СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание курса охватывает весьма оюширный круг вопросов от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Школа России»






II.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

• Приказа Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

• Образовательной программы начального общего образования по окружающему миру, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС)

• авторской программы по окружающему миру А. А. Плешакова «Окружающий мир».

• образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Коробецкой средней школы;

• учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Коробецкой средней школы на 2017-2018 учебный год;

• Приказа Минобрнауки России «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования».

• Положения о рабочей программе учебных предметов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Коробецкой средней школы.


Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, сво­его места в нём;

  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффек­тивного и безопасного взаимодействия в социуме.

  5. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Место предмета в учебном плане.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю (34 недели).









Рабочая программа реализуется при работе с УМК:


Программа:

Плешаков А.А. Окружающий мир. Сборник рабочих программ « Школа России» 1-4 класс пособие для учителей общеобразоват. учреждений С. А. Анащенкова (и др.) М.Просвещение 2016г.

Учебни­к Плешаков А.А. «Окружающий мир» 4 класс: учебник для уч-ся общеобразоват. учреждений в 2-х частях – М.Просвещение, 2016 г.

Тетради:

Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для уч-ся общеобразоват. учреждений в 2-х частях – М.:Просвещение, 2017 г.

Плешаков А.А. «От земли до неба». Атлас-определитель: пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений: М.: Просвещение, 2016

Тесты. Окружающий мир. 4 класс. М. «Вако» 2017год.

2. Информационно – коммуникативная среда.

Окружающий мир: электронное приложение к учебнику Плешаков А.А. (CD)






III. Планируемые результаты изучения курса.


Личностные результаты.

В результате изучения курса «Окружающий мир» в 4 м классе учащийся научится:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Учащийся научится:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Учащийся научится:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

обучающийся научится:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Учащийся получит возможность:

  • оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её по­лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:

  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для пре­зентации.





В результате изучения окружающего мира

Учащийся научится

знать/понимать:

  • название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города, села;

  • государственную символику России;

  • государственные праздники;

  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

  • правила сохранения и укрепления здоровья;

  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь:

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

  • различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

Учащийся получит возможность научиться:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

  • ориентирования на местности с помощью компаса;

  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  • ухода за растениями (животными);

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.









IV. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобу­са и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на жи­вую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в исто­рии. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международ­ное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Междуна­родная Красная книга.

Практические работы:

движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца,

знаком­ство с картой звёздного мира,

поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географиче­ской карте,

знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёр реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы:

поиск и показ на физической карте равнин и гор России;

поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России;

поиск и показ на карте природных зон России;

рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике,

рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре,

рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов,

рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей,

рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь,

рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков.

Родной край - часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водо­ёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Расте­ниеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсии:

Природное сообщество «Водоем»;

Растения и животные леса;

Родной край - часть большой страны.

Практические работы:

знакомство с картой родного края;

рассматривание образцов полез­ных ископаемых, определение их свойств;

рассматривание гербарных экземп­ляров растений леса, их распознавание;

рассматривание гербарных экземп­ляров растений луга, их распознавание;

рассматривание гербарных экземп­ляров растений пресных водоемов, их распознавание;

рассматривание гербарных экземп­ляров растений полевых культур, их распознавание;


Страницы Всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестья­нина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Креще­ние Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы стра­ны в ХШ-ХУ вв.

Наше Отечество в 15- 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия По­жарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепро­ходцы. Культура, быт и нравы страны в 15- 17 вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Пе­тербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кре­стьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь стра­ны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник. Ельня – город воинской славы

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спут­ника Земли.

Ю. Гагарин - наш земляк. Полёт в космос Ю. А. Гагарина. Космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Современная Россия (9 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство крупные города, истори­ческие места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.







V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

Количество часов

по программе

Количество часов

по авторской программе

Экскурсии

Практические работы

Проекты

Контроль

1.

Земля и человечество

9

9


Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Знакомство с картой звёздного мира.

Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географиче­ской карте.

Знакомство с историческими картами.


1

Тест №1

2.

