I Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1—4 классы» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой.
Цели программы:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
II Планируемые результаты
Личностные результаты
Ученик к концу 3 класса научится:
укреплять культурную, этническую и гражданскую индентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности;
развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развивать духовно-нравственные и этнические чувства, эмоциональную отзывчивость, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традиции других народов;
расширять музыкальный кругозор;
формировать положительное отношение к учению;
внимательно слушать музыку, анализировать её;
сочинять простейшие мелодии к песенкам – попевкам;
уважительно относится к чувствам и настроениям другого человека;
эмоционально относится к искусству;
интересоваться отдельными видами музыкально-практической деятельности;
формировать уважительное отношение к истории и культуре.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик к концу 3 класса научится:
реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;
выбирать способы решения проблем поискового характера;
планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;
уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;
выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений;
воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать;
установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально –ритмические движения);
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности;
использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
- преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- составлять план и последовательность действий;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные УУД
Ученик к концу 3 класса научится:
наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
подбирать и читать стихи о родном крае, о России, созвучные музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке;
узнаватьназвания изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата);
понимать названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность ,танцевальность, маршевость, музыкальная живопись;
анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;
познавать разнообразные стороны жизни русского человека, его религиозные убеждения итрадиции, через музыкально-художественные образы;
передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки;
рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу знакомых опер и балетов;
узнавать тембры инструментов симфонического оркестра.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять и выделять необходимую информацию;
осуществлять поиск необходимой информации;
осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера;
ставить и формулировать проблему.
Коммуникативные УУД
Ученик к концу 3 класса научится:
участвовать в жизни микро- и имакросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;
формулировать собственное мнение и позицию;
слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.
Ученик получит возможность научиться:
ставить вопросы;
обращаться за помощью к учителю и одноклассникам;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
формулировать свои затруднения.
проявлять активность в решении познавательных задач.
Предметные результаты:
Ученик к концу 3 класса научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, движении, играх, действах и др.);
ценить отечественные народные музыкальные традиции;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов;
распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм (пение, драматизация, музыкально-пластические движения, инструментальное музицировании, импровизация);
определять виды музыки;
сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
развивать художественный вкус, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
уметь оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
понимать роль музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
Ученик к концу 3 класса получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира.
III Содержание
Россия – Родина моя (5 ч)
Мелодия – душа музыки.
Мелодия – душа музыки.
Природа и музыка (романс). Звучащие картины.
Виват, Россия! (кант). Наша слава-русская держава.
С.С.Прокофьев. Кантата "Александр Невский».
М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин».
День, полный событий (4 ч)
Образы природы в музыке.
Детские образы в музыке.
Портрет в музыке.
Детские образы в музыке.
О России петь – что стремиться в храм (4 ч)
Образ матери в музыке, изобразительном искусстве. М.И.Глинка.
Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!»
Образ праздника в искусстве. Вербное Воскресенье.
Святые земли Русской. Княгиня Ольга и князь Владимир.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (5 ч)
Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе.
Певцы русской старины.
Сказочные образы в музыке.
Народные традиции и обряды: прощание с Масленицей.
Звучащие картины.
В музыкальном театре (6 ч)
Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Увертюра. Финал.
Опера Н.А.Римского- Корсакова «Садко». «Океан-синее море».
Опера К. Глюка. «Орфей и Эвридика».
Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
Опера «Снегурочка». В заповедном лесу.
Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица».
В концертном зале (6 ч)
Музыкальное состязание .
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.
Музыкальные инструменты (скрипка).
Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта.
Бетховен «Героическая» симфония. Финал.
Мир Бетховена.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4 ч)
Чудо-музыка.
Острый ритм джаза звуки.
Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева.
Певцы родной природы (Э.Григ и П.Чайковский).
На уроках используются элементы регионального компонента.
IV Календарно-тематическое планирование
№ п./п. | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока |
Россия – Родина моя ( 5 ч) | |
1 | Мелодия – душа музыки. | 1 | 3.09 |
2 | Природа и музыка (романс). Звучащие картины. | 1 | 10.09 |
3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава-русская держава. РК | 1 | 17.09 |
4 | С.С.Прокофьев. Кантата "Александр Невский». | 1 | 24.09 |
5 | М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин». | 1 | 1.10 |
День, полный событий ( 4 ч) |
6 | Образы природы в музыке. | 1 | 8.10 |
7 | Детские образы в музыке. | 1 | 15.10 |
8 | Портрет в музыке. | 1 | 22.10 |
9 | Детские образы в музыке. | 1 | 12.11 |
О России петь – что стремиться в храм (4 ч) |
10 | Образ матери в музыке, изобразительном искусстве. М.И.Глинка. | 1 | 19.11 |
11 | Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!» РК | 1 | 26.11 |
12 | Образ праздника в искусстве. Вербное Воскресенье. РК | 1 | 3.12 |
13 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга и князь Владимир. | 1 | 10.12 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (5 ч) |
14 | Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе. | 1 | 17.12 |
15 | Певцы русской старины. | 1 | 24.12 |
16 | Сказочные образы в музыке. | 1 | 14.01 |
17 | Народные традиции и обряды: прощание с Масленицей. РК | 1 | 21.01 |
18 | Звучащие картины. | 1 | 28.01 |
В музыкальном театре (6 ч) |
19 | Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Увертюра. Финал. | 1 | 4.02 |
20 | Опера Н.А.Римского- Корсакова «Садко». «Океан-синее море». | 1 | 11.02 |
21 | Опера К. Глюка. «Орфей и Эвридика». | 1 | 18.02 |
22 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. | 1 | 25.02 |
23 | Опера «Снегурочка». В заповедном лесу. | 1 | 4.03 |
24 | Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица». | 1 | 11.03 |
В концертном зале (6 ч) |
25 | Музыкальное состязание . | 1 | 18.03 |
26 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | 1 | 1.04 |
27 | Музыкальные инструменты (скрипка). | 1 | 8.04 |
28 | Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. | | 15.04 |
29 | Бетховен «Героическая» симфония. Финал. | 1 | 22.04 |
30 | Мир Бетховена. | 1 | 29.04 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4 ч) |
31 | Чудо-музыка. | 1 | 6.05 |
32 | Острый ритм джаза звуки. | 1 | 13.05 |
33 | Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. | 1 | 20.05 |
34 | Певцы родной природы (Э.Григ и П.Чайковский). | 1 | 27.05 |
14