Общеобразовательная автономная некоммерческая организация
Средняя общеобразовательная школа «Феникс»
Согласовано
Зам. директора по УВР
_____________Блинова Ю.В.
Дата __________________
Утверждаю
Директор школы
_____________Козин С.В..
Дата __________________
Обсуждено
на заседании ШМО ___________
____________________________
протокол № _____
от "___"_______________
________________/___________/
Рабочая программа
Окружающий мир
2019-2020 учебный год
3 «А» класс
Шляпникова Ольга Даниловна
г. Москва
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы для 3 класса Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир».
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). В авторскую программу изменения не внесены.
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают
познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.
Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.
Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.
Отбор конкретного естественно-научного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.
Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:
уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны научиться:
называть (приводить примеры):
тела живой и неживой природы;
планеты Солнечной системы (2-3);
свойства воздуха, воды;
состав почвы;
древние города и их достопримечательности;
имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
различать (соотносить):
год, век, арабские и римские цифры;
названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);
приспособления животных к среде обитания;
особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
различать географическую и историческую карты;
анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
проводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства;
проводить классификацию животных по классам; выделять признаки классификации;
рассказывать об особенностях быта людей в различные исторические времена;
ориентироваться в сущности и причинах различных событий в истории родной страны (крепостное право, возникновение ремёсел, научные открытия);
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Планируемые результаты освоения предмета
Освоение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Первая группа целей: освоение ребёнком нового статуса как ученика и школьника:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир:
формирование основ гражданской идентичности;
формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов;
формирование понимания особой роли России в современном мире;
формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры;
понимание особой роли России в мировой истории;
воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране;
воспитание уважительного отношения к истории страны;
воспитание любви к родному краю;
воспитание любви к своей семье;
воспитание гуманного отношения к людям;
воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе;
принятие норм нравственного поведения в природе;
принятие норм нравственного поведения в обществе;
принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры;
понимание ценности любой жизни;
освоение правил индивидуальной безопасности жизни с учётом изменений среды обитания.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции;
регулятивные как овладение способами организации, планирования различных видов деятельности;
коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.
Содержание программы
3 класс (70 ч)
Введение (1 ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятии «историческое время»;
различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
Земля — наш общий дом (10 ч)
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия:
характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;
анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;
устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;
ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
Растительный мир Земли (11 ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия:
характеризовать значение растений для жизни;
различать(классифицировать) растения разных видов, описывать их;
объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
проводить несложные опыты по размножению растений;
приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Грибы (2 ч)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Универсальные учебные действия:
объяснять отличия грибов от растений;
различать грибы съедобные от ядовитых.
Животный мир Земли (12 ч)
Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Как человек одомашнил животных.
Универсальные учебные действия:
характеризовать роль животных в природе;
приводить примеры(классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
характеризовать животное как организм;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
приводить примеры (конструировать)цепи питания;
составлять описательный рассказ о животных разных классов;
составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Универсальные учебные действия:
воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;
называть древние города, описывать их достопримечательности;
ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;
объединять(обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;
называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
Обсуждено на заседании ШМО _____________________________ _____________________________ __________/__________________/ «___»____________2019 г. | Согласовано Зам. директора по УВР _____________Блинова Ю.В. «___»____________2019 г. | Утверждаю Директор школы _____________Козин С.В. «___»____________2019 г. |
Календарно-тематическое планирование Предмет: Окружающий мир
Класс: 3 «Б»
Учитель: Станаева Марина Вячеславовна
Количество часов: 70 всего, 2 в неделю.
Планирование составлено на основе программы: УМК начальная школа 21 века
Учебник: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.
