ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 3 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 №254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"
Постановление от 29 декабря 2010 г. №189 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях».
Постановление от 30.06.2020 №16 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
Авторская программа начального общего образования по окружающему миру 1-4 класс А.А. Плешаков (УМК «Школа России»), утверждённая Министерством образования и науки РФ, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённая Министерством образования и науки РФ, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённая Министерством образования и науки РФ.
Учебный план МБОУ СОШ №10 г. Сальска (утвержден приказом директора от 01.09.2021 №170);
Календарный учебный график МБОУ СОШ №10 г. Сальска (утвержден приказом директора от 01.09.2021 №170);
Расписание МБОУ СОШ №10 г. Сальска на 2021-2022 учебный год.
Место курса «Окружающий мир» в учебном плане:
Рабочая программа предусматривает обучение окружающему миру в 3 классе в объёме 68 часов (из расчета 2 часа в неделю; 34 учебных недели). В связи с государственными праздниками количество часов составило 65 часов, уменьшилось на 3 часа за счет уплотнения итогового повторения.
В 3 классе обучается Носик Владимир – ребенок с ОВЗ (адаптированная программа 7.2 для детей с ЗПР). Поэтому применяется индивидуальный подход с учетом его психофизиологических особенностей. Решением медико-педагогической комиссии освоение минимума содержания учебных программ определено с ориентацией на адаптированную программу для детей с задержкой психического развития.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
УМК для обучающихся:
А.А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2018.
УМК для учителя:
А.А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2018.
Дополнительная литература:
А.А. Плешаков Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014
А.А Плешаков От земли до неба: атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений– М.: Просвещение, 2020.
А.А Плешаков С.А. Плешаков "Окружающий мир. 3 класс. Проверочные работы. ФГОС"– М.: Просвещение, 2020.
Н.Ю. Васильева Поурочные разработки по окружающему миру к УМК М.И. Моро Школа России ФГОС: 3 класс. – М.: ВАКО, 2020
Электронные учебные пособия:
* Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир». 3 класс
* Презентации по предмету «Окружающий мир » 3 класс
* Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
* Учи.ру https://uchi.ru/
Материально-техническое обеспечение
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Магнитная доска.
Персональный компьютер.
Демонстрационные плакаты, таблицы.
Модели дорожных знаков, транспортных средств, часов.
Электронные образовательные ресурсы, соответствующие теме. (Единая коллекция образовательных ресурсов.http://school-collection.edu.ru/)
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны – соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определенным царствам и другим изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
обнаруживать связь между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания. Детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке ( с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учетом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научиться:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т.д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи ( с учетом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов всех его участников.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформулированы:
овладения основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры; эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в её многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира;
эстетические чувства нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (приведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека. Гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Формы контроля
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них |
Проекты | Самостоятельные работы/тесты | Проверочные работы |
1. | Как устроен мир | 7 | 1 | 1 | 1 |
2. | Эта удивительная природа | 19 | 1 | 2 | 1 |
3. | Мы и наше здоровье | 10 | 1 | 1 | 1 |
4. | Наша безопасность | 8 | 1 | 1 | 1 |
5. | Чему учит экономика | 12 | 1 | 1 | 1 |
6. | Путешествие по городам и странам | 12 | 1 | 1 | 1 |
| | 68 | 6 | 7 | 6 |
Содержание
Тема 1. Как устроен мир (7 часов)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Тема 2. Эта удивительная природа (19 часов)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Тема 3. Мы и наше здоровье (10 часов)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Тема 4. Наша безопасность (8 часов)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Тема 5. Чему учит экономика (12 часов)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Тема 6. Путешествие по городам и странам (12 часов)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Календарно-тематическое планирование курса окружающий мир. 3 класс. 65 часов (2 часа в неделю)
№ п/п | Тема раздела/ урока | Кол-во часов | Тип/форма урока | Вид деятельности | Вид/форма контроля | Дата |
Как устроен мир (8ч) |
1 | Дорогие третьеклассники! | 1 | вводный | -Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир», -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить | фронтальный | 02.09 |
2 | Природа | 1 | предметный | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных | фронтальный | 07.09 |
