СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
программа по ОБЖ в соответствии с норматиынми документами
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №112» Авиастроительного района г.Казани
«Рассмотрено» |
| «Согласовано» |
| «Утверждаю» |
Руководитель ШМО |
| Заместитель директора по УВР |
| МБОУ «СОШ №112» |
_________/Ганиева Л.В. |
| МБОУ «СОШ №112» |
| ________/Архипова С.В |
Протокол №1 от 31.08.2019
|
| __________/Чепкунова Г.У.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО предмету «ОБЖ» (базовый уровень) ДЛЯ 8а,8б КЛАССОВ на 2019-2020 учебный год Учитель Щербакова Надежда Владимировна, |
| Приказ № 198-0 от 29.08.2019
02-04 |
первая квалификационная категория
|
Рассмотрено на заседании
педагогического совета, протокол №1 от 29.08.2019
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «ОБЖ» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897».
Приказа Минпросвещения РФ от 28.12.2018 №345 «О федеральном перечне учебников к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказа Минпросвещения РФ от 08.05.2019 №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования, утвержденный приказом министерства просвещения РФ от 28.12.2018 №345
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 “О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах;
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» ит.д. и Стратегии национальной безопасности ;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах;
«Программа для общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы.» Под общей редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова; М:. «Просвещение» 2014 г».учебник для 8 класса ,Смирнов Б.О., Хренников М. «Просвещение» 2014г
Образовательной программы школы.
Положении о рабочей программе школы.
Годового календарного учебного графика МБОУ «Средняя школа №112» на 2019-2020 учебный год .
1.Общие цели учебного предмета
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ;
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Идентификация опасностей - распознавание опасностей с указанием их количественных характеристик и координат.
Предсказания проявления опасностей на основе теории вероятности и статистических данных.
Достижение приемлемого уровня проявления опасностей.
. Предупреждение опасностей и ликвидация их негативных последствий.
Разработка и систематизация правил жизни и деятельности.
Эти задачи решаются в процессе управления БЖД с целью достижения заданного социально-приемлемого уровня безопасности на конкретном этапе развития человечества в системе «человек - окружающая среда», сохранение здоровья и высокой работоспособности во всех сферах деятельности (производственной, бытовой, социальной).
2. Общая характеристика ОБЖ
В программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
3.Место предмета в базисном учебном плане
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 8, 9 классе, что и предусмотрено в рабочей программе и учебниках под редакцией А.Т. Смирнова. На его изучение в 8 классе выделяется 35 часов, из расчета 1 час в неделю. В 9 классе также 1 час в неделю,итого 35 часов
4.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения ОБЖ
На конец 8 класса ученик научится и получит возможность научиться.
Предметные результаты обучения:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Безопасности жизнедеятельности является (УУД).
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, учащийся должен обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
На конец 9 класса ученик научится и получит возможность научиться.
Личностные:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование анти экстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей
5.Виды деятельности
Учащиеся:
Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную оставляющие.
Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества.
Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи.
Отрабатывают в паре правила приемы оказания первой помощи при утоплении. Подводят и анализируют итоги освоения учебного материала
Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики основных неинфекционных заболеваний и вредных привычек.
Формулируют кратко свое понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень
Характеризуют основные мероприятия, проводимые в стране, по инженерной защите населения (укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны и др.)
Объясняют порядок оповещения населения и организацию его эвакуации (в комплексе с другими мероприятиями) в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Характеризуют основные мероприятия, проводимые в РФ, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожарных объектах и гидротехнических сооружениях.
Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Составляют алгоритм своего поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера, возможной в регионе своего проживания.
Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения.
Анализируют состояние окружающей среды. Запоминают приемы по защите личного здоровья в местах с неблагополучной экологической обстановкой.
Отрабатывают правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий. Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки
Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда.
Характеризуют основные мероприятия, проводимые МЧС России по совершенствованию пожарной безопасности в стране. Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома ,общественном месте
Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных здания
запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказание помощи младшим, престарелым и т.д
6.Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Ученик должен уметь:
Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
По окончании 9 класса обучающийся должен:
Знать/понимать:
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Основы комплексной безопасности
Ученик научиться:
Квалифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
Анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнение окружающей природной среды, ЧС природного и техногенного характера;
Выявить и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций; обосновать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
Формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни, по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира или водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
Руководствоваться рекомендациями специалистов по безопасному поведению в условиях ЧС природного и техногенного характера.
