Пояснительная записка
Данная рабочая программа по курсу «Обществознание» составлена в соответствии:
С Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № -273 – ФЗ от 29.12.2012 г, требованиями Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089,
На основе Примерной программы по учебному предмету «Обществознание» 5-9 классы. Просвещение» 2010 г
С учётом учебного плана МБОУ «Санномыская СОШ»;
Национально- региональных условий, средств обучения, особенностей контингента учащихся.
Актуальность программы:
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально- гуманитарного цикла. Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
Рабочая программа адресована Предлагаемая программа рассчитана на изучение обществоведческого курса в основной школе в объёме 34 часов учебного времени (по 1 часу в неделю в 9 классе), на основе учебника «Обществознание» для 9 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова, Матвеева А.И. Москва, «Просвещение», 2012 год.
Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 – 15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальной ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно- бытовых отношениях.
Для реализации намеченной цели ставятся следующие задачи:
- изложение материала в логике основных разделов обязательного минимума содержания курса обществознания;
- принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей;
- изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности;
- создание целостной системы гражданского образования и воспитания в современной общеобразовательной школе.
Характеристика предмета:
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.
Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся:
Возраст от 11 -15 лет – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5-9 классы), характеризуется общим подъёмом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка Н.К.Крупская характеризовала психологией полуребёнка – полувзрослого: в своём развитии он уже «ушёл» от детей, но ещё не «пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей.
В этом возрасте происходят бурный рост и развитие организма. В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объёму мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения всё еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.
Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом – характерная особенность учеников среднего школьного возраста.
Характерная черта внимания учеников среднего возраста – его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но лёгкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно – воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно – образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышления приобретает новую черту - критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь своё мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст – наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности синзетивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.
Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, речь становится образной и выразительной.
В подростковом возрасте идёт интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своём поведении, ещё не приобрели устойчивости, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.
Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжёлого кризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Подростковый возраст называют даже возрастом катастроф. Поэтому так важно бережно относится к духовному миру подростков, проявляемым ими чувствам.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьёзных проблем среднего школьного возраста – несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.
К концу подросткового периода перед школьниками реально встаёт проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимает смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной деятельности – основы наук.
Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение.
Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение
Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок, отстаивание своего - я.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной деятельности – основы наук.
Условия реализации программы
Для успешной программы используется следующие ресурсы: учебно-методическое оборудование кабинета практические задания, работа с дополнительной литературой, интернет - ресурсы).
Организация образовательного процесса:
Организация учебного процесса предполагает использование следующих пед.технологий: личностно- ориентированного обучения, развивающего, объяснительно-иллюстративного, дифференцированного, учебно – игрового обучения, гуманизации личности и др.
Формы текущего и итогового контроля
Уровень знаний и умений обучающихся проверяется при помощи контрольных и самостоятельных работ, тестирования, в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. Стартовый контроль не проводится, поскольку в Примерной программе не предусмотрены часы для повторения ранее изученного материала. Промежуточный контроль запланирован после изучения каждой темы. Последняя работа носит характер итогового контроля
Ожидаемые результаты обучения
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
- способы взаимодействия человека с другими людьми;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Содержание рабочей программы учебного предмета.
Раздел 1. Политика и социальное управление
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Раздел 2. Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Повторительно-обобщающий урок
Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения курса (включая экономику и право) учащиеся должен:
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как форма совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений; ситуация регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданин, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Перечень учебно –методического обеспечения
Учебник Л.Н.Боголюбов, Матвеева А.И. Обществознание. 9 класс. – М.: Просвещение – 2012 год.
Обществознание" 9 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф., А.И. Матвеева и др. Просвещение 2011г.
А.С. Митькин. Обществознание. 9 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Экзамен
С.В.Краюшкина. Тесты по обществознанию. 9 класс – М.: Экзамен - 2012
Е.В.Домашек. Карманный справочник по обществознанию, издательство Феникс – 2013 год.