3 | Человек | 1 | обобщающий | В ходе выполнения дети учатся: - определять цель проекта, - распределять обязанности по проекту в группах, - собирать материал в дополнительной литературе, Интернете, - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки) | проект | 09.09 |
4 | Общество | 1 | вводный | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -определять место человека в мире, -характеризовать семью, народ, государство как части общества, - обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества, - сопоставлять формы правления в государствах мира | фронтальный | 14.09 |
5 | Российская Федерация | 1 | комбинированный | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить - анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы | фронтальный | 16.09 |
6 | О чем расскажет план | 1 | комбинированный | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу | фронтальный | 21.09 |
7 | Что такое экология | 1 | комбинированный | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу | фронтальный | 23.09 |
8 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Как устроен мир" | 1 | обобщающий | -выполнять тесты с выбором ответа, оценивать правильность работы; -оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; -адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | индивидуальный | 28.09 |
Эта удивительная природа (18 ч) |
9 | Звездное небо - Великая книга природы | 1 | комбинированный | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать тела и вещества, - приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ | фронтальный | 30.09 |
10 | Тела, вещества, частицы | 1 | комбинированный | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; - практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради | фронтальный | 05.10 |
11 | Разнообразие веществ | 1 | комбинированный | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - анализировать схему(диаграмму) с целью определения состава воздуха; - исследовать с помощью опытов свойств воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | фронтальный | 07.10 |
12 | Воздух и его охрана | 1 | комбинированный | - работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | фронтальный | 12.10 |
13 | Вода | 1 | комбинированный | - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | фронтальный | 14.10 |
14 | Превращения и круговорот воды | 1 | обобщающий | -работать со взрослыми: интервьюирование взрослых о мерах по охране воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | фронтальный | 19.10 |
15 | Берегите воду! | 1 | предметный | -анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений; -обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве | фронтальный | 21.10 |
16 | Что такое почва | 1 | комбинированный | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны; -знакомиться с группами растений по материалам учебника | фронтальный | 26.10 |
17 | Разнообразие растений | 1 | комбинированный | - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | фронтальный | 09.11 |
18 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | комбинированный | - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | фронтальный | 11.11 |
19 | Размножение и развитие растений | 1 | комбинированный | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить | фронтальный | 16.11 |
20 | Охрана растений | 1 | комбинированный | -работать с терминологическим словарём; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | фронтальный | 18.11 |
21 | Разнообразие животных | 1 | комбинированный | - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | | 23.11 |
22 | Кто что ест | 1 | обобщающий | -находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; -составлять и презентовать «Книгу природы родного края» | фронтальный | 25.11 |
23 | Размножение и развитие животных | 1 | | -работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | фронтальный | 30.11 |
24 | Охрана животных | 1 | обобщающий | - обсуждать материалы книг | фронтальный | 02.12 |
25 | В царстве грибов | 1 | комбинированный | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать понятия строение шляпочных грибов | фронтальный | 07.12 |
26 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Эта удивительная природа" | 1 | обобщающий | - выполнять тесты с выбором ответа, оценивать правильность работы | индивидуальный | 09.12 |
Тема 3. Мы и наше здоровье (9 ч) |
27 | Организм человека | 1 | вводный | - практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека; -работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | фронтальный | 14.12 |
28 | Органы чувств | 1 | комбинированный | - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | фронтальный | 16.12 |
29 | Надежная защита организма | 1 | комбинированный | -подготовить рассказ об уходе за кожей; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | фронтальный | 21.12 |
30 | Опора тела и движение | 1 | комбинированный | -работать с терминологическим словарём; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | фронтальный | 23.12 |
31 | Наше питание | 1 | обобщающий | -готовится к выполнению проекта «Школа кулинаров» | фронтальный | 28.12 |
32 | Дыхание и кровообращение | 1 | комбинированный | -характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме; -моделировать строение дыхательной системы; -характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; | фронтальный | 11.01 |