Ученик получит возможность научиться:
Систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире;
Раскрывать на примерах влияние последствий ЧС природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;
Прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
Характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
Проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищенности личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Ученик научиться:
Характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения РФ от ЧС мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
Характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС, по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от ЧС природного и техногенного характера;
Характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России; классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения Российской Федерации от ЧС мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан в области гражданской обороны;
Характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России, по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении ЧС;
Характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени;
Анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;
Описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания для защиты населения от ЧС природного и техногенного характера;
Описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения ЧС;
Анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о ЧС;
Характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от ЧС мирного и военного времени; различать виды эвакуаций; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
Моделировать свои действия по сигналам оповещения о ЧС в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (театре, библиотеке и др.), дома.
Ученик получит возможность научиться:
Формулировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий ЧС мирного и военного времени;
Подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий ЧС мирного военного времени»;
Обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;
Различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания для защиты населения от ЧС техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
Ученик научиться:
Негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
Характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
Анализировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;
Воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и анти экстремистского мышления;
Обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
Моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
Ученик получит возможность научиться:
Формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
Формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
Формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;
Основы здорового образа жизни
Ученик научиться:
Характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средства физического совершенствования;
Анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
Систематизировать знания о репродуктивном здоровье, как единой составляющей здоровья личности и общества.
Ученик получит возможность научиться:
Использовать здоровье сберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
Основы медицинских знаний
Ученик научиться:
Характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;
Характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;
Выполнять в паре/втроем приемы оказания само- и взаимопомощи.
Ученик получит возможность научиться:
Готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать
7.Содержание
« Основы безопасности жизнедеятельности » 8 класс
Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для этого курса с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (23 часа)
Модуль обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Модуль включает в себя два раздела.
Раздел I . Основы комплексной безопасности (16 часов).
Раздел II . Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов).
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 часов).
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль включает в себя два раздела.
Раздел IV. Основы здорового образа жизни (8 часов).
Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 часа).
После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т. д.
Логичным продолжением усвоения программы во внеурочное время является участие школьников в работе различных кружков, секций и клубов.
Раздел I.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.
Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре в доме.
Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.
Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания.
Правила безопасного поведения при пожаре на транспорте.
Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.
Правила обеспечения безопасности дорожного движения.
Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.
Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте.
Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте.
Правила безопасного поведения на воде. Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи, терпящим бедствие на воде.
Нарушение экологического равновесия в местах проживания.
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.
Правила безопасного поведения в быту. Правила использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье. Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома.
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях. Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества.
Терроризм. Поведение человека при захвате его террористами. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.
Правила безопасного поведения в толпе. Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.
Автономное существование человека в природе. Автономное существование человека в природе. Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Оборудование временного жилища (укрытия). Способы добывания огня. Обеспечение водой и питанием. Сигналы бедствия.
Правила ориентирования на местности. Правила ориентирования на местности.
Раздел II.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения.
Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения.
Землетрясения. Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений.
Вулканы. Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов.
Оползни, сели, обвалы, лавины. Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.
Ураганы, бури, смерчи. Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча.
Наводнения. Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений.
Цунами. Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.
Природные пожары. Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения. Промышленные аварии и катастрофы.
Аварии на радиационно опасных объектах. Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях.
Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно-химические опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы.
Защита населения от АХОВ. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.
Пожары и взрывы. Пожары и взрывы, их характеристика, пожара и взрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.
Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях.
Инженерная, радиационная и химическая защита населения. Инженерная, радиационная и химическая защита населения.
Эвакуация. Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации.
Объектовая тренировка по теме «Эвакуация». План эвакуации из здания (учебного заведения), порядок действий при эвакуации, марш рут следования, транспортировка пострадавших.
