СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа 21 век"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру.»

Общеобразовательная автономная некоммерческая организация

Средняя общеобразовательная школа «Феникс»


Согласовано

Зам. директора по УВР

_____________Блинова Ю.В.

Дата __________________

Утверждаю

Директор школы

_____________Козин С.В..

Дата __________________

Обсуждено

на заседании ШМО ___________

____________________________

протокол № _____

от "___"_______________

________________/___________/










Рабочая программа

Окружающий мир


2019-2020 учебный год


3 «А» класс


Шляпникова Ольга Даниловна






г. Москва

2019




Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы для 3 класса Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир».

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). В авторскую программу изменения не внесены.

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают

познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

  1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.

  2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

  3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

  4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

  5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.

  6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.

Отбор конкретного естественно-научного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.

  1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

  2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

  • уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;

  • необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;

  • зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;

  • преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

  1. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.



Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны научиться:

называть (приводить примеры):

  • тела живой и неживой природы;

  • планеты Солнечной системы (2-3);

  • свойства воздуха, воды;

  • состав почвы;

  • древние города и их достопримечательности;

  • имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);

  • причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

различать (соотносить):

  • год, век, арабские и римские цифры;

  • названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;

  • растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

  • животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);

  • приспособления животных к среде обитания;

  • особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;

  • понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

  • объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

  • характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;

  • характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;

  • раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

  • составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;

  • соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;

  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);

  • рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;

  • работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

  • ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);

  • различать географическую и историческую карты;

  • анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

  • проводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства;

  • проводить классификацию животных по классам; выделять признаки  классификации;

  • рассказывать об особенностях быта людей в различные исторические времена;

  • ориентироваться в сущности и причинах различных событий в истории родной страны (крепостное право, возникновение ремёсел, научные открытия);

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Планируемые результаты освоения предмета

Освоение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностные результаты  представлены двумя группами целей.

Первая группа целей: освоение ребёнком нового статуса как ученика и школьника:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ гражданской идентичности;

  • формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов;

  • формирование понимания особой роли России в современном мире;

  • формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры;

  • понимание особой роли России в мировой истории;

  • воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране;

  • воспитание уважительного отношения к истории страны;

  • воспитание любви к родному краю;

  • воспитание любви к своей семье;

  • воспитание гуманного отношения к людям;

  • воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе;

  • принятие норм нравственного поведения в природе;

  • принятие норм нравственного поведения в обществе;

  • принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование основ экологической культуры;

  • понимание ценности любой жизни;

  • освоение правил индивидуальной безопасности жизни с учётом изменений среды обитания.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции;

  • регулятивные как овладение способами организации, планирования различных видов деятельности;

  • коммуникативные как способности в  связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.

Содержание программы

3 класс (70 ч)

 

Введение (1 ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятии «историческое время»;

  • различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

Земля — наш общий дом (10 ч)

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;

  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;

  • анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

  • характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;

  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

  • описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

  • называть источники воды, характеризовать различные водоемы;

  • моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;

  • объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Растительный мир Земли (11 ч)

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать значение растений для жизни;

  • различать(классифицировать) растения разных видов, описывать их;

  • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

  • проводить несложные опыты по размножению растений;

  • приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).





Грибы (2 ч)

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Универсальные учебные действия:

  • объяснять отличия грибов от растений;

  • различать грибы съедобные от ядовитых.

Животный мир Земли (12 ч)

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Как человек одомашнил животных.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать роль животных в природе;

  • приводить примеры(классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;

  • характеризовать животное как организм;

  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

  • приводить примеры (конструировать)цепи питания;

  • составлять описательный рассказ о животных разных классов;

  • составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;

  • ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Универсальные учебные действия:

  • воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;

  • составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;

  • описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;

  • воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Универсальные учебные действия:

ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;

рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;

приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;

называть древние города, описывать их достопримечательности;

ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;

объединять(обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;

называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

Обсуждено

на заседании ШМО _____________________________

_____________________________

__________/__________________/

«___»____________2019 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР


_____________Блинова Ю.В.

«___»____________2019 г.

Утверждаю

Директор школы


_____________Козин С.В.

«___»____________2019 г.

Календарно-тематическое планирование

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 «Б»

Учитель: Станаева Марина Вячеславовна

Количество часов: 70 всего, 2 в неделю.

Планирование составлено на основе программы: УМК начальная школа 21 века

Учебник: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.

Дополнительная литература: Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 – 4 классы Н. Г. Белицкая, А. О. Орг. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.





п/п

Сроки проведения

Тема урока

Количество часов

По плану

По факту

1

05.09


Где и когда ты живёшь.

1

2

06.09


Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Счёт лет в истории.

1

3

12.09


Природные тела и явления. Природные и искусственные тела.

1

4

13.09


Солнечная система. Солнце-звезда. Наша планета-Земля.

