СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса.»

РАЗДЕЛ I

СОДЕРЖАНИЕ


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс

Раздел

Кол-во часов

1

Кто и что?

14

2

Как, откуда и куда?

11

3

Где и когда?

9

4

Почему и зачем?

15


Итого:

49



Что и кто? (14 час)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с от­дельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местнос­ти по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с се­менами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение пред­метов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьюте­ром, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государ­ственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.


Как, откуда и куда? (11 часов)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электро­приборами. Сборка простейшей электрической цепи (по ус­мотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с призна­ками живого и условиями, необходимыми для жизни орга­низмов. Простейшие правила ухода за комнатными растени­ями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. За­бота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо изве­стные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Где и когда? (9 часов)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают ди­нозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.


Почему и зачем? (15 часа)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учи­теля). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нуж­но рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему ово­щи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Авто­мобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомоби­ли будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные по­езда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные сред­ства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.



Формы организации работы:


  1. Индивидуальная

  2. Групповая

  3. Парная

  4. Фронтальная

  5. Проектная деятельность

  6. Практическая работа


Виды учебной деятельности:


Учащиеся осваивают первоначальные умения:

  • задавать вопросы;

  • вступать в учебный диалог;

  • выдвигать предположения и доказывать их;

  • пользоваться условными обозначениями учебника;

  • оценивать результаты своей работы на уроке.

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Что и кто?

  • работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

  • сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;

  • рассказывать о малой родине и Москве как столице государства;

  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

  • рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;

  • работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;

  • обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

  • работать с взрослыми: находить информацию о народах своего края;

  • рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;

  • узнавать достопримечательности столицы;

  • работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников;


В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

  • фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;

  • находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

  • интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;

  • составлять устный рассказ;

  • выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

  • оценивать результаты собственного труда и труда товарищей;

  • наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;


  • моделировать форму Солнца;

  • работать в паре: моделировать форму созвездий;

  • работать с взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями. Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради);

  • выполнять практическую работу: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;

  • различать гранит, кремень, известняк;

  • работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

  • выполнять практическую работу в группе: находить у растений их части, показывать и называть;

  • работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку;

  • наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам;

  • выполнять практическую работу: определять комнатные растения с помощью атласа определителя;

  • различать изученные растения;

  • работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знании о родине комнатных растений, осуществлять самопроверку

  • приводить примеры комнатных растений;

  • рассказывать об особенностях любимого растения;

  • наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;

  • выполнять практическую работу: определять растения цветника с помощью атласа-определителя;

  • работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;

  • рассказывать о любимом цветке;

  • наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях

  • узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях-

  • сравнивать и группировать листья по различным признакам;

  • выполнять практическую работу в группе: определять деревья по листьям; -

  • описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;

  • различать лиственные и хвойные деревья;

  • выполнять практическую работу в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя;

  • сравнивать ель и сосну;

  • описывать дерево по плану;

  • группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

  • рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию « о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;

  • работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых

  • с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых;

  • сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам;

  • моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;

  • работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;

  • описывать рыбу по плану;

  • приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;

  • выполнять практическую работу: исследовать строение пера птицы;

  • работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;

  • описывать птицу по плану;

  • выполнять практическую работу: исследовать строение шерсти зверей;

  • работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку:

  • устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;

  • характеризовать назначение бытовых предметов;

  • находить на рисунке предметы определённых групп;

  • работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку

  • приводить примеры предметов разных групп;

  • определять составные части компьютера;

  • характеризовать назначение частей компьютера;

  • сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;

  • работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;

  • моделировать устройство компьютера:

  • соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;

  • выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;

  • характеризовать опасность бытовых предметов;

  • работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;

  • моделировать устройство светофора;

  • оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге;

  • использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

  • работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;

  • моделировать форму Земли;

  • выполнять тестовые задания учебника;

  • оценивать свои достижения и достижения других учащихся

  • обсуждать выступления учащихся:

  • рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

  • называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

  • рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;

  • оценивать значение семьи для человека и общества.


В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

  • отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;

  • интервьюировать членов семьи;

  • оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

  • составлять экспозицию выставки;



Как, откуда и куда?

