Пояснительная записка
4 класс
Рабочая программа по предмету «Музыка» для третьего класса разработана на основе примерной программы по музыке - «Музыка 1-4 классы», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2018.
С учётом рекомендаций примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 6 октября 2009 г. №373).
На учебный предмет «Музыка» отводится в 4 классе 34 часа и ориентирована на использование учебника: музыка: 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Г.П. Сергеева, И.М. Е.Д. Критская, «Просвещение», 2018г.
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным общеобразовательным стандартом содержания начального общего образования и отражённых в его примерной программе курса музыки.
Программа направлена на реализацию следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка». 4 КЛАСС
Предметные
Учащиеся научатся:
эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров (в т.ч. фрагменты крупных музыкально - сценических жанров);
эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально - творческой деятельности;
размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
сопоставлять различные образцы народной профессиональной музыки;
ценить отечественные народные музыкальные традиции, понимая, что музыка разных народов выражает общие для всех людей мысли и чувства;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах, элементах дирижирования и др.).
Личностные
У учащихся будут сформированы:
эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках;
эстетические и ценностно - смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально - практической и творческой деятельности;
знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;
основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);
навыки оценки и самооценки результатов музыкально - исполнительской и творческой деятельности;
основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного досуга.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;
планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно-исполнительскими и учебными задачами;
различать способ и результат собственных и коллективных действий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;
осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы;
использовать знаково-символические средства, в т. ч. схемы, для решения учебных (музыкально - исполнительских) задач;
воспринимать и анализировать тексты, в т. ч. нотные;
строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;
проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
устанавливать аналогии;
представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;
контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в т. ч. в проектной деятельности;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека.
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Общность интонаций народной музыки. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Выразительность и изобразительность в музыке.
Тема раздела: «О России петь – что стремится в храм» (2 ч.)
Святые земли русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композитора. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность в музыке. Тропарь – краткое песнопение. Народные музыкальные традиции Отечества.
Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность в музыке. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Композитор как создатель музыки. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкально-поэтические образы. Романс.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (6 ч.)
Композитор – имя ему народ. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы: одночастные, двухчастные и трехчастные, куплетные. Тембры и голоса народных инструментов. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Глинка – опера «Иван Сусанин». «За Русь мы все стеной стоим» 3 действие оперы «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. Интонации польской и русской музыки. Русский Восток. Симфоническая картина «Шехерезада». Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.
Тема раздела: «В концертном зале» (5 ч.)
Струнно-смычковые инструменты. Выразительность и изобразительность в музыке. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Различные виды музыки: инструментальная, вокальная, сольная. Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 ч.)
Творчество Ф. Шопена. Музыкальный жанр этюд. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П. Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за год.
Перечень учебно-методических средств обучения:
Описание материально-технического обеспечения
Пианино
Магнитофон
Аудиозаписи детских песен CD-дисках
Классические произведения для слушания (CD)
Таблицы: нотные, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности
Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп, расположение партий в хоре
Комплект детских музыкальных инструментов: флейта, бубен, треугольник, маракасы, кастаньеты, ложки, трещотки тон-блок, клавесы. Дирижерская палочка
Перечень используемого учебно-методического комплекта
1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2018.
2. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 4 класс» /Сост. Е.Д.
Календарно-тематическое планирование 4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Дата проведения |
I | Раздел – «Россия-Родина моя» | 3 | 4 А | 4 Б |
1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…».«Что не выразишь словами, звуком на душу навей». | 1 | 06.09 | 07.09 |
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка? | 1 | 13.09 | 14.09 |
3 | «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» | 1 | 20.09 | 21.09 |
II | Раздел – «О Россий петь, что стремиться в храм» | 4 | | |
4 | Святые земли Русской. Илья Муромец | 1 | 27.09 | 28.09 |
5 | Кирилл и Мефодий. | 1 | 04.10 | 04.10 |
6 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | 1 | 11.10 | 12.10 |
7 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 | 18.10 | 19.10 |
III | Раздел – «День, полный событий» | 6 | | |
8 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | 1 | 25.10 | 26.10 |
9 | Зимнее утро, зимний вечер. | 1 | 01.11 | 02.11 |
10 | «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. | 1 | 15.11 | 16.11 |
11 | Ярмарочное гулянье. | 1 | 22.11 | 23.11 |
12 | Святогорский монастырь. | 1 | 29.11 | 30.11 |
13 | «Приют, сияньем муз одетый…». | 1 | 06.12 | 07.12 |
IV | Раздел – «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 | | |
14 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1 | 13.12 | 14.12 |
15 | Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей. | 1 | 20.12 | 21.12 |
16 | Народные праздники (Троица). | 1 | 27.12 | 28.12 |
V | Раздел – «В концертном зале» | 5 | | |
17 | Музыкальные инструменты . Вариации на тему рококо. | 1 | 17.01 | 18.01 |
18 | Старый замок. Счастье в сирени живет… | 1 | 24.01 | 25.01 |
19 | Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… | 1 | 31.01 | 01.02 |
20 | Патетическая соната. Годы странствий. | 1 | 07.02 | 08.02 |
21 | Царит гармония оркестра. | 1 | 14.02 | 15.02 |
VI | Раздел – «В музыкальном театре» | 6 | | |
22 | Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. | 1 | 21.02 | 20.02 |
23 | За Русь мы все стеной стоим… Сцена в лесу. | 1 | 28.02 | 27.02 |
24 | Исходила младешенька. | 1 | 07.03 | 06.03 |
25 | Русский восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. | 1 | 14.03 | 13.03 |
26 | Балет «Петрушка». | 1 | 21.03 | 20.03 |
27 | Театр музыкальной комедии. | 1 | 04.04 | 03.04 |
VII | Раздел – «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 7 | | |
28 | Прелюдия. | 1 | 11.04 | 10.04 |
29 | Исповедь души. Революционный этюд. | 1 | 18.04 | 17.04 |
30 | Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. | 1 | 25.04 | 24.04 |
31 | Музыкальные инструменты (гитара). | 1 | 06.05 | 05.05 |
32 | Музыкальный сказочник. | 1 | 12.05 | 11.05 |
33 | Рассвет на Москве-реке. | 1 | 16.05 | 15.05 |
34 | Обобщающий урок. | 1 | 20.05 | 19.05 |