Раздел III
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
«Основы здорового образа жизни»
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления. Движение – естественная потребность организма. Физическая культура и закаливание. Личная гигиена.
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.
Оказание первой медицинской помощи.
Средства для оказание первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-5, детский противогаз ПДФ-Ш) и их использование.
Первая медицинская помощь при травмах и переломах. Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений. Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших.
Первая медицинская помощь при утоплении и удушении; при тепловом и солнечном ударе, обморожении. Первая медицинская помощь при утоплении и удушении. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении.
Раздел (тема) | Количество часов | к/р, л/р, п/р, экскурсии | Общее количество часов |
Модуль1. Основы безопасности личности, общества и государства | 23 |
| 23 |
Основы комплексной безопасности | 16 |
| 16 |
Пожарная безопасность | 3 |
| 3 |
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | 1 |
| 1 |
Профилактика пожаров в повседневной жизни организация защиты населения | 1 |
| 1 |
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах | 1 |
| 1 |
Безопасность на дорогах | 3 |
| 3 |
Причины дорожно-транспортных происшествий травматизм людей | 1 |
| 1 |
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров | 1 |
| 1 |
Велосипедист, водитель транспортного средства | 1 |
| 1 |
Безопасность на водоемах | 3 |
| 3 |
Безопасное поведение на водоемах в разных условиях | 1 |
| 1 |
Безопасный отдых на водоемах | 1 |
| 1 |
Оказание помощи терпящим бедствие на воде. | 1 |
| 1 |
Экология и безопасность | 2 |
| 2 |
Загрязнение окружающей среды и безопасность человека | 1 |
| 1 |
Правила безопасного поведения при неприятной экологической обстановке | 1 |
| 1 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия.
| 5 |
| 5 |
Классификация ЧС техногенного характера | 1 |
| 1 |
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия | 1 |
| 1 |
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | 1 |
| 1 |
Пожары и взрывы на взропожароопасных объектах экономике и их возможные последствия | 1 |
| 1 |
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | 1 |
| 1 |
Защита населения РФ от ЧС | 7 |
| 7 |
Обеспечение защиты населения от ЧС | 4 |
| 4 |
Обеспечение радиационной безопасности населения. | 1 |
| 1 |
Обеспечение химической защиты населения | 1 |
| 1 |
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | 1 |
| 1 |
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | 1 |
| 1 |
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
| 3 |
| 3 |
Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера | 1 |
| 1 |
Эвакуация населения | 1 |
| 1 |
Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера | 1 |
| 1 |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 12 |
| 12 |
Основы здорового образа жизни | 8 |
| 8 |
Здоровье как основная ценность человека | 1 |
| 1 |
Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовная и социальная сущность. | 1 |
| 1 |
Репродуктивное здоровье- составляющее здоровье человека и общества | 1 |
| 1 |
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | 1 |
| 1 |
Здоровый образ жизни и профилактика основных не инфекционных заболеваний | 1 |
| 1 |
Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 |
| 1 |
Профилактика вредных привычек | 1 |
| 1 |
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | 1 |
| 1 |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
| 4 |
| 4 |
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение | 1 |
| 1 |
Первая медицинская при отравлениях аварийно- химически опасными веществами | 1 |
| 1 |
Первая медицинская помощь при травмах | 1 | 1 | 1 |
Первая медицинская помощь при утоплении | 1 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 35 | 3 | 35 |
9 класс
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства
1. Национальная безопасность России в мировом сообществе
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.
Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.
Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России.
Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.
Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.
4. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.
МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
5. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
6. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.
Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. Правила поведения при угрозе террористического акта.
Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств. Профилактика наркомании.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
7. Основы здорового образа жизни.
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
8. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье Ранние половые связи и их последствия..
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
9. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи
Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни. Основные положения Семейного кодекса РФ.
10. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
Первая медицинская помощь при передозировке при приеме псих активных веществ.
