МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»
Рекомендована Руководитель ШМО: ____Л.А. Марченкова Протокол №1 от 27.08 2021 г | Согласована Зам. директора: _____Н.А. Богатырёва | Утверждена Директор школы: _____И.Н. Кухаренкова Приказ от 31.08.2021г .№ 42/1 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 3 класса
на 2021/2022 учебный год
Учитель: Казепина А.В.
2021 г.
Рабочая программа по музыке для 3 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с:
Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Шумячская СШ им.В.Ф.Алешина»
Рабочая программа при необходимости может быть реализована с использованием сетевой формы реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
Познавательные УУД:
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
Коммуникативные УУД:
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты:
Ученик научится:
– формировать представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формировать общее представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формировать основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формировать устойчивый интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
Ученик получит возможность научиться:
– воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание учебного предмета, курса
Раздел / тема | Содержание |
Россия-Родина моя. (5 ч) | - Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души. Природа и музыка. Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. «Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки. Кантата Прокофьева «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский».Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин». |
День, полный событий. (4 ч) | Образы природы в музыке. Утро. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро». Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского. Детские образы в музыке Мусоргского и Чайковского. Образы вечерней природы |
«О России петь – что стремиться в храм». (7 ч) | Древнейшая песнь материнства « Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ матери в музыке, поэзии, ИЗО. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч) | «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины. Певцы русской старины. «Лель, мой Лель…» Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова). Музыка на новогоднем празднике. Обобщающий урок.. |
В музыкальном театре. (7 ч) | Опера Н.А. Римского-Корсакова«Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила». ОпераК. Глюка «Орфей и Эвридика».Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика». Опера Римского-Корсакова«Снегурочка».Волшебное дитя природы.Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» Масленица – праздник русского народа. Балет П.И. Чайковского«Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского«Спящая красавица». Контраст. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки. |
В концертном зале. (3ч) | Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты. Музыкальные инструменты (скрипка).Обобщающий урок 3 четверти. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнителиОбобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть. Сюита Э.Грига«Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт». «Героическая» (симфония).Призыв к мужеству. Мир Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена. |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 ч) | «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители.Музыка – источник вдохновения и радости. Мир композиторов Г.Свиридов, С. Прокофьев Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.Особенности музыкального языка разныхкомпозиторов Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского. Прославим радость на земле. «Радость к солнцу нас зовет». Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года |
Тематическое планирование
№п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | «Россия – Родина моя» | 5 |
| «День полных событий» | 4 |
2 | «О России петь – что стремиться в храм» | 7 |
3 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 |
4 | «В музыкальном театре» | 7 |
5 | «В концертном зале» | 3 |
6 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | 5 |
| ИТОГО | 34 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.) |
1 | Мелодия - душа музыки | |
2 | Природа и музыка | |
3 | «Виват, Россия!» | |
4 | Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский» | |
5 | Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» | |
Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.) |
6 | Образы природы в музыке | |
7 | Портрет в музыке | |
8-9 | Детские образы | |
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (7 ч.) |
10 | Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве | |
11 | Древнейшая песнь материнства | |
12 | «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» | |
13 | Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье | |
14 | Святые земли Русской | |
15 | «О России петь - что стремиться в храм...» | |
16 | «Настрою гусли на старинный лад...» | |
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.) |
17 | Певцы русской старины | |
18 | Сказочные образы в музыке | |
19 | Народные традиции и обряды: Масленица | |
Тема раздела: «В музыкальном театре» (7 ч.) |
20-21 | Опера Н. А. Римского-Корсакова «Руслан и Людмила» | |
22 | Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика» | |
23 | Опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» | |
24 | Опера Н. А. Римского-Корсакова «Садко» | |
25 | Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица» (либретто И. Всеволожского и М. Петипа) | |
26 | В современных ритмах. Музыкальное состязание. | |
Тема раздела: «В концертном зале» (3 ч) |
27 | Музыкальные инструменты – флейта и скрипка | |
28 | Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» | |
29 | Симфония «Героическая» Бетховена | |
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5ч) |
30 | Мир Бетховена | |
31 | Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование. | |
32 | Джаз- музыка ХХ века | |
33 | Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов | |
34 | «Прославим радость на земле» | |