СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по МПЧ 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по МПЧ 3 класс»

Пояснительная записка


В классе обучаются 15 воспитанников. Данная программа предназначена для детей с лёгкой степенью умственной отсталости, при выполнении программы планируется реализация индивидуального и дифференцированного подхода.

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для 3 класса составлена в соответствии с АООП ГБОУ Ермолаевская КШИ на 2019-2020 учебный год, программами специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый Приказом Минобрнауки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 года.

Программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), направлена на разностороннее развития личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации. Так как учащиеся в силу своих особенностей (нарушения моторики, интеллекта, познавательной сферы) могут усвоить минимально необходимый уровень знаний 3 класса

Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы Москва, «Просвещение», 2019 год (1 и 2 часть) Н.Б. Матвеева

Соответствие государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  3  класса   детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в предметной области «Естествознание», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Мир природы и человека».

  • Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в углублении сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;

  • формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

Задачи: уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;

  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

  • выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

  • сформировать знания учащихся о природе своего края;

  • сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.


Место предмета в учебном плане

Данная рабочая программа на 2019/2020 учебный год предусматривает изучение предмета «Мир природы и человека» в 3 классе в количестве 35 часов в год (35 недели).

Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде теста в следующих формах: выполнение упражнений на уроке, самостоятельных работ.

Планируемые результаты:


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

    1. осознание себя как гражданина России;

    2. овладение начальными навыками адаптации;

    3. владение навыками коммуникации;

    4. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

    5. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    6. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    7. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.


Минимальный уровень

Достаточный уровень

-относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);

-называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

-знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;

-знать основные правила личной гигиены;

-иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе.

-узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

-относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);

-знать правила гигиены органов чувств;

-проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира.



Входить и выходить из учебного помещения со звонком

Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе.

Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников


Основное содержание рабочей программы

Сезонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разное время года.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

Растения

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Травы полезные и травы опасные.

Животные

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и даёт возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:


Тема

Количество часов

1

Сезонные изменения в природе.

Времена года. Осень.

Зима.

Весна.

Лето.


4

3

5

4

2

Неживая природа.

4

3

Живая природа.

Животные.

Человек.

4

2

7


Всего

33ч


Критерии оценивания достижений обучающихся

Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их   индивидуального и фронтального опроса.

Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный   ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.



Тема

К-о ч.

Дата

Дата факт.

Примечание


1 четверть






Времена года. Осень.






1


Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы осенью. Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь


1


6.09



2

Растения осенью: яблоки, шиповник, грибы.

1

13.09



3

Животные осенью: лягушки, мыши, змеи.

1

20.09



4


Занятия людей осенью. Работа в саду, огороде. Обобщающий урок. Рисунок «Осень»

1

27.09




Зима.





5


Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы зимой. Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль

1


4.10



6

Растения зимой. Животные зимой.

1

18.10



7

Обобщающий урок: «Растения и животные зимой»

1

25.10




2 четверть





1

Занятия людей зимой. Детские игры, предупреждение травм.

1

8.11




Весна.





2

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы весной. Весенние месяцы: март, апрель, май.

1

15.11



3

Растения весной: подснежник, мать и мачеха, ландыши и медуница.

1

22.11



4

Растения весной: верба, акация, берёза и тополь.


29.11



5

Животные весной. Насекомые весной. Занятия людей весной: работа в саду, огороде.

1

6.12



6

Обобщающий урок по теме: «Вена»

1

13.12




Лето.

1




7

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы летом.

1

20.12



8

Летние месяцы: июнь, июль,

1

27.12




3 четверть





1

Растения летом. Животные летом

1

17.01



2

Занятия людей летом

1

24.01




Неживая природа

1




3

Солнце в разные времена года

1

31.01



4

Календарь

1

7.02



5

Воздух .Значение воздуха. Термометр.

1

14.02



6

Ветер. Направления ветра.

1

21.02




Живая природа





7

Сравнение и части растений.

1

28.02



8

Цветы. Растения сада: фрукты и ягодные кустарники.

1

6.03



9

Лес. Плоды и семена. Лесные ягоды и грибы

1

13.03



10

Обобщающий урок «Живая и неживая природа»

1

20.03




4 четверть






Животные





1

Дикие животные: лось, кабан, заяц Домашние животные: корова, свинья, кролики.

1

3.04



2

Перелетные и зимующие птицы

1

10.04




Чловек.





3

Дыхание человека. Профилактика простудных заболеваний.

1

17.04



4

Кровь. Сердце. Пульс

1

24.04



5

Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека.

1

8.05



6

Правильное хранение продуктов питания. Срок хранения продуктов питания.

1

15.05



7

Обобщающий урок по разделу «Человек»

1

22.05



8

Проверочная работа за год

1

29.05











Проверочная работа за год Приложение 1

















Проверочная работа по МПЧ за год

1. Какое явление в природе происходит сначала. Расставь цифры:

ледоход

половодье

ледоход и половодье одновременно


2. Как надо ухаживать за комнатными растениями?

А) надо поливать их

В) обрезать сухие листья и стебли

С) подкармливать

Д) рыхлить землю


3. Раннецветущие растения - это растения:

А) у которых сначала появляются цветы, а потом распускаются листья

В) которые появляются ранней весной

С) которые зацветают ранней весной

4. К раннецветущим растениям относятся:

А) подснежник

В) астра

С) мать - и - мачеха

Д) герань



5. Отгадай загадку: Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит.

Без пилы и без гвоздей,

Кто строитель?

А) жук

В) муравей

С) муха

Д) пчела


6. Выбери словосочетания, которые описывают муравья:

А) 3 пары ног

В) тело покрыто перьями

С) тело разделено на голову, грудь, брюшко.

Д) его называют - "санитар леса"


7. Муха - это насекомое, которое:

А) разносит инфекционные болезни

В) собирает пыльцу

С) надоедливое

Д) живёт в муравейнике


8. Все животные мира можно разделить на группы:

А) звери

В) собаки

С) птицы

Д) насекомые


9. Заповедники и зоопарки созданы для:

А) охраны животных

В) разведения животных

С) дрессировки животных

Д) изучения животных


10. Назови причины загрязнения воздуха:

А) промышленность

В) бытовые котельные

С) транспорт

Д) мусор на улице


11. Подбери признаки к слову весна:

А) ласковая

В) тёплая

С) ветреная

Д) приветливая


12. Орган зрения - это:

А) уши

В) рот

С) глаза

Д) нос


13. Части глаза:

А) белок

В) роговица

С) брови

Д) зрачок


14. Орган обоняния - это:

А) запах

В) насморк

С) нос

Д) зубы


15. Что нужно сделать, чтобы вылечить насморк:

А) промыть нос

В) закапать нос

С) использовать носовой платок

Д) прогревать пазухи носа


16. Орган осязания -язык:

А) находится во рту

В) можно слизывать варенье с ложки

С) чувствовать вкус еды

Д) нужен человеку во время еды и речи


17. Зубами мы:

А) говорим

В) откусываем

С) дышим

Д) жуём


18. Как надо ухаживать за зубами:

А) нужно чистить зубы 2 раза в день (утром и вечером)

В) посещать стоматолога 1 раз в год

С) ковырять иголкой в зубах

Д) полоскать рот после еды.