Природа России

10

10

Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1

Растения и животные леса. Экскурсия № 2

Поиск и показ на физической карте равнин и гор России.

Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России.

Поиск и показ на карте природных зон России.

Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.



Провероч-ная работа№1

3.

Родной край – часть большой страны

15

15

Родной край – часть большой страны. Экскурсия №3

Знакомство с картой края;

Рассматривание образцов полез­ных ископаемых своего края, определение их свойств; Рассматривание гербарных экземп­ляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя;

Зна­комство с культурными растениями края.


Презентация проектов.


1

Тест №2


Провероч-ная работа№2

Тест №3

4

Страницы всемирной истории

5

5




Тест№4

5

Страницы истории России

.

20

20



2

Провероч-ная работа №3

6

Современная

Россия

9

9




Тест №5


Контроль-ная (итоговая работа)


Итого

68

68

3

19

4

4/5











Календарно-тематическое планирование

окружающий мир 4 класс УМК «Школа России»


Раздел.

Название темы.

Дата план.

Дата

факт.

Коррети-ровка

Домашнее задание


Земля и человечество 9 часов

1

Мир глазами астронома.






2

Планеты Солнечной системы.


Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»





3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»





4

Мир глазами географа.


Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»





5

Мир глазами историка







6

Когда и где?


Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами»





7

Мир глазами эколога





8

Сокровища Земли под охраной человечества.

Всемирное наследие .

Тест №1





9

Международная Красная книга. Тест №2

Проект «Красная книга»






Раздел «Природа» (10 час)

10

Равнины и горы России.


Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»





11

Моря, озёра и реки России.


Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»





12

Природные зоны России.


Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»





13

Зона арктических пустынь.


Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»





14

Тундра.


Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»





15

Леса России.


Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»





16

Растения и животные леса. Лес и человек.

Экскурсия № 2





17

Зона степей.


Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей»





18

Пустыни.


Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»






19

У Чёрного моря.


Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».


Тест № 2






Раздел Родной край – часть большой страны (15)

20

Родной край – часть большой страны. Экскурсия №3





21

Наш край.


Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края»





22

Поверхность нашего края





23

Водные богатства нашего края





24

Наши подземные богатства.


Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»





25

Земля - кормилица. Проект «Земля –кормилица»





26

Жизнь леса.


Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»





27

Жизнь луга.


Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»





28

Жизнь в пресных водах.


Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»





29

Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»





30

Животноводство в нашем крае





31

Проверим себя и оценим свои достижения.






32

Проект «Красная книга»,

Презентация проектов.


Тест № 3






Раздел:Страницы Всемирной истории 5 часов

34

Начало истории человечества





35

Мир древности: далёкий и близкий





35

Средние века: время рыцарей и замков





37

Новое время: встреча Европы и Америки





38

Новейшее время: история продолжается сегодня.


Тест № 4






Раздел Страницы истории России 20 часов


39

Жизнь древних славян





40

Во времена Древней Руси





41

Страна городов





42

Из книжной сокровищницы Древней Руси





43

Трудные времена на Русской земле





44

Русь расправляет крылья





45

Куликовская битва





46

Иван Третий





47

Мастера печатных дел





48

Патриоты России





49

Пётр Великий





50

Михаил Васильевич Ломоносов





51

Екатерина Великая.


Проект.





52

Отечественная война 1812 года.





53

Страницы истории XIX века





54

Россия вступает в XX век





55

Страницы истории 1920 – 1930-х годов





56-57

Великая война и великая Победа. Ельня – город воинской славы





58

Страна, открывшая путь в космос. Ю. Гагарин - наш земляк.


Тест № 5






Раздел: Современная Россия 9 часов

59

Основной закон России и права человека





60

Мы – граждане России





61

Славные символы России





62

Такие разные праздники





63

Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)





64

Путешествие по России

(по Уралу, по северу европейской России)





65

Путешествие по России

(по Волге, по югу России)





66-67

Итоговое повторение





68

Презентация проектов






Итого: 68 часов



























Итоговая контрольная работа по «Окружающему миру»

УМК «Школа России» 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Контрольная работа проводится в форме теста, разработанного в соответствии с курсом «Окружающий мир» УМК «Школа России» и с учетом требований ФГОС и представлена в двух вариантах, одинаковых по уровню трудности

Цель: оценить уровень индивидуальных достижений выпускников начальной школы по усвоению государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру.

