Пояснительная записка.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «обществознание» является усвоение содержания учебного предмета «обществознание» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом и основной образовательной программой среднего общего образования АНО «Школа им. А. Юсупова».
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Примерной основной образовательной программы сред-него общего образования (обществознание) (2016); Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (2018), и решает вопросы преемственности образовательного процесса в основной и средней школе, учитывает требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования. УМК по обществознанию реализует требования государственной политики в сфере образования, связанные с обновлением содержания образования; расширением использования электронных информационных и образовательных ресурсов.
В соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации целями преподавания и изучения обществознания являются:
• формирование гармонично развитой личности;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям;
• развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
• создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе.
Главная задача изучения обществознания
обеспечить соответствие основной образовательной программы требованиям ФГОС;
создание условий, которые обеспечат учащимся 10—11 классов получение и усвоение обществоведческих знаний;
формирование у них «правовой, экономической (включая финансовую), политической, медиа- и информационной культуры, культуры межнационального общения, соответствующей традициям и потребностям российского общества, общероссийской гражданской идентичности» (Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации).
Место курса «Обществознание» в учебном плане
«Обществознание» является интегрированным курсом, построенным по модульному принципу. Согласно действующему Базисному учебному плану среднего общего образования изучение обществознания предусмотрено в 10–11 классах (общее количество часов — 140, 70 часов на каждый год изучения, 2 часа в неделю) на базовом уровне. В учебнике «Обществознание» под редакцией В. А. Никонова реализован деятельностный подход к организации образовательного процесса. Последовательность изучения содержательных единиц соответствует требованиям нормативных документов в области образования и познавательным возможностям обучающихся.
Технологии, используемые в обучении: игровые (уроки диспуты, круглые столы, политические дебаты и т.д.) ИКТ-технологии, проектные и здоровьесберегающие.
Типология уроков и форм организации
учебных занятий.
Достижение запланированных результатов освоения Примерной образовательной программы осуществляется на уроках разного типа. Учитель может также использовать внеурочные формы организации познавательной деятельности учеников (экскурсия, встреча с представителем профессии, квест и пр.)
Тип урока (по основной дидактической задаче) | Формы занятий и приёмы учебной деятельности учителя |
Вводный урок | Первичное ознакомление с учебным материалом; введение в проблематику курса, изучаемого раздела; предъявление наиболее общих понятий. Уроки «опережающего обобщения», эвристическая беседа, школьная лекция |
Урок предъявления и изучения нового учебного материала | Организация предъявления нового учебного материала и его первичного освоения учащимися, формирование метапредметных умений. Объяснение учителя, самостоятельная работа с учебником, выполнение познавательных заданий преимущественно репродуктивного уровня, работа с документами, различными источниками социальной информации (уроки — практические занятия) |
Урок применения знаний | Организация деятельности учащихся по применению знаний в новой ситуации, формированию умений. Выполнение проблемных познавательных заданий. Семинар, «нетрадиционные» уроки (ролевая игра, ученическая конференция, круглый стол, дискуссия); предъявление результатов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной) — защита проекта, сообщение, презентация |
Урок обобщающего повторения | Организация систематизации, обобщения и закрепления полученных знаний (так называемые «итоговые уроки») |
Урок проверки усвоенных знаний и сформированности умений | Контроль (преимущественно тематический) знаний и умений: выполнение теста, контрольной работы, проверочных заданий по теме в устной или письменной форме. Организация рефлексии познавательной деятельности (самоконтроль, самооценка) |
Решение комплекса дидактических задач | Комбинированный урок |
Формы промежуточной аттестации: контрольная работа, проверочная работа, тестовые задания в формате ОГЭ и ЕГЭ, защита проектов и рефератов, написание эссе по изученным сферам.
УМК для 10—11 классов включает в себя следующие учебники:
Обществознание: учебник для 10–11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1 / М. В. Кудина, М. В. Рыбакова, Г. В. Пушкарева и др.; под ред. В. А. Никонова. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019 (ФП № 1.3.3.9.3.1). Обществознание: учебник для 10–11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 2 / М. В. Кудина, М. В. Рыбакова, Г. В. Пушкарева и др.; под ред. В. А. Никонова. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019 (ФП № 1.3.3.9.3.1).
Пособие для педагогов.