Денис Алексеев. Краткий справочник по обществознанию, издательство Питер – 2013 год
Календарно – тематическое планирование (ОБЩЕСТВО 9 КЛАСС)
№ п/п | тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности обучающихся | Д/З | Дата урока |
план | факт |
Глава 1. Сфера политики и социального управления (13 часов) 1 четверть – 9 часов |
1 | Политика и власть. | 1 | Урок изучения нового материала | Лекция с элементами беседы. Составление схемы | Основные направления политики. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Властные отношения и социальная иерархия. | давать определение понятий: власть, политика, управление, разделение властей; Знать характерные черты политической сферы общества. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы. | П.1 с.4-11, вопросы. | 06.09 | |
2-3 -
| Государство. -
| 2 | Урок изучения нового материала. Комбинированный урок -
| Беседа. Рассказ. Работа с материалами учебника -
| Определение политической системы общества. Признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Причины и условия появления государства. Внешние и внутренние функции государства. Виды монополии государства: общие и частные Форма государства: форма правления, форма устройства, политический режим. Территориально-государственное устройство. Классификация форм правления.. Природа и сущность республики. Законодательная и исполнительная ветви власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская) | Понятия: государство, политическая система общества, функции государства. Знать основные признаки государства, причины зарождения государства, теории происхождения государства. Уметь анализировать виды монополии государства; Формы устройства государства: сходства и различия. Унитарное государство, конфедерация. Федерация, ее признаки. Особенности правового статуса субъектов. Россия как федерация Понятия: форма правления, монархия, республика, признаки форм правления, сходства и различия. Приводить примеры государств с различной формой правления, составлять схемы органов власти, называть их полномочия и принцип формирования. | П.2 стр.11-20, з. 1-3. схемы | 13.09 20.09 | -
|
4-5 | Политические режимы. -
| 2 | Комбинированный урок | Рассказ. Работа с материалами учебника | Сущность и классификация политических режимов. Тоталитаризм, диктатура, демократия. Структура парламента Демократия, ее развитие в современном мире. -
| Знать понятия: политический режим, типы режимов. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм Анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности, сравнивать политические режимы. | П.3, стр.21 -28, в.1-8, таблица | 27.09 04.10 | -
|
6 | Правовое государство. | 1 | Урок – изучение нового материала | Школьная лекция. | Государство как основной политический институт. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Разделение властей. Условия и пути становления правового государства в РФ | Понятия: правовое государство, разделение властей. Называть признаки правового государства, приводить примеры реализации признаков в жизни современных государств. Объяснять принцип разделения властей, называть органы власти в соответствии с принципом, объяснять их полномочия. Приводить примеры органов власти в РФ. | П.4 стр. 29 – 37, вопросы устно | 11.10 | -
|
7-8 -
| Гражданское общество и государство -
| 2 | Урок изучения нового материала -
| школьная лекция с элементами беседы. Работа с текстом учебника | Признаки гражданского общества. Гражданское общество.. Условия и пути становления гражданского общества. Борьба за гражданские права. Местное самоуправление как атрибут гражданского общества. Муниципальная собственность | Понятия: гражданское общество, институт гражданства, граждане, их правовой статус. Анализировать взаимоотношения государства и общества, приводить примеры участия граждан в решении социальных проблем. | П.5, стр. 38 -48, в. 6, з. 1,3,4. | 18.10 25.10 | -
|
9 -
| Участие граждан в политической жизни. -
| 1 | Урок изучения нового материала. -
| Урок – рассказ с элементами беседы | Участие граждан в политической жизни. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Роль референдума в политической жизни. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. -
| Понятия: свобода слова, голосование, электорат, политическая партия, политический экстремизм, сущность активного и пассивного избирательного права, референдум; участие в политической жизни страны. Называть политические права граждан и условия их реализации. Анализировать факторы, способствующие политической активности населения. Объяснять, в чем проявляется опасность политического экстремизма | П.6. стр. 48 – 58, з.1-6. | 01.11 | -
|
2 четверть – 7 часов |
10-11 -
| Политические партии и движения. -
| 2 | Урок изучения нового материала. -
| Урок – рассказ. Работа с материалами СМИ | Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Однопартийная и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе | Понятия: политическая партия, функции партий; основные подходы к классификации партий. Приводить примеры политических партий в РФ. Объяснять роль политических партий в жизни общества. | П.7 стр. 59 -65, задания по выбору | 15.11 22.11 | -
