РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по немецкому языку как второму иностранному языку
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №10»
________________________ Ф. Ю. Краснов
Приказ от 31.08.2012 №456
Составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по немецкому языку как второму иностранному на основе программы «Немецкий язык. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы для общеобразовательных учреждений. Авторы: М.М.Аверин, Е.Ю.Гуцалюк, Е.Р.Харченко. - (М.: Просвещение, 2012)
Пояснительная записка.
(немецкий язык как второй иностранный язык)
Нормативно-правовая база.
Рабочая программа составлена на основе документов:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказа МОиН РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказа МОиН РФ от 20 августа 2008 г. N 241 “О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказа МОиН РФ от 30 августа 2010 г. N 889 “О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказа МОиН РФ от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
Приказа МОиН РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
Приказа МОиН РФ от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
Приказа МОиН РФ от 30.08.2013 №1015 (ред. от 13.12.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
- Приказа МОиН РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письма МОиН РФ от 12 мая 2011 года N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письма МОиН РФ от 23. 11. 2001 № 890 13-13 «Об использовании Российского Языкового Портфеля в общеобразовательных учреждениях России»;
на основе программы «Немецкий язык. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы для общеобразовательных учреждений. Авторы: М.М.Аверин, Е.Ю.Гуцалюк, Е.Р.Харченко. - (М.: Просвещение, 2012)
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Башкирский лицей № 48» городского округа города Уфа;
Учебного плана МБОУ «Башкирский лицей № 48» городского округа г. Уфа на 2018/2019 учебный год
Цели и задачи курса "Немецкий язык как второй иностранный".
Основная цель обучения немецкому языку как второму иностранному- качественное усвоение обучающимися содержания УМК и постоянное поддержание познавательного интереса к изучению немецкого языка.
Целью данного курса является комплексное решение задач, стоящих перед иностранным языком как одним из предметов общеобразовательной школы, а именно: дальнейшее формирование коммуникативной компетенции учащихся, которую следует понимать, как способность общаться на немецком языке в пределах, заданных программой. Это задача комплексная и включает следующие практические цели обучения:
Повысить речевую инициативу учащихся, особенно в условиях, предполагающих творческие монологические высказывания учащихся.
Увеличить объем речевых контактов на немецком языке и совершенствовать умение поддерживать их в разнообразных ситуациях в соответствии с собственными интересами и потребностями.
Формировать техники чтения вслух и про себя, продолжить освоение различных стратегий чтения на немецком языке с целью понимания аутентичных текстов с разным уровнем проникновения в их содержание.
Развивать специальные учебные умения, а именно: формирование механизмов языковой догадки, прогнозирование содержания читаемого текста, выделения смысловых вех, определения темы и основной идее текста, нахождения ключевых слов при работе с текстом, их семантизации на основе языковой догадки и словообразовательного анализа, выборочного использования перевода; формирование умения пользоваться двуязычными словарями, участвовать в проектной деятельности меж предметного характера.
Развивать навыки аудирования текстов различных жанров большего объема с целью извлечения необходимой информации.
Развивать умения письменно фиксировать и связно передавать информацию различного объема и характера.
Развивать приемы самостоятельной работы с языком, учиться использовать более сложные стратегии учения, пользоваться компенсаторными приемами, если возникает дефицит языковых средств.
Знакомить с культурой немецкоговорящих стран, включиться в диалог культур с целью формирования способности к социальному взаимодействию для совместного решения проблем различного характера, а также позитивного отношения к народам – носителям языка.
Расширить общеобразовательный кругозор, развивать познавательную активность и творческий потенциал школьников с целью формирования, и воспитание конструктивно думающей личности, которой присущи такие качества как открытость, терпимость, готовность к диалогу.
Ценностные ориентиры курса.
С помощью немецкого языка формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения. В процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов соответствующего содержания, знакомства с образцами зарубежного фольклора вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре, стимулируется общее речевое развитие школьников, развивается их коммуникативная культура, формируются основы гражданской идентичности, личностные качества, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся, социальные компетенции.
Обоснование выбора данного УМК.
Рабочая программа УМК составлена в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования, с учетом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной школы основного общего образования.
– степень аутентичности используемого текстового материала очень высока – все диалоги взяты из повседневного общения современных немецких школьников; тексты для чтения представляют собой объявления из газет, письма, отрывки из дневника, афиши, вывески и т.д.;
– формирование слух произносительных и ритмико-интонационных навыков правильного оформления и понимания немецкой речи достигается через аудиоматериалы, записанные с голоса носителей языка – немецких школьников, которые ярко выражены с точки зрения эмоционально-экспрессивного окраса, что создает благодатную почву для развития подражательной способности учащихся;
– отобранный для активного усвоения лексический минимум максимально приближен по содержанию к современному разговорному языку школьников, включая детский и юношеский сленг;
– предлагаемый УМК позволяет четко определять прогрессию в становлении речевых умений, обеспечивает цикличность, повторяемость учебного материала и предполагает различные формы контроля успешности обучения; обучение немецкому языку, в рамках предлагаемого УМК, благодаря четкой сюжетной линии, организуется большей частью как игра, дающая широкий простор для творческой деятельности и неограниченные возможности для самовыражения.