Тематическое планирования по основам безопасности жизнедеятельности 9 класс
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Тема раздела | Кол-во часов |
1. | Основы комплексной безопасности | 8 | Национальная безопасность России в мировом сообществе | 4 |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России. | 4 | |||
2. | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 7 | Организационные основы по защите населения стран от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 3 |
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 4 | |||
3. | Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 9 | Общие понятия о терроризме и экстремизме | 5 |
Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации | 2 | |||
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и наркозависимости | 2 | |||
4. | Основы здорового образа жизни | 11 | Здоровье – условие благополучия человека | 3 |
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье | 3 | |||
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | 3 | |||
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 2 | |||
| Итого: | 35 |
|
|
8.Календарно- тематическое планирование
Темы проектов
Правила поведения в быту для повышения личной безопасности при пользования различными бытовыми приборами в повседневной жизни.
План поведения в чрезвычайной ситуации природного характера.
Сам себе я помогу, я здоровье сберегу.
Спорт в моём городе.
Исследование опасных природных явлений, характерных для Татарстана
Учимся управлять эмоциями.
Умение держать себя в руках во время стрессовой ситуации.
Формирование личных убеждений и духовно-нравственных позиций по противостоянию идеологии экстремизма и терроризма.
Человек и стихия.
9.Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение ОБЖ
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:
1.Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. - 6-е изд. - М.: «Просвещение», 2016
2. ОБЖ 9 класс.: учеб.для общеобразоват. организаций /Смирнов А.Т. Хренников Б.О.; под ред. Смирнова А.Т. – 2-е изд. М. : Просвещение, 2015г.)
3. Программа по ОБЖ «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Автор: Смирнов Анатолий Тихонович, Хренников Борис Олегович Редактор: Маслов М. В. .(электронный вид)
Дополнительная литература
Косолапова Н.В. и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебник ЭВ
Лечиев А.С. Разработка теории безопасности жизнедеятельности. Деятельностный подход ЭВ
Тарасов Ю.С. Основы медицинских знаний. Учебное пособие ЭВ
Макашев В.А. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебное пособие ЭВ
Рудаков. психологические основы подготовки старшеклассников к службе в армии ЭВ
Сапронов В.В. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности ЭВ
Абрамова С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности ЭВ
Айзман Р.И. и др. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности ЭВ
Губанов В.М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. Учебное пособие ЭВ
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ОБЖ УДПО «Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов» ЭВ
Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности ЭВ
Организация внеурочной деятельности по ОБЖ УДПО «Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов» ЭВ
Методическая разработка. Тестовый контроль на уроках ОБЖ УДПО «Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов» ЭВ
Законы по безопасности РФ УДПО «Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов» ЭВ
Смирнов А.Т. ОБЖ. Поурочные разработки 5-6 классы1Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл.
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные Смирнов А.Т., Хренников Б.О. разработки. Пособие для учителей и методистов.
Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под ред. Смирнова А.Т. Обучение правилам дорожного движения. Методическое пособие. 5-9 кл.
Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под. ред. Смирнова А.Т. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Оборудование и приборы
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор, настенный экран.
Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий
Совет безопасности РФ http://www.scrf.gov.ru
Министерство внутренних дел РФ http://www.mvd.ru
МЧС России http://www.emercom.gov.ru
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ http://www.minzdrav-rf.ru
Министерство обороны РФ http://www.mil.ru
Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
Министерство природных ресурсов РФ http://www.mnr.gov.ru
Федеральная служба железнодорожных войск РФ http://www.fsgv.ru
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm
Федеральная пограничная служба http://www.fps.gov.ru
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности http://www.gan.ru
Русский образовательный портал http://www.gov.ed.ru
Академия повышения квалификации работников образования http://www.apkro.ru
Федеральный российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Портал компании «Кирилл и Мефодий» http://www.km.ru
Образовательный портал «Учеба» http://www.uroki.ru
Журнал «Курьер образования» http://www.courier.com.ru
Журнал «Вестник образования» http://www.vestnik.edu.ru
Издательский дом «Профкнига» http://www.profkniga.ru
Издательский дом «1 сентября» http://www.1september.ru
Издательский дом «Армпресс» http://www.armpress.info
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») http://festival.1september.ru
Энциклопедия безопасности http://www.opasno.net
Личная безопасность http://personal-safety.redut-7.ru
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности http://www.alleng.ru
«Мой компас» (безопасность ребёнка) http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС Россhttp://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) http://www.econavt-catalog.ru
Портал Всероссийской олимпиады школьников http://rusolymp.ru/
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности http://www.alleng.ru/edu/saf.htm
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности http://www.bezopasnost.edu66.ru
Безопасность и выживание в экстремальных ситуацияхhttp:// www.hardtime.ru
http://www.mchs.gov.ru/ официальный сайт Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности.