  • прослеживать по рисунку-схеме путь воды;

  • обсуждать необходимость экономии воды;

  • выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

  • выполнять практическую работу: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

  • отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;

  • запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;

  • анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

  • выполнять практическую работу в паре: собирать простейшую электрическую цепь;

  • наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;

  • работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку;

  • различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки;

  • прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море;

  • сравнивать реку и море;

  • различать пресную и морскую воду;

  • выполнять практическую работу в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды;

  • выполнять практическую работу в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;

  • наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;

  • наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;

  • прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения;

  • формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений;

  • выполнять практическую работу в паре: ухаживать за комнатными растениями;

  • наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;

  • выполнять практическую работу в паре: ухаживать за животными живого уголка;

  • наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в при- роде;

  • обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;

  • выполнять практическую работу в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;

  • запомнить правила подкормки птиц;

  • определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;

  • обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

  • выполнять практическую работу в группе: сортировать мусор по характеру материала;

  • выполнять практическую работу в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;

  • обсуждать источники появления загрязнений в снеге;

  • формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;

  • обсуждать условия интересной и успешной учёбы;

  • работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;

  • рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения.


В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

  • фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т.д.;

  • коллективно составлять рассказ о школе и классе;

  • презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);


Где и когда?

  • анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее;

  • работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль;

  • называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;

  • анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы: использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;

  • называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;

  • работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;

  • наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;

  • выполнять практическую работу в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;

  • рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

  • приводить примеры животных холодных районов;

  • устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

  • выполнять практическую работу в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку;

  • приводить примеры животных жарких районов;

  • устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

  • различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек;

  • работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку;

  • объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;

  • приводить примеры зимующих и перелётных птиц;

  • прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды: описывать одежду людей по рисунку;

  • отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;

  • работать в паре: различать типы одежды в зависимости от ее назначения,

  • подбирать одежду для разных случаев;

  • работать с взрослыми: изготавливать маскарадный костюм;

  • сравнивать старинные и современные велосипеды;

  • работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку;

  • обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

  • запомнить правила безопасной езды на велосипеде;

  • сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;

  • определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;

  • работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием;

  • рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;


Почему и зачем?

  • сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

  • работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку;

  • использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва;

  • работать с взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва:

  • анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

  • моделировать из пластилина форму Луны;

  • рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку;

  • работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради;

  • наблюдать за дождями и ветром:

  • работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку;

  • анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира;

  • выполнять практическую работу в паре: исследовать возникновение и распространение звуков;

  • обсуждать, почему и как следует беречь уши:

  • описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

  • запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;

  • высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;

  • работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку;

  • описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);

  • обсуждать наше отношение к домашним питомцам;

  • рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

  • выполнять практическую работу в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;

  • участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;


В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

  • наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;

  • фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;

  • составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх.


  • работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку

  • рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других Людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;

  • устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника;

  • определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса;

  • объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину;

  • работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку;

  • оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»;

  • формулировать правила поведения в природе;

  • сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека;

  • работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку;

  • оценивать правильность своей подготовки ко сну;

  • рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»;

  • определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе;

  • различать овощи и фрукты: группировать (классифицировать) их с ипользованием цветных фишек, осуществлять самопроверку:

  • работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма;

  • запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов;

  • обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук;

  • отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение;

  • рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;

  • выполнять практическую работу в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук;

  • запомнить, что зубная щетка и полотенце у каждого человека должны быть личные;

  • формулировать основные правила гигиены;

  • различать средства связи и средства массовой информации;

  • рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов;

  • объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов;

  • работать в паре; сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприемники);

  • обсуждать назначение Интернета;

  • моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону;

  • классифицировать автомобили и объяснять их назначение;

  • работать в паре; по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку;

  • использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания;

  • классифицировать поезда в зависимости от их назначения;

  • работа в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль;

  • использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда;

  • классифицировать корабли в зависимости от их назначения;

  • рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле;

  • работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку;

  • классифицировать самолёты в зависимости от их назначения;

  • рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте;

  • работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта, проводить самопроверку и взаимопроверку;

  • обобщать сведения о транспорте;

  • обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте;

  • работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае;

  • участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации:

  • работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте;

  • участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации;

  • рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;

  • моделировать экипировку космонавта;

  • участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»;

  • приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;

  • оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них,

  • участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»,

  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

  • выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

  • обсуждать выступления учащихся;

  • оценивать свои достижения и достижения других учащихся









РАЗДЕЛII

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты

Обучающийся научится:

• правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);

• различать флаг и герб России;

• узнавать некоторые достопримечательности столицы;

• называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

• проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;

• проводить опыты с водой, снегом и льдом;

• различать изученные объекты природы (камни, растения,

животных, созвездия);

• различать овощи и фрукты;

• определять с помощью атласа-определителя растения и животных;

• описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);

• сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;

• сравнивать реку и море;

• использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

• находить на глобусе холодные и жаркие районы; •

различать животных холодных и жарких районов;

• изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;

• различать прошлое, настоящее и будущее;

• называть дни недели и времена года в правильной последовательности;

• соотносить времена года и месяцы;

• находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

• объяснять причины возникновения дождя и ветра;

• перечислять цвета радуги в правильной последовательности;

• ухаживать за комнатными растениями, животными живого

уголка;

• мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

• раздельно собирать мусор в быту;

• соблюдать правила поведения в природе;

• правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

• подбирать одежду для разных случаев;

• правильно обращаться с электричеством и электроприборами;

• правильно переходить улицу;

• соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;

• различать виды транспорта;

• соблюдать правила безопасности в транспорте.


