СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию, 9 класс, ФК ГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию, 9 класс, ФК ГОС, к учебнику Боголюбова Л.Н. 2014г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию, 9 класс, ФК ГОС»

  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа по курсу «Обществознание» составлена в соответствии:

  • С Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № -273 – ФЗ от 29.12.2012 г, требованиями Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089,

  • На основе Примерной программы по учебному предмету «Обществознание» 5-9 классы. Просвещение» 2010 г

  • С учётом учебного плана МБОУ «Санномыская СОШ»;

  • Национально- региональных условий, средств обучения, особенностей контингента учащихся.


Актуальность программы:

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально- гуманитарного цикла.  Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.

Рабочая программа адресована Предлагаемая программа рассчитана на изучение обществоведческого курса в основной школе в объёме 34 часов учебного времени (по 1 часу в неделю в 9 классе), на основе учебника «Обществознание» для 9 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова, Матвеева А.И. Москва, «Просвещение», 2012 год.

Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 – 15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в конституции РФ;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальной ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно- бытовых отношениях.

Для реализации намеченной цели ставятся следующие задачи:

- изложение материала в логике основных разделов обязательного минимума содержания курса обществознания;

- принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей;

- изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности;

- создание целостной системы гражданского образования и воспитания в современной общеобразовательной школе.

Характеристика предмета:

«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.

Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся:

Возраст от 11 -15 лет – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5-9 классы), характеризуется общим подъёмом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка Н.К.Крупская характеризовала психологией полуребёнка – полувзрослого: в своём развитии он уже «ушёл» от детей, но ещё не «пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей.

В этом возрасте происходят бурный рост и развитие организма. В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объёму мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения всё еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.

Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом – характерная особенность учеников среднего школьного возраста.

Характерная черта внимания учеников среднего возраста – его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но лёгкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно – воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно – образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышления приобретает новую черту - критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь своё мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст – наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности синзетивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.

Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, речь становится образной и выразительной.

В подростковом возрасте идёт интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своём поведении, ещё не приобрели устойчивости, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.

Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжёлого кризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Подростковый возраст называют даже возрастом катастроф. Поэтому так важно бережно относится к духовному миру подростков, проявляемым ими чувствам.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьёзных проблем среднего школьного возраста – несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.

К концу подросткового периода перед школьниками реально встаёт проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимает смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной деятельности – основы наук.

Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение.

Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение

Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок, отстаивание своего - я.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной деятельности – основы наук.

Условия реализации программы

Для успешной программы используется следующие ресурсы: учебно-методическое оборудование кабинета практические задания, работа с дополнительной литературой, интернет - ресурсы).

Организация образовательного процесса:

Организация учебного процесса предполагает использование следующих пед.технологий: личностно- ориентированного обучения, развивающего, объяснительно-иллюстративного, дифференцированного, учебно – игрового обучения, гуманизации личности и др.

Формы текущего и итогового контроля

Уровень знаний и умений обучающихся проверяется при помощи контрольных и самостоятельных работ,  тестирования, в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. Стартовый контроль не проводится, поскольку в Примерной программе не предусмотрены часы для повторения ранее изученного материала. Промежуточный контроль запланирован после изучения каждой темы. Последняя работа носит характер итогового контроля

Ожидаемые результаты обучения

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

- способы взаимодействия человека с другими людьми;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,

решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

первичного анализа и использования социальной информации;

сознательного неприятия антиобщественного поведения.


  1. Содержание рабочей программы учебного предмета.


Раздел 1. Политика и социальное управление

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Понятие государства, его отличительные признаки. Государ­ственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в совре­менном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в вы­борах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити­ческого экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общест­венной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на по­литическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Раздел 2. Право

Право, его роль в жизни человека, общества и госу­дарства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовер­шеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаи­моотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декла­рация прав человека — идеал права. Воздействие между­народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га­рантии. Конституционные обязанности гражданина. Пра­ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заклю­чения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административ­ное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. По­нятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

Повторительно-обобщающий урок


  1. Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения курса (включая экономику и право) учащиеся должен:

знать/понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как форма совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений; ситуация регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданин, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

  1. Перечень учебно –методического обеспечения

Учебник Л.Н.Боголюбов, Матвеева А.И. Обществознание. 9 класс. – М.: Просвещение – 2012 год.