Поставленная цель определила характер проверочных заданий, форму контроля и оценку выполнения работы.

Итоговая контрольная работа

за курс начальной школы по окружающему миру

ученика (цы) 4 класса _________________________

Вариант 1

  1. Как называется наука о небесных телах? Обведи нужную букву

а) история

б) география

в) экология

г) астрономия

  1. Какое свойство воздуха позволяет нам видеть вокруг нас все окружающее?

а) отсутствие запаха

б) прозрачность

в) упругость

г) бесцветность

  1. Что должны делать люди для охраны водоемов?

а) не купаться в реках и озерах

б) уничтожать обитателей водоемов

в) поливать огороды водой из рек и озер

г) расчищать берега водоемов от мусора

  1. Какое растение не является луговым?

а) тысячелистник

б) мятлик

в) тимофеевка

г) тростник

  1. Подчеркни лишнее слово в каждой строке:

а) овес, просо, лук, пшеница

б) огурец, кабачок, чеснок, вишня

в) груша, абрикос, гречиха, смородина

г) капуста, лилия, ирис, флоксы

  1. Как ты поступишь, если увидишь в лесу незнакомое растение с красивыми ягодами?

а) попробую на вкус, чтобы решить, можно их есть или нельзя;

б) соберу ягоды, чтобы угостить знакомых и друзей:

в) сорву ягоды вместе с ветками и выброшу;

г) пройду мимо, так как незнакомое растение, даже его часть, есть опасно.

  1. Мой край расположен на материке:

а) Африка;

б) Австралия;

в) Евразия;

г) Северная Америка.

  1. Место, где река берет свое начало, называют:

а) левым притоком;

б) истоком;

в) правым притоком;

г) устьем.

  1. Из какого полезного ископаемого получают металлы?

а) из гранита;

б) из руды;

в) из угля;

г) из нефти.

  1. Плодородие почвы зависит от количества в ней:

а) песка;

б) глины;

в) перегноя;

г) солей.

  1. О какой природной зоне идет речь в строчке стихотворения?

«Южнее полосы лесов лежит ковер из трав, цветов»

а) зона тундры;

б) зона лесов;

в) зона степей;

г) зона арктических пустынь.

  1. Мышцы при выполнении физических нагрузок утомляются. Определите, что надо делать, чтобы не допустить утомления.

а) отказаться от любого физического труда;

б) чередовать труд и отдых или разные виды труда;

в) не ходить на уроки физкультуры, не заниматься спортом;

г) принимать специальные лекарства.

  1. Что служит органом обоняния?

а) язык

б) кожа

в) глаза

г) нос

  1. Укажи порядок расположения полос на Государственном флаге Российской Федерации (снизу вверх):

а) красная, синяя, белая;

б) синяя, красная, белая;

в) белая, синяя, красная;

г) белая, красная, синяя

  1. Когда французская армия во главе с Наполеоном вторглась на территорию России?

а) в 1821 году

б) в 1818 году

в) в 1812 году

г) в 1815 году

  1. Кто проявил полководческий талант в сражении на льду Чудского озера?

а) Дмитрий Донской

б) Александр Невский

в) Иван Калита

г) Юрий Долгорукий

  1. Христофор Колумб открыл:

а) Антарктиду

б) Америку

в) Африку

г) Австралию


18.День Победы мы отмечаем:

а) 23 февраля

б) 12 июня

в) 9 мая

г) 1 сентября

Итоговая контрольная работа

за курс начальной школы по окружающему миру

ученика 4 класса _________________________

Вариант 2

  1. Как называется наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения?

Обведи нужную букву

а) астрономия

б) археология

в) история

г) география

  1. Какой газ поглощают все живые существа при дыхании?

а) углекислый газ

б) кислород

в) природный газ

г) азот

  1. Какое утверждение неверно?