|
12 | Контрольное тестирование по главе: «Политическая сфера» | 1 | Контрольно-проверочный урок | Тестирование. Работа с документами. | Терминология раздела «Политическая власть» | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | -
| 29.11 | -
|
Глава -2. «Право» 21 час. |
13-14 | Право, его роль в жизни общества и государства. -
| 2 | Урок изучения нового материала. Комбинированный урок -
| школьная лекция с элементами беседы. Беседа. Работа с текстом учебника | Понятие права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Принципы права. Система права. Право, его роль в жизни общества и государства Субъекты права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Система законодательства Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления) Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов | Понятия: социальные нормы и их видовое разнообразие; Знать, что такое право, объяснять значение права в жизни общества; называть основные признаки права; Объяснять сущность права, раскрывая сущность основных отраслей российского права Уметь: объяснять отличия права от других социальных норм. Понятия: норма права, система права, нормативно-правовой акт, система законодательства, акт, указ, закон, постановления – их сходства и отличия; естественное право, позитивное право. Анализировать и различать различные виды нормативно-правовых актов, анализировать поведение участников правоотношений | П.8 стр.69- 78, вопросы | 06.12 13.12 | -
|
15 | Правоотношения и субъекты права. -
| 1 | Урок –изучения нового материала. | Урок – беседа. Практикум. | Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права.. | Знать понятия: правоотношения, виды правоотношений, субъекты права. | П.9 стр. 78 – 84. З.2,3. | 20.12 | -
|
3 четверть – 10 часов |
16- 3чтв.-10ч. 17 | Правонарушения и юридическая ответственность. -
| 2 | Урок изучения нового материала | беседа | Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности Виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды. | Понятия: правонарушение, юридическая ответственность, проступок, преступление, вина, соучастники, признаки преступления, презумпция невиновности. Объяснять отличие проступка от преступления, обстоятельства, исключающие преступность деяния. Различать основания для привлечения к уголовной ответственности. Решать учебные ситуационные задачи. | П.10, стр. 85 -93, вопросы, доп.зад из м.п. стр.67 | 27.12 17.01 | -
|
18 | Правоохранительные органы. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | Правоохранительные органы. Структура и функции правоохранительных органов России Структура и функции судебной власти Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. власти и граждан. | Знать понятия: Правоохранительные органы, судебная система, адвокатура, прокуратура. Знать функции прокуратуры, суда, правоохранительных органов, приводить примеры. Объяснять, чем занимаются адвокаты, нотариусы, прокуроры, юрисконсульты и в каких случаях к ним нужно обращаться. | П.11 стр. 94 – 102, вопросы | 24.01 | -
|
19- 20 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ. | 2 | Комбинированный урок -
| Практикум: работа с текстом учебника и конституцией Урок – беседа. Работа с тестом учебника | Конституция как основной закон государства, ее структура. Отличие Конституции от остальных законов страны. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Равенство перед законом. Структура Федерального Собрания. Функции и роль депутатов.. Институт президентства в России. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | Знать особенности и структуру Конституции; способы реализации своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях. Знать, что Конституция обладает высшей юридической силой; провозглашает основные права и свободы человека и гражданина; базируется на ценностях нравственных демократических, патриотических. Анализировать тексты. Понятия: законодательная и исполнительная власть, федеративное устройство государства, органы власти – парламент, президент, правительство, суд. Объяснять особенности законодательной власти в современной России. Анализировать местное самоуправление о региона. | П.12-13, стр. 103 -119, в.1-4, разбор документа | 31.01 07.02 | -
|
21-22 | Права и свободы человека и гражданина | 2 | комбинированный -
| Урок – беседа. Работа с текстом учебника Урок – изучения нового материала Практикум. Урок – беседа. Школьная лекция | Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод человека, их защита Гражданин – человек, имеющий права. Права человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Классификация прав и свобод ребенка Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. | Понятия: права, свободы, обязанности, уполномоченный по правам человека. Разъяснять сущность правового статуса личности. Объяснять причины и сущность влияния международных документов на утверждение прав гражданина. Приводить примеры. Анализировать текст. Объяснять смысл понятий. Определять различия между гражданином и обывателем Понятия: статус личности, права ребенка. Знать особенности прав ребенка, называть органы власти, контролирующие выполнение прав ребенка. Анализировать и объяснять особенности правового статуса несовершеннолетних. Высказывать собственную точку зрения. Знать органы власти, которые гарантируют защиту прав и свобод человека, процедуру обращения, механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Анализировать ситуации нарушения прав человека. | П.14-15, стр.120 – 135, в. 1-5, з.1,2. | 14.02 21.02 | -