1

5

19.09


Условия жизни на Земле. Значение солнца для жизни на Земле.

1

6

20.09


Водная оболочка Земли. Значение воды для жизни на Земле.

1

7

26.09


Воздушная оболочка Земли. Значение воздуха для жизни на Земле.

1

8

27.09


Человек познаёт мир. Как изображают Землю.

1

9

03.10


Географическая карта.

1

10

04.10


Зачем нужен план. Чтобы не заблудиться в лесу.

1

11

10.10


Проверка знаний по разделу "Земля - наш общий дом".

1

12

11.10


Бактерии и грибы. Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии.

1

13

17.10


Грибы. Какие бывают грибы. Шляпочные грибы.

1

14

18.10


Грибы. Идем в лес за грибами.

1

15

24.10


Растения.

1

16

25.10


Если бы на Земле не было растений.

1

17

07.11


Разнообразие мира растений (флора). Водоросли. Мхи. Папоротники.

1

18

08.11


Хвойные растения. Покрытосеменные (цветковые) растения. Растения прекрасные, но опасные.

1

19

14.11


Растения- живые существа (организмы). Корень, его значение.

1

20

15.11


Побег, лист, стебель, цветы, плоды - части растений.

1

21

21.11


Как плоды и семена попадают на новые территории.

1

22

22.11


Размножение растений.

1

23

28.11


Культурные растения в жизни человека.

1

24

29.11


Культурные растения в жизни человека.

1

25

05.12


Красная книга России. Красная книга Московской области. (растения)

1

26

06.12


Красная книга России. Красная книга Московской области. (животные)

1

27

12.12


Проверка знаний по теме «Растения, грибы, бактерии».

1

28

13.12


Животные. Разнообразие мира животных (фауна).

1

29

19.12


Разнообразие мира животных (фауна).

1

30

20.12


Беспозвоночные животные. Каких животных называют беспозвоночными.

1

31

26.12


Разнообразие насекомых. Пауки.

1

32

27.12


Позвоночные животные.

1

33

09.01


Птицы.

1

34

10.01


Млекопитающие.

1

35

16.01


Животные – живые существа (организмы).

1

36

17.01


Природные сообщества.

Контрольная работа №2 по теме: «Царства природы».

1

37

23.01


Почему люди приручили диких животных. О заповедниках.

1

38

24.01


Проверка знаний по теме «Животные»

1

39

30.01


Как люди узнают о прошлом.

1

40

31.01


Как образовалось государство Русь?

1

41

06.02


Первые русские князья.

1

42

07.02


Первые русские князья.

1

43

13.02


Как Москва стала столицей.

1

44

14.02


Иван IV Грозный – первый русский царь.

1

45

20.02


Петр I Великий.

1

46

21.02


Екатерина II Великая.

1

47

27.02


Последний российский император Николай II.

1

48

28.02


Советская Россия. СССР.

1

49

05.03


Из истории имён. Как рождались имена. Отчество, фамилия.

1

50

06.03


Какими были жилища.

1

51

12.03


Какими были жилища.

1

52

13.03


Как одевались, во что обувались. По одежке встречают…

1

53

26.03


Как одевались, во что обувались. По одежке встречают…

1

54

27.03


Старинная трапеза. Щи да каша. Особенности северной кухни. Кавказская кухня.

1

55

02.04


Старинная трапеза. Щи да каша. Особенности северной кухни. Кавказская кухня.

1

56

03.04


Проверка знаний по теме «Наша Родина: от Руси до России».

1

57

09.04


Что создавалось трудом крестьянина? Труд в крестьянском хозяйстве. Тяжёлый труд крепостных.

1

58

10.04


Что создавалось трудом крестьянина? Труд в крестьянском хозяйстве. Тяжёлый труд крепостных.

1

59

16.04


Что создавалось трудом ремесленника и рабочего? Что такое ремесло. Игрушки делать- тоже ремесло. О гончарном ремесле. О веретене, прялке и ткацком станке. Оружейных дел мастера.

1

60

17.04


Что создавалось трудом ремесленника и рабочего? Что такое ремесло. Игрушки делать - тоже ремесло. О гончарном ремесле. О веретене, прялке и ткацком станке. Оружейных дел мастера.

1

61

23.04


О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России.

1

62

24.04


О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России.

1

63

30.04


Быстрее, дальше, выше…О пароходе. Об автомобиле. О самолёте и аэростате. Время космических полётов.

1

64

08.05


Быстрее, дальше, выше…О пароходе. Об автомобиле. О самолёте и аэростате. Время космических полётов.

1

65

14.05


Быстрее, дальше, выше… О первых железных дорогах.

1

66

15.05


Быстрее, дальше, выше… О первых железных дорогах.

1

67

21.05


Итоговое повторение.

1

68

22.05


Экскурсия. Трамвайное депо.

1

69

28.05


Проверка знаний по теме «Как трудились в старину».

1

70

29.05


Охрана природы. Правила поведения в природе летом.

1