Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357, от 31 декабря 2015 г № 1576,
- основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Лицей №23», утвержденной приказом № 169 от 13.06.2017г.,
на основе авторской программы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка» (УМК «Школа России») без внесения изменений.
В соответствии с учебным планом МОУ «Лицей №23» на изучение учебного предмета «Музыка» отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
1.Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
2.Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
3. Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Основное содержание учебного предмета
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,
женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Тематическое планирование.
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов | Номера уроков |
1. | «Россия — Родина моя» | 3 | № 1 - 3 |
2. | «О России петь — что стремиться в храм» | 4 | № 4 - № 7 |
3. | «День, полный событий» | 6 | № 8 - № 13 |
4. | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 | № 14 - № 16 |
5. | «В концертном зале» | 5 | № 17 - № 21 |
6. | «В музыкальном театре» | 6 | №22 - №27 |
7. | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 7 | №28 - №34 |
Календарно - тематический план
по музыке (4 класс)
на 2018 - 2019 учебный год
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректирован ные сроки изучения учебного материала |
Раздел 1. «Россия — Родина моя»(3 ч) |
1 | 1 | Мелодия. Красота родной земли и человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. | 03.09-07.09 | |
2 | 2 | Ты откуда русская, зародилась, музыка? Общность интонаций народного и композиторского творчества. | 10.09-14.09 | |
3 | 3 | На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в музыке М. Глинки и С. Прокофьева. | 17.09-21.09 | |
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» (4 ч) |
4 | 1 | Нравственные подвиги святых земли Русской. Илья Муромец. | 24.09-28.09 | |
5 | 2 | Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. | 01.10-05.10 | |
6 | 3 | Родной обычай старины. Религиозные песнопения русской православной церкви (стихира, тропарь, величание). | 08.10-10.10 | |
7 | 4 | Праздник праздников, торжество торжеств. Светлый праздник Пасхи. | 15.10-19.10 | |
Раздел 3. «День, полный событий» (6 ч) |
8 | 1 | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… Осень в стихах А.С. Пушкин в музыке русских композиторов. | 22.10-26.10 | |
9 | 2 | Музыкальность поэзии А.С. Пушкина. | 29.10-02.11 | |
10 | 3 | Приют, сияньем муз одетый… Зимнее утро. Зимний вечер. | 05.11-09.11 | |
11 | 4 | Что за прелесть эти сказки! «Причуда» Н.А. Римский-Корсаков. | 12.11-16.11 | |
12 | 5 | Ярмарочное гулянье на Руси. | 26.11-30.12 | |
13 | 6 | Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. | 03.12-07.12 | |
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.) |
14 | 1 | Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России | 10.12-14.12 | |
15 | 2 | Оркестр русских народных инструментов. | 17.12-21.12 | |
16 | 3 | Народные праздники (Троица). | 24.12-28.12 | |
Раздел 6. «В концертном зале»(5 ч) |
17 | 1 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). П.И. Чайковский «Вариации на тему рококо». | 09.01-11.01 | |
18 | 2 | Счастье в сирени живет... Романсы С.В. Рахманинова. | 14.01-18.01 | |
19 | 3 | Не молкнет сердце чуткое Шопена... Интонации народной польской музыки в творчестве композитора. | 21.01-25.01 | |
20 | 4 | Л. Бетховен Патетическая соната. Особенности музыкальной драматургии произведения. | 28.01-01.02 | |
21 | 5 | Царит гармония оркестра. Известные дирижеры исполнительские коллективы. | 04.02-08.02 | |
Раздел 5. «В музыкальном театре» (6 ч) |
22 | 1 | За Русь все стеной стоим... Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. | 11.02-15.02 | |
23 | 2 | Опера «Иван Сусанин». Сцена в лесу. | 18.02-20.02 | |
24 | 3 | События отечественной истории в произведениях М.П.Мусоргского («Хованщина») и С.С.Прокофьева («Александр Невский»). | 25.02-01.03 | |
25 | 4 | Русский Восток. Восточные мотивы в творчестве отечественных композиторов. | 04.03-08.03 | |
26 | 5 | Балет «Петрушка». | 11.03-15.03 | |
27 | 6 | Театр музыкальной комедии. Оперетта, мюзикл. | 18.03-22.03 | |
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (7 ч) |
28 | 1 | Прелюдия—исповедь души. Прелюдии Ф. Шопена. | 25.03-29.03 | |
29 | 2 | Ф. Шопен. Революционный этюд. | 01.04-05.04 | |
30 | 3 | Мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, М. Ростропович, С. Лемешев) | 15.04-19.04 | |
31 | 4 | Музыкальные инструменты (гитара). | 22.04-26.04 | |
32 | 5 | Музыкальный сказочник. Н.А. Римский-Корсаков «Шахерезада». | 29.04-08.05 | |
33 | 6 | «Рассвет на Москве-реке». М.П. Мусоргский. | 13.05-17.05 | |
34 | 7 | Образ Родины в творчестве русских композиторов | 20.05-27.05 | |
Итого | часов | |
по программе | 34 |
выполнено | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/О.Н.Волкова/
«______» августа 2017 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № 1 от «___» августа 2017 г.
Руководитель ШМО _____________ /Я.В.Петкова/