. http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
Учебно-наглядные пособия | |
Набор плакатов или электронные издания: |
|
Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации |
|
Текст Воинской присяги |
|
Военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации |
|
Литература и наглядные пособия по военно-патриотическому воспитанию |
|
7.62-мм (или 5.45-мм) модернизированный автомат Калашникова |
|
Строевая подготовка |
|
Оказание первой медицинской помощи |
|
Гражданская оборона |
|
Общевойсковой противогаз |
|
Средства индивидуальной защиты
Средства защиты дыхания
Ватно-марлевые повязки
Противопылевые тканевые маски
Противогазы (типа ГП-5) Средства защиты кожи
Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)
Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)
Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.)
Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи
Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см
Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см
Шина фанерная длиной 1 м
Жгут кровоостанавливающий эластичный
носилки
10. Контрольно- измерительные материалы с критериями оценивания
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Формы и средства контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов
Итоговая контрольная работа по ОБЖ для проведения промежуточной аттестации за курс 8 класса
Выберите один правильный ответ
1 вариант
1. По данным Всемирной организации здравоохранения продолжительность жизни активных курильщиков сокращается:
А) на 5-7 лет
Б) на10-15 лет
В) на 20-25 лет
2. К каким негативным последствиям для здоровья человека может привести постоянная
работа за персональным компьютером:
А) снижение иммунитета, ухудшение зрения;
Б) заболевания сосудов и сердца, глаз;
В) ухудшение слуха, аппетита, сна;
3. Какими видами спорта предпочтительнее заниматься в свободное время для укрепления
здоровья?
А) катание на коньках, лыжах;
Б) тяжелая атлетика, баскетбол;
В) плавание, волейбол;
Г) езда на велосипеде, прыжки с трамплина.
4. В каких местах пешеходу запрещается переходить дорогу:
А) на крутых поворотах;
Б) в местах, где дорога идет на подъем;
В) около туннелей и мостов;
Г) во всех перечисленных местах;
5. Велосипедисты, едущие группой по шоссе, могут ехать:
А) в два ряда;
Б) только по одному, друг за другом;
В) в три ряда.
6. По загородной дороге пешеходы должны идти:
А) по обочине;
Б) на встречу движению транспортных средств;
В) по ходу движения транспортных средств;
Г) все ответы верны.
7. Временное затопление значительной части суши водой в результате действия сил
природы – это:
А) затопление;
Б) подтопление;
В) наводнение.
8. При прорыве плотины в ней образуется:
А) речной бассейн;
Б) волна;
В) проран;
Г) брешь.
9. К активным методам защиты от природных опасностей относится:
А) строительство инженерно-технических сооружений, вторжение в механизм природного
явления, реконструкции природных объектов;
Б) прогноз опасного явления;
В) оповещение населения о надвигающейся опасности;
Г) организация аварийно-спасательных работ.
10. Какую цель преследует проведение йодной профилактики:
А) не допустить внутреннего облучения;
Б) не допустить возникновения лучевой болезни;
В) не допустить поражения щитовидной железы.
11. В случае оповещения об аварии с выбросом АХОВ последовательность ваших
действий будет следующей:
А) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, закрыть окна,
отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи,
документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;
Б) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, взять
необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть
район аварии;
В) надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить
огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в
убежище или покинуть район аварии.
12. Среди перечисленных поражающих факторов выберете те, которые характерны для
химических аварий:
А) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
Б) поражение людей опасными химическими веществами через кожные покровы;
В) лучистый поток энергии;
Г) проникновение опасных химических веществ через органы дыхания в организм
человека.
13. Каковы пути проникновения радиоактивных веществ в организм человека при
внутреннем облучении?
А) в результате проникновения радиоактивных осадков через одежду и кожные
покровы;
Б) в результате потребления загрязненных продуктов питания и воды;
В) в результате вдыхания радиоактивной пыли и аэрозолей;
Г) в результате радиоактивного загрязнения поверхности земли, зданий и сооружений.
