Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михайловская основная школа Демидовского района
Смоленской области
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании педагогического Директор
совета МБОУ Михайловская ОШ
Протокол № 1 __________ (Лосева Л.Г.)
Приказ № 37 о/д
от «30» августа 2017г. от « 30 » августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
3 класс
Составитель:
учитель начальных классов
Родионова Наталья Петровна
(первая квалификационная категория)
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
- Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 17.12. 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- от 31.12. 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- основной образовательной программой начального общего образования ОУ ;
- авторской программой «Музыка» В. О. Усачёвой, Л.В. Школяр (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой) издательство «Вентана-Граф», 2013 г.;
- положением о рабочих программах учебных предметов, курсов и рабочих программах внеурочной деятельности МБОУ Михайловская ОШ;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательных учреждениях.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение музыки в 3 классе отводится 34 часа в год (34 учебные недели, по 1 часу в неделю).
Программа ориентирована на работу по учебно- методическому комплекту:
- Усачёва В. О., Школяр Л. В. Музыка: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: – М.: Вентана-Граф, 2014
- Усачёва В. О., Школяр Л. В., Школяр В. А. . Музыка. Программа: 1-4 классы. М.: «Вентана-Граф», 2014 г.
Содержание курса по музыке в 3 классе (34 ч)
1 Характерные черты русской музыки (8 ч)
Введение: интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты). Понятия «русская» и «российская» музыка -различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватаяскромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее - интонационные корни.
2Народное музыкальное творчеств - «энциклопедия» русской интонационности (12 ч)Обрядовость как сущность русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.
3 Истоки русского классического романса (6 ч)
Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского салонного романса, городская лирика (популярная), старинный романс.
4 Композиторская музыка для церкви (2 ч)
5 Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (6 ч)
Обработки народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов: два пути - точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Величие России в музыке русских классиков.
В конце учебного года проходит промежуточная аттестация, формы которой определяются на заседании педагогического совета школы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки.
Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты достигаемые учениками при освоении программы личностные результаты содержат:
формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование основ национальных ценностей российского общества;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты при освоении программы:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанное строение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текста в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями);
умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты при освоении программы:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
К концу обучения в 3 классе учащиеся могут:
-проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора,
• понимать синкретику народного творчества;
-решать учебные и практические задачи:
свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
называть русских композиторов, их имена (в соответствии с программой);
приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;
• самостоятельно распевать народные тексты: в стиле устной традиции
Тематическое планирование по музыке (34 ч)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) |
Характерные черты русской музыки (8ч) |
1 | Путешествие на родину русского музыкального языка | 1 | | |
2 | Едем в фольклорную экспедицию | 1 | | |
3 | Как это бывает, когда песни не умирают | 1 | | |
4 | Едем на Север | 1 | | |
5 | Едем на Юг | | | |
6 | Специфика народной песни | 1 | | |
7 | Функции и особенности народной песни | 1 | | |
8 | Своеобразие песенного фольклора Кубанских казаков | 1 | | |
«Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности» (12ч.) |
9 | Мелодизм, напевность народной песни | 1 | | |
10 | Жанры народной песни | 1 | | |
11 | Исторические песни и былинный эпос | 1 | | |
12 | Героико-патриотическая тематика | 1 | | |
13 | Лирические песни | 1 | | |
14 | Походные песни | 1 | | |
15 | Календарные песни | 1 | | |
16 | Обрядовые песни | 1 | | |
17 | Частушки и страдания | 1 | | |
18 | Плясовые песни | 1 | | |
19 | Народная песня в царских палатах | 1 | | |
20 | Связь народной и композиторской музыки | 1 | | |
«Истоки русского классического романса» (6ч.) |
21 | Русский романс | 1 | | |
22 | Крестьянская песня | 1 | | |
23 | Городская лирика | 1 | | |
24 | Старинный романс | 1 | | |
25 | Городской салонный романс | 1 | | |
26 | Лирический романс | 1 | | |
«Композиторская музыка для церкви» (2ч.) |
27 | Музыка в храме | 1 | | |
28 | «Богородица Дево, радуйся» | 1 | | |
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (6ч.) |
29 | Обработка народных песен | 1 | | |
30 | Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов | 1 | | |
31 | Ритмические особенности народной музыки в творчестве композиторов | 1 | | |
32 | Картины народной жизни в музыке композиторов | 1 | | |
33 | «Сказка ложь, да в ней- намек….». Русская сказка в произведениях композиторов | 1 | | |
34 | Промежуточная аттестация за курс 3 класса | 1 | | |
| | | | |