33 | Умей предупреждать болезни | 1 | комбинированный | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать факторы закаливания; | фронтальный | 13.01 |
34 | Здоровый образ жизни | 1 | комбинированный | -работать с терминологическим словарём; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | фронтальный | 18.01 |
35 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Мы и наше здоровье" | 1 | обобщающий | -выполнять тесты с выбором ответа, оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; -адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | индивидуальный | 20.01 |
Наша безопасность (8 часов) |
36 | Огонь, вода и газ | 1 | обобщающий | - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами | групповой | 25.01 |
37 | Чтобы путь был счастливым | 1 | комбинированный | -моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; - называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей | фронтальный | 27.01 |
38 | Дорожные знаки | 1 | комбинированный | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | фронтальный | 01.02 |
39 | Опасные места | 1 | комбинированный | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -актуализировать знание дорожных знаков, полученные в 1-2 классах | фронтальный | 03.02 |
40 | Природа и наша безопасность | 1 | обобщающий | В ходе выполнения проекта дети учатся: находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны. МЧС | взаимоконтроль | 08.02 |
41 | Экологическая безопасность | 1 | комбинированный | - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | фронтальный | 10.02 |
42 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Наша безопасность" | 1 | обобщающий | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | индивидуальный | 15.02 |
Чему учит экономика (12 часов) |
43 | Для чего нужна экономика | 1 | предметный | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить | фронтальный | 17.02 |
44 | Природные богатства и труд людей - основа экономики | 1 | комбинированный | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -раскрыть роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану | фронтальный | 22.02 |
45 | Полезные ископаемые | 1 | комбинированный | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах | фронтальный | 24.02 |
46 | Растениеводство | 1 | комбинированный | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1-2 классах | фронтальный | 01.03 |
47 | Животноводство | 1 | комбинированный | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1-2 классах; -работать с терминологическим словарём | фронтальный | 03.03 |
48 | Какая бывает промышленность | 1 | комбинированный | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров | фронтальный | 10.03 |
49 | Что такое деньги | 1 | обобщающий | В ходе выполнения проекта дети учатся: - собирать информацию об экономике своего города | групповой | 15.03 |
50 | Государственный бюджет | 1 | комбинированный | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля – продажа); моделировать ситуации бартера и купли- продажи | фронтальный | 17.03 |
51 | Семейный бюджет | 1 | комбинированный | -моделировать доходы и расходы государства в идее математических задач; -работать с терминологическим словарём; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | фронтальный | 29.03 |
52 | Экономика и экология | 1 | комбинированный | -обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными; -моделировать семейный бюджет; -работать с терминологическим словарём; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | фронтальный | 31.03 |
53 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Чему учит экономика" | 1 | обобщающий | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; | обобщающий | 05.04 |
Путешествие по городам и странам (12 часов) |
54-56 | Золотое кольцо России | 3 | комбинированный | -выполнять задания из электронного приложения к учебнику; --с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | фронтальный | 07.04 12.04 14.04 |
57 | Наши ближайшие соседи | 1 | комбинированный | -обсуждать, почему с государствами соседями нужно иметь добрососедские отношения; -выполнять задания из электронного приложения к учебнику; -работать с терминологическим словарём; -с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией | фронтальный | 19.04 |
58 | На севере Европы | 1 | комбинированный | -соотносить государства и их флаги; -узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; их замечательных людей; -составлять вопросы к викторине по странам севера Европы | фронтальный | 21.04 |
59 | Что такое Бенилюкс | 1 | комбинированный | -используя дополнительную литературу, находить интересных фактов по изучаемым странам; -работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга | фронтальный | 26.04 |
60 | В центре Европы | 1 | комбинированный | -работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии | фронтальный | 28.04 |
61-62 | По Франции и Великобритании | 2 | комбинированный | -работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции и Великобритании; | фронтальный | 05.05 12.05 |
63 | На юге Европы | 1 | комбинированный | -работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | фронтальный | 17.05 |
64 | Всемирное наследие | 1 | комбинированный | -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; -определять цели международного туризма; | фронтальный | 19.05 |
65 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Путешествие по городам и странам" | 1 | обобщающий | -выполнять тесты с выбором ответа; -оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; | индивидуальный | 24.05 |
13