Обществознание" 9 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф., А.И. Матвеева и др. Просвещение 2011г.

  А.С. Митькин. Обществознание. 9 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Экзамен

С.В.Краюшкина. Тесты по обществознанию. 9 класс – М.: Экзамен - 2012

Е.В.Домашек. Карманный справочник по обществознанию, издательство Феникс – 2013 год.

Денис Алексеев. Краткий справочник по обществознанию, издательство Питер – 2013 год



















  1. Календарно – тематическое планирование (ОБЩЕСТВО 9 КЛАСС)

п/п

тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Вид

контроля

Элементы содержания


Требования

к уровню подготовленности

обучающихся

Д/З



Дата урока


план

факт

Глава 1. Сфера политики и социального управления (13 часов)

1 четверть – 9 часов

1







Политика и власть.




1

Урок изу­чения но­вого мате­риала


Лекция с элементами беседы.

Составление схемы

Основные направления политики. Формы проявления влия­ния: сила, власть и авто­ритет. Становление власти в качестве политического института общества. Власт­ные отношения и социаль­ная иерархия.

давать определение понятий: власть, политика, управление, разделение властей; Знать характерные

черты политической

сферы общества.

Уметь высказывать свое мнение, рабо­тать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы.

П.1 с.4-11, вопросы.

06.09


  1. 2-3

  1. Государство.

  1. 2

  1. Урок изу­чения но­вого материала.

  2. Комбинированный урок

  1. Беседа.

  2. Рассказ. Работа с материалами учебника

  1. Определение политиче­ской системы общества. Признаки государ­ства. Понятие и значение суверенитета. Причины и усло­вия появления государст­ва. Внешние и внутренние функции госу­дарства. Виды монополии госу­дарства: общие и частные

  2. Форма государства: форма правления, форма устройства, политический режим.

  3. Территориально-государственное устройство.

  4. Классификация форм

  5. правления.. Природа и сущность респуб­лики. Законода­тельная и исполнительная ветви власти. Основные разновидности республики:

  6. парламентская, президент­ская и смешанная (полупре­зидентская)

  1. Понятия: государство, политическая сис­тема общества, функции государства.

  2. Знать основные признаки государства, причины зарождения государства, теории происхождения государства.
    Уметь анализировать виды монополии государства;

  3. Формы устройства государства: сходства и различия. Унитарное государство, конфедерация. Федерация, ее признаки. Особенности правового статуса субъектов. Россия как федерация

  4. Понятия: форма правления, монархия, республика, признаки форм правления, сходства и различия. Приводить примеры государств с различной формой правления, составлять схемы органов власти, называть их полномочия и принцип формирования.

  1. П.2 стр.11-20, з. 1-3. схемы

  1. 13.09

  2. 20.09

  1. 4-5

  1. Политические режимы.

  1. 2

  1. Комбинированный урок

  1. Рассказ. Работа с материалами учебника

  1. Сущность и классификация политических режимов. Тоталитаризм, диктатура, демократия. Структура парламента Демократия, ее развитие в современном мире.

  1. Знать понятия: политический режим, типы режимов. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм

  2. Анализировать разно­видности политических режи­мов, подтверждая ответ кон­кретными примерами из исто­рии и современности, сравнивать политические режимы.

  1. П.3, стр.21 -28, в.1-8, таблица

  1. 27.09

  2. 04.10

  1. 6

  1. Правовое государство.

  1. 1

  1. Урок – изучение нового материала

  1. Школьная лекция.

  1. Государство как основной политический институт. Понятие о правовом го­сударстве и история его ста­новления. Признаки право­вого государства. Разделение властей. Условия и пути становления правового государства в РФ

  1. Понятия: правовое государство, разделение властей.

  2. Называть признаки правового государства, приводить примеры реализации признаков в жизни современных государств. Объяснять принцип разделения властей, называть органы власти в соответствии с принципом, объяснять их полномочия. Приводить примеры органов власти в РФ.

  1. П.4 стр. 29 – 37, вопросы устно

  1. 11.10

  1. 7-8

  1. Гражданское общество и государство

  1. 2

  1. Урок изучения

  2. нового

  3. материала

  1. школьная лекция с элементами беседы.