|
23-24 | Гражданские правоотношения. | 2 | Урок изучения нового материала. Урок обобщения и закрепления знаний -
| школьная лекция с элементами беседы. -
| Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Физическое и юридическое лицо. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Потребитель изготовитель, услуги, Закон «О защите прав потребителя» | Понятия: имущественные правоотношения, основные виды договоров, сущность института права собственности. Права потребителя, механизм защиты прав потребителя. Разъяснять правила поведения участников договорных отношений; защищать свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке. Решение практических познавательных задач | П. 16 стр. 135 – 145. Вопросы. | 28.02 07.03 | -
|
25 | Право на труд и трудовые правоотношения, -
| 1 | Комбинированный урок | Урок – рассказ с элементами беседы | Право на труд и трудовые правоотношения, Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника. -
| Понятия: трудовое право, трудовой договор (контракт), расторжение трудового договора, сверхурочная работа трудовые правоотношения, их особенности; правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового контракта; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, льготы для несовершеннолетних. | П. 17 стр. 145 – 154, в -1, з 4,5. | 14.03 | -
|
26 | Семейные правоотношения. -
| 1 | Комбинированный урок | беседа. Работа с документами, понятийный диктант | Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Юридическая трактовка брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Органы опеки и попечительства. | Понятия: семейное право, брак, правоспособность, правовые основы брака; правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей; основные права детей. разъяснять сущность правовых взаимоотношений супругов, их права и обязанности; Объяснять порядок и условия заключения брака. | П.18 стр. 154 – 164, вопросы | 21.03 | -
|
4 четверть – 8 часов |
27 -
| Административные правоотношения. -
| 1 | Урок изучения нового материала. -
| школьная лекция с элементами беседы. -
| Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность | Понятия: проступок, преступление, юридическая ответственность, вина, наказание. Знать виды административных правонарушений. Определять виды административных наказаний. Решать учебные задачи Анализировать состав преступления, определять, является ли содеянное преступлением. | П.19 стр. 164 -172, выполнить задания | 04.04 | -
|
28-29 | Уголовно-правовые отношения. | 2 | Комбинированный урок | Рассказ. Работа с материалами учебника. | Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия | Понятия: действие и бездействие, преступление, ответственность, дознание, следствие. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Причины совершения преступления. Знать основные виды наказаний. Решать практические задачи. | П. 20 стр. 173 – 182, проработать статью (м.п. стр.116УК) | 11.04 18.04 | -
|
30 | Социальные права граждан. | 1 | Комбинированный. | Беседа. Работа с документами. | Социальная политика государства. Меры социальной поддержки. Право на социальное обеспечение. Медицинское и социальное страхование Жилищные правоотношения. | Знать основные направления социальной политики государства, социальные права граждан. Уметь анализировать факты социальной действительности в контексте социальной политики России | П.21 стр.182-191, з.1-5. | 25.04 | -
|
31 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. -
| 1 | Изучение нового материала | Школьная лекция | Международные и политические организации. Международное гуманитарное право. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. | Уметь классифицировать различные типы и формы отношений между государствами. Раскрывать причины и последствия войн и вооруженных конфликтов. Знать основы международного гуманитарного права. -
| П.22 стр. 192 – 200, эссе | 02.05 | -
|
32 | Правовое регулирование отношений в сфере образования. -
| 1 | Изучение нового материала | Беседа -
| Законодательство в сфере образования. Значение образования в информационном обществе. Общее и профессиональное образование в Российской Федерации. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. | Знать основы законодательства в сфере образования. Уметь оценивать значение образования в информационном обществе. Обосновывать свое отношение к образованию. | П.23 стр.200 – 207, з.1,2. | 16.05 | -
|
33 34-35 | Контрольное тестирование по теме: «Право» Итоговое повторение | 1 2 | Урок обобщения и проверки знаний | Тестирование. | -
| Знать основные термины. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; | -
| 23.05 30.05 | |