Ростовская область, Семикаракорский район п. Зеленая Горка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленогорская средняя общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДАЮ» директор МБОУ Зеленогорская СОШ _________________ М. В. Черячукина приложение к приказу от « 17_» __06__ 2016__ г.№ _231___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
основное общее образование, 6-9 класс
1 час в неделю
Савинова С.Я.
Программа разработана на основе федерального компонента государственного Стандарта (основного) общего образования в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по Базисному учебному плану, авторской программы основного общего образования по обществознанию (под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических наук, 2016г),
Планируемые результаты освоения программы
9 класса
Учащиеся должны знать:
Влияние: понятие, формы, способы, власть, авторитет;
Причины зарождения государства, его функции, основные признаки;
Факты подтверждающие процессы объединения и отделения наций;
Сущность форм правления, сущность демократической формы правления, характеристику политической системы государства;
Политические режимы: понятие, типы и формы;
Понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институты гражданства, признаки правового государства;
Основные формы участия граждан в политической жизни страны, процедуру выборов, роль референдума в общественной жизни;
Основные признаки политических партий, функции и роль;
Роль права в системе социальных норм, отрасли права, нормы права;
Историю отношений власти и закона, систему высших органов власти в РФ, принципы разделения властей;
Понятие, структуру конституции;
Правовое регулирование имущественных отношений;
Предмет трудового права, семейного права, основные нормативные документы, права и обязанности супругов, родителей и детей;
Основные виды юридической ответственности; особенности наказания несовершеннолетних;
Многозначность понятия культура, правила этикета, понятие культурной нормы, виды культурных норм, особенности молодежной субкультуры;
Что такое религия, виды религий; особенности мировых религий;
Объекты и субъекты художественной культуры, функции культуры и искусства;
Что представляет собой образование как институт общества, структуру современного образования; права и обязанности участников учебного процесса;
Функции науки, классификацию наук.
Учащиеся должны уметь:
Анализировать ситуации связанные с деятельностью власти;
Уметь сравнивать формы правления: республику и монархию;
Объяснять особенности политических режимов;
Объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни общества;
Сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;
Объяснять сущность разделения властей;
Называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения, приводить примеры прав потребителя и способы их защиты;
Характеризовать трудовое право, правовой статус несовершеннолетних;
Давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;
Анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;
Характеризовать систему местного самоуправления;
Характеризовать духовную жизнь человека и общества;
Анализировать привычки, манеры людей;
Объяснять назначение тех или иных санкций в обществе;
Анализировать формы культуры;
Сравнивать мировые религии, выделять общее и различия;
Анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают;
Разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; правовой статус ученика.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
- Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
- Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
Личностными результатами обучающихся основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- Мотивированность на созидательное участие в жизни общества;
- Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2016.
2. Обществознание. 9 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2016.
3. Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М. : Просвещение, 2016.
Основное содержание
курса обществознания 9 класс
Тема 1. Политика и социальное управление
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Календарно-тематический план по курсу «Обществознание» для 9-го класса в 2016-2017 уч.г.
| Разделы, темы, количество часов Тип урока | Домашнее задание | дата |
1 | Урок 1. Политика и власть | § 1, | 05.09 |
2 | Уроки 2. Государство | § 2, | 07.09- |
3 | Уроки 3. Государство | § 2, р/т. № 1-11 | 12.09 |
4 | Урок № 4 Политические режимы | § 3, | 14.09 |
5 | Урок 5 Политические режимы | § 3, р/т. №1-11 | 19.09 |
6 | Уроки 6. правовое государство | § 4 | 21.09- |
7 | Урок №7 правовое государство | § 4 р/т. №1-9 | 26.,09 |
8 | Урок 8. Гражданское общество | § 5, р/т. №1-5 | 28.09 |
9 | Урок 8. Участие граждан в политической жизни | § 6 р/т. №1-6 | 03.10 |
10 | Уроки 9. Политические партии и движения | § 7 | 04.10 |
11 | Уроки 9. Политические партии и движения | § 7 | 11.10 |
12 | Урок 10. Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Политика» | р/т. №1-7 | 21.10 |
13 | Урок 11. Право, его роль в жизни общества и государства | § 8, р/т. №1-8 | 11.11 | |
14 | Урок 12. Правоотношения и субъекты права | § 9, р/т. №1-7 | 18.11 | |
15-16 | Уроки 13-14. Правонарушения и юридическая ответственность | § 10, р/т. №1-10 | 25.11-02.12 | |
17 | Урок 15. Правоохранительные органы | § 11, р/т. №1-7 | 09.12 | |
18-19 | Уроки 16-17. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ | § 12-13, р/т. №1-8 | 16.12-23.12 | |
20-21 | Уроки 18-20. Права и свободы человека и гражданина | § 14-15, р/т. №1-7 | 13.01-20.01 | |
22-23 | Уроки 21-22. Гражданские правоотношения | § 16, р/т. №1-8 | 27.01-03.02 | |
24-25 | Уроки 23-24. Право на труд. Трудовые правоотношения | § 17, р/т. №1-8 | 10.02-17.02 | |
26-27 | Уроки 25-26. Семейные правоотношения | § 18 р/т. №1-8 | 03.03-10.03 | |
28-29 | Урок 27-28. Административные правоотношения. | § 19,р/т. №1-6 | 17.03-24.03 | |
30-31 | Урок 29-30. Уголовно-правовые отношения | § 20, р/т. №1-10 | 07.04-14.04 | |
32 | Урок 30. Социальные права | § 21, р/т. №1-8 | 21.04 | |
33 | Урок 31. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | § 22,р/т. №1-9 | 28.04 | |
34 | Урок 32. Правовое регулирование отношений в сфере образования | § 23, р/т. №1-4 | 12..05 | |
35 | Урок 33. Обобщение и систематизация по теме «Право» | Выводы к главер/т. №1-8 | 19.05 | |