  2. Работа с текстом учебника

  1. Признаки граж­данского общества. Гражданское общество.. Условия и пути становления гражданского общества. Борьба за гражданские пра­ва. Местное самоуправление как атрибут гражданского общества. Муниципальная собственность

  1. Понятия: гражданское общество, ин­ститут гражданства, граждане, их правовой статус.

  2. Анализировать взаимо­отношения государства и об­щества, приводить примеры участия граждан в решении социальных проблем.

  1. П.5, стр. 38 -48, в. 6, з. 1,3,4.

  1. 18.10

  2. 25.10

  1. 9

  1. Участие граждан в политической жизни.

  1. 1

  1. Урок изучения

  2. нового

  3. материала.

  1. Урок – рассказ с элементами беседы

  1. Участие граждан в политической жизни. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Роль рефе­рендума в политической жизни.

  2. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосова­ния. Активность электората. Политические предпочтения людей. Выборы в РФ. Опасность полити­ческого экстремизма.

  1. Понятия: свобода слова, голосование, электорат, политическая партия, политический экстремизм, сущность активного и пассивного избирательного права, референдум; участие в политической жизни страны.

  2. Называть политические права граждан и условия их реализации.
    Анализировать факторы, способст­вующие политической активно­сти населения. Объяснять, в чем проявляется опасность политического

  3. экстремизма

  1. П.6. стр. 48 – 58, з.1-6.

  1. 01.11

  1. 2 четверть – 7 часов

  1. 10-11

  1. Политические партии и движения.

  1. 2

  1. Урок

  2. изучения

  3. нового

  4. материала.

  1. Урок – рассказ. Работа с материалами СМИ

  1. Определение и признаки политической партии. По­нятие о политической про­грамме партии. Однопар­тийная и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостат­ки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе

  1. Понятия: политическая партия, функции партий; основные подходы к классификации партий.

  2. Приводить примеры политических партий в РФ.

  3. Объяснять роль политических партий в жизни общества.

  1. П.7 стр. 59 -65, задания по выбору

  1. 15.11

  2. 22.11

  1. 12

  1. Контрольное тестирование по главе: «Политическая сфера»

  1. 1

  1. Контрольно-проверочный урок

  1. Тестирование. Работа с документами.

  1. Терминология раздела «Политическая власть»

  1. Знать основные положения раз­дела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

  1. 29.11

  1. Глава -2. «Право» 21 час.

  1. 13-14

  1. Право, его роль в жизни общества и государства.

  1. 2

  1. Урок изучения нового материала.

  2. Комбинированный урок

  1. школьная лекция с элементами беседы.

  2. Беседа.

  3. Работа с текстом учебника

  1. Понятие права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Принципы права. Система права. Право, его роль в жизни общества и государства Субъекты права.

  2. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Система законодательства Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления)

  3. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов

  1. Понятия: социальные нормы и их видовое разнообразие; Знать, что такое право, объяснять значение права в жизни общества; называть основные признаки права;

  2. Объяснять сущность права, раскрывая сущность основных от­раслей российского права

  3. Уметь: объяснять отличия права от других социальных норм.

  4. Понятия: норма права, система права, нормативно-правовой акт, система законодательства, акт, указ, закон, постановления – их сходства и отличия; естественное право, позитивное право.

  5. Анализировать и различать различные виды нормативно-правовых актов, анализировать поведение участников правоотношений

  1. П.8 стр.69- 78, вопросы

  1. 06.12

  2. 13.12

  1. 15

  1. Правоотношения и субъекты права.

  1. 1

  1. Урок –изучения нового материала.

  1. Урок – беседа. Практикум.

  1. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права..

  1. Знать понятия: правоотношения, виды правоотношений, субъекты права.

  1. П.9 стр. 78 – 84. З.2,3.

  1. 20.12

  1. 3 четверть – 10 часов

  1. 16-

  2. 3чтв.-10ч.

  3. 17

  1. Правонарушения и юридическая ответственность.

  1. 2

  1. Урок изучения нового материала

  1. беседа

  1. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности Виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

  1. Понятия: правона­рушение, юридическая ответственность, проступок, преступление, вина, соучастники, признаки преступления, презумпция невиновности. Объяснять отличие проступка от преступления, обстоятель­ства, исключающие преступность деяния. Различать основания для привлечения к уголовной ответственности. Решать учебные ситуационные задачи.

  1. П.10, стр. 85 -93, вопросы, доп.зад из м.п. стр.67

  1. 27.12

  2. 17.01

  1. 18

  1. Правоохранительные органы.