14. Поражающее действие волны прорыва при гидродинамических авариях проявляется:
А) поражающим и травмирующим действием различных предметов, вовлекаемых в
движение;
Б) в понижении концентрации кислорода в воздухе;
В) в непосредственном динамическом воздействии на тело человека;
Г) в повышении температуры окружающей среды.
15. К горючим веществам относятся:
А) трудновоспламеняющиеся;
Б) взрывопожароопасные;
В) взрывоопасные;
Г) легковоспламеняющиеся.
16. Пожары на промышленных предприятиях и в населенных пунктах могут быть:
А) единичными;
Б) массовыми;
В) отдельными;
Г) групповыми.
17. Знаки пожарной безопасности, используемые на путях эвакуации, имеют цвет:
А) красный
Б) желтый
В) зеленый
Г) синий
18. При движении поезда, в вашем вагоне появился сильный запах гари и дыма.
Как Вы будете действовать:
А) дерните за рукоятку стоп-крана;
Б) сообщите проводнику, соберете вещи и перейдете в другой вагон;
В) сообщите проводнику, соберете вещи и будете ждать в купе указаний;
Г) пойдете по соседним купе и будет сообщать о случившемся пассажирам.
19. Если у пострадавшего отсутствует дыхание, то после удаления воды необходимо:
А) вызвать скорую помощь
Б) оставить пострадавшего в покое
В) приступить к проведению искусственного дыхания
Г) провести непрямой массаж сердца
20. Главный наш враг при пожаре:
А) кислород
Б) дым
В) вода
Г) электричество.
2 вариант
1. Прыгать в воду с подручными средствами можно:
А) в любом случае при наводнении
Б) когда нет надежды на спасение
В) когда нет надежды на спасение и возвышенность полностью затопляется
Г) прыгать нельзя, надо ждать спасателей
2. Если у пострадавшего отсутствует дыхание, то после удаления воды необходимо:
А) вызвать скорую помощь
Б) оставить пострадавшего в покое
В) приступить к проведению искусственного дыхания
Г) провести непрямой массаж сердца
3. По данным Всемирной организации здравоохранения продолжительность жизни активных курильщиков сокращается:
А) на 5-7 лет
Б) на10-15 лет
В) на 20-25 лет
4. К каким негативным последствиям для здоровья человека может привести постоянная
работа за персональным компьютером:
А) снижение иммунитета, ухудшение зрения;
Б) заболевания сосудов и сердца, глаз;
В) ухудшение слуха, аппетита, сна;
5. Поражающее действие волны прорыва при гидродинамических авариях проявляется:
А) поражающим и травмирующим действием различных предметов, вовлекаемых в
движение;
Б) в понижении концентрации кислорода в воздухе;
В) в непосредственном динамическом воздействии на тело человека;
Г) в повышении температуры окружающей среды.
6. К горючим веществам относятся:
А) трудновоспламеняющиеся;
Б) взрывопожароопасные;
В) взрывоопасные;
Г) легковоспламеняющиеся.
7. Главный наш враг при пожаре:
А) кислород
Б) дым
В) вода
Г) электричество
8. Какими видами спорта предпочтительнее заниматься в свободное время для укрепления
здоровья?
А) катание на коньках, лыжах;
Б) тяжелая атлетика, баскетбол;
В) плавание, волейбол;
Г) езда на велосипеде, прыжки с трамплина.
9. В каких местах пешеходу запрещается переходить дорогу:
А) на крутых поворотах;
Б) в местах, где дорога идет на подъем;
В) около туннелей и мостов;
Г) во всех перечисленных местах;
10. При движении поезда, в вашем вагоне появился сильный запах гари и дыма.
Как Вы будете действовать:
А) дерните за рукоятку стоп-крана;
Б) сообщите проводнику, соберете вещи и перейдете в другой вагон;
В) сообщите проводнику, соберете вещи и будете ждать в купе указаний;
Г) пойдете по соседним купе и будет сообщать о случившемся пассажирам.
