Рабочая программа по обществознанию разработана на основании программы Обществознание (базовый уровень) под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой 10-11 классы: пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень – М.; «Просвещение», 2020.
Учебники:
Обществознание. Учеб. для 10 кл. Базовый уровень ./ под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. – М., Просвещение, 2020
Обществознание. Учеб. для 11 кл. Базовый уровень ./ под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. – М., Просвещение, 2020
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 10 классе являются:
Личностные результаты:
-умение соотносить поступки с принятыми нормами морали;
-умение анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
-умение различать формы чувственного и рационального познания, пояснять их примерами;
-умение различать абсолютную и относительную истины;
-умение объяснять на конкретных примерах роль мировозрения в жизни человека;
-умение объяснить взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражение собственного отношения к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
-умение оценивать правомерное и неправомерное поведение субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
-умение искать и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
-умение применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами.
Метапредметные результаты:
-умение различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
-выявление особенностей научного познания;
-выявление связи науки и образования, анализ фактов социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
-выражение и аргументация собственного отношения к роли образования и самообразования в жизни человека;
-умение применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия применяемых решений;
-уметь выполнять познавательные задания на использование элементов причинно-следственых связей;
-раскрытие связи между мышлением и деятельностью;
-способность к построению логической цепи рассуждений, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении социальных и правовых проблем;
-умение использовать наглядные формы представления информации в качестве источника социальных и правовых знаний.
Предметные результаты:
Человек в обществе.
Выпускник научится:
– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
– выявлять особенности научного познания;
– различать абсолютную и относительную истины;
– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека;
– характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем;
Выпускник получит возможность научиться:
-использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
-применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
-оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
-характеризовать основные методы научного познания;
-выявлять особенности социального познания;
-объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
-выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
Общество как мир культуры.
Выпускник научится:
– характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
Выпускник получит возможность научиться:
-выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы развития культуры;
-толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире.
Правовое регулирование общественных отношений.
Выпускник научится:
– сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
– выделять основные элементы системы права;
– выстраивать иерархию нормативных актов;
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
– различать организационно-правовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ).
Выпускник получит возможность научиться:
-действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
-перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
-характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
-ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
-выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
-применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
-оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
-характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 11 классе являются:
Личностные результаты:
-осознание учащимися зависимости между перспективами экономического развития страны и возможностями активного участия в ее экономической жизни;
-ориентация в социальных ролях участников экономической деятельности;
-формирование активной позиции учащихся в общественной жизни при решении задач в области социально-экономических отношений;
-осознание важности овладения рациональными способами экономического поведения;
-готовность к рациональному экономическому поведению в условиях как подъема, так и спада экономической активности;
способность и готовность к выполнению ключевых социальных ролей;
-понимание важности активного и отвественного отношения к экономической деятельности, ориентированность на посильное участие в ней;
-способность ставить личные цели и строить жизненные планы;
-соотношение поступков с принятыми нормами морали;
-анализ различных ситуаций свободного выбора, выявление его оснований и последствий;
-различие форм чувственного и рационального познания;
-различение абсолютной и относительной истины;
-понимание того, что положение человека в обществе в значительной мере зависит от него самого - его образовательных успехов, квалификации, направленности личности;
-осознание значимости совместных действий представителей социальных групп по защите своих интересов;
-готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности с учетом гендерных особенностей социализации;
-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность вести диалог с другими людьми, учитывая гендерные особенности, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
-сформированность мировозрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-сформированность гражданской позиции активного и сознательного члена российского общества.
Метапредметные результаты:
-умение подкреплять изученные положения конкретными фактами и примерами из социально-экономической деятельности;
-критическое восприятие и осмысление информации, освещающей события на рынках товаров и услуг, формулирование собственных заключений и оценочных суждений;
-умение рассчитывать и прогнозировать свою деятельность с позиции экономической целесообразности и результативности;
-умение критически воспринимать экономическую информацию с целью анализа состояния и тенденции экономического развития;
-умение ориентироваться в экономических событиях, оценивать их последствия;
-умение анализировать экономические данные с целью выявления иллюстрируемых ими тенденций;
-способность к построению логической цепи рассуждений, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении социально-экономических проблем;
-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других ее участников;
-умение самостоятельно давать оценки и принимать решения, определяющие стратегию поведения в соотвсетвии с гендерными предписаниями, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
-умение классифицировать социальные явления на основе определенных, в том числе самостоятельных выявленных, оснований для классификации, сопоставления и сравнения;
-критическое восприятие и осмысление социальной информации, отражающей различные подходы в освещении современных демографических процессов;
-умение ориентироваться в различных источниках политической информации. критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
-умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
Предметные результаты:
Экономическая жизнь общества.
Выпускник научится:
– конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
– объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
– оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
– различать формы бизнеса;
– извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
– различать экономические и бухгалтерские издержки;
– приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
– различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
– различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
– выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
– определять причины безработицы, различать ее виды;
– высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
– объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
– приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
– высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
– различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
– различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Выпускник получит возможность научиться:
-выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
-выявлять противоречия рынка;
-раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
-раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
-обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
-различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
-определять практическое назначение основных функций менеджмента;
-определять место маркетинга в деятельности организации;
-применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
-оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
-раскрывать фазы экономического цикла;
-высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик;
-давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
-извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.
Социальная сфера
Выпускник научится:
– выделять критерии социальной стратификации;
–анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
–выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
–высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
–выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
– конкретизировать примерами виды социальных норм;
–характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
–различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
–определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
– различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
–выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
–характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
–характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
–характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
–высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
Выпускник получит возможность научиться:
-выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
-высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
-анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
-выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
-толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
-находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
-выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
-выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
-анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политическая жизнь общества.
Выпускник научится:
– выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
– различать политическую власть и другие виды власти;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
– раскрывать роль и функции политической системы;
– характеризовать государство как центральный институт политической системы;
– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
– характеризовать демократическую избирательную систему;
– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
– определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
– конкретизировать примерами роль политической идеологии;
– раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
– формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике;
Выпускник получит возможность научиться:
-находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
-выделять основные этапы избирательной кампании;
-в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
-отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
-самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
-характеризовать особенности политического процесса в России;
-анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Содержание учебного предмета 10 класс
Человек. Человек в обществе (20 час.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Общество как мир культуры. (14 час.)
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Правовое регулирование общественных отношений (34 час.)
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.
Содержание учебного предмета 11 класс
Экономическая жизнь общества ( 19 чел.)
Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития России.
Социальная сфера. (14 час.)
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Политическая жизнь общества. (33 час.)
Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений. Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел основного содержания | Количество часов |
10 класс (68 часов) |
1 | Человек. Человек в обществе. | 20 |
2 | Общество как мир культуры. | 14 |
3 | Правовое регулирование общественных отношений | 34 |
11 класс (66 часов) |
1 | Экономическая жизнь общества | 19 |
2 | Социальная сфера | 14 |
3 | Политическая жизнь общества | 33 |