответствии с АООП ГБОУ Ермолаевская КШИ на 2019-2020 учебный год, программами специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый Приказом Минобрнауки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 года.
Программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), направлена на разностороннее развития личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации. Так как учащиеся в силу своих особенностей (нарушения моторики, интеллекта, познавательной сферы) могут усвоить минимально необходимый уровень знаний 3 класса
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы Москва, «Просвещение», 2019 год (1 и 2 часть) Н.Б. Матвеева
Соответствие государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 3 класса детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в предметной области «Естествознание», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Мир природы и человека».
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в углублении сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи: уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
Место предмета в учебном плане
Данная рабочая программа на 2019/2020 учебный год предусматривает изучение предмета «Мир природы и человека» в 3 классе в количестве 35 часов в год (35 недели).
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде теста в следующих формах: выполнение упражнений на уроке, самостоятельных работ.
Планируемые результаты:
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
осознание себя как гражданина России;
овладение начальными навыками адаптации;
владение навыками коммуникации;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
-относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное); -называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда); -знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения; -знать основные правила личной гигиены; -иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе. | -узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; -относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса); -знать правила гигиены органов чувств; -проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира. |
Входить и выходить из учебного помещения со звонком
Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
Основное содержание рабочей программы
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и даёт возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
№ | Тема | Количество часов |
1 | Сезонные изменения в природе. Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. | 4 3 5 4 |
2 | Неживая природа. | 4 |
3 | Живая природа. Животные. Человек. | 4 2 7 |
| Всего | 33ч |
Критерии оценивания достижений обучающихся
Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.
Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.
№ | Тема | К-о ч. | Дата | Дата факт. | Примечание |
| 1 четверть | | | | |
| Времена года. Осень. | | | | |
1 | Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы осенью. Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь | 1 | 6.09 | | |
2 | Растения осенью: яблоки, шиповник, грибы. | 1 | 13.09 | | |
3 | Животные осенью: лягушки, мыши, змеи. | 1 | 20.09 | | |
4 | Занятия людей осенью. Работа в саду, огороде. Обобщающий урок. Рисунок «Осень» | 1 | 27.09 | | |
| Зима. | | | | |
5 | Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы зимой. Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль | 1 | 4.10 | | |
6 | Растения зимой. Животные зимой. | 1 | 18.10 | | |
7 | Обобщающий урок: «Растения и животные зимой» | 1 | 25.10 | | |
| 2 четверть | | | | |
1 | Занятия людей зимой. Детские игры, предупреждение травм. | 1 | 8.11 | | |
| Весна. | | | | |
2 | Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы весной. Весенние месяцы: март, апрель, май. | 1 | 15.11 | | |
3 | Растения весной: подснежник, мать и мачеха, ландыши и медуница. | 1 | 22.11 | | |
4 | Растения весной: верба, акация, берёза и тополь. | | 29.11 | | |
5 | Животные весной. Насекомые весной. Занятия людей весной: работа в саду, огороде. | 1 | 6.12 | | |
6 | Обобщающий урок по теме: «Вена» | 1 | 13.12 | | |
| Лето. | 1 | | | |
7 | Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы летом. | 1 | 20.12 | | |
8 | Летние месяцы: июнь, июль, | 1 | 27.12 | | |
| 3 четверть | | | | |
1 | Растения летом. Животные летом | 1 | 17.01 | | |
2 | Занятия людей летом | 1 | 24.01 | | |
| Неживая природа | 1 | | | |
3 | Солнце в разные времена года | 1 | 31.01 | | |
4 | Календарь | 1 | 7.02 | | |
5 | Воздух .Значение воздуха. Термометр. | 1 | 14.02 | | |
6 | Ветер. Направления ветра. | 1 | 21.02 | | |
| Живая природа | | | | |
7 | Сравнение и части растений. | 1 | 28.02 | | |
8 | Цветы. Растения сада: фрукты и ягодные кустарники. | 1 | 6.03 | | |
9 | Лес. Плоды и семена. Лесные ягоды и грибы | 1 | 13.03 | | |
10 | Обобщающий урок «Живая и неживая природа» | 1 | 20.03 | | |
| 4 четверть | | | | |
| Животные | | | | |
1 | Дикие животные: лось, кабан, заяц Домашние животные: корова, свинья, кролики. | 1 | 3.04 | | |
2 | Перелетные и зимующие птицы | 1 | 10.04 | | |
| Чловек. | | | | |
3 | Дыхание человека. Профилактика простудных заболеваний. | 1 | 17.04 | | |
4 | Кровь. Сердце. Пульс | 1 | 24.04 | | |
5 | Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека. | 1 | 8.05 | | |
6 | Правильное хранение продуктов питания. Срок хранения продуктов питания. | 1 | 15.05 | | |
7 | Обобщающий урок по разделу «Человек» | 1 | 22.05 | | |
8 | Проверочная работа за год | 1 | 29.05 | | |
Проверочная работа за год Приложение 1
Проверочная работа по МПЧ за год
1. Какое явление в природе происходит сначала. Расставь цифры:
ледоход
половодье
ледоход и половодье одновременно
2. Как надо ухаживать за комнатными растениями?
А) надо поливать их
В) обрезать сухие листья и стебли
С) подкармливать
Д) рыхлить землю
3. Раннецветущие растения - это растения:
А) у которых сначала появляются цветы, а потом распускаются листья
В) которые появляются ранней весной
С) которые зацветают ранней весной
4. К раннецветущим растениям относятся:
А) подснежник
В) астра
С) мать - и - мачеха
Д) герань
5. Отгадай загадку: Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит.
Без пилы и без гвоздей,
Кто строитель?
А) жук
В) муравей
С) муха
Д) пчела
6. Выбери словосочетания, которые описывают муравья:
А) 3 пары ног
В) тело покрыто перьями
С) тело разделено на голову, грудь, брюшко.
Д) его называют - "санитар леса"
7. Муха - это насекомое, которое:
А) разносит инфекционные болезни
В) собирает пыльцу
С) надоедливое
Д) живёт в муравейнике
8. Все животные мира можно разделить на группы:
А) звери
В) собаки
С) птицы
Д) насекомые
9. Заповедники и зоопарки созданы для:
А) охраны животных
В) разведения животных
С) дрессировки животных
Д) изучения животных
10. Назови причины загрязнения воздуха:
А) промышленность
В) бытовые котельные
С) транспорт
Д) мусор на улице
11. Подбери признаки к слову весна:
А) ласковая
В) тёплая
С) ветреная
Д) приветливая
12. Орган зрения - это:
А) уши
В) рот
С) глаза
Д) нос
13. Части глаза:
А) белок
В) роговица
С) брови
Д) зрачок
14. Орган обоняния - это:
А) запах
В) насморк
С) нос
Д) зубы
15. Что нужно сделать, чтобы вылечить насморк:
А) промыть нос
В) закапать нос
С) использовать носовой платок
Д) прогревать пазухи носа
16. Орган осязания -язык:
А) находится во рту
В) можно слизывать варенье с ложки
С) чувствовать вкус еды
Д) нужен человеку во время еды и речи
17. Зубами мы:
А) говорим
В) откусываем
С) дышим
Д) жуём
18. Как надо ухаживать за зубами:
А) нужно чистить зубы 2 раза в день (утром и вечером)
В) посещать стоматолога 1 раз в год
С) ковырять иголкой в зубах
Д) полоскать рот после еды.