СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке для детей с ЗПР, 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для детей с ЗПР, 3 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе:

  • Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования (ФГОС), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, зарегистрированного Минюстом России 22.12.2009, регистрация № 17785с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г. (Информация об изменениях:Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643 преамбула изложена в новой редакции), статья 3, пункт 15.

  • программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.: Школьная пресса 2004

  • рабочей программы. Музыка. Москва. «Просвещение» 2015,авторы Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева - УМК «Школа России»

Дети с задержкой психического развития (ЗПР), обучаются по общеобразовательной программе. Особенности их обучению происходят за счет применения специальных методик, подходов, а также за счет постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги, работающие с детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу, учитывая как требования образовательной программы, так и особенности психического развития определенной категории детей. 

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического посвоей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов

освоения основной образовательной программы школы

Учебный предмет «Музыка» в начальной школе является базовым предметом. Он направлен в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.

Результаты изучения курса

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация, и др.);

-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание соей этнической  и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности УУД учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретении умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и др.)

Предметные результаты изучения музыки  отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Общая характеристика учебного предмета «Музыка»

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

Изучение музыки в начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

  • совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение acapella, пение хором, в ансамбле и др.);

  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

  • активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.


Место предмета «Музыка» в учебном плане.

Предмет «Музыка» относится к предметной области «Искусство», обязательной части.

На изучение предмета «Музыка» в 3 классе по учебному плану отводится 35 часов (1 ч. в неделю, 35 учебные недель) .



Содержание курса «Музыка» в 3 классе

Россия – Родина моя!(5 ч.) Мелодия –душа музыки. Мелодия. Песенность Симфония Лирически й образ Природа и музыка(романс). Звучашие картины. Романс Сопрано .Баритон. Аккомпанемент. Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. Кант. Песенность. Маршевость. Кантата «Александр Невский». Кантата. Набат. Трёхчастная форма. Опера «Иван Сусанин». Опера. Интродукция. Ария. Хоровая сцена. Эпилог.

День, полный событий (4 ч.) Портрет в музыке. Интонация. Выразительность. Изобразительность. Контраст. Скороговорка. «В детской». Игры и игрушки. Речитатив. Интонационная выразительность. Песенность. Танцевальность. Маршевость. На прогулке. Сюита. Музыкальная живопись. Вечер. Интонация мелодия. Аккомпанемент.

О России петь – что стремиться в храм (4 ч.) Два музыкальных обращения к Богородице. Аве Мария. Рафаэль Санти Данте. Древнейшая песнь материнства. Икона. Тропарь. Огюст. Ренуар. «Вербное воскресенье». Осанна Джотто. Святые земли русской. Песнопение. Величание.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч.) Настрою гусли на старинный лад. Певцы русской старины. Былина. Певец. Сказитель. Гусли. «Былина о Садко и морском царе». Былинный напев. Повтор. Распевы. Звучащие картины. Народные традиции.

В музыкальном театре ( 6 ч.) Опера «Руслан и Людмила». Сцена из оперы. Ария. Каватина. Увертюра. Сопрано. Баритон. Бас. Контраст. Рондо. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Миф. Лира. Опера «Снегурочка». Сцена из оперы. Ария. Лирико-колоратурное сопрано. Тутти. Тенор. Океан-море синее. Зерно-интонация. Развитие. Трёхчастная форма. Вариация. Балет «Спящая красавица». Контрастные образы. Интродукция. Сцена из балета .Развитие. В современных ритмах. Современные интонации и ритмы. Мюзикл.

В концертном зале (6 ч.) Музыкальное состязание. Концерт. Вариационное развитие .Композитор. .Исполнитель. Слушатель. Средства музыкальной выразительности. Музыкальные инструменты .Деревянные духовые инструменты .Старинная и современная музыка. Тембр. Скрипач. Виртуоз. Звучащие картины. Деревянные струнные музыкальные инструменты. Сюита «Пер Гюнт». Сюита. Тема. Вариационное развитие. Песенность. Танцевальность. Маршевость.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(3 ч.) Острый ритм джаза. Импровизация. Ритм .Джаз- оркестр. Синкопа. Люблю я грусть твоих просторов. Музыкальные иллюстрации. Симфонический оркестр. Мир Прокофьева. Фортепианная, вокальная, симфоническая музыка. Музыкальная речь. Певцы родной природы. Лирические чувства. Прославим радость на земле. Опера. Симфония. Песня. Ода. Обобщающий урок-концерт.