Программа и тематическое планирование курса «Обществознание. 6–9 классы» / авт.-сост. Т.В. Коваль. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 88 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
Ресурсы Интернета
https://russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»
https://rosuchebnik.ru/ - Корпорация «Росучебник»
https://lecta.rosuchebnik.ru/ - электронно-образовательная платформа «Лекта»
https://sdamgia.ru/ - сайт «Я сдам ЕГЭ».
https://infourok.ru/user/azizova-nayira-teyibovna - моя страница на сайте «Инфоурок».
http://обществознание-онлайн.рф/info/stock/ - сайт «Обществознание».
https://www.prosv.ru/ - издательство «Просвещение».
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса обществознания в 10-11 классах.
ФГОС среднего общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:
– личностным;
– метапредметным;
– предметным.
«Обществознание» включается в предметную область общественно-научных дисциплин. Преемственность изучения предмета в 10–11 классах предполагает углубление теоретических представлений об общественных и социальных процессах, их понимание и интерпретацию, расширение сферы самостоятельного получения и практического применения полученных знаний.
Изучение обществознания в общеобразовательной школе ориентировано на решение образовательных и воспитательных задач социализации учащихся. В процессе изучения обществознания происходит формирование:
системы ценностей, отражающих российскую гражданскую идентичность, гражданскую позицию активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;
мировоззрения учащихся, включающего относительно целостную научную картину мира;
компетентностей, отражающих типичные социальные роли в современном мире.
Личностные результаты включают «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целена-правленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме».
Метапредметные результаты включают «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности».
Предметными результатами освоения интегрированного учебного предмета «Обществознание» являются:
знания об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
умения выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
представления об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
представления о методах познания социальных явлений и процессов;
умения применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
умения оценивать социальную информацию, поиска информации в источниках различных типов для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ДЛЯ 10–11 КЛАССОВ.
Раздел 1. Человек в системе общественных отношений
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Антропология, антропосоциогенез. Смысл жизни. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Виды деятельности. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.
Мышление. Структура и виды мышления. Формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мышление и творчество. Познание мира. Виды человеческих знаний. Понятие истины, её критерии. Абсолютная, относительная истина. Уровни и формы познания. Особенности научного познания. Виды, уровни и методы научного познания. Особенности социального познания.
Общественное и индивидуальное сознание. Формы и уровни общественного сознания. Мировоззрение, его типы. Мировоззрение и картина мира. Уровни и структура мировоззрения. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы, социальные ценности и предпочтения личности.
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Сферы общества. Многовариантность общественного развития. Типы социальных изменений. Субъекты социальных изменений. Эволюция и революция. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Типология обществ. Основные направления глобализации. Процессы глобализации в экономике, в политической сфере, в культурной сфере. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Глобальные проблемы современности.
Раздел 3. Духовная жизнь общества
Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Многообразие и диалог культур. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодёжная субкультура, контркультура. Мораль. Нравственная культура. Моральная ответственность и нравственный выбор. Моральная оценка и нравственная культура. Духовная жизнь и духовный мир человека.
Наука как социальный институт. Классификация наук. Естественные и социально-гуманитарные науки. Наука и общество. Функции образования как социального института. Образование в информационном обществе. Образование и информационная культура. Общественная значимость и личностный смысл образования. Основные идеи и направления развития образования в России. Система образования в России. Непрерывное образование. Самообразование.
Искусство, виды искусства. Основные функции искусства. Религия. Мировые религии. Функции религии. Роль религии в жизни общества. Религия в современном мире. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Раздел 4. Экономика
Экономика и экономическая наука. Микроэкономика и макроэкономика. Роль экономики в современном обществе. Спрос, величина спроса, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, величина предложения, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Типы рыночных структур. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике.
Роль государства в экономике. Общественные блага.
Фирма в экономике. Предприятие. Основные источники финансирования бизнеса. Факторы производства и факторные доходы. Расходы и доходы предприятия. Издержки и их виды. Экономические издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки).
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок. Финансовые институты. Финансовая система Российской Федерации.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Участники фондового рынка. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Деятельность коммерческих банков.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина.
Бюджетно-налоговая система. Виды налогов. Функции налогов. Налоговая система в Российской Федерации. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Взаимосвязь денежной и бюджетной политики государства.
Экономическая деятельность и её измерители. ВВП и ВНП — основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Факторы экономического роста. Типы экономического роста. Экономические циклы. Экономический кризис.