Интеркультурный аспект обучения представлен в учебнике хорошо. Удачно проходит сопоставление страноведческого материала УМК со знаниями, полученными на уроках английского языка. Наличие в диалогах и в текстах для чтения большого количества интернационализмов и слов, созвучных в английском и немецком языках, позволяет, сопоставляя знания учащихся, облегчить понимание и снять трудности.
УМК М.М. Аверина позволяет успешно обучать немецкому языку как второму иностранному языку всех обучающихся, независимо от уровня их подготовки и развития.
Основными характеристиками УМК являются:
В процессе обучения реализуются воспитательные, развивающие и общеобразовательные функции иностранного языка как предмета.
При отборе и организации учебного материала учитываются возрастные, психологические и интеллектуальные особенности и интересы школьников.
Методическая концепция основывается на принципе взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму.
Обучение общению происходит в рамках учебной ситуации, моделирующей реальный процесс общения.
УМК имеет ярко выраженную прогрессию в становлении речевых умений, характеризуется цикличностью, повторяемостью учебного материала.
Степень аутентичности используемого текстового материала очень высока.
Языковые средства подобраны с учетом возрастных особенностей, что способствует развитию способности школьников к социальному взаимодействию со сверстниками из немецкоговорящих стран, формирует межкультурную компетенцию учащихся.
Большая часть предложенных языковых средств предназначена для рецептивного усвоения.
Акцент сделан на обучение аудированию, которое готовит учащихся к пониманию речи носителей языка.
В изучении грамматики на первый план выдвигается речевая потребность учащихся, смысл высказывания, а не его форма.
Создание творческой атмосферы на уроке, благоприятных условий общения путем использования парной и групповой работы, проектной методики, современных технологий обучения, приемов интеллектуальной и творческой переработки предлагаемого материала.
Усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения.
Обучение организуется большей частью как творческая деятельность, что предоставляет учащимся неограниченные возможности для самовыражения.
Предъявление страноведческой информации осуществляется с позиций территориального принципа и имеет целью развитие интереса к немецкоговорящим странам, к жизни людей в отдельных городах и регионах, их традициям и обычаям, к жизни немецких сверстников, а также стремление понять их быт, проблемы, привычки.
Технологии курса.
Используются:
технология коммуникативного обучения,
технология грамматически – ориентированного обучения,
проектная технология,
технология личностно – ориентированного обучения,
технология проблемного обучения,
информационно – коммуникационная технология
Наиболее адекватным является метод проектов. Именно эта технология в наибольшей степени нацелена на развитие личности учащегося, его самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, а так называемое обучение в сотрудничестве может входить в нее в качестве составляющей, хотя часто рассматривается как самостоятельная технология. Метод проектов способствует активизации всех сфер личности учащегося — его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная деятельность может быть реализована применительно как к общекультурной, так и к профильной тематике. При этом значительное место занимает поиск учащимися дополнительной информации: это могут быть научно-популярные тексты из зарубежных источников (газет, журналов, энциклопедических словарей, справочников и т. п.).
Место курса в учебном плане
На изучение иностранного языка как второго иностранного отводится по 1 часу в неделю, в год 68 часов.
Планируемые результаты обучения.
О с н о в н ы е т р е б о в а н и я к уровню владения немецким языком как вторым иностранным языком:
Ученик должен:
уметь:
говорение
– устанавливать и поддерживать контакт с речевым партнёром;
– запрашивать информацию и отвечать на вопросы в свой адрес;
– сообщать информацию о себе на определённую тему;
– переспрашивать, уточнять, формулировать просьбу, предложение и соответственно реагировать на просьбу, предложение в свой адрес;
– выражать своё отношение к услышанному/прочитанному по определённой теме или проблеме;
– формулировать и аргументировать своё мнение;
– вести обсуждение, спор, дискуссию и обосновывать свою точку зрения;
– передавать содержание прочитанного/прослушанного текста на немецком и на русском языках;
– описывать, комментировать рисунок, схему;
– составлять и разыгрывать диалоги, сценки, ролевые игры;
– пользоваться словарём, лексиконом;
– адекватно использовать невербальные средства общения (мимику, жесты);
письмо
– фиксировать ключевые слова и другие опоры, необходимые для устного высказывания;
– заполнять таблицы, схемы;
– заполнять анкеты, формуляры;
– писать письма личного характера, открытки по образцу, следуя при этом нормам письменного вежливого общения на немецком языке;
– без особых затруднений применять основные правила орфографии и пунктуации в немецкой письменной речи;
Аудирование
– воспринимать на слух и понимать полностью содержание или выделять ключевую/требуемую информацию из сравнительно небольших аудио текстов, построенных на знакомом материале;
– передавать аудиоинформацию в краткой форме на русском или на немецком языке;
– определять основную идею аудиотекста, вид текста;
– догадываться о значении незнакомых слов по контексту, игнорировать слова, которые не несут необходимой информации;
– выражать кратко своё мнение по поводу услышанного;
чтение
– выделять ключевую информацию, тематику и проблематику текста, определять основную идею текста;
– разбивать текст на смысловые части, составлять план к тексту;
– полностью понимать содержание текста, его назначение;
– находить требуемую информацию, используя стратегии выборочного/поискового чтения;
– соотносить прочитанное со своим жизненным опытом и комментировать текст;
– пользоваться двуязычным словарём.
Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении немецкого языка:
• формирование мотивации изучения немецкого языка и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами немецкого языка;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Мета предметные результаты изучения немецкого языка в основной школе:
● умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
● умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
● умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
● умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
● владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательной деятельности;
●умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
●умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
●смысловое чтение;
●умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
●умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
●формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Система оценивания.
Оценка и самооценка достижений учащихся в процессе обучения способствует формированию чувства успешности, повышению мотивации к изучению немецкого языка, развитию стремления демонстрировать свои способности
Контроль в обучении немецкому языку
Цели контроля
Выявление достижений учащихся
Формирование чувства успешности
Повышение мотивации к изучению немецкого языка
Развитие стремления демонстрировать свои способности
Виды контроля знаний: текущий, промежуточный и итоговый.
Формы контроля: словарные диктанты, тесты, контрольные работы, зачеты, викторины тесты контрольно-административные. Основные приёмы контроля отражены в УМК и реализуются в процессе обучения. Акцент делается на контроль целевых видов речевой деятельности, что соответствует современным тенденциям, предполагающим усиление коммуникативного подхода к обучению иностранному языку.
Контроль на данном этапе осуществляется различными способами: аудированием, грамматическими тестами, зачётами по устным темам. Качество решения коммуникативной задачи становится главным критерием в оценке речевых умений.
Критерии оценок знаний учащихся по немецкому языку
При оценке знаний учитываются следующие качественные показатели ответов:
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям),
осознанность (соответствие требуемым в стандарте умениям применять
полученную информацию),
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные и несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, не правильно указаны основные признаки понятий, явлений, неправильно сформулировано правило и пр., ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения, классификации и т.п.)
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из виду какого-либо нехарактерного факта). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.
Оценка устного ответа (монологическая речь)
Отметка «5»:
демонстрирует словарный запас, адекватный поставленной задаче; использует разнообразные грамматические структуры в соответствии с поставленной задачей; практически не делает ошибок; соблюдает правильный интонационный рисунок; не допускает фонематических ошибок; все звуки в потоке речи произносит правильно.
Отметка «4»:
демонстрирует достаточный словарный запас, в основном соответствующий поставленной задаче, однако наблюдается некоторое затруднение при подборе слов и отдельные неточности в их употреблении; использует структуры, в целом соответствующие поставленной задаче; допускает ошибки, не затрудняющие понимания; соблюдает правильный интонационный рисунок; не допускает фонематических ошибок; практически все звуки в потоке речи произносит правильно.
Отметка «3»:
демонстрирует ограниченный словарный запас, в некоторых случаях недостаточный для выполнения поставленной задачи; делает многочисленные ошибки или допускает ошибки, затрудняющие понимание; не допускает грубых фонематических ошибок; звуки в потоке речи в большинстве случаев произносит правильно, интонационный рисунок в основном правильный.
Отметка «2»:
словарный запас недостаточен для выполнения поставленной задачи; неправильное использование грамматических структур делает невозможным выполнение поставленной задачи; речь почти не воспринимается на слух из-за большого количества фонематических ошибок и неправильного произнесения многих звуков.
Чтение
Отметка «5»:
задание выполнено полностью: основное содержание текста понято в полном объеме; все соответствия установлены верно.
Отметка «4»:
задание выполнено: основное содержание текста понято не в полном объеме; при установлении соответствий допущены 1-2 ошибки.
Отметка «3»:
задание выполнено частично: основное содержание текста понято не в полном объеме; при установлении соответствий допущены 3 ошибки.
Отметка «2»:
задание не выполнено.
Аудирование
Отметка «5»:
задание выполнено полностью: основное содержание аудиотекста понято в полном объеме; все соответствия установлены верно.
Отметка «4»:
задание выполнено: основное содержание текста понято не в полном объеме; при установлении соответствий допущены 1-2 ошибки.
Отметка «3»:
задание выполнено частично: основное содержание текста понято не в полном объеме; при установлении соответствий допущены 3 ошибки.
Отметка «2»:
задание не выполнено.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий. При этом возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Критерии оценок в форме тестов:
«5» - 85-100%
«4» - 71-84%
«3» - 55-70%
«2» - менее 55%.
12