Дополнительная литература: Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 – 4 классы / Н. Г. Белицкая, А. О. Орг. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
№ п/п | Сроки проведения | Тема урока | Количество часов |
По плану | По факту |
1 | 05.09 | | Где и когда ты живёшь. | 1 |
2 | 06.09 | | Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Счёт лет в истории. | 1 |
3 | 12.09 | | Природные тела и явления. Природные и искусственные тела. | 1 |
4 | 13.09 | | Солнечная система. Солнце-звезда. Наша планета-Земля. | 1 |
5 | 19.09 | | Условия жизни на Земле. Значение солнца для жизни на Земле. | 1 |
6 | 20.09 | | Водная оболочка Земли. Значение воды для жизни на Земле. | 1 |
7 | 26.09 | | Воздушная оболочка Земли. Значение воздуха для жизни на Земле. | 1 |
8 | 27.09 | | Человек познаёт мир. Как изображают Землю. | 1 |
9 | 03.10 | | Географическая карта. | 1 |
10 | 04.10 | | Зачем нужен план. Чтобы не заблудиться в лесу. | 1 |
11 | 10.10 | | Проверка знаний по разделу "Земля - наш общий дом". | 1 |
12 | 11.10 | | Бактерии и грибы. Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии. | 1 |
13 | 17.10 | | Грибы. Какие бывают грибы. Шляпочные грибы. | 1 |
14 | 18.10 | | Грибы. Идем в лес за грибами. | 1 |
15 | 24.10 | | Растения. | 1 |
16 | 25.10 | | Если бы на Земле не было растений. | 1 |
17 | 07.11 | | Разнообразие мира растений (флора). Водоросли. Мхи. Папоротники. | 1 |
18 | 08.11 | | Хвойные растения. Покрытосеменные (цветковые) растения. Растения прекрасные, но опасные. | 1 |
19 | 14.11 | | Растения- живые существа (организмы). Корень, его значение. | 1 |
20 | 15.11 | | Побег, лист, стебель, цветы, плоды - части растений. | 1 |
21 | 21.11 | | Как плоды и семена попадают на новые территории. | 1 |
22 | 22.11 | | Размножение растений. | 1 |
23 | 28.11 | | Культурные растения в жизни человека. | 1 |
24 | 29.11 | | Культурные растения в жизни человека. | 1 |
25 | 05.12 | | Красная книга России. Красная книга Московской области. (растения) | 1 |
26 | 06.12 | | Красная книга России. Красная книга Московской области. (животные) | 1 |
27 | 12.12 | | Проверка знаний по теме «Растения, грибы, бактерии». | 1 |
28 | 13.12 | | Животные. Разнообразие мира животных (фауна). | 1 |
29 | 19.12 | | Разнообразие мира животных (фауна). | 1 |
30 | 20.12 | | Беспозвоночные животные. Каких животных называют беспозвоночными. | 1 |
31 | 26.12 | | Разнообразие насекомых. Пауки. | 1 |
32 | 27.12 | | Позвоночные животные. | 1 |
33 | 09.01 | | Птицы. | 1 |
34 | 10.01 | | Млекопитающие. | 1 |
35 | 16.01 | | Животные – живые существа (организмы). | 1 |
36 | 17.01 | | Природные сообщества. Контрольная работа №2 по теме: «Царства природы». | 1 |
37 | 23.01 | | Почему люди приручили диких животных. О заповедниках. | 1 |
38 | 24.01 | | Проверка знаний по теме «Животные» | 1 |
39 | 30.01 | | Как люди узнают о прошлом. | 1 |
40 | 31.01 | | Как образовалось государство Русь? | 1 |
41 | 06.02 | | Первые русские князья. | 1 |
42 | 07.02 | | Первые русские князья. | 1 |
43 | 13.02 | | Как Москва стала столицей. | 1 |
44 | 14.02 | | Иван IV Грозный – первый русский царь. | 1 |
45 | 20.02 | | Петр I Великий. | 1 |
46 | 21.02 | | Екатерина II Великая. | 1 |
47 | 27.02 | | Последний российский император Николай II. | 1 |
48 | 28.02 | | Советская Россия. СССР. | 1 |
49 | 05.03 | | Из истории имён. Как рождались имена. Отчество, фамилия. | 1 |
50 | 06.03 | | Какими были жилища. | 1 |
51 | 12.03 | | Какими были жилища. | 1 |
52 | 13.03 | | Как одевались, во что обувались. По одежке встречают… | 1 |
53 | 26.03 | | Как одевались, во что обувались. По одежке встречают… | 1 |
54 | 27.03 | | Старинная трапеза. Щи да каша. Особенности северной кухни. Кавказская кухня. | 1 |
55 | 02.04 | | Старинная трапеза. Щи да каша. Особенности северной кухни. Кавказская кухня. | 1 |
56 | 03.04 | | Проверка знаний по теме «Наша Родина: от Руси до России». | 1 |
57 | 09.04 | | Что создавалось трудом крестьянина? Труд в крестьянском хозяйстве. Тяжёлый труд крепостных. | 1 |
58 | 10.04 | | Что создавалось трудом крестьянина? Труд в крестьянском хозяйстве. Тяжёлый труд крепостных. | 1 |
59 | 16.04 | | Что создавалось трудом ремесленника и рабочего? Что такое ремесло. Игрушки делать- тоже ремесло. О гончарном ремесле. О веретене, прялке и ткацком станке. Оружейных дел мастера. | 1 |
60 | 17.04 | | Что создавалось трудом ремесленника и рабочего? Что такое ремесло. Игрушки делать - тоже ремесло. О гончарном ремесле. О веретене, прялке и ткацком станке. Оружейных дел мастера. | 1 |
61 | 23.04 | | О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России. | 1 |
62 | 24.04 | | О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России. | 1 |
63 | 30.04 | | Быстрее, дальше, выше…О пароходе. Об автомобиле. О самолёте и аэростате. Время космических полётов. | 1 |
64 | 08.05 | | Быстрее, дальше, выше…О пароходе. Об автомобиле. О самолёте и аэростате. Время космических полётов. | 1 |
65 | 14.05 | | Быстрее, дальше, выше… О первых железных дорогах. | 1 |
66 | 15.05 | | Быстрее, дальше, выше… О первых железных дорогах. | 1 |
67 | 21.05 | | Итоговое повторение. | 1 |
68 | 22.05 | | Экскурсия. Трамвайное депо. | 1 |
69 | 28.05 | | Проверка знаний по теме «Как трудились в старину». | 1 |
70 | 29.05 | | Охрана природы. Правила поведения в природе летом. | 1 |