Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена и адаптирована на основании образовательной программы школы, авторской программы, авторы - составители Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина М.: Просвещение, 2016г., с учетом годового календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год.
Цели изучения предмета
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений, к творчеству, образного мышления и творческих способностей;
освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества;
овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности: хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация;
воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств учащихся, любви к родной природе, своему народу, любви к Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
В процессе музыкальных занятий в начальной школе решаются следующие задачи:
Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
Развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
Накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно- образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Согласно учебному плану на изучение музыки в 3 классе отводится 35 часов из расчета:1 час в неделю (35 учебных недель).
Планируемые результаты освоения программы по курсу
Предметные результаты
Обучающийся научится:
-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;
-различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;
-понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
-эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
-ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
-понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
-передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.
Обучающийся получит возможность научиться:
-соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.
-осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;
-владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.
Метапредметные результаты:
-слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;
-наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;
-участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;
-узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;
-узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку;
-импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;
-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминизации;
-находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;
-различать звучание музыкальных инструментов(включая тембр арфы, виолончели, челесты).
Обучающийся получит возможность овладеть:
-представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин. Н.А. Римский-Корсаков, Ф. -Й Гайдн, И. -С. Бах , В.-А Моцарт, Э.Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др. ) исполнительском творчестве;
-музыкальными понятиям: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и д
Обучающийся научится:
-выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т. ч. с дирижированием (2\4, 3\4, 4\4. 3\8, 6\8)
-петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;
-различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;
-сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;
-различать язык музыки разных стран мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
-сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
-узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
-приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;
-собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
-позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;
-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России;
-устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;
-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
-нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);
-нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;
-понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;
-представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки..
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;
-выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
-воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
-самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
-использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
-выбирать способы решения исполнительской задачи;
-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
-исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;
-соотносить различные произведения по настроению и форме;
-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
-обобщать учебный материал;
-устанавливать аналогии;
-сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);
-представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);
-выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
-стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).
-понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
-контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.
-формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.
Содержание учебного предмета
Представление о музыке (13 часов)
Мелодия – душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картинки. Виват, Россия! Наша слава – русская держава. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». С. Прокофьев. Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. С. Прокофьев. В детской. Игры и игрушки. С. Прокофьев. На прогулке. Вечер. Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
Представления о музыкальной жизни страны (17 часов)
Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель… Звучащие картины. Прощание с Масленицей. М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика». Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Океан - море синее. П. И. Чайковский. Балет «Спящая красавица». В современных ритмах. Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Эдвард Григ. Сюита «Пер Гюнт». Мир Людвига ван Бетховена. Чудо – музыка. Острый ритм – джаза звуки.
Представления о музыке (5 часов)
Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. С. Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим радость на Земле. Радость к солнцу нас зовет.
Учебно-тематический план
№ раздела | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1. | Россия – Родина моя | 6 |
2. | День, полный событий | 4 |
3. | О России петь – что стремиться в храм | 4 |
4. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 |
5. | В музыкальном театре | 6 |
6. | В концертном зале | 6 |
7. | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | 5 |
| Итого: | 35 |
Приложение №1 к рабочей программе по музыке 3 класс
Календарно-тематическое планирование.
1 час в неделю. ( 35 часов)
№ п/п | Тема урока. | Дата по плану. | Дата по факту. |
Россия – Родина моя (6 часов) |
1. | Мелодия — душа музыки. | | |
2. | Природа и музыка. | | |
3. | Звучащие картинки. | | |
4. | Виват, Россия! Наша слава — русская держава. | | |
5. | Кантата «Александр Невский» | | |
6. | Опера «Иван Сусанин».М. Глинка. | | |
День, полный событий. ( 4 часа) |
7. | Утро. | | |
8. | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | | |
9. | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | | |
10. | Обобщающий урок. | | |
О России петь – что стремиться в храм. ( 4 часа) |
11. | «Радуйся Мария!».«Богородице Дево, радуйся!». | | |
12. | Древнейшая песнь материнства | | |
13. | Вербное Воскресенье Вербочки. | | |
14. | Святые земли Русской. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. | | |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! ( 4 часа) |
15. | Настрою гусли на старинный лад (былины). Былина о Садко и Морском царе | | |
16. | Певцы русской старины | | |
17. | Звучащие картины. | | |
18. | Прощание с Масленицей Обобщающий урок. | | |
В музыкальном театре ( 6 часов) |
19. | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф. | | |
20. | Опера «Орфей и Эвридика». | | |
21. | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. | | |
22. | «Океан – море синее». | | |
23. | Балет «Спящая красавица». | | |
24. | В современных ритмах (мюзикл). | | |
В концертном зале. ( 6 часов) |
25. | Музыкальное состязание (концерт). | | |
26. | Звучащие картины. | | |
27. | Музыкальные инструменты (флейта, скрипка). | | |
28. | Сюита «Пер Гюнт». | | |
29. | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал. | | |
30. | Мир Бетховена | | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 часов.) |
31. | Чудо музыка. Острый ритм – джаза. | | |
32. | Мир Прокофьева | | |
33. | Певцы родной природы. | | |
34. | Певцы родной природы. | | |
35. | Обобщающий урок. | | |
Итого | 35 часов | | |
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Критская, Е. Д. Музыка. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2016 г.
Критская, Е. Д. Музыка. 3 класс : рабочая тетрадь : пособие для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2018 г.
Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2016г.
Музыка. Фонохрестоматия. 3 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2016. – электрон. оптич. диск (CD-Rom).
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3 класс : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2016г.
Интернет-ресурсы:
http://classic.chubrik.ru
http://www.music_dic.ru
http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music
http://ru.wikipedia.org/wiki
9