Резерв: 3 ч

Предметные результаты курса «Музыка» в 3 классе

Учащиеся научатся:

– формировать представление о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формировать общее представление о музыкальной картине мира;

– узнавать основные закономерности музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формировать основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формировать устойчивой интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

–воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

–воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Примерный тематический план учебного курса – музыка (3 класс)

Наименование разделов

Общее кол-во часов

1

Россия – Родина моя

5

2

День, полный событий

4

3

О России петь – что стремиться в храм

4

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

4

5

В музыкальном театре

6

6

В концертном зале

6

7

Чтоб музыкантом быть, так надо уметь

3

8

Резерв

3

Итого


35

Календарно-тематическое планирование

по музыке

3 класс

урока


урока в теме

Наименование раздела, темы урока

Дата

Примечание

план

факт

«Россия — Родина моя» (5 ч)

1

1

Мелодия — душа музыки.

9.09



2

2

Природа и музыка.

16.09



3

3

Виват, Россия!

23.09



4

4

Кантата «Александр Невский»

30.09



5

5

Опера «Иван Сусанин».

7.10



«День, полный событий» (4ч)

6

1

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ

14.10



7

2

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

21.10



8

3

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

11.11



9

4

Обобщающий урок.

18.11



«О России петь — что стремиться в храм»(4ч)

10

1

Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

25.11



11

2

Древнейшая песнь материнства.

2.12



12

3

Вербное Воскресение. Вербочки

9.12



13

4

Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь

16.12



«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»(4ч)

14

1

Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе

23.12



15

2

Певцы русской старины. Лель.

13.01



16

3

Звучащие картины.

20.01



17

4

Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.

27.01



«В музыкальном театре» (6ч)

18

1

Опера «Руслан и Людмила».

3.02



19

2

Опера «Орфей и Эвридика» Увертюра. Фарлаф.

10.02



20

3

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

17.02



21

4

«Океан – море синее».

24.02



22

5

Балет «Спящая красавица».

2.03



23

6

В современных ритмах (мюзикл).

9.03



«В концертном зале»(6ч)

24

1

Музыкальное состязание (концерт).

16.03



25

2

Музыкальные инструменты (флейта , скрипка).

6.04



26

3

Звучащие картины.

13.04



27

4

Сюита «Пер Гюнт».

20.04



28

5

«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.

27.04



29

6

Мир Бетховена.

4.05



«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (3ч)

30

1

Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.

11.05



31

2

Мир Прокофьева. Певцы родной природы.

18.05



32

3

Прославим радость на земле. Радость солнцу нас зовет. Обобщающий урок.

25.05





Критерии оценивания по предмету « Музыка»


В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоение программы по технологии учитываются психологические возможности обучающихся с ЗПР, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение обучающихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение обучающегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Оценка «5» ставится, если:

-дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «4» ставится, если:

- ответ правильный, но неполный:

- дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.

Оценка «3» ставится, если:

-ответ правильный, но неполный, средства музыкальной

выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «2» ставится, если:

- ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки обучающегося отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения обучающимися певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения обучающимся певческого задания, с другой стороны, учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая обучающемуся исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить обучающемуся исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Оценка «5» ставится, если:

-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

Оценка «4» ставится, если:

-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

- пение недостаточно выразительное.

Оценка «3» ставится, если:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть

ритмические неточности;

- пение не выразительное.

Оценка «2» ставится, если:

-исполнение не уверенное, фальшивое.

Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом:

Оценка «5» ставится, если верно выполнено 86-100% заданий;

Оценка «4» ставится, если верно выполнено 71-85% заданий;

Оценка «3» ставится, если верно выполнено 40-70% заданий;

Оценка «2» ставится, если верно выполнено менее 40% заданий