11. Велосипедисты, едущие группой по шоссе, могут ехать:
А) в два ряда;
Б) только по одному, друг за другом;
В) в три ряда.
12. По загородной дороге пешеходы должны идти:
А) по обочине;
Б) на встречу движению транспортных средств;
В) по ходу движения транспортных средств;
Г) все ответы верны.
13. Если вас захватило течение необходимо:
А) плыть по течению;
Б) плыть против течения;
В) нырнуть под воду, затем в сторону.
14. Какую цель преследует проведение йодной профилактики:
А) не допустить внутреннего облучения;
Б) не допустить возникновения лучевой болезни;
В) не допустить поражения щитовидной железы.
15. В случае оповещения об аварии с выбросом АХОВ последовательность ваших
действий будет следующей:
А) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, закрыть окна,
отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи,
документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;
Б) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, взять
необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть
район аварии;
В) надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить
огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в
убежище или покинуть район аварии.
16. При прорыве плотины в ней образуется:
А) речной бассейн;
Б) волна;
В) проран;
Г) брешь.
17. К активным методам защиты от природных опасностей относится:
А) строительство инженерно-технических сооружений, вторжение в механизм природного
явления, реконструкции природных объектов;
Б) прогноз опасного явления;
В) оповещение населения о надвигающейся опасности;
Г) организация аварийно-спасательных работ.
18. Пожары на промышленных предприятиях и в населенных пунктах могут быть:
А) единичными;
Б) массовыми;
В) отдельными;
Г) групповыми.
19. Среди перечисленных поражающих факторов выберете те, которые характерны для
химических аварий:
А) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
Б) поражение людей опасными химическими веществами через кожные покровы;
В) лучистый поток энергии;
Г) проникновение опасных химических веществ через органы дыхания в организм
человека.
20. Каковы пути проникновения радиоактивных веществ в организм человека при
внутреннем облучении?
А) в результате проникновения радиоактивных осадков через одежду и кожные
покровы;
Б) в результате потребления загрязненных продуктов питания и воды;
В) в результате вдыхания радиоактивной пыли и аэрозолей;
Г) в результате радиоактивного загрязнения поверхности земли, зданий и сооружений.
КЛЮЧИ:
1 вариант 2 вариант
1-б 11-а 1-б в 11-б
2-а 12-б г 2-в 12-б
3-а в 13-б г 3-б 13-а
4-г 14-а в 4-а 14-в
5-б 15-а г 5-а в 15-а
6-б 16-б в 6-а г 16-в
7-в 17-в 7-б 17-а
8-в 18-б 8-а в 18-б в
9-а 19-в 9-г 19-б г
10-в 20-б 10-б 20-б
Итоговая контрольная работа составлена в соответствии с действующей программой по ОБЖ на основании федерального государственного образовательного стандарта общего образования и предназначена для проведения итоговой аттестации по ОБЖ в 8 классе. Задания итоговой контрольной работы составлены на базе учебного материала УМК «ОБЖ для 8 класса» А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников издательства «Просвещение».
Цель: контроль уровня сформированности компетенции у учащихся по ОБЖ.
Темы, включенные в задания и подлежащие итоговому контролю:
Глава 1. Пожарная безопасность.
Глава 2. Безопасность на дорогах.
Глава 3. Безопасность на водоемах.
Глава 4. Экология и безопасность .
Глава 5. ЧС техногенного характера.
Глава 6. Организация защиты населения от ЧС.
Глава 7. Здоровый образ жизни.
Глава 8. Оказание первой медицинской помощи.
Время выполнения работы
На выполнение контрольной работы отводится 45 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены. Работа рассчитана на обучающихся 8 класса, изучающих ОБЖ в объеме 1 ч. в неделю.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
Итоговая контрольная работа составлена в 2-х вариантах в форме теста.
За верное выполнение каждого элемента в заданиях 1 балл. Максимальное количество баллов – 20.
За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов
Критерии оценивания: количество правильных ответов
отметка «5» (от 18 до 20 баллов)
отметка «4» (от 12 до 17 баллов)
отметка «3» (от 8 до 11 баллов)
отметка «2» (менее 8 баллов)
№ | Фамилия | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8….. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|