Мировая экономика. Международная экономическая интеграция и глобальные экономические проблемы. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Тенденции экономического развития России.
Раздел 5. Социальные отношения
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальные статусы. Социальные роли. Социальная стратификация, неравенство. Социальная мобильность и её виды. Факторы социальной мобильности. Каналы социальной мобильности. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль.
Социальные группы, их типы. Молодёжь как социальная группа. Молодёжная политика. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Структура и стадии социального конфликта. Методы разрешения конфликтов. Этнические общности. Национальный состав Российской Федерации. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья и брак. Функции семьи. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Раздел 6. Политика
Политическая власть. Легитимность политической власти. Политическая деятельность. Политические институты современного общества. Политические отношения.
Политическая система, её структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Формы государства. Формы правления. Государственно-территориальное устройство. Политическая культура общества. Функции политической культуры. Политическая идеология, её роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и правовое государство.
Избирательная система. Избирательный процесс. Виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Политические элиты и политическое лидерство. Типология лидерства. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в политической коммуникации. Политические функции СМИ. Политический процесс. Политическое участие. Политический абсентеизм, его причины и опасность. Политическая культура личности. Политическая социализация.
Раздел 7. Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Система нормативных правовых актов Российской Федерации. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Законодательные основы профессионального образования. Порядок приёма на обучение в профессиональные образовательные организации среднего образования и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Основы трудового права. Занятость и трудоустройство. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Основы гражданского права. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы юридических лиц. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Наследование. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Основы семейного права. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.
Основные правила и принципы гражданского процесса. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Учебно-тематическое планирование учебного курса
Название раздела | Название темы | Количество часов |
10 класс (70 ч) |
Урок опережающего обобщения | 1ч. |
Раздел 1. Человек в системе общественных отношений (12 ч). | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. § 1 | 1ч. |
| Социализация личности. § 2 | 1ч. |
Деятельность и потребности человека. § 3 | 1ч. |
Мышление. § 4 | 1ч. |
Познание мира. § 5 | 1ч. |
Естественно-научное и гуманитарное познание. § 6 | 1ч. |
Общественное и индивидуальное сознание. § 7 | 1ч. |
Мировоззрение. § 8 | 1ч. |
Социальное поведение личности. § 9 | 1ч. |
Презентация работ, подготовленных учащимися (сообщения, рефераты и пр.). Проектная деятельность. | 2ч. |
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек в системе общественных отношений» | 1ч |
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система (7 ч) |
| Системное строение общества. § 10 | 1ч. |
Многовариантность общественного развития и социальных изменений. § 11 | 1ч. |
Типология обществ. § 12 | 1ч. |
Современные процессы глобализации. § 13 | 1ч. |
Презентация работ, подготовленных учащимися (сообщения, рефераты и пр.). Проектная деятельность | 2ч. |
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Общество как сложная динамическая система» | 1ч. |
Раздел 3. Духовная жизнь общества (12 ч) |
| Материальная и духовная культура общества. § 14 | 1ч. |
Многообразие и диалог культур. § 15 | 1ч. |
Мораль и нравственная культура. § 16 | 1ч. |
Наука. § 17 | 1ч. |
Образование как социальный институт. § 18 | 1ч. |
Образование в информационном обществе. § 19 | 1ч. |
Искусство. § 20 | 1ч. |
Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. § 21 | 2ч. |
Презентация работ, подготовленных учащимися (сообщения, рефераты и пр.). Проектная деятельность. | 2ч. |
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Духовная жизнь общества» | 1ч. |