  1. 1

  1. Урок изучения нового материала

  1. опрос

  1. Правоохранительные органы. Структура и функции правоохрани­тельных органов России Структура и функции су­дебной власти Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. власти и граждан.

  1. Знать понятия: Правоохранительные органы, судебная система, адвокатура, прокуратура.

  2. Знать функции прокуратуры, суда, правоохранительных органов, приводить примеры.

  3. Объяснять, чем занимаются адвокаты, нотариусы, про­куроры, юрисконсульты и в ка­ких случаях к ним нужно обра­щаться.

  1. П.11 стр. 94 – 102, вопросы

  1. 24.01

  1. 19-

  2. 20

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Основы конституционного строя РФ.

  1. 2

  1. Комбинированный урок

  1. Практикум: работа с текстом учебника и конституцией

  2. Урок – беседа. Работа с тестом учебника

  1. Конституция как основной закон государства, ее структура. Отличие Конституции от остальных законов страны. Правовой ста­тус человека. Классифика­ция конституционных прав.

  2. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Равенство перед законом. Структура Федерального Собрания. Функции и роль депутатов.. Институт прези­дентства в России. Состав и функции прави­тельства. Республиканские и местные органы власти. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

  1. Знать особенности и структуру Кон­ституции; способы реализации своих прав и исполнения обязанно­стей в конкретных жизненных ситуациях. Знать, что Конституция обладает высшей юри­дической силой; провозглашает основ­ные права и свободы человека и гражданина; базируется на ценностях нравственных демократических, патриотических. Анализировать тексты.

  2. Понятия: законодательная и исполнительная власть, федеративное устройство государства, органы власти – парламент, президент, правительство, суд.

  3. Объяснять особенности законо­дательной власти в современ­ной России.

  4. Анализировать местное самоуправление о региона.

  1. П.12-13, стр. 103 -119, в.1-4, разбор документа

  1. 31.01

  2. 07.02

  1. 21-22

  1. Права и свободы человека и гражданина

  1. 2

  1. комбинированный

  1. Урок – беседа. Работа с текстом учебника

  2. Урок – изучения нового материала

  3. Практикум. Урок – беседа.

  4. Школьная лекция

  1. Всеобщая декла­рация прав человека — идеал права. Воздействие между­народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

  2. Характеристика личных прав. Содержание полити­ческих и гражданских прав. Нарушение прав и свобод человека, их защита

  3. Гражданин – человек, имеющий права. Права человека и гражданина в России, их гарантии.

  4. Конституционные обя­занности гражданина.

  5. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Классификация прав и свобод ребенка

  6. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

  1. Понятия: права, свободы, обязанности, уполномоченный по правам человека. Разъяснять сущность правово­го статуса личности.

  2. Объяснять причины и сущность влияния международных документов на утверждение прав гражданина. Приводить примеры.

  3. Анализировать текст. Объяснять смысл понятий. Определять различия между гражданином и обывателем

  4. Понятия: статус личности, права ребенка. Знать особенности прав ребенка, называть органы власти, контролирующие выполнение прав ребенка. Анализировать и объяснять особенности правового статуса несовер­шеннолетних.

  5. Высказывать собственную точку зрения.

  6. Знать органы власти, которые гарантируют защиту прав и свобод человека, процедуру обращения, механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Анализировать ситуации

  7. нарушения прав человека.

  1. П.14-15, стр.120 – 135, в. 1-5, з.1,2.

  1. 14.02

  2. 21.02

  1. 23-24

  1. Гражданские правоотношения.

  1. 2

  1. Урок изучения нового материала.

  2. Урок обобще­ния и закрепления

  3. знаний

  1. школьная лекция с элементами беседы.

  1. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Физиче­ское и юридическое лицо.

  2. Право собственности на имущество. Сделка и до­говор. Потребитель и его права. Потребитель изготовитель, услуги, Закон «О защите прав по­требителя»

  1. Понятия: имущественные правоотношения, основные виды договоров, сущность института права собственности. Права потребителя, механизм защиты прав потребителя.

  2. Разъяснять правила поведения участников договорных от­ношений; защищать свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке.

  3. Решение практических познавательных задач

  1. П. 16 стр. 135 – 145. Вопросы.