а) лес – защитник почвы

б) лесов так много, что вырубить их невозможно

в) лес очищает воздух

г) лес защищает почву от разрушения

  1. К растениям пресного водоема не относятся?

а) кубышка

б) кувшинка

в) тимофеевка

г) стрелолист

  1. Подчеркни лишнее слово в каждой строке:

а) земляника, слива, просо, яблоко;

б) рожь, морковь, тыква, томаты;

в) ячмень, укроп, овес, гречиха;

г) гладиолус, пион, смородина, астра.

  1. Во дворе появилась незнакомая собака и маленькие дети стали с ней играть. Какой совет ты им дашь?

а) Собака - друг человека, поэтому с ней можно играть;

б) надо взять палку и прогнать собаку со двора:

в) с такой собакой играть нельзя, потому что она может быть больной и агрессивной;

г) нужно громко закричать, чтобы собака испугалась и убежала.

  1. Мой край находится в природной зоне:

а) тундры;

б) степи;

в) лесов;

г) пустынь.

  1. Какое явление в жизни растений можно наблюдать весной?

а) созревание плодов и семян;

б) простановка роста и развития;

в) распускание почек, цветение;

г)отмирание надземной части у травянистых растений .

  1. Какое полезное ископаемое используется в строительстве?

а) гранит;

б) каменный уголь;

в) торф;

г) природный газ.

  1. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

а) песок;

б) глина;

в) ил;

г) перегной.

  1. Какая природная зона описана в тексте?

Лето теплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, т. к. они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен.

а) тундра;

б) тайга;

в) пустыня;

г) арктическая пустыня.

  1. К органам дыхания не относятся:

а) легкие;

б) сердце;

в) трахея;

г) бронхи.

  1. Защита внутренних частей тела человека от повреждений, от холода и жары, болезнетворных бактерий – это работа:

а) скелета;

б) мышц;

в) кожи;

г) сердца

  1. Как называется наша Родина, наша страна?

а) Русь;

б) Белоруссия;

в) Российская империя;

г) Россия, Российская Федерация

  1. Когда началась Великая Отечественная война?

а) 22 июня 1941 г.

б) 9 мая 1945 г.

в) 1 сентября 1939 г.

г) 7 ноября 1941 г.

  1. В каком городе был открыт первый музей России - Кунсткамера?

а) в Москве

б) в Санкт-Петербурге

в) во Владимире

г) в Ярославле

  1. Кто был русским первопечатником:

а) Дмитрий Донской

б) Иван Федоров

в) Иван Грозный

г) Христофор Колумб

  1. Впервые человек побывал в космосе:

а) 11 апреля 1962 г.

б) 12 апреля 1951 г.

в) 12 апреля 1961 г.

г) 11 апреля 1957 г.



Ответы:

1 вариант

2 вариант

1 - Г

1 - Б

2 - Б

2 - Б

3 – Г

3 - Б

4 - Г

4 - В

5 – а) лук, б) вишня, в) гречиха, г) капуста

5 – а) просо, б) рожь, в) укроп, г) смородина

6 - Г

6 - В

7 - В

7 - В

8 - Б

8 - В

9 - Б

9 - А

10 - В

10 - Г

11 - В

11 - Б

12 - Б

12 - Б

13 - Г

13 - В

14 - А

14 - Г

15 - В

15 - А

16 -Б

16 - Б

17 - Б

17 - Б

18 - В

18 - В

Оценивание тестов

За правильно выполненное задание ставится 1 балл

В задании 5 максимальное количество баллов – 4 (по одному баллу за каждый правильно выбранный вариант ответа)

Максимальное количество баллов за работу - 21

Для обработки тестов учитель может пользоваться пятибалльной системой оценки

21-20 баллов – «5»

15-19 баллов – «4»

11-14 баллов – «3»

Ниже 10 – «2»

АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

за 2016 - 2017 учебного года

4 класс

Дата:

Количество учеников по списку _____

Работу писали _____ уч.

Написали на: «5» - ___ уч.

«4» - ___ уч.

«3» - ___ уч.

«2» - ___ уч.

% качества знаний – _________

% успеваемости- ___________

Средний балл – ___________.

Учитель _________________________________________