.



РАЗДЕЛ III



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество уроков

Дата проведения

Примечание

по плану

фактически


Раздел «Что и кто?» (14ч.)

2 четверть

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью.

Наша Родина-Россия.

Народы России.

1

11.11



Москва — столица России.

Моя малая Родина. Проект «Моя малая Родина».

1

13.11



Дневное и ночное небо. Солнце. Звёзды и созвездия.

Камни как природные объекты.

Практическая работа «Определяем камни»

1

18.11



Растения, их разнообразие. Практическая работа «Изучаем части растений»

1

20.11



Комнатные растения. Практическая работа «Определяем комнатные растения»

Растения цветника. Практическая работа «Определяем растения клумбы»

1

25.11





Деревья возле школы.

Практическая работа «Определяем деревья по листьям»

Лиственные и хвойные деревья Практическая работа «Определяем хвойные деревья»

1

27.11



Насекомые как группа животных.

1

02.12



Рыбы — водные животные.

1

04.12



Птицы. Практическая работа «Исследуем перья птиц»

1

09.12



Звери.

Практическая работа «Исследуем шерсть зверей»

1

11.12



Предметы, которые окружает нас дома.

Знакомство с компьютером

1

16.12



Что вокруг нас может быть опасным.

1

18.12



Первоначальные сведения о Земле.

1

23.12



Обобщение по разделу «Что и кто?»

1

25.12



3 четверть

Раздел «Как, откуда и куда? » (11 ч)


Семья. Проект «Моя семья».

1

13.01



Вода. Значение воды в доме. Практическая работа «Выполняем опыты с водой»

1

15.01



Электричество.

Практическая работа «Собираем электрическую цепь»

1

20.01



Письмо. Знакомство с работой почты

1

22.01



Реки и моря. Практическая работа «Готовим «морскую» воду»

1

27.01



Снег и лёд. Практическая работа «Выполняем опыты со снегом и льдом»

1

29.01



Растение как живой организм. Практическая работа «Учимся ухаживать за комнатными растениями»

1

03.02



Животные как живые организмы Практическая работа «Учимся ухаживать за животными живого уголка»

1

05.02



Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Практическая работа

«Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц»

1

10.02



Источники мусора в быту.

Практическая работа «Учимся сортировать мусор»

Источники загрязнения нашей плане­ты. Практическая работа «Исследуем снежки и снеговую воду»

1

12.02



Обобщение по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».

1

24.02




Раздел «Где и когда?» (9ч)

Когда учиться интересно.

1

26.02




Проект «Мой класс и моя школа».

1

02.03



Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее.

Смена времён года.

1

04.03



Жи­вотный мир холодных районов Земли.

Животный мир жарких районов Земли.

2

09.03

11.03





Зимующие и перелётные птицы.

1

16.03



История появления одежды и развития моды.

История появления велосипеда.

2

18.03

01.04




4 четверть



Когда мы станем взрослыми.

1

06.04



Обобщение по разделу «Где и когда?».

Проект «Мой класс и моя школа».

1

08.04



Раздел «Почему и зачем?» (15 ч)

Солнце — ближайшая к Земле звезда

1

13.04



Луна — спутник Земли.

1

15.04



Причины возникновения дождя и ве­тра.

1

20.04



Разнообразие звуков в окружающем мире Практическая работа «Изучаем возникновение звуков»

1

22.04



Радуга — украшение окружающего мира

1

27.04



Домашние питомцы.

Проект «Мои домашние питомцы».

1

29.04



Луг. Правила поведения налугу.

Лес. Правила поведения в лесу.

1

04.05



42,43

Значение сна в жизни человека

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека.

2

06.05




11.05



44

Важнейшие правила гигиены.

Средства массовой информации.

1

13.05



45

Автомобили — наземный транспорт

Поезда — наземный и подземный транспорт

1

18.05



46

Корабли (суда) — водный транспорт.

Самолёты — воздушный транспорт.

1

20.05



47

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта

1




48

Космос.

Первоначальное представление об экологии.

1




49

Обобщение по разделу «Почему и зачем?». Проект «Мои домашние питомцы».

1