Раздел 4. Экономика (29 ч) |
| Экономика и экономическая наука. § 22 | 1ч. |
Рыночное равновесие. § 23 | 1ч. |
Виды и функции рынков. § 24–25 | 2ч. |
Роль государства в экономике. Общественные блага. § 26 | 2ч |
Предприятие и фирма в экономике. § 27 | 1ч. |
Факторы производства и факторные доходы. Расходы и доходы предприятия. § 28 | 1ч. |
Менеджмент. § 29 | 1ч. |
Маркетинг. § 30 | 1ч. |
Финансовый рынок. § 31 | 1ч. |
Фондовый рынок. § 32 | 1ч. |
Банковская система. § 33 | 1ч. |
Инфляция. § 34 | 1ч. |
Рынок труда. § 35 | 2ч. |
Рациональное экономическое поведение. § 36 | 1ч. |
Бюджетно-налоговая система. § 37–38 | 2ч. |
Взаимосвязь денежной и бюджетной политики государства. § 39 | 1ч. |
Экономическая деятельность и её измерители. § 40 | 1ч. |
Экономический рост. Экономический цикл. § 41 | 1ч. |
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. § 42 | 1ч |
Международная экономическая интеграция и глобальные экономические проблемы. § 43 | 2ч. |
Тенденции экономического развития России. § 44 | 1ч. |
Презентация работ, подготовленных учащимися (сообщения, рефераты и пр.). Проектная деятельность. | 2ч. |
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Экономика» | 1ч. |
Подведение итогов изучения разделов «Человек в системе общественных отношений», «Общество как сложная динамическая система», «Духовная жизнь общества», «Экономика». Рефлексия учебной деятельности | 1ч. |
Резерв (8 ч) | 8ч. |
| | |
11 класс (70 ч) |
Раздел 5. Социальные отношения (16 ч) |
| Социальная структура общества и социальные отношения. § 45 | 1ч. |
Социальная стратификация и неравенство. § 46 | 1ч. |
Социальная мобильность и её виды. § 47 | 1ч. |
Социальные нормы и социальный контроль. § 48 | 1ч. |
Отклоняющееся поведение. § 49 | 1ч. |
Социальные группы и их типы. § 50 | 1ч. |
Молодёжь как социальная группа. § 51 | 1ч. |
Социальный конфликт. § 52 | 1ч. |
Этнические общности. § 53 | 2ч. |
Межнациональные отношения, межэтнические конфликты. § 54 | 1ч. |
Конституциональные принципы национальной политики в Российской Федерации. § 55 | 1ч. |
| Семья и брак. § 56 | 1ч. |
Презентация работ, подготовленных учащимися (сообщения, рефераты и пр.). Проектная деятельность. | 2ч. |
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Социальные отношения» | 1ч. |
Раздел 6. Политика (20 ч) |
| Политическая власть. § 57 | 1ч. |
Политические институты. § 58 | 1ч. |
Государство. § 59 | 1ч. |
Формы государства. § 60 | 1ч. |
Политическая система. § 61 | 1ч. |
Политическая культура общества. § 62 | 1ч. |
Политические идеологии. § 63 | 1ч. |
Демократия. § 65 | 1ч. |
Гражданское общество и правовое государство. § 66 | 1ч. |
Избирательный процесс и избирательная система. § 67 | 1ч. |
Политические партии и партийные системы. § 68 | 1ч. |
Политические элиты и политические лидеры. § 69 | 1ч. |
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. § 70 | 1ч. |
Политический процесс. § 71 | 1ч. |
Политическая культура личности. § 72 | 1ч. |
Политическое участие. § 73 | 1ч. |
Презентация работ, подготовленных учащимися (сообщения, рефераты и пр.). Проектная деятельность | 2ч. |
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Политическая сфера жизни общества» | 1ч. |
Раздел 7. Правовое регулирование общественных отношений (36 ч) |
| Право в системе социальных норм. § 74–75 | 2ч. |
Система российского права. § 76 | 1ч. |
Источники права. § 77–78 | 2ч. |
Законотворческий процесс в Российской Федерации. § 79 | 1ч. |
Гражданство Российской Федерации. § 80 | 1ч. |
Конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации. § 81–82 | 2ч. |
Законодательные основы профессионального образования. § 83 | 1ч. |
Основы трудового права. § 84 | 1ч. |
Основы гражданского права. § 85 | 1ч. |
| Имущественные и неимущественные права. § 86–87 | 2ч. |
Основы семейного права. § 88 | 1ч. |
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. § 89 | 1ч. |
Основы экологического права. § 90 | 1ч. |
Основы гражданского процесса. § 91 | 1ч. |
Особенности административной юстиции и уголовного процесса. § 92 | 1ч. |
Конституционное судопроизводство. § 93 | 1ч. |
Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. § 94 | 1ч |
Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации. § 95 | 1ч. |
Основы международного права. § 96 | 1ч |
Презентация работ, подготовленных учащимися (сообщения, рефераты и пр.). Проектная деятельность | 2ч. |
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Правовое регулирование общественных отношений» | 1ч. |
Итоговый урок по курсу «Обществознание» | 1ч. |
Резерв (7 ч) | 7ч. |
12