  1. 28.02

  2. 07.03

  1. 25

  1. Право на труд и

  2. трудовые правоотношения,

  1. 1

  1. Комбинированный урок

  1. Урок – рассказ с элементами беседы

  1. Право на труд и

  2. трудовые правоотношения, Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

  1. Понятия: трудовое право, трудовой договор (контракт), рас­торжение трудового дого­вора, сверхурочная работа трудовые правоотношения, их особенности; правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового контракта; продолжительность рабочего вре­мени и времени отдыха, льготы для несовершеннолетних.

  1. П. 17 стр. 145 – 154, в -1, з 4,5.

  1. 14.03

  1. 26

  1. Семейные правоотношения.

  1. 1

  1. Комбинированный урок

  1. беседа. Работа с документами,

  2. понятийный диктант

  1. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заклю­чения брака. Права и обязанности родителей и детей.

  2. Юридическая трактовка брака. Юридические доку­менты, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обя­занности родителей и де­тей. Органы опеки и попечительства.

  1. Понятия: семейное право, брак, правоспособность, правовые основы брака; правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей; основные права детей.

  2. разъяснять сущность право­вых взаимоотношений супругов, их права и обязанности;

  3. Объяснять порядок и условия заклю­чения брака.

  1. П.18 стр. 154 – 164, вопросы

  1. 21.03

  1. 4 четверть – 8 часов

  1. 27

  1. Административные правоотношения.

  1. 1

  1. Урок изучения нового материала.

  1. школьная лекция с элементами беседы.

  1. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие административного проступ­ка. Субъекты применения взысканий. Представ­ление о гражданском право­нарушении. Нарушения тру­довой дисциплины. Матери­альная ответственность

  1. Понятия: проступок, преступление, юридическая ответственность, вина, наказание.

  2. Знать виды административных правонарушений.

  3. Определять виды административных наказаний.

  4. Решать учебные задачи

  5. Анализировать состав преступления, определять, является ли содеянное престу­плением.

  1. П.19 стр. 164 -172, выполнить задания

  1. 04.04

  1. 28-29

  1. Уголовно-правовые отношения.

  1. 2

  1. Комбинированный урок

  1. Рассказ. Работа с материалами учебника.

  1. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.

  2. Основные виды нака­зания. Лишение свободы и меры воспитательного воз­действия

  1. Понятия: действие и бездей­ствие, престу­пление, ответственность, дознание, след­ствие. Умысел или неосто­рожность как формы выра­жения вины. Причины совершения преступления.

  2. Знать основные виды наказаний.

  3. Решать практические задачи.

  1. П. 20 стр. 173 – 182, проработать статью (м.п. стр.116УК)

  1. 11.04

  2. 18.04

  1. 30

  1. Социальные права граждан.

  1. 1

  1. Комбинированный.

  1. Беседа. Работа с документами.

  1. Социальная политика государства. Меры социальной поддержки.

  2. Право на социальное обеспечение.

  3. Медицинское и социальное страхование Жилищные правоотношения.

  1. Знать основные направления социальной политики государства, социальные права граждан. Уметь анализировать факты социальной действительности в контексте социальной политики России

  1. П.21 стр.182-191, з.1-5.

  1. 25.04

  1. 31

  1. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

  1. 1

  1. Изучение нового материала

  1. Школьная лекция

  1. Международные и политические организации. Международное гуманитарное право. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

  1. Уметь классифицировать различные типы и формы отношений между государствами. Раскрывать причины и последствия войн и вооруженных конфликтов.

  2. Знать основы международного гуманитарного права.

  1. П.22 стр. 192 – 200, эссе

  1. 02.05

  1. 32

  1. Правовое регулирование отношений в сфере образования.

  1. 1

  1. Изучение нового материала

  1. Беседа

  1. Законодательство в сфере образования.

  2. Значение образования в информационном обществе. Общее и профессиональное образование в Российской Федерации.

  3. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

  1. Знать основы законодательства в сфере образования.

  2. Уметь оценивать значение образования в информационном обществе. Обосновывать свое отношение к образованию.

  1. П.23 стр.200 – 207, з.1,2.

  1. 16.05

  1. 33

  2. 34-35

  1. Контрольное тестирование по теме: «Право»

  2. Итоговое повторение

  1. 1

  2. 2

  1. Урок обобщения и проверки знаний

  1. Тестирование.

  1. Знать основные термины. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

  1. 23.05

  2. 30.05